Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Комфортного получения формального дополнительного образования и повышения квалификации из фонда обучающих программ системы дистанционного обучения госслужащих



Получения неформального обучения, через доступ к профессиональной социальной сети. Через доступ к корпоративным и личным блогам как к источником информации.

Профессионального саморазвития и самореализации сотрудников консорциума. Через доступ к корпоративной википедии, в которой специалисты публикуют свои «ноу-хау» и через доступ к корпоративной краудсорсинговой экспертной площадке, на которой происходит генерация и экспертиза новых идей.

Система управления учебными продуктами должна включать следующие основные функциональные подсистемы: обучение; разработку контента; хранение; тестирование кадров; передачу данных; библиотеки; репозитарий. Система должна обеспечить: поддержку дистанционного обучения; подключение учебного контента сторонних разработчиков, соответствующего международным стандартам SCORM и AICC; эргономичный интерфейс (удобную систему навигации, наличие системы контекстной помощи); персональный доступ пользователя; разграничение прав доступа различных пользователей; защиту и конфиденциальность информации.

7. Процесс управления образовательной системой консорциума.

Система управления обучением представляет собой программный продукт, предназначенный для организации обучения, доставки электронного контента, сбора отчётности и документирования контроля о прохождении обучающимися учебных программ. LMS охватывает все аспекты процесса обучения, выступает как инфраструктурная основа.

Предназначение этих систем состоит в накоплении в структурированном виде корпоративной информации и баз знаний, предоставление удаленного доступа к системе обучения и введение единого стандарта деятельности для всех подразделений. Основные свойства систем заключены в возможности создания неограниченного количества учебных курсов любой сложности, обучении в реальном времени, персонализации обучения и управлении учебным процессом. Дополнительные свойства систем включают возможность интеграции с внешними информационными системами. Расширение базы знаний проводится за счёт: проектирования и включение в состав системы распределенных информационных баз данных; создания новых web-сервисов; разработки и тиражирования современных электронных средств обучения создания мультимедийных, презентационных, аудио- и видеоматериалов.

Качественные особенности LMS: централизация и автоматизация администрирования учебного процесса; сбор и консолидация учебных программ и материалов для масштабировании на веб- платформе; хранение и доставка по требованию образовательного контента; доступность технической поддержки и оказание консультационной помощи, через стандарты; повторное использование цифровых артефактов; самообслуживание обучающихся.

Объекты, хранящиеся в централизованном хранилище, могут быть доступны для повторного использования и модификации как для разработчиков курсов, так и экспертам. Что исключает дублирование работ и обеспечивает обновление содержания образования. Системы имеют инструменты синхронного и асинхронного интерактивного обучения на основе методологии учебных объектов. Функциональность LMS представлена следующими элементами: регистрация студентов, преподавателей, администраторов в личном кабинете; планирование, доставка и контроль прохождения учебных программ; сертификация управления и безопасностью; издательский цикл; интеграция производственных процессов; автоматизированный интерфейс.

8. Процессы стандартизации

Процесс управления образовательной системой консорциума не возможен без стандарта образовательной деятельности. Наличие стандарта дистанционного образования РАНХ и ГС обеспечит использование новых возможностей предоставляемых с постоянным развитием информационных технологий: многократное использование учебных материалов; широкое сотрудничество студентов и преподавателей; повышение производительности интеллектуального труда; координирование процесса обучения. Стандарт призван обеспечить унификацию работ в двух смежных, взаимообусловленных областях: на уровне организации в целом и на уровне технологической платформы управления обучением.

В концепции стандарта дистанционного образования РАНХ и ГС должны быть заложены принципы обновления старых, закончивших свой жизненный цикл технологических стандартов. В частности, возможность перехода в ближайшем будущем на стандарт Tin Can API.

Стандарт Tin Can API определяет нормативные требования в следующих предметных областях: новое мобильное поколение среды обучения, обновление реестров, игровые обучающие площадки, интеллектуальные репетиторы, адаптивное тестирование, виртуальные миры, хранилища 3D объектов. Стандарт ориентирован на оптимизацию работы с мобильными устройствами и на фиксацию каждой активности ученика. На сбор информации о результатах учебной деятельности, при частичном отсутствии интернет-соединения. В стандарте расширены возможности поддержки программ-симуляторов. Tin Can дает возможность оценивать достижения пользователя в полноценных декстопных программах-симуляторах. Tin Can API позволяет включить в учебную программу курса обучающие игры. Предоставляет возможность обмениваться релевантными данными с обучающими играми. В Tin Can, за счёт ручного ввода информации пользователем, предоставляется функция совмещения цифрового обучения с обучением в реальном мире

В России нет стандарта регламентирующего деятельность учебного заведения в области дистанционного образования. Наиболее удачным является опыт создания такого стандарта в Республике Казахстан. Стандарт «Организация обучения по дистанционным образовательным технологиям. Основные положения» разработан департаментом высшего и послевузовского образования министерства образования и науки республики Казахстан[43]. Этот стандарт может быть положен в основу концепции стандарта для системы ВУЗов РАНХ и ГС.

Стандарт дистанционного образования должен описывать нормативные требования, которые позволяют организовывать учебную работу и отслеживать производительность учебной деятельности в течение всего процесса обучения. Стандарт как документ определённого формата, утверждается признанным институтом стандартизации или принимается для использования руководящим органом отрасли де-факто, в качестве образца. Стандарт определяет: терминологию; модели управления обучением; модели данных, обеспечивающих информационный обмен; требования к уровню представления и структуре дистанционного курса; стандартизацию интерфейсов; формализацию представления результатов тестирования обучения; организацию процесса оценивания.

Рекомендуется разрабатывать стандарт дистанционного образования учебного заведения в разрезе следующих разделов:

1. область применения,

2. общие положения,

3. контингент обучающихся,

4. квалификационные требования,

5. требования к организации учебного процесса,

6. стандарт технологической платформы

7. дистанционные педагогические технологии,

8. учебные продукты и учебные объекты,

9. требования безопасности.

Стандартизации подвержены оборудование и программное обеспечение, в частности, программы, используемые в электронном обучении и существуют стандарты для языков программирования, операционных систем, форматов представления данных, протоколов связи, электронных интерфейсов поэтому требуется обоснование гармонизации взаимодействия этих технологических стандартов.

