Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вступление -- Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... 4 страница



Вопросы. Возвышение Москвы.

1. Расскажи о самом большом подвижнике XIV века. Почему рассказ о возвышении Москвы начинается рассказом о Св. Сергии Радонежском?

2. Как росло Московское княжество?

3. Расскажи об Иване Калите.

4. Почему люди шли в Московское княжество?

5. В чём главная причина возвышения Москвы?

Урок 16.КУЛИКОВСКАЯ БИТВА -- ПЕРВАЯ ПОБЕДА РУССКИХ НАД ТАТАРАМИ.

1. В единении -- сила

После смерти Ивана Калиты в 1341 г. великим князем стал, согласно новому семейному порядку наследования княжеской власти, его сын Симеон Гордый. Он успешно продолжал дело отца -- собирание и укрепление Руси. По выражению летописи, "все князья русские даны были под его руки", т.е. все князья подчинялись ему. Симеон Гордый считал и говорил всем другим князьям, что Русь была тогда только сильна и славна, когда князья беспрекословно повиновались старшему (в соответствии с библейским законом единовластия). Так как Москва была не только старшей, но и церковным и политическим центром, то князья подчинялись ей.

2. Дмитрий Донской

Симеон умер в 1353 г. от чумы и князем стал его брат Иван. Он был человеком слабым и кротким. Поэтому княжеством правил митрополит Св. Алексий с помощью бояр.

Когда Иван умер в 1359 г., то митрополит Св. Алексий и бояре продолжали править и за его малолетнего сына Димитрия, которому было всего лишь 9 лет, когда он стал князем. Но уже 11-ти лет он сел на коня, став во главе московского войска, которое он повёл против суздальского князя: тот захватил великое княжение. После продолжительной борьбы суздальский князь подчинился и выдал замуж за Димитрия свою дочь. Также подчинились Димитрию и многие другие князья. К 1380 г. все русские князья признали старшинство московского князя. Был Димитрий очень верующий, умный, высокого роста, огромной силы и крепкой воли, настоящий русский православный богатырь.

3. Куликовская битва

После объединения русских князей под властью Димитрия Москва значительно окрепла. Татарское же государство -- Золотая Орда -- начало слабеть. В середине XIV века, всего лишь за 22 года, в Орде сменилось семь ханов и ни один из них не умер своей смертью: всех убивали соперники, чтобы добиться верховной власти.

Во второй половине XIV века всю Орду объединил хан Мамай. К этому времени Москва перестала покорно слушать распоряжения хана и Мамай решил расправиться с русскими за их дерзкое поведение и восстановить покорность. Он собрал огромное войско, заключил союз против русских с Литвой и в августе 1380 г. двинулся на Москву. Он договорился встретиться с литовцами в верховьях Дона около 1-го сентября. Мамай также тайно сговорился с рязанским князем, чтобы тот ему помог.

Узнав об этом, Димитрий начал быстро готовиться к отпору. Русский народ горячо откликнулся на призыв своего князя и дружно встал на защиту Родины.

Согласно летописи, Димитрий собрал войско в 400 тысяч воинов -- огромная армия по тому времени. Пока шли военные приготовления, Димитрий поехал "к Троице" -- просить молитв и благословения Св. Сергия Радонежского. Св. Сергий предсказал Димитрию победу и дал ему двух иноков, Пересвета и Ослябя, в знак благословения своей обители. Оба инока погибли в битве с татарами и были похоронены в Симоновом монастыре. При советской власти их могилы были осквернены.

Зная планы татар и литовцев, Димитрий решил напасть на татар до того, как те соединятся с литовцами. Поэтому 7-го сентября русские переправились через Дон, у устья реки Непрядвы. 8-го сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на рассвете, русское войско стало в боевом порядке на Куликовом поле. Перед полуднем появилось и татарское войско.

Димитрий разбил своё войско на шесть частей: передовой полк, большой полк, полк правой руки, полк левой руки, сторожевой и засадный полки. Засадный полк был спрятан в лесу, чтобы, в случае надобности, неожиданно напасть на татар.

Битва началась единоборством татарского богатыря и инока Пересвета. Оба пали мёртвыми. Тогда начался рукопашный бой передовых полков, а затем татарская конница бросилась на левое крыло русских. Так как там стоял засадный полк русских, то начальник засадного полка князь Владимир сразу же хотел напасть на татар. Но боярин Боброк, которого Димитрий дал князю для советов, удержал его, говоря: "Ещё не время".

