Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Под истиной в науке и философии понимается адекватное, т.е. правильное отражение действительности.
Для классической науки действительность является только объективной реальностью и истина для нее – правильное описание предмета в понятиях теории, объективное содержание знания. Заблуждение же она видит, прежде всего, в субъективных представлениях, неизбежно привносимых в знание.
Наука использует правила верификации для того, чтобы подтвердить полученное знание и отделить в нем истину от заблуждения, объективное содержание от личных взглядов, мнений или психологических особенностей субъекта.
Классическая научная философия разрабатывает методологические принципы такого различения, т.н. «критерии истины» - важнейшие способы проверки теории, суть которых заключается в редукции теоретического уровня предмета к опытному.
Как известно из курса классической философии,
критериями истины выступают:
1. Наблюдение. Это – базовый критерий истины, лежащий в основе всех остальных. Наблюдение, это - целенаправленное и регистрируемое созерцание, протекающее без вмешательства наблюдателя и предназначенное для восприятия разыскиваемых признаков предмета познания. Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение есть получение человеком опыта контакта с внешним миром объективной реальности. Внутреннее наблюдение является приобретением опыта встречи с основаниями своего внутреннего мира. Наблюдение следует отличать от повседневного, обыденного восприятия. Результат наблюдения должен быть понятным для всех и обладать потенциалом всеобщности.
2. Эксперимент, т.е. наблюдение предмета в искусственно смоделированных условиях и под контролем наблюдателя. Задача эксперимента в том, чтобы спровоцировать проявление разыскиваемых признаков.
3. Логика, которой является уже разработанная и подтвержденная научная теория. Знания о новом предмете считаются истинными, если они соответствуют сложившимся теоретическим взглядам.
4. Соответствие картине мира. Для науки это, чаще всего, соотнесенность проводимого исследования с научной школой. Для философии и теории культуры, это – соотнесенность с традицией философской и культурологической мысли.
5. Красота теории (т.н. “эстетический критерий”). Его суть в простоте и гармоничности теории. Простота состоит в объяснении предмета из наименьшего числа предпосылок и при минимуме дополнительных и непроверенных предположений. Красота же заключается в логической стройности и непротиворечивости теории, в наименьшем числе логических построений, необходимых для теоретического объяснения предмета.
6. Практика. Этот критерий обусловлен практической нацеленностью современной науки. Разработанная теория должна применяться к практическим целям. Если она дает ожидаемый эффект, то она правильна, в противном же случае, она ошибочна.
7. Общественно-историческая практика. Это – один из наиболее распространенных вариантов соотнесенности с картиной мира. Считается, что в силу сложности и изменчивости любого предмета познания, наиболее надежным критерием служит массовое практическое подтверждение полученного знания в течение длительного (в масштабах исторической эпохи) времени.В действительности, применение такого критерия всегда затрудняется тем, что чем больше людей вовлечено в такую практику и чем дольше продолжается эпоха, тем больше возрастает роль субъективности. Начинается разброс взглядов, мнений, интерпретаций, толкований, усиливается влияние интересов, уровня образованности, личных способностей множества вовлеченных в общественно-историческую практику людей.
Данное понимание истины и ее критериев по-прежнему правомерно для естествознания и для всех научных дисциплин, ориентированных на познание объективности и на ее практическое видоизменение.
Однако если гуманитарная наука нацелена, прежде всего, на рефлексию и творчество культурного самобытия человека, причем, под человеком понимается не абстрактный «некто», а конкретные люди, идентифицирующие себя с самими собой, во всем их многоразличии, то в этой науке представление об истине должно соотноситься с творчеством и индивидуальным самоопределением людей по отношению к их личной внешней реальности.
Если истина, как утверждается в классической философии, есть адекватное отображение объективной действительности, то она зависит от того, каковы действительность и объективность.
У физики действительностью выступает внешний суперчеловеческий, суперсоциальный и суперкультурный материальный мир, а объективность – независимость такого мира от познающего сознания. Для нее классическое представление об истине во многом сохраняется, да и вряд ли когда-нибудь утратит значение.
Гуманитарные же науки, определяя себя как сферу познания, отличную от естествознания, формируются из-за того, что сами сознание и культура все отчетливее и рациональнее отделяют себя от объективной физической реальности и конституируются как особая, не физическая и не материальная природа. Даже в советском материализме применительно к сознанию приходилось давать специфическую интерпретацию понятию материальности.
Действительность для гуманитарных наук не сам мир, а бытие человека в мире, противоречивое единство объективности и субъективности. Объективность же для них не внешняя, а внутренняя устойчивость и необходимость самобытия субъекта и его независимость от собственных произвольных фантазий. Отсюда и объективность истины должна характеризовать, в первую очередь, самобытность субъекта и то место в мире, какое субъект сам себе определяет.
А следовательно, гуманитарная истина, это – истина поиска, творчества, и самоопределения. И мы непогрешим против нее, если скажем, что своя истина есть у заблуждения, своя у ума, и своя у глупости, что у правосудия – одна истина, а у преступления – другая. Понятие истины применительно к человеческому самобытию в самодекларациях принимает облик «правоты», а значит, по-своему правы граждане тех штатов, где путем голосования число π приравнено к 3 и где научные гипотезы происхождения человека в школах голосованием заменены на богословские. Они всего лишь публично декларируют свою истину и демонстрируют, каковы они по их внутренней природе.
Научная истина, в отличие от личной правоты, так или иначе, но должна быть общезначимой и характеризовать всех. Это означает, что, не смотря на многообразие частных истин, они получают научный статус лишь тогда, когда в них обнаруживаются некоторые сходные или совместимые черты. Попробуем назвать какие-нибудь из таких признаков.
Истина гуманитарной науки является в конечном счете истиной о человеке как мыслящем, одушевленном и одухотворенном существе, о его жизни в мире, прежде всего, в социальном и о культуре как объективированном продукте его деятельности. Она имеет творческий, а следовательно, исторически и регионально меняющийся характер и нередко обозначается более слабыми понятиями достоверности, правды и правдоподобия. Вместе с этим, гуманитарная наука нацеливается на констатацию внутренней необходимости человеческого самобытия и определение природы человека, отличающей его от других вещей и существ. Такая природа трактуется как «предельное понятие о человеке», «Высшая», «конечная», «предельная» истина, проявляющаяся в правде и правдоподобии. Однако многими подходами XX века такая истина не признается и в расчет не принимается.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 589 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!