![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
manastāḿ mūdhatāḿ viddhi yadā naśyati sā ‘ nagha
cittanāśābhidhānaḿ hi tadā sattvamudetyalaḿ (16)
ВАСИШТХА продолжал:
Когда ум Витахавьи стал совершенно беспристрастным и полностью свободным в результате практики пытливости, у него возникли благие качества вроде дружелюбия и т.д.
РАМА спросил:
Если ум растворился в абсолютном Брахме, у кого же тогда возникли такие качества, как дружелюбие и т.д.?
ВАСИШТХА ответил:
О, Рама, есть два типа «смерти ума». Один – это когда форма ума остается, а другой – когда даже форма исчезает. Первый имеет место, когда мудрец еще жив; и последний проявляется, когда он покидает тело. Существование ума порождает несчастье; а его исчезновение дает радость. Ум, нагруженный обусловленностью и пойманный собственной обусловленностью, вызывает повторяющиеся рождения. Такой ум несет несчастья. То, что считает «своими собственными» качества, не имеющие начала, это – джива. Она появляется в уме, не имеющем знания о «я», и потому несчастна.
Пока есть ум, нет конца страданиям. Когда ум исчезает, исчезает и проявленность мира. Ум служит зерном страдания.
Сейчас я расскажу тебе, как исчезает ум. Когда счастье и несчастье не отвлекают человека от его высшей умиротворенности, то его ум известен как мертвый. Тот, в ком понятия «это – я» и «это – не я», ограничивающие сознание, не возникают, у того ум мертв. Тот, у кого сами понятия несчастья, бедности, ликования, гордости, вялости и возбуждения не возникают, у того ум мертв и он освобожден при жизни.
Сама природа ума – глупость. Поэтому, когда он умирает, возникают чистота и благородные качества. Некоторые мудрые люди рассматривают «чистый ум» как состояние исключительной чистоты, преобладающей у мудреца, ум которого мертв. Поэтому такой ум освобожденного мудреца полон благородных качеств вроде дружелюбия и т.д. Существование (sattā) такого природного благородства у освобожденного мудреца известно как саттва, чистота и т.д. Поэтому оно также называется «смерть ума, при которой сохраняется форма».
Смерть ума, при которой даже форма исчезает, бывает у мудрецов, покинувших тело. В случае такого ума от него не остается и следа. Это невозможно описать положительными фразами: в нем нет ни качеств, ни их отсутствия, ни добродетели, ни ее отсутствия, ни света, ни тьмы, нет понятий вообще, нет обусловленности, нет ни бытия, ни небытия. Это – состояние высшей безмятежности и равновесия. Кто поднялся выше ума и разума, тот достиг этого высшего состояния умиротворенности.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!