Татары опрокинули русский левый полк и пробились к велико княжескому флагу и подрубили его. Димитрия же там не было: перед самой битвой он поставил во главе войска боярина Бренка, а сам пошёл сражаться рядовым бойцом.

Татары решили, что они уже победили. Но в этот момент в их тыл ударил засадный полк. Ужас охватил татар при виде свежей русской конницы и они бросились бежать. Сам Мамай бежал, бросив свой стан и всех жён. Русские преследовали бегущих татар несколько десятков километров, так что немногие татары спаслись из огромного татарского войска.

Вопросы. Укрепление Москвы. Куликовская битва.

1. Как проходило объединение Руси после смерти Калиты?

2. Расскажи о Димитрии Донском.

3. Что происходило в Золотой Орде?

4. Где встретились русские с татарами? Когда?

5. Как происходила Куликовская битва?

6. Как русские добились победы?

7. Что произошло с татарским войском?

Урок 17. ЗНАЧЕНИЕ КУЛИКОВСКОЙ ПОБЕДЫ.

1. Большая цена победы

За победу на Куликовом поле Димитрий был назван Донским. Велика была эта победа, но стоила она не дешево. Хотя татарское войско и было уничтожено, но и русских уцелела только одна четверть!

2. Значение победы

Значение Куликовской победы было огромно: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор и русские люди могут объединяться для общего дела.

3. Иго продолжается

Куликовская победа не окончила татарского ига. Всего лишь через два года после неё, в 1382 г., новый хан, свергший Мамая, Тохтамыш, так внезапно напал на Русь, что Димитрий не успел собрать войско. Тохтамыш взял Москву, ограбил её и сжёг. Разорены были и другие города. Татары ушли с большой добычей и пленниками, а Димитрий снова должен был платить дань татарам и дать им своего сына Василия в качестве заложника.

Но эта татарская победа не имела уже большого значения: татары победили потому, что пришли исподтишка. Прошло то время, когда татары могли приходить и хозяйничать на Руси.

4. Толчок к единению

Куликовская битва дала решительный толчок к объединению русских людей, которые смотрели на неё следующим образом: Мамая со страхом ждёт вся северная Русь. Олег, князь рязанский, входит в соглашение с врагом; князья суздальско-нижегородский и тверской притаились в своих уделах, выжидая, что будет; не спешил с помощью и Новгород, ожидая результатов.

И только один московский князь, собрав все свои силы, даёт отпор Мамаю и даже не в своём княжестве, а в степи, в диком поле, где он защитил всю Русь.

Приняв на себя татарский удар, Димитрий Донской явился страдальцем за всю Русскую Землю. Одержавши же победу, он показал всей Руси огромную силу. После этой победы русский народ потянулся к нему, как к своему законному государю. Москва стала законным центром для объединения Руси в одно государство. Сбор удельных княжеств в единое государство значительно ускоряется.

5. Объединение ускоряется

Димитрий Донской умер всего лишь в 39 лет и князем стал его старший сын Василий. При Василии произошло два татарских нашествия. Одно было произведено ханом Тамерланом, который не пошёл дальше южных окраин Рязани. Второе же проделал мурза (князь) Едигей, напавший скрытно и внезапно на Москву в 1408 г. Не имея собранного войска, великий князь ушёл на север, а Едигей разорил многие города и ушёл с богатой добычей.

Но несмотря на эти нашествия, Русь продолжала расти. Князь Василий присоединил к Москве богатое Нижегородское княжество с главным городом Нижним-Новгородом на Волге. В это же время Русь начинает бороться с новым сильным врагом

Литвой. В то время, как Москва пыталась воссоединить древние русские земли, растерянные во время татарского нашествия и удельных междоусобиц, Литва пытается их захватить, пользуясь трудным положением русских. Хотя Василий и был женат на дочери литовского князя Витовта, литовцы всё время нападают на Русь. Столкновения с Литвой закончились установлением русско-литовской границы по реке Угре, притоку Оки. Другими словами, к Литве отошли огромные исконно русские земли и население.

В 1425 г. московским князем стал Василий Васильевич, внук Димитрия Донского. Его попечителем был литовский князь Витовт. Как только Витовт умер, дядя Василия начал с ним борьбу за великое княжение. Хотя во время этой борьбы Василий был даже ослеплен (за что был назван тёмным), весь народ был на его стороне и он, в конце концов, победил.

