Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вступление -- Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... 1 страница



Этими словами каждый православный христианин вводится в лоно Церкви при троекратном погружении во время Крещения (троекратном, в знак посвящения нового члена Церкви Святой Троице -- "Отцу, и Сыну, и Святому Духу"). И этими словами русские люди, в течение многих (более "удачливых") веков, начинали все свои дела, особенно важные.

Ход истории любого народа находится в прямой зависимости от его морального состояния или духа. Вспомним, что первая книга Священного Писания, "Бытие", начинается так:

"В начале сотворил Бог небо и землю.

2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою".

Другими словами, Дух Божий стал двигателем всего последующего материального развития земли (а не наоборот!).

В истории человечества достаточно свидетельств того, что материальные и экономические факторы играют второстепенную роль в развитии наций и государств, они являются всего лишь производными от духовной силы нации. Рим погиб, находясь в апогее своего материального могущества, и Россия потерпела крушение также во время ускоряющегося роста своего материального благосостояния.

С этой точки зрения, вся история России может быть разделена на четыре периода:

1. Языческий (до Крещения Руси).

2. С Крещения Руси в 988 г. до церковного раскола в XVII -- веке и Петра I -- создание Святой Руси.

3. 3.С раскола и Петра I до февраля 1917 г. -- скольжение вниз от идеалов православных к идеалам материалистическим, "Синодальный период".

4. 4.С февраля 1917 г. до наших дней -- воплощени материалистических идеалов путём построения общества, ставящего своей высшей целью удовлетворение своих материальных потребностей, и нисхождение в ничтожество.

Само собой разумеется, что процессы духовного роста (как и разложения) не укладываются в точные сроки. Вехи, указанные выше, условны; на них следует смотреть лишь как на понятные человеческому уму ориентиры, как на проявление результатов длительных глубинных процессов.

Так, например, в России отход от православия закончился к началу XX века. Русская монархия, основанная на понятии Божественной власти, осуществляемой её представителем -- Помазанником Божиим (т.е., царём),-просто-напросто не могла больше существовать в атмосфере атеизма, с гражданами, не верящими ни в Бога, ни, тем более, в Его Помазанника. Поэтому заявления о том, что "будь в Петербурге в момент февральской революции несколько 'верных' полков, никакой революции не произошло бы", мягко говоря, наивны. К началу XX столетия вопрос был только в том, какая именно часть атеистической русской интеллигенции -- и когда -- захватит власть, лишившуюся своей основы. Это, кстати, было с поразительной точностью предсказано Ф. Достоевским в таких произведениях как "Бесы", "Дневник писателя" и др., а также рядом русских православных подвижников.

Так как эта книга пишется в конце XX века, то она до некоторой степени отражает семидесятилетний опыт русской эмиграции и включает исторические сведения, ставшие известными в течение ХХ века.

На основании опыта этого века и изучения процесса крушения России, сейчас можно с уверенностью сказать, что русская православная монархия, по-видимому, была наиболее совершенной (с точки зрения народа) формой правления для России.

Теперь о цели изучения истории своей страны. Главная цель -- воспитать детей в патриотическом духе и дать им достаточно сведений из прошлого их Родины -- постоянно сравнивая их с современными событиями -- для того, чтобы помочь им избежать повторения ошибок, совершённых их прадедами. Поэтому упор в данном пособии будет делаться не столько на хронологическое описание событий, происходивших на нашей Родине в течение её истории, сколько на описание духовных процессов, как мировых, так и российских, поясняющих происходящие события и действия людей. Так, иеромонах Нектарий Оптинский (+1928) говорил: "Ищите во всём великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничто без причины не бывает", "РПВП", стр. 6. Ту же мысль и почти в то же время высказал президент США Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случается, то можно быть уверенным, что это было так запланировано, WLW, на обороте обложки.

С целью выявления таких "причин" и "планирования", будет пояснена огромная роль масонства и еврейства в истории России. Но не для того, чтобы свалить вину за беды, постигшие Россию и русский народ на них. Винить ни тех, ни других нельзя, как нельзя обвинять в убийстве тигра, убивающего оленя: масоны просто следовали своей программе, а евреи -- предначертаниям талмуда. Ни тем, ни другим никак нельзя ставить в вину то, что они работали на себя и своими методами, а не на благо России. В то время, как масоны веками оставались масонами, а евреи -- евреями, русские перестали соблюдать законы православия. Например 11 правило VI Вселенского собора гласит, что христианин, общающийся с евреями, подлежит отлучению. В. Соловьёв в своей статье "Еврейство и христианский вопрос" говорит: "Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, до сих пор не научились относиться к иудейству по-христиански" (т.е. соблюдать вышеприведенное правило). Поэтому вина за крушение России лежит на русских.

