Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вступление -- Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... 3 страница



Одним из самых знаменитых подвижников того времени стал курский юноша, пришедший в монастырь и ставший учеником преподобного Антония. При пострижении его назвали Феодосием. Он очень много сделал для упорядочения жизни по монастырскому уставу. Он также прославился своими проповедями и тем, что бесстрашно обличал людские грехи, не страшась обличать и князей.

2. Преп. Нестор-летописец

Грамотные монахи Киево-Печерского монастыря в свободное от богослужений и труда время переписывали книги: ведь в то время не было типографий и все книги переписывались от руки. Они также вели летописи. Ученик преподобного Феодосия, преподобный Нестор, прославился как первый русский историк -- он собрал и обработал составленные до него летописи в один исторический труд, названный Повесть времянных лет.

Труд этот охватывал русскую историю от её начала до 1110 г. и составил 180 книжных страниц. Сам Нестор вёл летопись в течение 20-ти лет.

3. Монастыри- университеты

Монастыри на Руси играли исключительно важную роль. Русские люди -- от князей до самых бедных -- приходили к монахам за причастием Св. Таин, советом, благословением. Гонимые и страждущие находили в монастырях пристанище. В неурожайные годы монастыри кормили бедных из своих запасов. Монастыри также были своего рода университетами. Здесь трудились древние русские учёные, выводили новые культуры растений, разрабатывали новые методы обработки земли и т.д. До его уничтожения коммунистами вскоре после захвата ими власти, такой монастырь, как Соловецкий (на острове в Белом море), создал образцовое хозяйство, служившее опытной станцией для русского севера. Соловецкий и другие монастыри были зверски уничтожены коммунистами, а монахи -- расстреляны или посажены в советские концентрационные лагеря (что тоже было равносильно физическому уничтожению).

4. Владимир Мономах

К началу XII века стало ясно, что удельный порядок правления, установленный Ярославом Мудрым, был очень сложен, несправедлив ("изгои", например, лишались всех прав) и приводил к постоянной борьбе за великокняжеский престол. Разные ветви многолюдного княжеского рода с готовностью использовали оружие для решения всяких споров и ослабляли Русскую землю. Великокняжеский стол часто переходил к сильнейшему, а не к тому, кто имел на него законное право.

Так в 1113 г. киевляне не захотели принять великими князями старейших в роду князей Святославичей из Чернигова, а попросили к себе Владимира Мономаха из Переяславля. Мономах сначала отказался, не желая нарушать порядка княжения, но киевляне продолжали настаивать и он согласился.

Став великим князем, Мономах вошёл в историю, как один из выдающихся князей того времени.

Был он глубоко верующим, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Но в то же время он был талантливым полководцем и строгим и решительным князем. Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твёрдой рукой, но строго по православным законам. Спустя три века, царь Иоанн Грозный чётко сформулирует принцип русской православной монархии, начавший применяться в жизни Владимиром Мономахом и некоторыми другими князьями, следующим образом: "Всегда царям подобает быть обозрительными: овогда кротчайшим, овогда же ярым: ко благим убо милость и кротость, ко злым же ярость и мучение: аще ли сего не имеет -- несть царь!" Владимира Мономаха не только любили и уважали, но и боялись. Даже до того, как он стал великим князем, Мономах часто мирил других князей по поручению великого князя, оружием усмирял тех, кто затевал междоусобицы. За 12 лет его правления (1113-1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, "тишина великая".

Умирая, Владимир Мономах написал своё знаменитое Поучение, в котором он просит своих детей жить мирно, в "страхе Божием", заботиться о слабых, вдовах, детях. Он также запрещал смертную казнь.

Вопросы. Рост православия. Владимир Мономах.

1. Развивалась ли Русь во время междоусобиц?

2. Как строились русские церкви?

3. Кто и как основал Киево-Печерский монастырь?

4. Кто был самый знаменитый подвижник того времени? Чем он прославился?

5. Чем прославился преподобный Нестор?

6. Чем были на Руси православные монастыри?

