Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эпоха и современность являются двумя противоположными и взаимосвязанными способами теоретического описания общественной жизни людей. Каждый из них по-своему правомерен, однако, взятый абстрактно от другого и без учета его требований, каждый становится односторонним. Их корректное соотнесение позволяет их применять в качестве ограничений друг для друга. Только совместно они получают возможность с необходимой для практики точностью характеризовать общественную жизнь как непрерывно изменяющуюся целостность, состоящую из множества быстротекучих и взаимосвязанных явлений и процессов, но, при этом, обладающую относительно устойчивыми признаками.
Унаследованная современной Россией советская культурологическая мысль традиционно рассматривала общественную жизнь как проявление объективной материи и, в конечном счете, абсолютизировала законы природы. Мало от нее отличалась и западная мысль XIX века, склонная объяснять и конструировать социальные процессы на основе господствовавших в эпоху Просвещения идей той же материальной природы, либо на основе идеи Абсолютного Разума, столь же абстрактной и суперреальной, как и материя.
С конца XIX века в науку возвращается понимание природы не только как суперреальной и целостной громады мироздания, но и как целостной, конкретной вещи, как единичного процесса, входящего в состав мира. Тогда появилась возможность трактовать природу как то, что при-рождено вещам и процессам, то есть, а) как внешнюю природу - необходимую совокупность факторов, обусловливающих появление и существование отдельной вещи (процесса) в ее конкретности и б) как внутреннюю природу - собственное качество вещи обеспечивающее ее данность и самобытность. В первом случае в науке выходит на передний план идея традиции, во втором случае – самобытности.
Сегодняшнее понимание природы позволяет рассматривать общественную жизнь в виде целостности (общество как самодостаточная система) и в виде многообразия (индивиды, составляющие общество). Как следствие изменения представлений о природе, в социальных и гуманитарных взглядах начинает преобладать плюрализм и мультикультурализм, мультипарадигмальный и диалогический подходы, оппонирующие традиционным монизму и монологизму. В правовых и политических концепциях, при этом, возросла роль идеи консенсуса.
Заметим, что изменение представлений о природе не перечеркивает ее традиционное понимание как единого мироздания, но усиливает значение и роль отдельных и конкретных явлений. Это же, в свою очередь, позволяет рассматривать законы природы не как одинаковые правила, которым всё по Вселенной соответствует, а как продукт комплементарности, взаимодополнимости внутренне различных вещей. Целостность мира при этом понимается не как единство и взаимосвязь на базе повсеместной одинаковости, но скорее в смысле соборности многообразия.
Представление об эпохе как супериндивидуальном целом позволяет использовать понятие законов природы в их социальной модификации, трактуя их как законы истории, обусловливающие общественную жизнь.
Представление о современности как непосредственно переживаемом предмете исследований вводит в научный оборот понятие законов свободы, которые рассматриваются двояко:
1. Законы свободы, это – законы истории, не обусловливающие общественную жизнь, но складывающиеся в ее процессе;
2. Законы свободы, это – система норм индивидуальной жизни, ограничивающая произвол индивидов, но предоставляющая для него строго очерченное пространство.
В отличие от законов природы, предписывающих человеку типы поведения (биологические законы жизнедеятельности организма, физические законы тяготения и т.п.), законы свободы не обладают столь диктаторским характером, но указывают, что их нарушение влечет за собой негативные последствия, способные перевесить любой ожидаемый субъектом результат.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 620 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!