Эта книга пишется в твёрдой уверенности в том, что главной задачей православного государства должно быть создание максимально благоприятных условий для своих граждан для того, чтобы помочь каждому из них в достижении цели, достойной православного христианина -- жить по-христиански во имя спасения своей души во Христе, помочь в достижении духовного уровня русского общества допетровского периода, когда общественным идеалом было не богатство, не знатность и не материальное процветание, а святость образа жизни.

И, наконец, в этой книге приведены лишь главнейшие события русской истории и направляющие их духовные процессы. Для интересующихся более подробными описаниями, в конце учебника приведен список книг (как цитируемых, так и общего значения), использованных при его составлении и содержащих такие сведения.

Итак, с благословения Божьего, вперёд -- к ПРОШЛОМУ!

Вместо предисловия.

Крушение России в 1917 г. повлекло за собой неслыханные преследования и разрушение национальной русской культуры и, особенно, основы русской государственности -- русского православия. За 70 лет коммунистической власти, а за ней -- различных перестроек и демократизаций, делалось всё, чтобы предотвратить духовное возрождение России в православии.

До февральской революции 1917 г. и отречения императора Николая II Россия была одной из великих мировых держав. Чтобы напомнить читателю о том, что было потеряно с падением русской монархии, ниже приводится (с малыми изменениями) предисловие к 28 изданию книги "Краткая русская история", составленной Константином Воскресенским и вышедшей за несколько лет до 1917 г.

"Россия -- ныне.

Мы живём в России. Россия есть величайшее государство во всём свете. Она занимает больше половины Европы и третью часть Азии; она имеет ширину (с севера на юг) до пяти тысяч вёрст [1 верста -- 1,06 км.], а в длину (с запада на восток) -- более 12 тысяч вёрст. Со всех сторон, хотя и не сплошь, она прилегает к какому-нибудь морю: на севере -- к Северному Ледовитому океану, на востоке -- к Тихому океану, на западе -- к Балтийскому морю, на юге -- к Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям. Во все моря текут большие судоходные реки; кроме того, внутренние части страны соединены железными дорогами с морями: Балтийским, Чёрным и Азовским.

Такое огромное пространство населяют около 150 миллионов жителей; в это число входят более ста народов, которые говорят на разных языках и беспрепятственно исповедуют разную веру. Коренные народы -- русский, украинский и белорусский; они исповедуют христианскую православную веру, которая и считается государственной. В России множество городов, больших и малых, множество сёл и деревень. Жители делятся на сословия: духовенство, дворяне, купцы, мещане и крестьяне.

Россией управляет Богом поставленный Царь, Государь Император, и назначенное государем начальство. Для молитвы и наставления людей в вере и нравственности, на которых покоится и материальное благосостояние государства, устроены храмы и назначены духовные лица. Для защиты от врагов есть постоянное войско. Для решения спорных дел между подданными есть суд, правый, скорый и милостивый. Для образования народа существуют всевозможные учебные заведения: низшие, средние, высшие.

Короче сказать, Россия есть громадное, сильное, богатое и благоустроенное государство, в котором каждый верноподданный может заниматься своим делом, трудиться для своего благополучия и для блага государства.

Такова Россия теперь. Но такою она сделалась не сразу и не в один год. Было время, когда на занимаемом ею пространстве жило мало людей, почти не было городов, и не существовало ни законов, ни начальства, ни государя, -- стало быть, и самого государства не было. Люди жили врознь, рассеянные то здесь, то там, по всей этой земле, и связи между ними почти никакой не было. Но это было очень давно, более тысячи лет тому назад".

Что можно добавить к этому короткому предисловию, суммирующему славную историю русского государства?

Во-первых, то, что Россия стала великим и могущественным государством благодаря следованию православной вере и своим государям, имеющим неоспоримую, абсолютную, Богом данную власть над людьми и не заинтересованным ни в чём, кроме служения народу. Живя и управляясь в соответствии с христианскими православными законами, Россия в течение всей своей тысячелетней истории не нуждалась ни в конституциях, ни в каких-то других, надуманных человеком законах.

А во-вторых то, что в момент выхода в свет этой книги, от России уже оставалась всего лишь её материальная оболочка. По словам А. Солженицына: "Перед революцией вера в России испарилась из кругов образованных. И повреждена была в необразованных".