Стандарт дистанционного образования РАНХ и ГС должна учитывать то, что имеющиеся технологические стандарты обеспечивают возможность комбинировать оборудование и программы различных производителей. Целесообразно принять в качестве базового технологического стандарта – стандарт SCORM 2004 – 4th Edition.

Согласно требованиям SCORM, учебные программы должны содержать три основных компонента:

1. Язык взаимодействия программ (run-time communications) – иными словами, стандартный язык, на котором обучающая программа «общается» с системой организации обучения (LMS) или с виртуальной средой обучения (VLE).

2. Файл-манифест / пакет содержания (Content package). Этот файл содержит полное описание курса обучения и его составляющих.

3. Метаданные о курсе. Каждый фрагмент курса – изображение, страница HTML или видеоклип – ассоциируется с определенным файлом метаданных, в котором содержатся указания на то, что этот фрагмент собой представляет и где находится.

Стандарт, как инструмент развития системы дистанционного образования ВУЗа должен содержать описание возможности интеграции новых технологий и определять всю систему нормативных документов, регламентирующих управление системой дистанционного обучения.[44]

Таким образом, основе организационного проектирования деятельности учебно- технологического консорциума дистанционного образования государственных и муниципальных служащих, лежат принципы глубокого разделения и широкой кооперации педагогического труда. Это относится, прежде всего, к возможности производить продукты учебного назначения и учебные объекты в больших объёмах на тех производственных площадках, где достигнута необходимая концентрация интеллектуальных, материальных и технологических ресурсов.

Глава 5 Индустриализация производства учебных продуктов

Развитие новых информационных технологий позволяет модернизировать учебный процесс и повысить качество образования путем управления процессом производства учебных продуктов и объектов. В основе организации производства продуктов учебного назначения лежат гибкость и творческий подход и экономическая эффективность, основанная на специализации и производственной кооперации.

Производство продуктов учебного назначения, возможно, организовать на основе специализации производства отдельных элементов и последующей сборки продукта в единое целое. Специализация в образовании, как форма общественного разделения труда, выражается в выделении новых видов педагогического труда. Так, как нами показано в первой главе, в дистанционном образовании обособился новый вид товарной продукции - материалы учебного назначения: учебные продукты и учебные объекты. При производстве учебных продуктов, специализация проявляется в увеличение числа особых, самостоятельных видов деятельности и означает обособление производства разнородных учебных объектов и сокращение номенклатуры однородной продукции, при увеличении масштабов её производства. Увеличение числа особых, самостоятельных видов педагогической деятельности происходит не только в результате обособления производств разнородных продуктов учебного назначения, но и отдельных операций технологического процесса их изготовления.

В индустрии производства учебных продуктов, собственно организация производства, должна разворачиваться как система мер, направленных на рациональное сочетание в пространстве и времени творческих идей, вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.

Госстандартом разработана общая методология «системы разработки и постановки продукции на производство» (СРПП). Системой правил определяется порядок проектирования, производства и эффективного применения потребителем продукции. В СРПП определены организационно-технические принципы и порядок проведения работ по созданию высокоэффективной продукции. Система устанавливает функции заказчика (потребителя), разработчика, изготовителя продукции и предусматривает: разработку технического задания; разработку технической и нормативно-технической документации; изготовление и испытания образцов продукции; приемку результатов разработки; подготовку и освоение производства.

Производство учебных продуктов происходит в производственных подразделениях образовательных организаций – членах консорциума. Это – видео - и аудиостудии, студии по производству игр и программных продуктов, лаборатории и центры по разработке тестовых комплексов, мультимедиа и т.д.

Может быть предложена следующая модель организации производства и потребления учебных продуктов на базе технологической платформы консорциума (см. рисунок 7).

Технологическая платформа консорциума
Потребители
Конкурс
Производство


Рис. 7 Схема производства учебных продуктов

Определим наиболее чустительные параметры, которые необходимо учитывать при организации индустриального производства учебных продуктов:

А). Организация производства видеопродукции учебного назначения

Видео учебного назначения представляет собой набор типовых вариантов видеосюжетов различного вида и содержания, объединенных единой образовательной технологией и тематическим содержанием. По своей функциональной роли в учебном процессе видеоматериалы можно разделить на следующие группы: вводные видеолекции, тематические видеолекции, видео «ответы на часто задаваемые вопросы», сюжеты «ситуации и комментарии», учебные фильмы, игровые видеосюжеты, презентация курса.

Вводные видеолекции предваряют текстовые материалы теоретической части каждой темы. Их продолжительность 3-5 минут. Они представляют собой краткий по времени, но емкий по содержанию общий обзор основных позиций теоретической и практической частей темы с указанием ключевых разделов, на которые следует обратить повышенное внимание. Вводные видео-лекции позволяют Тематические видео-лекции содержат основной учебный материал темы, который необходимо усвоить слушателю. Они представляют собой 8-10-ти минутную часть типичной хорошо всем знакомой аудиторной лекции, в которой, присутствуют статические или динамические иллюстрации. Видеосюжеты «ответы на часто задаваемые вопросы» позволяют акцентировать внимание слушателя на ключевых аспектах изучаемого материала. Их длительность 3-5 минут. Видео «ситуации и комментарии» протяженностью 5-8 минут носят практический характер и основаны на описании реальных случаев. Учебные видеофильмы длительностью 8-10 минут представляют собой игровые видеосюжеты с участием профессиональных актеров. Они содержат разбор типичных управленческих и производственных ситуаций. Часть учебных фильмов может быть выполнена с использованием приемов документального кино, в котором видеоряд дополняется соответствующими разъясняющими комментариями.

Для организации потокового производства учебных видео требуется создать распределённую сеть ВУЗовских видеостудий. С учётом резкого снижения стоимости аппаратной и программной части видеопроизводства, основные затраты будут приходиться на оплату труда штатных работников видеостудий и авторское вознаграждение создателей видеопродукции. Типовой состав персонала видеостудии включает в себя следующих специалистов: видеоинженер, звукорежиссёр, инеженер-технолог, видеооператор; график-художник; сценарист; режиссер-постановщик.

Б). Производство мультимедиа

Под мультимедиа подразумевается комплекс связанных между собой элементов текста: графики, изображений, мультипликации, видео и звука. Мультимедиа представляет наиболее сложный вид учебной продукции. Понятие мультимедиа связано со всем спектром интерактивных технологий: от интерактивных видеосистем до новых видео обучающих методик (интерактивных фильмов, основанных на графике высокого разрешения) и моделей виртуальной реальности.

