Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Идею парадигмы предложил Т.Кун. После его ставшей классической монографии «Структура научных революций», под парадигмой чаще всего понимается общепризнанный образец, предписывающий нормативы познания или практики. Распространено следующее ее определение, парадигма, это - «совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований» (3. – С.512). Сам Т.Кун указывал: «Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму» (2. – С.226).
Со времен выхода книги Т.Куна, появилась возможность расширить это понятие, опираясь на представление о том, что любая человеческая деятельность включает в себя момент рационального познания (4). Рациональность опосредует межчеловеческие отношения, а следовательно, способна как разделять, так и объединять людей. Выступая формой, объединяющей человеческое общество, она приобретает качество социокультурной парадигмы.
Такая парадигма образуется в межсубъектном общении и взаимодействии, и обусловливает повседневную систему норм общественной жизни. Сегодня рационально очерченной структурой и формой современности выступает повседневность (13, 14).
В экзистенциальном диалоге в повседневности складывается своеобразная кластерная или полифокальная социология, восходящая к индивидуальному поступку личности (рис. 1). Действуя на основе присущих ему представлений, человек встречается с встречными поступками и представлениями других людей. Необходимость совместного бытия разных индивидов обусловливает интеграцию представлений и их последующую объективность в смысле независимости от личных предпочтений. Объективируясь, представления в итоге совместно формируют парадигму, превращающуюся в абстрактный субъект нормотворчества и организации общественной жизни, в субъект рациональности.
Рис. 1. Парадигма полифокальной социологии
- индивиды
- взгляды, представления, убеждения
- социокультурная парадигма
- Исторические предпосылки, социальные и географические условия.
Под социокультурной парадигмой мы понимаем не просто образец или эталон научного познания и практики, а то, что служит основным принципом нормотворчества, то есть, свойственное культуре общественной жизни и в той или иной степени разделяемое каждым членом общества представление о человеке, мире и их соотношении.
Таким образом, парадигма в нашей работе рассматривается не гносеологически, а онтологически, как реальное основание любой социальной системы.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!