Урок 1. ЗАСЕЛЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РАВНИНЫ

1. Русская равнина

Приблизительными границами "Великой русской равнины" (или "восточно-европейской") считаются Карпатские горы на юго-западе; р. Висла -- на западе; Балтийское море -- на северо-западе; р. Нева, Ладожское и Онежское озёра, Белое море и Северо-ледовитый океан -- на севере; Уральские горы и р. Урал -- на востоке; Каспийское море, Кавказские горы и Чёрное море -- на юге. По свидетельству греков, проникнувших и основавших ряд поселений на берегах Чёрного и Азовского морей уже в VII-VI вв. до Р. Х., южная полоса Русской равнины (теперешняя Украина) была заселена скифами, занимавшимися земледелием и снабжавшими греков зерном и прочими продуктами питания. (Этот край продолжал играть роль житницы, как для себя, так и для своих соседей в течение трёх тысячелетий (до 1917 г.). При советской власти, в результате колхозной системы, здесь прокатились волны искусственного голода и жителям "житницы" пришлось ввозить хлеб из Америки, Канады и др. стран.).

2. Расселение славян

В течение, приблизительно, полутора тысячелетий (с VII в. до Р. Х. по VII в. после Р.Х.) по Русской равнине передвигались различные народы -- скифы, готы, гунны, авары, угры, хазары (или "хозары") и, наконец, славяне, появившиеся в Европе приблизительно за 500 лет до Р. Х. Как и другие арийские народы, они пришли с Памира и вначале поселились в северной части Карпатских гор.

К концу VIII века славяне заселили всю среднюю Европу. Восточная ветвь славян (наши предки) расселилась по р. Днепру, по р. Волхов, в верховьях р. Волги и по р. Оке. Другими словами, в районах центральной России и средней Украины.

Все эти места (за исключением нижнего течения р. Днепр) были покрыты лесами и славяне, в основном, занимались охотой, рыбной ловлей, лесным пчеловодством, сбором ягод, грибов и других полезных растений. Из шкур убитых зверей они делали одежду, а мясо ели. Мало-помалу славяне также начали пахать землю (очищаемую путём выжигания леса), выращивать хлеб и овощи и заниматься скотоводством и птицеводством.

3. Характер славян

Славяне были высокие с русыми волосами и -- голубыми глазами. Они были храбрым народом и много воевали со своими соседями -- с финнами и с варягами на севере, с камскими болгарами на востоке, с печенегами на юге, с литовцами и остатками готов на западе. За Чёрным морем лежало большое греческое государство -- Византия.

Славяне были исключительно гостеприимным народом. У них считалось позором не угостить путешественника, или не пустить его переночевать, или не постараться обеспечить ему безопасность в дальнейшем пути. Даже к своим рабам они относились лучше, чем другие народы: после определённого срока рабов отпускали домой или, если они хотели остаться у славян, давали им землю и они становились свободными и равноправными людьми среди славян. Славянские женщины пользовались значительно большими правами чем у других народов и, по словам греческих историков, были "более разумны, чем полагается", т.е. чем греки привыкли видеть у себя.

Жили славяне родами, т.е. все близкие родственники жили рядом друг с другом. В каждом роду все слушались самого старшего, который назывался старейшиной. Когда племя должно было воевать, каждый род присылал своих воинов. В мирное время, если член какого-нибудь рода как-то обижал или оскорблял члена другого рода, то род потерпевшего считал своей обязанностью отомстить обидчику (за убийство члены рода мстили убийством -- так называемая "кровная месть", заключавшаяся в обязательном убийстве члена рода, совершившего убийство).

5. Славяне -- язычники

До IX века славяне были язычниками, т.е. верили в то, что богов много, что есть добрые и злые боги. Одним из добрых богов считался Даждь-бог, бог солнца ("даждь" по-славянски значит "дать"). Одним из злых богов считался Перун -- бог грома и молнии. Хотя у славян не было ни храмов, ни жрецов, они приносили своим богам жертвы (чтобы задобрить их) из скота, хлеба, или дорогих вещей. Человеческие жертвы у славян не приносились.

