Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На мой взгляд, эта программа, сложившаяся в эпоху расцвета Просвещения, исследует «человека вообще» даже тогда, когда направляет свой взгляд на конкретных людей.
Ее предметом выступает абстракция действительных человеческих существ. Ее цель – раскрытие и определение сущности человека, обнаруживаемой либо во всемирной духовности, либо в тотальной материальности, либо в социальности. Человек представляется проявлением материи, общества или мирового духа. Познание же регулируется основным методологическим приемом – редукцией всего многообразия личностей к единому сверхличностному материальному, духовному или социальному основанию, где понять и объяснить внутренний мир человека, на самом деле, значит редуцировать всё его многообразие, например, к материалистической и позитивистской картине мира.
Классицизм характеризуется отсутствием индивидуального начала. Будучи предобусловленным Средневековьем, он требует от гуманитарного познания строить теории по образцу средневековой схоластики, заменяя Бога – абстрактной сверхиндивидуальной силой (материя, социум, мировой дух). Согласно такому образцу, с опорой на философские традиции и на унаследованные культурой предпосылки, постулируется минимальное число аксиом, из которых по правилам дедукции объясняется весь мир, в том числе, и человек с его мышлением.
Классицизм объясняет человека, редуцируя его к первоначалам, его объяснение выглядит как редукция к виду животных (человек – продукт биологической эволюции), к объективной реальности (человек – продукт эволюции материи), к космической духовности (человек – продукт последовательных самоотчуждений и превращений мирового духа), к религиозным или бытовым традициям (человек – творение Божье, или он – культурное существо). Редукция к всеобщим основаниям превращает предмет исследований в абстракцию, а креативность гуманитарного познания воплощает ее в самого человека, тем самым, реально создавая абстрактную личность. Например, это – личность узкого специалиста, личность политика, художника или классического рассеянного ученого чудака XIX века.
В отдельном исследовании такой методологический подход выступает порождением иерархически выстроенной картины мира, а следовательно, убеждением, ограничивающим подбор конкретных методов и их ориентацией на цель редукции.Цель программы (человек вообще) в исследовании конкретизируется с приближением до малых социальных групп и типов личности, и тогда познавать конкретного человека как всеобщее существо, означает познавать его основания, условия жизни и отношение к ним.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!