7. Что сделали с монастырями коммунисты? Почему?

8. Расскажи о великом князе Владимире Мономахе.

9. Как должен править русский православный монарх?

Урок 11. УПАДОК КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. НАЧАЛО РУССКОЙ МОНАРХИИ.

1. Удельные распри

После смерти Владимира Мономаха правил его старший сын, Св. Мстислав. В течение его семилетнего правления на Руси сохранялся порядок. После же его смерти начались смуты и ссоры.

37 лет боролись за великокняжеский стол "старшие Мономаховичи" (сыновья и внуки Св. Мстислава), "младшие Мономаховичи" (младший сын Мономаха Юрий Долгорукий с сыном Св. Андреем Боголюбским) и потомки Олега Гореславича.

2. Начало монархии

В конце этого периода, в 1169 г., Андрей Боголюбский захватил Киев, сильно разрушил его и, назвавшись великим князем, уехал в г. Владимир, ставший столицей Владимиро-Суздальской земли.

Андрей Боголюбский считается первым князем, осознавшим преимущества русского монархического правления и способность монархии объединить Русь. В течение всего своего правления он опирается на "низинных людей", т.е., на простой народ, видя его предметом служения монарха и, в то же время, источником своей силы. Он также пытается усилить княжескую власть и поставить её в независимость от влияния дружины (бояр) и веча больших городов. В то же самое время он подчёркивает необходимость подчинения князя церкви, т.е., правления по православным законам.

Попытки Андрея Боголюбского создать самодержавную власть не нравились ни его собственной дружине, ни другим князьям и он был убит своими приближёнными в селе Боголюбове. Великим князем стал его брат, Всеволод Большое Гнездо, который продолжал работу по созданию монархии. Во время его княжения во Владимиро-Суздальской Земле (1176-1212) полностью установилось понятие -- князь-самодержец, морально подчиняющийся только церкви.

3. Удельщина

Несмотря на зарождение понятия русской монархии, Русская Земля в XII веке разделилась на отдельные княжества, или земли, важнейшими из которых были следующие: в южной части Руси -- Киевская, Чернигово-Северская, Волынская и Галичская, а на севере -- Владимиро-Суздальская, Полоцкая, Новгородская, Смоленская и Муромо-Рязанская.

Волынская и Галичская земли, отделившись от Руси, скоро попали под власть Польши и Литвы. В Новгороде установилась власть веча (демократия), т.е. собрания всех жителей Новгорода для решения всех важных дел. Вече решало дела криком, т.е., большинством, определяемым по силе крика. Князь в Новгороде подчинялся вечу и даже не имел права жить в Новгороде: дворец его находился в нескольких километрах от Новгорода. Князь заведовал войском и иногда судом.

Все остальные земли стали фактически независимыми государствами, управляемыми вечами великого города той волости или земли. Вече призывало нравившихся ему князей и заключало с ними договоры. Для управления другими делами вече выбирало старейшин. 4.Единая Русская Земля

Разделение Руси на удельные -- фактически независимые -- княжества приводило к ослаблению и трудностям в борьбе с половцами на востоке, а с поляками и литовцами -- на западе. Последний крупный и успешный поход против половцев был сделан Владимиром Мономахом в 1103 г., когда русские полностью разбили половцев на их же земле, на реке Сал.

Ссоры и распри между русскими князьями в конце XII века привели к тому, что половцы всё сильнее и чаще нападали на Русь, а походы русских против них становились всё менее удачными. Так поход северских князей Игоря и Всеволода Святославичей окончился их поражением и пленом. Этот поход был подробно описан в летописях и в знаменитом произведении славянской литературы Слово о полку Игореве, в котором поэт призывает князей объединиться.

Несмотря на фактический распад Киевского государства, у русских продолжало крепнуть национальное чувство и сознание национального единства. Жители отдельных земель считали, что эти земли составляют единую Русскую Землю. Например, в Слове о полку Игореве, по Игорю "плачет вся Русская Земля".

Вопросы. Упадок Киевского государства. Начало монархии.