5. Торговля и дороги

Славяне торговали со всеми своими соседями. Так как сухопутных дорог в то время практически не было, то перевозить большие количества товаров можно было только по рекам. Одним таким речным путём, проходившим через земли славян был "путь из варяг в греки". Путь этот соединял Балтийское море с Чёрным. Он вёл из Финского залива в р. Неву, затем в Ладожское озеро, оттуда -- - в р. Волхов, потом в озеро Ильмень и после этого в р. Ловать; из р. Ловати, пользуясь мелкими речками и волоками, переходили в Западную Двину, а оттуда -- - в верховья р. Днепр. (Волок -- место, по которому лодки перетаскивались на катках из одной реки или озера в другую.). По р. Днепр спускались в Чёрное море, на другой стороне которого находились "греки" -- - большое и культурное государство, Византия.

Другой, столь же важный путь, шёл по Волге в землю волжских болгар и в Хозарское царство, а затем -- - в Каспийское море, а оттуда -- - в Персию и другие восточные государства.

По этим путям славяне научились ездить торговать на иностранные рынки: к грекам, болгарам, хозарам. По этим же путям и иностранные купцы ездили в славянские города, начинающие возникать вдоль этих путей у разных племён: Киев -- у полян, Чернигов -- у северян, Любеч -- у радимичей, Смоленск и Полоцк -- у кривичей, Новгород -- у ильменских славян. В эти города окрестные жители свозили свои товары -- мёд, воск, меха, шкуры, кожи, зерно и другие продукты питания. Из городов эти товары отправлялись в заморские страны, а оттуда привозились различные ткани и другие изделия, которые не производились славянами.

6.Базисные отношения

Таким образом, базисные отношения в славянском обществе были экономические (базисные отношения являются отношениями между членами какого-либо общества, определяющими все другие отношения между ними, т.е. самые главные). Но даже уже в эти времена жестокой, чисто животной, борьбы за жизнь, в характере славян начинает проявляться стремление к духовности, сознание того, что духовное начало важнее материального. Хотя в это время славяне еще были далеки от познания истинного Бога -- Иисуса Христа, но их природный характер, по видимому, был таков, что плодородная почва для принятия христианства и перехода на высшую ступень развития общества на духовные базисные отношения -- в них была заложена.

Вопросы. Заселение великой русской равнины.

1. Назови и покажи на карте границы Великой русской равнины, начиная и кончая западными.

2. Когда восточные славяне поселились в пределах Великой русской равнины?

3. Чем занимались славяне? Почему?

4. Дай характеристику славян и расскажи, как они жили, какая у них была религия.

5. Какими путями пользовались славяне для торговли? Покажи на карте.

6. Какие отношения существовали в славянском обществе? В чём их недостаток?

Урок 2. НАЧАЛО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1.10 славянских племён

К 862 г. восточные славяне делились на десять основных племён: хорваты и волыняне, оставшиеся вблизи Карпат; поляне, древляне и дреговичи, осевшие на правом берегу Днепра и его правых притоках; северяне, радимичи и вятичи расселившиеся на левых притоках Днепра (вятичи даже поднялись до Оки); кривичи и их родственники словене, поднявшиеся в северные районы русской равнины -- верховья Волги и Западной Двины и систему озера Ильмень. Из них северяне и вятичи платили дань хозарам, а словене и кривичи -- варягам. В 862 г. словени и кривичи, вместе с двумя финскими племенами -- чудью и весью -- прогнали варягов. Так как славяне видели, что воевать с такими сильными врагами, как варяги, нужно всем вместе, то словене, кривичи, чудь и весь попробовали объединиться в одно государство в 862 г. Племя чудь жило около Балтийского моря, весь -- около Бела-озера, а словене и кривичи жили между Ладожским озером и верховьями Днепра.

2.Княжение Рюрика

В 862 г. в Новгороде начал княжить Рюрик, которому подчинились словене, кривичи, чудь и весь. В русской истории довольно долго считалось, что послы от этих племён попросили Рюрика (родом из варяжского племени "Русь") стать князем у славян, так как они не могли договориться между собой. Согласно этой легенде, славянские послы пошли к Рюрику и его братьям и сказали им: "Земля наша обильна, но порядка в ней нет; приходите княжить и владеть нами". Но есть и другое объяснение появления Рюрика в Новгороде в это время: варяги были наняты славянами охранять их города и имущество (варяги были профессиональными воинами и часто нанимались на службу в разные земли). Пожив в Новгороде, Рюрик захватил власть в свои руки, а его дружина быстро обрусела, переженившись на славянках. Эта версия появления Рюрика выглядит более вероятной, учитывая то, что как раз эти племена в 862 г. восстали против варягов и прогнали их.