К классическим мультимедиа можно отнеси компьютерный учебник, которые представляет собой програмно- методологический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного изучения курса и включающий элементы лабораторного практикума и справочника. Предполагается, что в процессе работы с таким учебником студент не только получает свободный доступ к информации справочного характера, но и выполняет самостоятельные задания и проходит тестирование по темам курса. Наиболее показателен в этом отношении электронный учебник по статистике, разработанный отделом распространения и технической поддержки компании StatSoft. [45]

Для организации масштабного производства мультимедиа требуется привлечение высококвалифицированных специалистов в области педагогического дизайна, сценаристов, авторов. Типовой состав персонала подразделения по производству мультимедиа включает в себя следующих специалистов: инженер - программист; вэб-дизайнер; инеженер-технолог; системный администратор; автор контента; руководитель проекта. Так как эта область педагогическог производства ещё недостаточно исследована, то целесообразно, в рамках консорциума, выделить головное учебное заведение, которое могло бы взять на себя роль лидера в методологическом и методическом обеспечении производства мультимедиа.

В). Производство программных продуктов

Развёртывание собственного производства программных продуктов учебного назначения обусловлено тем, что специфика предметной области обучения – сфера государственного и муниципального управления лежит за пределами коммерческих интересов поставщиков программных продуктов. Процесс передачи изготовления специализированного программного обеспечения на аутсорсинг организационно сложен, так как, даже на стадии разработки технического задания на производство программного обеспечения, имеются глубокие противоречия между заказчиками и сторонними производителями по характеру работ, оценке стоимости и качеству исполнения работ.

К программным продуктам учебного назначения относятся: компьютерные лабораторные работы, супертьюторы, профтьюторы, И-тьюторы, Р-тьюторы, комплеи.

Лабораторные компьютерные занятия позволяют студентам приобрести навыки работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, электронными таблицами, программами управления базами данных. Овладеть знаниями в области издательских систем, сетевых технологий и технологий интернет. Компьютерный лабораторный практикум позволяет изучить модель изучаемого объекта, исследовать его динамические характеристики, численно и графически представить результаты исследования.

Супертьюторы – комплексные обучающие программы, содержащие необходимую информацию по изучаемому предмету, средства закрепления и проверки полученных знаний.[46]

Профтьюторы – это программные продукты, которые реализуются в предметно –ориентированных средах, представляют собой пакеты программ, позволяющих оперировать с объектами определенного класса. Это - учебные объекты, обучающие работе с программами, используемыми в профессиональной деятельности (статистические пакеты, интернет-аналитика).

Профтьюторы применяются для небольших программ, которые могут быть установлены в компьютерных классах. И-тьюторы – программы, имитирующие работу студентов с прикладными информационно-консультационными программными системами (бухгалтерский учет и аудит, справочно-информационные правовые базы данных и т.п.).Р-тьюторы - исследовательские программы, развивающие у студентов умение проводить анализ и исследование по определенной проблеме.

Комплеи – компьютерные программы, выполненные в форме деловых игр. Такие продукты реализуются в играх и имитационных моделях экономических и технологических процессов, с возможностью выбора параметров управления этими процессами. Студент имеет возможность свободного создания и погружения в такую среду управления объектами, для проведения исследований.

Программные продукты учебного назначения имеют не только высокую познавательную ценность, как уникальные инструменты обучения, но и имеют высокую себестоимость. Они весьма востребованы на рынке образовательных продуктов и потенциально могут выступать самостоятельным коммерческим продуктом, В силу чего, создание специализированных профессиональных подразделений в составе РАНХ и ГС представляется весьма перспективным направлением развития инфраструктуры дистанционного образования. Сложность комплектования подразделения разработки программного обеспечения штатными работниками обусловлена высокой стоимостью найма рабочей силы: программистов, разработчиков и тестировщиков программного обеспечения, вэб-дизайнеров, системных администраторов, менеджеров проектов. Однако, создавать такие подразделения необходимо в каждом учебном заведении. А их работу выстраивать в рамках тесного сетевого взаимодействия, в рамках учебного консорциума.

Д). Производство образовательных игр и тренажеров

В практике российского высшего образования практически отсутствуют примеры использования компьютерных игр для целей образования. Исключением является «Global Management Challenge» («Глобальный управленческий вызов») – сетевая игра и одновременно крупнейшее в мире первенство по стратегическому менеджменту. В основе этой образовательной игры лежит компьютерный бизнес-симулятор (игровая модель), имитирующая процесс управления компанией в условиях глобальной конкуренции. В «Global Management Challenge» команды участников получают в управление виртуальные компании, разрабатывают стратегию и комплекс управленческих решений по ее реализации в прямой конкуренции друг с другом в моделируемой экономике и рынках (http://www.globalmanager.ru/). Сетевые игры представлены игрой «Виртономика» (http://virtonomica.ru/). В игре представлено несколько десятков отраслей экономики, более 100 различных продуктов.

По нашему мнению, в рамках учебно-технологического консорциума, целесообразно создать венчурный центр разработки игр в образовании. Так как, в стране практически отсутствуют специалисты в области компьютерных образовательных игр, то в составе центра следует сформировать команду энтузиастов – разработчиков, которой поручить разработку проекта одной-двух сетевых игр. К наиболее перспективным разработкам сетевых обучающих игр для системы обучения государственных и муниципальных служащих следует отнести разработку симуляторов «Управление большим городом», «Региональная экономика» и им подобные.

Проект можно осуществить, обратившись к профессиональным сообществам специалистов дистанционного образования[47]. На центр следует возложить разработку технологий образовательных игр и методик игрофикации, производство игр и симуляторов.

Е). Производство контрольно-измерительных материалов

К тестирующим комплексам выработаны нормативные требования.

Тестовые задания бывают четырёх форм: закрытые, открытые, на упорядочение, на соответствие. В тестовом задании закрытой формы должно быть 5-6 вариантов ответов, из которых правильных ответов должно быть 2-3. Открытая форма отличается тем, что варианты ответов не предъявляются испытуемому, и он должен самостоятельно написать ответ. В тестовом задании на упорядочение необходимо определить правильный порядок элементов (терминов, событий и проч.). В тестовом задании на соответствие определяется соответствие между группами элементов (терминов), расположенных рядом в двух столбцах.

Для производства тестовых комплексов целесообразно создать специализированные подразделения в каждом учебном заведении. Задача таких производственных структур обеспечить разработку новых методик и технологий тестирования, создания и поддержки в актуальном состоянии фонда контрольных заданий. Состав подразделения: программист, методист, преподаватели-предметники.