6. Опасность православию

Гораздо более серьёзная опасность грозила православию: в 1439 г. на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была совершена уния, т.е. соединение, восточной и западной церквей. Находясь под прямой угрозой турецкого нашествия, Константинопольские патриарх и император были готовы идти на любые уступки, надеясь на помощь Рима в борьбе с турками. Поэтому уния была устроена так, что греки оставляли свои церковные обряды, но признавали все католические догматы и папство (что неприемлемо для православия). Назначенный незадолго до этого собора новый московский митрополит, большой сторонник унии, грек Исидор, поехал на собор вскоре после своего назначения митрополитом.

Вернувшись с собора в 1441 г., он объявил о состоявшемся соглашении греков с Римом. Русские люди не приняли унию и собор епископов, архимандритов и игуменов, собранный князем Василием, безуспешно пытался убедить Исидора переменить своё решение. Когда тот отказался, он был взят под стражу, а собор, ввиду неопределённости положения нарёк исполняющим должность главы русской православной церкви рязанского епископа Иону и решил отделиться от Константинополя, предавшего православие. Только через семь лет, в 1448 г., на соборе русских епископов святитель Иона был поставлен митрополитом Всероссийским. В течение этих семи лет князь Василий и русские архиереи пытались убедить Константинополь в своей правоте. С этого времени русская церковь стала автокефальной.

Митрополит Иона принимал деятельное и авторитетное участие в многолетней борьбе князя Василия с Димитрием Шемякой за великокняжеский московский престол. Иона, как и прежние митрополиты, был постоянным советником московского князя, а также и всех других, кто вёл дела с Москвой: польского короля, псковичей, Димитрия Шемяки с его союзниками. Считается, что он сделал большой вклад в дело укрепления московской великокняжеской власти в этот период.

Вопросы. Значение Куликовской победы.

1. Во что обошлась русским Куликовская победа? Татарам?

2. Каким было значение Куликовской победы?

3. Окончилось ли татарское иго с Куликовской победой?

4. Как русские смотрели на Москву и Димитрия?

5. Как продолжались татарские нашествия?

6. С каким новым врагом пришлось бороться русским?

7. В чём проявилась опасность православию?

8. Какой стала русская православная церковь?

Урок 18. СОЗДАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Князь Иван III

Правление Ивана III, сына князя Василия Васильевича, было особенно славным для России. Когда он вступил на престол в 1462 г., то Московское великое княжество было окружено русскими княжествами, Москве не подчинявшимися: великие княжества Тверское и Рязанское, "Господин Великий Новгород". Само же Московское княжество подчинялось татарскому хану.

К концу же его 43-х летнего правления вся Тверь, половина Рязанского княжества и все земли Новгорода вошли в единое огромное Русское Государство, уже окончательно сбросившее с себя татарское иго и начавшее приближаться к размерам Киевской Руси.

Удалось это Ивану III, в основном, потому, что он верно следовал заветам православной церкви и своих отцов -- строить Святую Русь в едином русском государстве. Слепой отец его, князь Василий, сделал Ивана своим со-правителем ещё при жизни, назвав его великим князем. Будучи человеком глубоко верующим, очень умным и с сильной волей, он рано приобрёл жизненный опыт и привычку заниматься государственными делами под руководством отца. И всё-таки воссоединение русских земель потребовало от него больших усилий.

2. Новгород -- с Москвой

Вскоре после вокняжения Ивана III новгородские бояре, прельщаемые возможностью личного обогащения и получения власти, решили передать Новгород и все его богатые земли под власть Польско-Литовского государства (к тому времени Польша и Литва объединились в одно большое государство). Во главе группы мятежных бояр, хотевших передать Новгород Польше, стояла вдова новгородского посадника Марфа Борецкая (что снова подтверждает полноту прав женщин на Руси).

Иван III и все русские люди (включая и простых людей самого Новгорода) смотрели на это, как на измену русскому народу и православию -- Польша была ярой приверженцей папы римского и католицизма. Иван III послал в Новгород грамоты, уговаривая бояр не предавать православную веру, но те не слушали.