Рюрик стал княжить в Новгороде, а его дружинники в других городах: Аскольд и Дир -- в Киеве, Рогволод -- в Полоцке, Тур -- в Турове. Братья Рюрика, Синеус и Трувор, упоминающиеся в легенде о призвании Рюрика княжить у славян, по-видимому, вообще не существовали. Русская земля, объединившаяся под властью Рюрика, тянулась около 1000 километров с запада на восток и около 600 километров с севера на юг.

3.Олег -- первый киевский князь

Рюрик умер в 879 г. и, так как его сын Игорь был мал, то князем стал родственник Рюрика Олег, который, став князем, прежде всего распространил свою власть на все славянские земли. В частности, он завоевал г. Смоленск и отнял Киев у правителей, поставленных там Рюриком, Аскольда и Дира. Перенеся после этого столицу русского государства в Киев, Олег постепенно покорил большинство других славянских племён. К 907 г. все восточные славяне были объединены в одно большое государство.

Олег стал первым киевским князем. Поселившись в Киеве, он назвал его "матерью городов русских", то есть -- главным городом, столицей государства. Таким образом, Олег положил начало большому и сильному славянскому государству -- Киевской Руси.

4.Победа над греками

В 907 г. Олег собрал огромное (по тому времени) войско из 2000 лодок ("ладей"), в которые он погрузил 80.000 воинов (по 40 человек в каждую). Кроме пеших воинов на лодках, он также создал большой конный отряд. С этим войском он напал на Царьград, столицу греческой империи, Византии (сегодня -- Стамбул).

Царьград стоял на берегу длинного залива, называющегося Золотой Рог, который отходит от Босфорского пролива, соединяющего Чёрное и Средиземное моря. Залив этот, при приближении вражеских кораблей, греки запирали огромными цепями. Но Олег приказал своим воинам перетащить лодки, в обход цепей, по берегу, что было привычной работой для русских, так как им постоянно приходилось перетаскивать торговые лодки "волоком" от одной реки к другой. На счастье русских, в тот момент ещё дул попутный ветер: поставив паруса, им ещё легче было тащить поставленные на катки лодки. Греки пришли в ужас от невиданного зрелища: лодок, двигавшихся под парусами по земле! Объехав цепи, русские спустили лодки опять на воду и русский флот вплотную подошёл к воротам города. Царьград сдался, в знак чего, по принятому тогда обычаю, Олег "прибил свой щит к воротам Царьграда". Греки попросили мира, который и был заключён. По условиям этого мира русские купцы ("гости") получили право торговать в Византии без налогов.

Вопросы. Начало русского государства.

1. На сколько главных племён делились восточные славяне?

2. Как и когда начал княжить Рюрик?

3. Кого назначил Рюрик править различными городами?

4. Когда и почему начал княжить Олег? Что он начал делать?

5. К какому году были объединены славяне?

6. Как были побеждены греки? Чего русские добились от них?

Урок 3. РОСТ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ.

1. Князь Игорь

Князь Олег, которого народ прозвал "Вещим", т.е. мудрым, умер в 912 г. и князем стал Игорь, сын Рюрика, подросший за время правления Олега. Игорь княжил с 912 по 945 г., но его правление оказалось неудачным для Руси: новая война с Византией закончилась поражением славян (отчасти из-за того, что греки применили новое оружие -- "греческий огонь", т.е., огнемёты; установленные на греческих кораблях, они сжигали славянские ладьи, не давая тем приблизиться к греческим кораблям). По новому договору, заключённому с Византией, русские потеряли свои права, завоёванные Олегом и, кроме этого, Русь обязалась помогать грекам воевать, когда тем это требовалось.

2. Княжение Ольги

После смерти князя Игоря в 945 г. княжить стала его вдова, Ольга, которую люди называли "мудрейшей всех человек". То, что княжить стала женщина, не являлось необычным: по славянским обычаям вдовы получали полные гражданские права и вообще положение женщин у славян было значительно лучше, чем у других европейских народов. За своё короткое княжение (945-957) Ольга провела много улучшений во внутренних делах и порядках Киевской Руси. Она часто объезжала свои земли и сама указывала, как судить и какую брать дань. Но самым важным её делом было принятие христианства.

3. Ольга познаёт христианство

Ольга, в конце концов, поняла, что идолы, которым покланялся народ, не были истинными богами. Так как она много слышала о "греческой вере", то и решила узнать о ней более подробно. С этой целью в 957 г. она поехала в Царьград в гости к византийскому императору, который принял её с большими почестями, показал ей византийские церкви и объяснил церковные службы. После этого Ольга решила креститься (с христианским именем Елена) и сам византийский император Константин Багрянородный был её крёстным отцом. Христиане уже были на Руси и до Ольги, но она СТАЛА ПЕРВОЙ КНЯГИНЕЙ, ПРИНЯВШЕЙ ХРИСТИАНСТВО. Вернувшись домой, Ольга начала строить церкви и ещё больше помогать народу. За её жизнь и дела Ольга была причтена к лику святых.