Таков перечень ключевых производств, необходимых для развёртывания, в рамках учебно-технологического консорциума, индустрии массового изготовления продуктов и объектов учебного назначения.

Бенчмаркетинговое исследование лучших практик организации производства учебных продуктов для системы дистанционного образования показывает, что широкомасштабное производство образовательного контента организовано в Современной гуманитарной академии (далее – СГА). Современная гуманитарная академия один из крупнейших вузов в России и Европе, в котором учится более 145 тысяч студентов. Реализует дистанционные технологии обучения на основе спутникового телевизионного вещания. Имеет более тысячи центров доступа к образовательному контенту. Осуществляет образовательный процесс по всей территории России и в странах СНГ. За 20 лет работы ВУЗ закончили 325 тысяч выпускников. По состоянию на октябрь 2013 года ведётся подготовка по направлению 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»[48].

В СГА создан департамент образовательного контента. Департамент является структурным подразделением академии, осуществляет производство образовательного контента по всем направлениям подготовки, формам и уровням образования, реализуемым в академии, в том числе по совместным проектам с вузами и организациями. Департамент осуществляет деятельность в кооперативном взаимодействии с другими структурными подразделениями и со сторонними организациями. Основными задачами департамента являются: дидактико-технологическая организация обучения, конструирование и разработка учебных курсов, производство учебных продуктов, в том числе: - техническая обработка текстов (набор, форматирование, корректура); - подготовка сценариев обучающих компьютерных программ, слайд-лекций; - приемка готовых учебных продуктов. Деятельность департамента обусловлена следующими основными функциями: разработка и актуализация образовательных программ; разработка технологии и дидактики образовательных процессов; производство, актуализация и закупка учебных продуктов; ведение базы образовательных программ и учебных продуктов. В состав Департамента входят следующие подразделения: отделение конструирования учебных курсов; отделение производства учебных продуктов (ОПК); отделение учебного планирования; группа администрирования программных комплексов; отделение дидактико-технологической организации обучения; центр экспертизы учебных продуктов; административная группа.

На отделения, входящие в состав департамента образовательного контента возлагаются функции:

отделение конструирования учебных курсов: —разработка перспективных и текущих планов разработки и модернизации учебных продуктов; разработка учебных продуктов для всех образовательных программ: бакалавриата, специалистета, магистратуры; системная инвентаризация учебных курсов с точки зрения актуальности; создание слайд-лекций (работа с преподавателями по текстам лекций, подготовка слайдов, организация записи звуковой дорожки); реализация совместных проектов с вузами-партнерами по созданию учебных продуктов; подготовка и актуализация методических материалов по разработке учебных продуктов.

отделение производства учебных продуктов: — прием текстовых материалов для технической обработки (рабочие чебники, методические пособия и др.; компьютерная обработка текстовых материалов (форматирование, макетирование, верстка текстового материала); контроль качества текстов, оригинал-макетов; оформление актов и паспортов учебных печатных материалов для передачи их на размещение в базу данных "Учебные продукты";— ведение архива электронного контента учебных печатных продуктов.

отделение учебного планирования: — формирование учебных планов по направлениям подготовки, специальностям, курсам для школьного, среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры; формирование учебных планов в системе зачетных единиц. Подготовка учебных планов для лицензирования и аккредитации; формирование образовательных программ по направлениям подготовки, специальностям, курсам для школьного, среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры.

отделение дидактико-техпологической организации обучения: - разработка и ведение дидактических матриц образовательного процесса для разных форм и вариантов обучения, для разных ступеней образования, для разных типов учебных центров; определение дидактики новых видов учебных занятий и новых видов учебных продуктов; выполнение функций заказчика и приемщика технологических циклов и готовых модулей; работа с базой данных "Учебные продукты", формирование паспортов на электронные учебные продукты; ведение справочников по видам занятий, видам учебных продуктов, разработчикам учебных продуктов.

Центр экспертизы учебных продуктов: координация работ по анализу виртуальных лабораторий по техническим специальностям; формирование каталогов инновационных курсов, программ, средств обучения; организация работы по участию в выставках, семинарах, конференциях по инновационным технологиям в образовании; дидактическая экспертиза инновационных курсов, программ и средств обучения; организация закупок образцов электронных учебных продуктов.

Группа администрирования программных комплексов: подготовка сводных каталогов учебных продуктов на предстоящий семестр; ведение базы (хранилища) учебных продуктов.

Административная группа: ведение базы данных сотрудников и преподавателей (разработчиков/составителей); предоставление в бухгалтерию документов для оплаты за разработку учебных продуктов; ведение делопроизводства; учет учебной нагрузки разработчиков/составителей, корректоров, рецензентов, операторов, в том числе по договорам подряда; инвентаризация основного оборудования, мебели и учет производственных площадей; расчет потребности в оборудовании, мебели, расходных материалах.

Таким образом, при планировании инфраструктуры по производству учебных продуктов типовыми структурными подразделениями выступают:

· научно-исследовательские подразделения;

· подразделения, обеспечивающие технологическое планирование, нормирование и стандартизацию производства;

· подразделения, обеспечивающие качество производимой продукции;

· производственные подразделения,

· депозитарий электронных учебных продуктов и объектов.

Производственные подразделения специализируются на следующих видах учебной продукции:

- производство текстов

- производство инфографики

- производство видео и мультимедиа

- производство программных продуктов

- производство контрольно-измерительных материалов

- производство образовательных игр

- производство 3Dобъектов, для виртуальных миров

- производство учебных объектов дополненной реальности

- производство тренажеров

Предварительная оценка необходимого количества учебных объектов для обеспечения общеобразовательной программы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», при общей трудоемкости основной образовательной программы бакалавриата в 240 зачётных единиц (8640 учебных часов) с учётом вариативности заданий, составляет не менее двадцати тысяч объектов учебного назначения. Расчёт минимального количества потребных учебных объектов по одному по направлению подготовки: 50 учебных дисциплин *10 тем* 40 объектов = 20000 объектов учебного назначения. Таким образом, общие затраты на производство учебных продуктов для системы смешанного (включающей, дистанционное) образования, при подготовке государственных служащих оцениваются в диапазоне от восьмидесяти до ста миллионов рублей на одно направление подготовки бакалавра. И до пятидесяти миллионов рублей на одно направление подготовки магистра.