Тогда Иван III пошёл на Новгород войной. В 1471 г. произошло сражение между московским и новгородским войсками на реке Шелони. Московское войско было гораздо сильнее новгородского. Кроме этого, многие новгородцы сочувствовали Москве, считая, что Москва стоит за русскую веру, а новгородские бояре её предают. Чтобы помочь Москве и не попасть под власть католической Польши, сторонники православия среди новгородцев испортили новгородские пушки. Новгородцы были разбиты, вече отменено и в Новгород был послан московский воевода. "Вечу не быть, посаднику не быть, а государство всё нам держать" -- постановил Иван III. Вечевой колокол был отвезен в Москву. Имения у мятежных новгородских бояр отобрали и роздали их московским служилым людям, а бояре были расселены по московскому княжеству. Многим новгородским купцам также было приказано жить в Москве.

3. Тяга к Москве

При Иване III различные мелкие уделы присоединялись добровольно. Их владельцы "били челом" московскому князю и переходили под его власть. Эти князья сохраняли за собой право на владение своими уделами, но уделы эти уже становились простыми вотчинами, т.е. имениями, дарованными им московским князем. Независимыми от Москвы оставались только Тверь и Рязань.

Последние рязанские князья, Иван и Фёдор, были племянниками Ивана III и во всём его слушались. Князь Фёдор был бездетным и, умирая, завещал свою половину Рязанского княжества Ивану III. Другой брат умер молодым, оставив князем малолетнего сына, за которого правил Иван III и его бабушка. Таким образом всё Рязанское княжество попало под фактическую власть Ивана III.

Тверской князь тоже подчинился Ивану III и даже вместе с ним ходил в поход на Новгород. Но в 1484 г. он завёл дружбу с Литвой, надеясь получить помощь от литовского князя против Москвы. Узнав об этом, Иван III напал на него и быстро покорил Тверь (в этом случае, как и с Новгородом, простой народ сочувствовал Москве, считая её защитницей православия). Тверской князь Михаил Борисович убежал в Литву, а Тверь наконец-то воссоединилась с Москвой.

Теперь с московским княжеством граничили иностранные государства: Норвежское и Шведское королевства, Ливонский (немецкий) орден, королевство Польско-Литовское и различные татарские ханства. А с севера оно омывалось Северным Ледовитым океаном, по-старому -- "Студёным морем".

4. Ересь жидовствующих

Во время татарского ига резко понизился уровень богословского просвещения. Господствовали суеверия. В народную медицину проникали заговоры, кудесничество, ведовство.

Невежество также рождало ереси. Но... ереси, в свою очередь, оказывались сильным толчком к повышению духовного образования. Одним из таких мощных стимулов повышения просвещения оказалась "ересь жидовствующих".

Основателем её считается киевский еврей Схария, появившийся в 1470 г. в Новгороде. Здесь он совратил двух священников, Дионисия и Алексия, а затем и протопопа Софийского собора Гавриила. Дионисий и Алексий готовы были даже обрезаться. Алексий принял имя Авраама, а жене дал имя Сарра.

Согласно этой ереси, закон Моисея есть единственный божественный закон. История Спасителя выдумана. Христос ещё не родился. Иконам поклоняться нельзя и пр. в том же роде.

Ересь крепла и распространялась; великий князь даже поставил митрополитом тайного еретика Зосиму в 1490 г. Но в том же году был созван собор, предавший 9 лиц духовного звания проклятию и осудивший ересь. Но она вскоре окрепла вновь.

Наконец, собор 1504 г. решил часть еретиков казнить, часть разослать по монастырям и в неделю Православия произносить анафему на жидовствующих. Это положило конец этой ереси.

Иван III стал называться "царём", а Русь -- царством с новым гербом -- ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ, держащим в правой лапе скипетр, а в левой -- "державу". На груди у орла -- изображение Святого Георгия Победоносца, поражающего змея.

Вопросы. Создание Великорусского государства.

1. Каким было правление Ивана III? Почему?

2. Каких успехов он добился за 43 года?

3. Дай характеристику Ивана III.

4. Как произошло воссоединение с Новгородом?

5. Как присоединялись к Москве мелкие уделы?

6. Как произошло воссоединение с Тверью и Рязанью?

7. Что играло главную роль в объединении Русской Земли?

8. С кем начало граничить Московское княжество?

9. Что такое ересь жидовствующих? Как она кончилась?

Урок 19. КОНЕЦ ТАТАРСКОГО ИГА.

1. Ослабление Орды

Во время княжения Ивана III существовали уже три самостоятельные орды на границах Московского государства: Золотая, Казанская и Крымская. Золотая Орда, истощённая междоусобицами, доживала свой век. С Казанской Ордой Иван III установил хорошие отношения и даже сделал казанского хана своим помощником. С Крымскими ханами Иван III тоже завязал тесные отношения, так как те постоянно воевали с Золотой Ордой.