1. Что началось вскоре после смерти Владимира Мономаха?

2. Сколько лет шла борьба за Киевский стол?

3. Почему Андрей Боголюбский считается основоположником русской монархии?

4. На кого опирался Андрей Боголюбский?

5. В чём заключается принцип русской православной монархии? С кем состоит в союзе монарх? Кому подчиняется?

6. На какие земли распалась Киевская Русь?

7. Что случилось с Волынской и Галичской землями? Почему?

8. Какая власть установилась в Новгороде?

9. Как решались дела на новгородском вече?

10. Как смотрели на себя жители всех русских княжеств?

Урок 12. ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ.

1. Появление татар

В то время, как русское государство распалось -- и в нём только начало формироваться понятие о единой православной самодержавной власти, в восточной Азии кочевники-татары объединились под властью одного из своих ханов -- Темучина, названного Чингиз-Ханом, т.е., великим ханом. Чингиз-Хан образовал огромное государство, включающее северный Китай, завоевал Туркестан и, пройдя через Персию, напал на половцев.

2. Поражение на р. Калке

Половцы попросили помощи у русских. Собрались князья киевский, черниговский, галичский и многие другие и пошли с половцами против татар, говоря, что надо помочь половцам, чтобы татары их не покорили и не стали бы ещё сильнее.

В 1223 г. на реке Калке, впадающей в Азовское море, произошло сражение русско-половецкого войска с татарами. Половцы скоро пустились бежать, отчасти смяв русское войско. Оставшиеся русские бились храбро, но не дружно и были разбиты. Многие князья были убиты, многие взяты в плен. Татары же повалили пленных на землю, положили на них доски и поставили на доски столы, за которые уселись пировать победу. Таким образом пленные были постепенно раздавлены.

После этой победы татары преследовали бегущих русских до Днепра, но потом повернули назад и бесследно скрылись.

Чингиз-Хан умер в 1227 г., разделив свои огромные владения -- от Тихого океана и до Каспийского моря -- между своими сыновьями. Старшим он назначил Угэдэя, который в 1236 г. послал своего племянника Батыя завоевывать Европу.

3. Покорение Рязани

Батый выступил с огромным войском в 300 тысяч человек и первым делом разгромил волжских болгар, разорив их столицу на Волге, Великий Булгар. Поздней осенью 1237 г. Батый переправился через Волгу и подошёл к Рязанскому княжеству.

Здесь он послал рязанцам требование покориться ему и платить дань: "десятину от всего -- от князей, от простых людей, от коней белых, вороных, рыжих, бурых, пегих...".

Рязанские князья ответили просто, но достойно: "Когда никого из нас не останется, тогда всё будет твоё". Рязань попросила помощи у других русских князей, но на эту просьбу никто не отозвался, даже ближайший князь владимирский ответил молчанием.

В середине декабря татары подступили к Рязани и за пять дней взяли город, разбив каменные городские стены стенобитными машинами. Все жители Рязани были перебиты, а татары двинулись дальше на Русь.

4. Покорение всей Руси

Разгромив Рязань, татары взяли небольшие крепости Коломну и Москву, а затем подступили к Владимиру-на-Клязьме. Великий князь Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо, ушёл в это время собирать войско. Татары захватили город к 7 февраля 1238 г. и всех перебили, включая семью князя.

После этого татары взяли и разрушили ещё 14 городов и множество сёл. 4-го марта 1238 г. они вышли к реке Сить, где их поджидало войско Юрия. В этом бою опять победили татары -- они превосходили русских 10 к одному! Вся Владимиро-Суздальская Земля была разгромлена и в живых в ней осталась всего лишь одна десятая часть населения.

Разгромив Владимиро-Суздальскую Землю, татары пошли на Новгород, но внезапно повернули назад, находясь всего лишь в 100 километрах от города. Некоторые историки объясняют отступление татар трудно проходимой для конницы местностью -- лесами и болотами.