Состав (педагогический дизайн) типового учебного продукта

1. Общее описание учебного продукта: Наименование курса идентификаторы, язык контента (русский, английский, др.), предметная область (государственное управление, муниципальное право и т.д.), ключевые слова. Описание жизненного цикла учебных объектов, включая: версию, статус. Содержание обучения, в том числе: текста, веб-страницы, изображения, звуковой дорожки, видео. Перечень учебных объектов: 60-70 объектов. Права, в том числе: авторские права, ограничения на использование, стоимость. Вид учебных объектов: презентация, видео, тренажер, симуляция, практика, моделирование, концептуальные модели.

2. Глоссарий терминов, в том числе: термины, определения, сокращения. Объемом не менее N*М терминов, где N = число учебных объектов в курсе, умноженное на М – минимальное количество терминов, нормативно устанавливаемая величина.

3. Учебные объекты

4. Карта знаний (граф, в вершинах которого находятся названия учебных объектов. Связи графа определяют последовательность изучения в учебном продукте: последующий учебный объект становится доступным после завершения изучения предыдущего).

Таблица 10

Структура типового учебного продукта

Вид учебного объекта Примерное количество учебных объектов в учебном продукте, ед. Характеристика единицы учебного объекта
текст 60 -100 2—10 тыс. знаков, иллюстрации. Файл в формате MS Word.  
тест 15 - 20 30 вопросов
презентация/ инфографика 15-20 до 20 слайдов.
видеоролик   15-20 7—15 мин.
аудиоролик 15-20 7—15 мин.
тренажер 1-5 Время тренировки до 30 мин.
симуляция 1-5 Время тренировки до 30 мин.
3D модель   Время обучения до 30 мин.
комплей 1-5 Время обучения до 30 мин.
программный продукт * (лицензионный) 1-2 Время обучения до 30 мин.

*- см. приложение Г[49]

Калькуляция типового учебного продукта, минимальной комплектации, состоящего из текста «теории», теста, презентации, видеоролика рассчитана нами по аналогии со стоимостью производства подобного вида товаров в коммерческом секторе.

1. Разработка структуры учебного продукта (сценария учебного курса) от 5000 руб до 10000руб.

2. Разработка контрольных материалов (по расценкам http://www.ast-centre.ru/prauslist_mau/845/) Стоимость одного тестового задания 40 руб. - в формате *.doc (документ MS Word 2003, 2007 Итого 900 заданий*40руб= 36000руб.

3. Видеосъёмка. (по расценкам http://stoptimeshow.ru/left/price): - Видеосъёмка деловых мероприятий 1 час от 2.500 руб.; Простой монтаж (вырезка неудачных моментов, наложение музыки) 1 час от 2.500руб; Cлайд – шоу от 6000 руб. Исходно: 60 модулей* 10 минут = 600 минут или 10 часов видеоматериала. Съёмка и монтаж – 5 тысяч рублей в час. Итого – 50 тыс. руб.

4. На 60 модулей требуется изготовить 600 - 900 слайдов. По аналогии за одно слайд-шоу в 50 слайдов = 6000 руб. Итого от 72 000 руб. до 108 000 руб.

5. Упаковка: Создание курса в формате SCORM с использованием анимационных визуальных переходов, эффектов и рисунков + видео ролики - от 9 000 руб. до 150 слайдов. (аналог http://e-scorm.ru/STOIM/STOIM.html). Итого от 36000 до 54000 руб.

Таким образом, стоимость работ колеблется от 149 000 руб. до 208 000 руб. или от 2500руб. до 3300руб за один учебный объект. С учётом различных схем налогообложения (повышающие коэффициэнты от 0,3 до 0,49. Стоимость одного учебного объекта составляет до 5000 рублей, учебного продукта - до 300 000 рублей. Временные затраты производства учебного продукта составляют период от двух до шести месяцев.

Финансовые затраты на производство одного учебного продукта оценены, на основе экспертного мнения специалистов Московского финансово-промышленного университета «Синергия[50].

При производственной программе в пятьдесят учебных программ (учебных продуктов) в год, что обеспечивает полностью потребности по одному направлению подготовки, общий объём финансирования составит 15 млн. рублей.

Типовой набор структурных подразделений высшего учебного заведения по производству учебных продуктов, который необходимо развернуть, из расчёта производства 50 учебных продуктов в год.

Таблица 11

Оценка объёма финансовых затрат на развёртывание производства учебных продуктов

Структурное подразделение Инвестиции в основные фонды, тыс. руб.* Штат обеспечивающих сотрудников Фонд оплаты труда, тыс. руб. /год**
Производство текстов       1 440
Производство инфографики        
Производство видео   1 500    
Производство мультимедиа      
Производство программных продуктов        
Производство контрольно-измерительных материалов        
Производство образовательных игр        
Производство 3Dобъектов, для виртуальных миров        
Производство учебных объектов дополненной реальности          
Производство тренажеров      
Итого:      

*- Стоимость оборудования, средств связи, программного обеспечения.

**- Исходя из ставки средней заработной платы, по региону.

Таким образом, затраты на приобретение оборудования, средств связи, программное обеспечение составят 4200 тыс. рублей. При расчёте стоимости содержания производственных площадей примем коэффициент 0,6 от стоимости капитальных вложений. Тогда стоимость содержания площадей составит – 2520 тыс. рублей. Фонд оплаты труда штата обеспечивающих процесс производства продукции учебного назначения оценивается в 13 680 тыс.руб. Производство пятидесяти учебных продуктов оценивается в 15 000 тыс. руб. Итого, затраты на проект по развёртыванию производства учебных продуктов составят 35 400 тыс. рублей.

Таблица 12

Экспертная оценка затрат на систему производства учебных продуктов*

Подразделения Экспертная оценка затрат на подразделение в тыс. руб/год
Научно-исследовательские подразделения  
Подразделения, обеспечивающие технологическое планирование  
Подразделения, обеспечивающие нормирование и стандартизацию производства  
Подразделения обеспечивающие качество производимой продукции  
Производственные подразделения 35 400
Депозитарий электронных учебных продуктов и объектов  
Итого:   45 00

*-экспертная оценка составлена на основании анализа материалов Современного гуманитарного университета.

Произведённая нами оценка затрат по производству учебных продуктов, в целом, совпадает со стоимостью аренды учебных курсов предоставляемых провайдерами дистанционного образования, например ООО «ГиперМетод». См. табл. 13.