Что же касается Золотой Орды, то Иван III просто прекратил с ней все отношения: дань им не платил, в Орду не ездил, не почитал хана. Однажды Иван III даже бросил на землю и топтал ногами ханскую "басму", т.е., грамоту, вручённую ему послами хана, как доказательство его власти над Москвой. Золотоордынский хан Ахмат пытался заключить союз с Литвой против Москвы, но Литва не давала ему надёжной помощи. Тогда Ахмат сам пошёл войной на Москву.

2. Последний бой

Когда хан пришёл со своим войском к реке Угре, то там его встретило сильное русское войско. Здесь оба войска простояли на противоположных берегах Угры, не решаясь напасть: нападающей стороне пришлось бы вступать в бой выходя прямо из воды. Наконец в ноябре 1480 г. татары ушли домой. Так для русских официально закончилось татарское иго.

Но нападения татар продолжались в течение последующих трёх веков. Как крымские, так и казанские татары постоянно устраивали набеги на русские пограничные области, грабили и жгли города и деревни, уводили людей в рабство. Русские рабы очень ценились на невольничьих рынках тех времён.

3. Русское царство

С расширением и усилением Московского государства увеличивалась власть и значение московских князей. Вместо прежнего титула великого князя, Иван III принимает титул "Иоанн, Божиею милостью Государь Всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных". В сношениях с другими государствами Иван III начинает называть себя царём. Идея русской православной монархии -- единого самодержца для всей Русской Земли с абсолютной властью, ограниченной христианскими законами через совесть царя ("диктатура совести") -- принимается и царём и народом.

4. Свобода народа

Несмотря на то, что власть царя увеличивается, русский народ становится самым свободным народом того времени в мире. Вся жизнь крестьян ("христиан") определяется самоуправляющимся крестьянским миром. Мирской сход выбирал старосту и его помощников, которые и занимались обычными делами волости. Более важные дела решались на общем собрании крестьян всей волости. Суд по делам ещё более важным (убийство, грабёж, поджог) -- производился наместником, назначаемым царём. Но даже и на "царских" судах должны были присутствовать представители волости для того, чтобы "правды стеречи" (т.е., следить за справедливостью суда).

Волостные крестьянские миры собирали и платили налоги. Правительство (князь) устанавливало налог для каждой волости, а выборные "окладчики" устанавливали налог для каждой семьи, в зависимости от количества рабочих рук в семье.

Такой порядок существовал для крестьян, живших на княжеских землях, а их было большинство. Крестьяне называли их "земли великого князя, а нашего владения" и распоряжались ими, как своими: продавали, закладывали, дарили, меняли. По смерти владельца участки обычно переходили к их наследникам. Крестьяне переходили из волости в волость совершенно свободно. В это же время в европейских странах крестьяне находились практически в рабстве у своих хозяев.

Крестьяне, жившие на землях помещиков, заключали с помещиком договор, по которому должны были платить определённую сумму денег или продуктов за пользование землёй. По общепринятому обычаю крестьяне могли переходить от хозяина к хозяину раз в году, в течение двух недель около Юрьева дня -- 26 ноября. К этому дню все полевые работы были закончены и каждый крестьянин мог рассчитаться с хозяином.

6. Боярство и княжата

Непосредственно князю помогали бояре и, после присоединения к Москве значительного количества удельных княжеств, "княжата". Бояре, как и другие слуги, преданно служили великому князю и являлись его ближайшими советниками и помощниками. Князья полагались и доверяли своим боярам. Димитрий Донской, умирая, наказывал своим детям: "Бояр же своих любите и честь им достойную воздавайте, без их думы ничтоже творите".

С быстрым ростом Московского княжества, особенно в XV веке, в среду бояр начали попадать удельные князья, в том числе и из Литвы. Хотя по своему положению они были такими же слугами князя, как и бояре, но считали себя выше бояр, так как были княжеского рода, ведя свои родословные от Рюрика или Гедимина и строго считаясь со своим родовым старшинством. В спорах между боярами и "княжатами" выработался порядок, по которому те и другие назначались на различные должности так, чтобы "худые" не командовали более знатными.