4. Святослав -- князь-воин

Сын Ольги, Святослав, носивший уже славянское имя, стал совершеннолетним в 957 г. и начал княжить. Несмотря на уговоры матери принять христианство, он остался язычником. В этом значительную роль сыграло то, что его дружина, с которой он проводил всё своё время, состояла из язычников. Святослав любил воевать и ему была непонятна христианская кротость.

5. Рост Руси

Ещё при жизни своей матери, оставив Киевское княжество на её попечение, Святослав пошёл на Оку и подчинил вятичей, плативших дань хозарам. После этого он напал на хозар и разгромил их царство, взяв их главные города -- Саркел, Итиль и столицу, Белую Вежу на Дону. После этого Святослав покорил ясов и касогов, живших на Северном Кавказе и в районе р. Кубань и овладел местностью у Азовского моря, называвшеюся Таматарха (позднее -- Тьмутаракань, а теперь -- Тамань). Таким образом, Святослав покорил всю Черноморскую Русь и все племена восточных славян были объединены под властью Киевской Руси.

Византия в это время вела тяжёлую, хотя и победоносную, войну с арабами. Так как с севера Византии угрожали болгары дунайские, то греки послали Святославу богатые подарки и пообещали ему, что, если он завоюет Болгарию, то он сможет навсегда оставить её за Русью. Святослав согласился, завоевал Болгарию и остался жить в её главном городе, Переяславце на Дунае. Болгария и её столица так понравились Святославу, что он решил навсегда остаться жить там.

6. Войны с печенегами

Разгром всех восточных соседей Киевской Руси Святославом привёл к усилению кочевников-печенегов. В их распоряжение теперь попали все южно-русские степи, где раньше хозяйничали хозары.

Во время пребывания Святослава в Болгарии на Киев напали печенеги. Киевляне заперлись в городе и послали нескольких воинов звать на помощь Святослава, который вернулся и прогнал печенегов. Когда он собрался снова в Болгарию, Ольга попросила его остаться в Киеве до её смерти -- и умерла через три дня после этого. Она запретила праздновать по себе тризну (языческое погребальное пиршество) и была похоронена по христианскому обряду.

7. Первое деление Руси

После смерти матери Святослав спешил вернуться в Переяславец. Он посадил на княжество в Киеве своего старшего сына, Ярополка, а другого сына, Олега, посадил княжить в Древлянской земле. Все другие волости (районы) Киевской Руси должны были управляться княжескими посадниками, т.е. людьми, назначенными князем. Но новгородцы хотели иметь у себя князя, а не посадника, и попросили Святослава, чтобы тот дал им князя из своего рода. Тогда Святослав послал к ним своего младшего сына, Владимира. Так как Владимиру было всего шесть лет, то в Новгород он поехал со своим дядей, Добрыней, который и стал управлять за малолетнего Владимира.

Вопросы. Рост русского государства. Первые христиане.

1. Как княжил Игорь?

2. Как называли Ольгу?

3. Было ли странно, что стала княжить женщина (Ольга)?

4. Как княжила Ольга? Какое самое важное дело, которое сделала Ольга? Почему? Как была похоронена Ольга?

5. Опиши Святослава и как он расширял Русь.

6. Почему усилились печенеги?

7. Почему Святослав поделил Русь? Как?

Урок 4. СЫНОВЬЯ СВЯТОСЛАВА. УКРЕПЛЕНИЕ РУСИ.

1. Гибель Святослава

Посадив князьями своих сыновей, Святослав вернулся в Болгарию. Но Византии было невыгодно, чтобы Болгарией правил такой воинственный князь, как Святослав. Поэтому греки, как только закончили войну с арабами, напали на Святослава. Так как греки были во много раз сильней славян, то после четырёх лет войны, Святослав должен был уйти из Болгарии.

Возвращаясь с небольшой дружиной в Киев, Святослав подвергся нападению печенегов и был убит. Случилось это в 972 г. недалеко от днепровских порогов. Из черепа Святослава печенегский князь сделал чашу, так как печенеги верили, что пить вино из черепа храброго человека придаёт пьющему храбрость.

2. Сыновья Святослава





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...