Таблица 13

Подписка на электронные курсы на 3 месяца ООО «ГиперМетод»[51]

Количество учебных материалов Стоимость, тыс. руб. (Стандартная версия)
30 курсов 20 000
60 курсов 40 000
90 курсов 60 000
180 курсов 80 000

Согласно приказу Минобра РФ от 27.06.2011 №2070 базовый норматив затрат на единицу образовательной услуги высшего профессионального образования для первого курса очной формы обучения в 2012-2013 учебном году составлял 60 200 рублей. При пересчёте на контингент обучающихся, затраты на производство пятидесяти учебных программ в формате дистанционного (электронного) обучения, в виде учебных продуктов эквивалентны затратам на обучении в течении одного года 755 студентов дневной формы обучения. При пересчёте на контингент, обучающийся по заочной форме (приведённый коэффициент – 0,1) точка безубыточности достигается на уровне 7500 – 8000 студентов.

По аналогии, следует предположить, что для достижения экономического эффекта от производства одного учебного продукта (учебной программы) дополнительного профессионального образования необходимо, чтобы его применили в обучении не менее 160 слушателей.

Заключение

Последние двадцать лет протекает глубокое реформирование практически всех сторон социально-экономической жизни станы. Происходит модернизация системы образования. Перед учебными заведениями поставлена задача качественного обновления образовательного процесса. Процессами модернизации государственного управления, при переходе к информационному обществу обусловлена потребность в обновлении системы обучения и подготовки государственных и муниципальных служащих.

Анализ тенденций в сфере государственного управления и в области подготовки и обучения государственных и муниципальных служащих показал, что на всех уровнях управления широко применяются информационные технологии. И в этой связи, существует актуальная потребность в организации постоянного повышения квалификации, как в сфере информатизации, так и в стремительно обновляющейся профессиональной области знаний. Диагностировано, что для внедрения в практику дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих на всей территории страны созданы необходимые (техническое и технологическое обеспечение) и достаточные (организационно- управленческое обеспечение) условия. А готовность госслужащих к освоению программ дистанционного обучения следует оценить как высокую. Полученные результаты, обработки статистических данных об обучении кадров государственной гражданской службы Российской Федерации, по видам профессионального образования, ветвям власти и уровням управления, позволяют утверждать, что в стране имеется достаточный потенциал, для развёртывания программ дополнительного обучения государственных и муниципальных служащих, в объёме не менее 150 тысяч человек ежегодно.

Проникновение в российское образовательное пространство западных MOOCSs ставит в повестку создание отечественной технологической платформы открытого дистанционного образования государственных и муниципальных служащих. В повестку дня также становиться требование проектирования и создания индустрии по производству учебных продуктов.

Создание индустрии по производству учебных продуктов для системы дистанционного образования государственных и муниципальных служащих является новым явлением для высшей школы. Поэтому, выделим главные мероприятия, которые необходимо осуществить, для развёртывания национальной системы дистанционного образования государственных и муниципальных служащих:

· Необходимо создать отечественную технологическую платформу открытого непрерывного дистанционного образования государственных и муниципальных служащих.

· В рамках педагогических технологий бихевиоризма и конструктивизма для системы дистанционного обучения необходимо создать индустрию производства учебного контента.

· Необходимо в массовом количестве производить программное обеспечение, учебные продукты и учебные объекты. Для этого создавать лаборатории, студии, производства и т.д.. Нужны фонды и депозитарии аккумулирующие финансовые и человеческие ресурсы, ноу-хау.

· Для координации этих работ нужна новая форма взаимодействия субъектов образовательного процесса учебно-технологический консорциум (ассоциация) ВУЗов.

Предлагаемые решения по созданию системы дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих, конечно, следует обсудить со всеми заинтересованными сторонами. В процессе обсуждения выработать консолидированный подход к реализации проекта. Организатором такого обсуждения может выступить Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Глоссарий

Бенчмаркинг - внутренний организационный процесс, направленный на улучшение деятельности организации. Путём изучения таких же процессов в других, более успешных организациях. Бенчмаркинг в сфере электронного обучения исследует пирамиду факторов, влияющих на качество системы обучения. К критически важным факторам относятся: применяемые педагогические концепции, уровень развития информационно-коммуникационных технологий, формы организации образовательного процесса, используемые образовательные и технологические стандарты.

Вебинар (онлайн-семинар видеоконференция, встреча онлайн) - вид обучающих мероприятий, проводимых через сеть интернет в режиме реального времени. Сеанс связи между пользователями либо группами пользователей во время вебинара осуществляется в форме одновременного обмена видео- и аудио- (в т.ч. речевой) информацией, текстовыми сообщениями и данными (файлами).

Виртуальная лаборатория: цифровой объект, удаленного доступа,

в котором реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования. Программное обеспечение мультимедиа-технологий, ГИС-технологий и имитационного моделирования, позволяет организовать проведение лабораторных практикумов.

Виртуа́льный мир — многопользовательская, интерактивная компьютерно-моделированная 3D среда, в которой осуществляется коммуникация интернет-сообщества. Пользователи взаимодействуют друг с другом посредством управления компьютерными объектами, создаваемыми самостоятельно: аватарами, моделями и иными формами объектов, передающими тактильные и звуковые ощущения, а также запахи. Объекты изображены или описаны текстом, в виде двух- или трёхмерной графики.

Виртуальная среда обучения - социальное пространство, где студенты и преподаватели взаимодействуют путём доступа к содержанию образования, текстам, тестам, оценка и другим образовательным ресурсам и посредством обсуждений, через чат. Использует Web 2.0 инструменты и включает в себя систему управления контентом.

Виртуальный университет - образовательные программы через электронные средства массовой информации. Одна из форм дистанционного образования. Различают два вида виртуальных университетов: образовательный консорциум, в котором ассоциированы образовательные учреждения, совместно организующие обучение через интернет, телевидение или другие средства массовой информации. И организации с соответствующей нормативно-правовой базой, работающие самостоятельно, только в сети без наличия кампуса. Обучение в виртуальном университете осуществляется через информационно-коммуникационные технологии.

Виртуальное сообщество: - группа пользователей объединённых по признакам выполнения общих учебных задач и/или общим функциональным обязанностям, но разделенные по месту нахождения.