Это новое "боярство" княжеской породы не было так же предано великому князю, как старые бояре, так как, будучи княжеского рода, они считали себя "не хуже" великого князя. Иван III не признавал притязаний "княжат" и не допускал их к участию в наиболее важных государственных делах, зачастую советуясь не с княжатами, а с простыми дьяками (чиновниками тех времён). В случае попыток княжат "отъехать" (уйти без спроса) в Литву, их арестовывали за измену (хотя в старые времена бояре имели право уйти от своего князя в любой момент). Не понимая, что запрет на "отъезды" вызывался необходимостью нового государственного порядка, княжата роптали и были готовы выступить против князя. Эти настроения и потеря лояльного отношения к своему князю в скором времени приведут к решительным мерам Ивана Грозного.

Царь Иван III умер в 1505 г. и править стал его старший сын Василий. В своём завещании Иван поделил свои владения между пятью сыновьями. Но это деление не было удельным: Василий становился государем над остальными братьями, которые становились его подданными. Хотя Василий и не был таким талантливым, как его отец, он закончил подчинение всех удельных князей Москве, отбил у Литвы старинный русский город Смоленск, и создал систему укреплений на границах с татарами.

Вопросы. Конец татарского ига.

1. Что происходило с татарской Ордой?

2. Как поступал с татарами Иван III?

3. Как прошёл последний бой русских с татарами?

4. Какой титул принял Иван III?

5. Почему русские считались самым свободным народом?

6. Почему княжата не хотели подчиняться?

7. Как относился к княжатам Иван III?

8. Что происходило после смерти Ивана III?

Урок 20.ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ, ДЕТСТВО.

1. Сирота

Иоанну было всего лишь три года, когда в 1533 г. умер его отец, Василий III. Править государством стала его мать, великая княгиня Елена Васильевна, вторая жена Василия III. Дяди Иоанна, удельные князья Юрий и Андрей Ивановичи, были посажены боярами в тюрьму и вскоре там умерли. В 1538 г. умерла и мать Иоанна и он остался круглым сиротой, когда ему было всего лишь 8 лет.

2. Правление княжат

Началось правление ".княжат".. Они заботились не о благе государства, а о своём собственном. Всё время между княжатами велась борьба за власть, главным образом между двумя знатными княжескими родами -- Шуйскими и Бельскими. К власти приходила то одна, то другая сторона и преследовала побеждённых противников. Правители не только не заботились о воспитании молодого царя, но даже плохо кормили и одевали его и его младшего брата. Только во время торжественных церемоний и парадных приёмов, на показ иностранным послам или народу, Иоанна роскошно одевали в царские одежды и оказывали ему все знаки внешнего почтения к его царскому сану -- ведь они правили от его имени.

3. Первая месть

Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к его врагам и похитителям его власти. Происходило то, с чем боролся Иван III -- претензии на власть бывших удельных князей, считавших себя такими же знатными, как и царь. Часто, после того, как они обижали мальчика и смеялись над ним, он им кричал: ".Подождите, вот я вырасту и отомщу вам за всё!". Угрозу эту он исполнил очень рано. Когда ему было всего лишь 14 лет, он приказал своим псарям схватить одного из своих обидчиков, молодого князя Андрея Шуйского, и убить его. Это испугало остальных и сразу же остановило их насмешки.

4. Митрополит Макарий

К счастью, у Иоанна был всё-таки один искренний друг и духовный руководитель -- митрополит Макарий. С 1542 г. митрополит занялся образованием Иоанна, от природы оказавшегося на редкость умным и способным. Он давал ему читать церковные и другие книги, объяснял Иоанну значение русской монархии. К сожалению, к этому времени власть и значение бывших удельных князей при царском дворе, несмотря на все усилия Ивана III ограничить их, зачастую оказывалась сильнее церковной.

5. Первый царь

В январе 1547 г. Иоанн IV венчался на царство ".венцом царским". или ".шапкой Мономаха"., -- официально приняв титул царя и великого князя Всея Руси. Через две недели после венчания на царство Иоанн женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, происходившей из старого и популярного боярского рода. Анастасия Романовна имела добрый, но твёрдый характер, получила хорошее образование и имела хорошее влияние на Иоанна в течение последующих 17-ти лет. Она облагородила его личную жизнь и отвлекла от дурных забав и друзей.

6. Признание царя

Торжественный чин венчания Иоанна на царство превращал московского великого князя в ".государя царя и великого князя".. Нужно было, чтобы этот новый титул признали восточные патриархи, а затем и все остальные государства. Патриарх Константинопольский прислал своё благословение и согласие только в 1561 г. Многие же другие государства ещё долго отказывали московским царям в царском титуле, по-прежнему называя их только лишь великими князьями.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...