Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для человеческого восприятия то, что не имеет формы, не имеет и бытия. Бесформенность хаотична, в ней растворяются вещи, души, общественные институты, всё в ней плавится и превращается в хаос[3]. Вместе с этим, хаос еще является и возможностью появления новых форм, творческим потенциалом. Поэтому перед разумом всегда стоит проблема преодоления хаоса и такого его оформления, чтобы он сохранялся в качестве внутреннего ресурса общественной жизни, необходимого для решения новых проблем и выхода из новых ситуаций. В этом заключается проблема оптимального соотношения хаоса и порядка: как найти их меру, позволяющую сохранять порядок, но не ликвидирующую творческий потенциал? Как воспроизводить форму общественной жизни в качестве упорядоченной системы, канализирующей творческую активность и направляющей ее во благо, а нее во вред?
Абсолютный хаос губителен, но абсолютный порядок безжизнен. Поэтому право как одна из форм общественного порядка и способов его поддержания тоже не может быть абсолютным. Оно сохраняет в себе правотворческий потенциал и является конкретным, воспроизводящим типичные, общепринятые правовые формы для типичных ситуаций, но и создающим новые формы, регулирующим новые ситуации. Для этой цели, в частности, используется законотворчество, прецедент, суд присяжных и т.д.
Как справедливо пишет Ю.Г.Ершов: «Общественное отношение приобретает юридический характер не потому, что уже имеется разработанная норма права, регулирующая поведение людей в его рамках, но потому, что в самом содержании общественного отношения есть признаки права. Правовые нормы и принципы выступают специфической формой фактических общественных отношений. Они призваны закреплять, освящать и охранять объективно необходимые порядки, в которых всегда присутствует, как определенный масштаб свободы действий человека, возможность выбора целей и средств их достижения, и определенный масштаб ограничения этого выбора» (5. – С.540).
Каждая цивилизация, имея свою рациональность, рассматривает общественную жизнь под своим углом зрения и создает собственный тип правопорядка. Это побуждает пересматривать и изменять правовые идеи, выдвинутые в другие эпохи и в других обществах, по крайней мере, давать им свою интерпретацию.
Любая правовая система и правотворчество адекватны только в рамках своей культурно-исторической эпохи и своего социума. Распространение правопорядка за их пределы требует уже межкультурного и межцивилизационного диалога и совмещения ценностно-нормативных систем.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!