Дистанционные образовательные технологии – технологии обучения, осуществляемые с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR), — термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Дополненная реальность — составляющая часть смешанной реальности (англ. mixed reality), в которую также входит «дополненная виртуальность» (когда реальные объекты интегрируются в виртуальную среду). Рональд Азума (англ. Ronald Azuma) в 1997 году определил дополненную реальность как систему, которая: совмещает виртуальное и реальное, взаимодействует в реальном времени, работает в 3D.

Инфогра́фика (отлат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч.γραφικός - письменный, отγράφω - пишу) - графический способ подачи информации, данных и знаний. При помощи инфографики возможно сжимать большие объёмы информации и наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве. Демонстрировать тенденции.

Информацио́нные техноло́гии (от англ. information technology, IT) -

комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Интерактивный мультимедиа учебный ресурс: - учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.

Информационно-образовательный портал: - системно-организованная взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов интернет, содержащих административно-академическую учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс.

Информационные ресурсы: - формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена межу источниками и потребителями информации.

Компьютерное тестирование: - в широком смысле слова, любое использование информационно-коммуникационных технологий для оценки деятельности. Конкретные виды электронной оценки включают - адаптивное тестирование и тестирование классификации. Может быть использовано для оценки когнитивных способностей и практических навыков. В узком смысле слова – часть электронного курса, предназначенная для автоматического контроля знаний, полученных студентом в процессе дистанционного обучения. Тесты могут быть использованы для проведения текущего, рубежного и итогового контрольных мероприятий.

Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» иsourcing — «использование ресурсов») - передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, координирующих свою деятельность. Реализуется в дистанционном образовании с помощью информационных технологий.

Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») - коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для финансирования проектов в области дистанционного образования и создания свободного программного обеспечения.

Массивный открытый онлайн курс - курс дистанционного обучения в сети интернет, построенный на крупномасштабном участии пользователей со всего мира через открытый доступ в веб. В дополнение к традиционным материалам курса, такие как видео, текст и домашние задания используются интерактивные форумы пользователей, которые помогают создать сообщество для студентов и преподавателей, производитьб взаимную оценку достигнутых учебных результатов.

Мобильное обучение - использование портативных вычислительных устройств (таких, как IPADS, ноутбук, планшетный ПК, КПК и смартфон) в образовании. Технологически связаны беспроводными сетями. В мобильном обучении учащиеся не ограничены местом пребывания и обучение происходит на ходу, в любом месте в любое время.

Мультимедиа — интерактивная система, обеспечивающая одновременную работу звука, анимированной компьютерной графики, видео и текста. Термин мультимедиа используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним.

On-line консультации – общение между участниками в режиме реального или отложенного времени. Примерами такого общения являются чат, программы голосового общения через интернет, Skype, электронная почта, форум.

Облачные вычисления (облако) - способ хранения данных и предоставления программного обеспечения конечному пользователю. Облаком принято называть у слуги по обработке информации, предоставляемые из удаленных высокотехнологичных центров обработки данных.

Открытые образовательные ресурсы (англ. Open Educational Resources) - ресурсы предназначенные для обучения, которые находятся в общественном достоянии или имеют лицензию на интеллектуальную собственность, разрешающую их свободное использование, адаптацию и распространение. ЮНЕСКО открытые образовательные ресурсы определены как учебный материал, используемый для поддержки образования и которые могут быть свободно доступны для любого использования и изменения.

Педагогический дизайн (англ. Instructional Design) – педагогическая технология, направленная на анализ, проектирование, разработку, внедрение и оценку новых практик учебной деятельности, которая делает приобретение знаний и навыков более эффективным. В буквальном значении Instruction означает ряд мероприятий, способствующих обучению. Слово Design – это общий термин, обозначающий любой «образец творчества».

Персональная среда обучения - совокупность веб-сервисов и компьютерных программ, которые помогают учащимся взять под свой контроль управление своим обучением. Включает в себя возможность социальной поддержки учащимся со стороны преподавателей и соучеников определить свои собственные цели обучения, самостоятельно управлять формированием содержания и процессом обучения. Активно общаться с другими людьми, в процессе обучения.

Программное обеспечение системы дистанционного обучения: - совокупность программ для реализации целей и задач дистанционного обучения, обеспечивающих активную учебную деятельность.

Сетевая технологи: - технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия ученика и преподавателя, учеников друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет.

Система управления обучением (Learning Management System (LMS)) – программный продукт, предназначенный для организации обучения, доставки электронного контента, сбора отчётности и документирования контроля о прохождении обучающимися учебных программ. LMS охватывает все аспекты процесса обучения, выступает как инфраструктурная основа дистанционного обучения.

Смешанное обучение (Blended Learning) – образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и информационные технологии. Подход дает возможность контролировать время, место, темп и траекторию обучения.

Социальный CRM (Customer Relationship Management): - сервисная программная оболочка, которая позволяют организациям управлять отношениями и взаимодействовать с их клиентами.

Учебный объект - цифровые артефакты, имеющие точно сформулированную малую образовательную цель. Объект состоит из следующих компонентов: фрагмента учебного содержания, технологии учебной деятельности и включенности в контекст обучения.

Учебный продукт - цифровой артефакт, формирующий у обучающегося системное представление о предметной области обучения, умения и навыки. Состоит из набора цифровых объектов, связанных между собой педагогическим дизайном изучаемой дисциплины (курса).

Центр дистанционного обучения: - территориально - обособленное подразделение организации образования, реализующее образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционных технологий обучения.

Электронное издание: - совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио, видео и другой информации, которые имеют средства программного управления и документации, и могут быть размещены на любом электронном носителе информации или опубликованы в компьютерной сети.

Электронное учебное издание:- издание, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, и соответствующее учебной дисциплине или отдельным ее частям, а также позволяющее определить траекторию обучения и обеспечивающее различные виды учебных работ.

Электронный учебник: - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела и обладающее официальным статусом данного вида издания.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

HTML5 - язык гипертекстовой разметки, используемый для стандартизации кода контента в веб. HTML5 позволяет использовать видео, аудио, анимацию и другие функции без использования сторонних плагинов. Может быть использован для создания кросс-платформенных мобильных приложений.

Сокращения:

LMS - Learning Management System: система управления обучением

CMS - Course Management System: система управления курсами

LCMS - Learning Content Management System: система управления учебным материалом

MLE - Managed Learning Environment: оболочка для управления обучением

LSS - Learning Support System: система поддержки обучения

LP - Learning Platform: образовательная платформа

VLE - Virtual Learning Environments: виртуальная среда обучения

MOOCS- Massive Open Online Course: массивные открытые он-лайн курсы

SCORM - Sharable Content Object Reference Mode: сборник стандартов и спецификаций для электронного обучения первого поколения

Tin Can: сборник стандартов и спецификаций для электронного обучения второго поколения

Список использованных источников

Источники на русском языке:

1. Бочков В.Е. Открытое дистанционное образование: его роль в экономическом развитии информационного общества и реального сектора национальной экономики: Монография. - М.: ИДО-МНМЦ «СОО» МГИУ, 2005.-238 с.

2. Евтюхин Н.В., ЛукьяновС.П. // Технологии компьюторного обучения СГУ, Современный гуманитарный университет, Москва, 2010.

Источники на английском языке:

1. Anderson, T. (2003). Getting the mix right: An updated and theoretical rationale for interaction.International Review of Research in Open and Distance Learning, 4(2). Retrieved fromhttp://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/149/708.

2. AndersonTerry and DronJon Three Generations of Distance Education Pedagogy http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/890/1663

3. Annand, D. (1999). The problem of computer conferencing for distance-based universities. Open Learning.

4. Beck, Robert J., "What Are Learning Objects?", Learning Objects, Center for International Education, University of Wisconsin-Milwaukee, retrieved 2008-04-2

5. Daniel, J., & Marquis, C. (1988). Interaction and independence: Getting the mix right. In D. Sewart, D. Keegan & B. Holmberg (Eds.), Distance education: International perspectives (pp. 339–359). London: Routledge.

6. Daniel, J. (1996). Mega-universities and knowledge media: Technology strategies for higher education. London: Kogan Page.

7. Davies, W. (2003). You don't know me, but... Social capital and social software. London: Work Foundation.

8. Downes, S. (2007, June). An introduction to connective knowledge. Paper presented at the International Conference on Media, knowledge & education—exploring new spaces, relations and dynamics in digital media ecologies. Retrieved from http://www.downes.ca/post/33034.

9. Downes, S. (2008). Places to go: Connectivism & connective knowledge. Innovate, 5(1). Retrieved from http://www.innovateonline.info/pdf/vol5_issue1/Places_to_Go-__Connectivism_&_Connective_Knowledge.pdf.)

10. Dron, J., & Anderson, T. (2007). Collectives, networks and groups in social software for e-learning.Paper presented at the Proceedings of World Conference on E-Learning in Corporate, Government, Healthcare, and Higher Education, Quebec. Retrieved fromwww.editlib.org/index.cfm/files/paper_26726.pdf.

11. Dron, J., & Anderson, T. (2009). How the crowd can teach. In S. Hatzipanagos & S. Warburton (Eds.), Handbook of research on social software and developing community ontologies (pp. 1–17). Hershey, PA: IGI Global Information Science. Retrieved from www.igi-global.com/downloads/excerpts/33011.pdf.

12. Dron, J., & Anderson, T. (2009). Lost in social space: Information retrieval issues in Web 1.5. Journal of Digital Information, 10(2).).

13. G Garrison, D. R. (1997). Computer conferencing: The post-industrial age of distance education. Open Learning, 12(2)

14. Garrison, D. R. (1997). Computer conferencing: The post-industrial age of distance education. Open Learning., 3–11.

15. Gerard, R.W. (1967), "Shaping the mind: Computers in education", In N. A. Sciences, Applied Science and Technological Progress.

16. Greenhow, C., Robelia, B., & Hughes, J. (2009). Learning, teaching, and scholarship in a digital age: Web 2.0 and classroom research: What path should we take now? Educational Researcher.

17. Holmberg, B. (1989). Theory and Practice of Dis­tance Education. London: Routledge.

18. Holmes,B Tangney, B FitzGibbon, A Savage,T and Meehan, S (2001). Communal Constructivism: Students constructing learning for as well as with others. Proceedings of SITE 2001, Florida.

19. Jonassen, D. (1991). Evaluating constructivistic learning. Educational Technology.

20. Kanuka, H., & Anderson, T. (1999). Using constructivism in technology-mediated learning: Constructing order out of the chaos in the literature. Radical Pedagogy. Retrieved fromhttp://radicalpedagogy.icaap.org/content/issue1_2/02kanuka1_2.html.

21. Keller, F. S., & Sherman, J. (1974). PSI: The Keller plan handbook. Menlo Park: W. A. Benjamin.

22. Mason R. & Kaye A. (Eds.), Mindweave: Communication, computers and distance education (pp. 63–73). Oxford, UK: Permagon.

23. Mayer, R. (2001). Multi-media learning. Cambridge: Cambridge University Press.

24. Miller, G. (2003). The cognitive revolution: A historical perspective. Trends in Cognitive Sciences, 7.

25. Moore, M. (1989). Three types of interaction. American Journal of Distance Education.

26. Polsani, P. (2003) "Use and abuse of reusable learning objects".

27. Phillips, S. (2002). Social capital, local networks and community development. In C. Rakodi & T. Lloyd-Jones (Eds.), Urban livelihoods: A people-centred approach to reducing poverty. London: Earthscan.

28. Siemens, G. (2005a). A learning theory for the digital age. Instructional Technology and Distance Education. Retrieved from http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm.

29. Siemens, G. (2005b). Connectivism: Learning as network-creation. ElearnSpace. Retrieved fromhttp://www.elearnspace.org/Articles/networks.htm.

30. Siemens, G. (2007). Connectivism: Creating a learning ecology in distributed environments. In T. Hug (Ed.), Didactics of microlearning: Concepts, discourses and examples. Munster, Germany: Waxmann Verlag.

31. Taylor, J. (2002). Automating e-learning: The higher education revolution. Keynote address presented

32. Wedemeyer, C. A. (1971). Independent study. In R. Deighton (Ed.), Encyclopedia of Education IV (pp. 548– 557). New York: McMillan

Источники сети интернет:

1. Источник: http://suifaijohnmak.wordpress.com/2013/04/30/is-коннективизм-a-new-learning-theory-2/

2. Источник: http://c4lpt.co.uk/directory-of-learning-performance-tools/

3. Источник: http://vacademia.com/

4. Источник: http://chronicle.com/article/Major-Players-in-the-MOOC/138817/

5. Источник: http://www.openeducationeuropa.eu/en/find/MOOCss

6. Источник: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-349_en.htm

7. Источник:http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/186.htm,

8. Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/gosudar/graf1.htm





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.058 с)...