По дороге назад татар задержал довольно маленький город Козельск, который татары долго не могли взять. Жители города не только оборонялись, но и делали смелые вылазки против татар. Во время одной из таких вылазок русские, ворвавшись в татарский лагерь, перебили до 4000 татар. В конце концов Козельск был взят и его жители перебиты.

В 1239 г. Батый разгромил Переяславскую, Новгород-Северскую и Черниговскую земли, а в 1240 г. -- Киевскую и Галичскую. Сам Киев был захвачен и разграблен 6 декабря 1240 г. после героической защиты. Пройдя через Галичскую землю, Батый разорил часть Польши, всю Венгрию и часть Балканского полуострова и в 1242 г. вернулся в русские степи. Здесь он пошёл на Волгу и основал свою столицу, названную Сарай.

Вопросы. Татарское нашествие.

1. Какое татарское государство возникло на востоке?

2. Как начался первый поход татар на Русь?

3. Как кончилось первое сражение с татарами? Почему?

4. Как происходило вторжение татар на Русь?

5. Почему татары побеждали русских?

6. Какой город прославился защитой от татар?7.К какому году закончилось покорение Руси татарами?

Урок 13. НАБЕГИ КАТОЛИКОВ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.

1. Крестовый поход на Русь

К 1242 г. три четверти русских земель -- за исключением Новгородской -- было разорено и подчинено татарам. Новгород тоже подчинился татарам на условии, что они не будут его разорять. Пользуясь этим, папа римский призвал шведов и немецкий тевтонский орден, находящийся в Риге, начать Крестовый поход против уцелевшей от татарского разгрома части Руси -- Новгорода и Пскова. Как немцы, так и шведы всё это время пытались расширить свои владения за счёт славянских земель, всюду силой -- огнём и мечём -- насаждая католичество.

2. Разгром шведов

Первыми выступили шведы. В июле 1240 г. крестоносное войско под командованием регента Швеции, Биргера, приплыло на р. Неву и высадилось на её берегах. Отсюда Биргер послал Новгороду требование сдаваться.

Новгородским князем в это время был 18-тилетний Александр, сын великого князя Ярослава. Был он человеком необычайной храбрости и благочестия, достойный пра-правнук Владимира Мономаха. Александр не стал ожидать сбора войск со всей Новгородской земли, а сразу же повёл свои малочисленные конные полки к Неве, сказав воинам: "Не в силе Бог, а в правде"!

Шведы беспечно отдыхали у Невы, никак не ожидая, что новгородцы так быстро соберут войско. Сторожевые же посты из финнов, находящихся под властью Новгорода, наблюдали за шведами и доносили обо всём Александру.

На рассвете 15 июля 1240 г. малое войско Александра бросилось из леса на шведов. Новгородцы быстро пробились к шведским кораблям и ворвались в шведский лагерь. Шведы в ужасе бросились в бегство, бросая всё и думая только о том, как бы спастиcь на уцелевших кораблях. Благодаря смелому плану Александра, русские потеряли в этой -- решающей -- битве всего лишь 20 человек, а шведы понесли большие потери и ушли, чтобы в течение долгого времени не нападать на Русь.

3. Значение Невской победы

Русский народ воспринял Невскую победу как, прежде всего, победу религиозную: русские люди, имея небольшое войско, с Божьей помощью, отстояли своё православие. Летопись о сражении упоминает о видении, явившемся перед битвой начальнику сторожевого поста у устья Невы финну Пелгусию. Он видел, как по реке плыли в ладье святые князья Борис и Глеб и как Борис говорил Глебу: "Брат Глеб, прикажи гребцам грести побыстрее -- поспешим на помощь сроднику нашему Александру".

Другое важное значение этой победы было в том, что она показала правильность русского подхода к строительству многонационального государства. Инородцы финны, только что начинавшие принимать православие, считали себя полностью русскими. Духовно они уже слились с Русью и добровольно всячески помогали русским. Человеческое отношение русских к инородцам являлось полной противоположностью отношения других европейцев к завоёванным народам. Славяне и другие народности, жившие по берегам Балтийского моря, жестоко обращались в рабов своими тевтонскими (немецкими) и шведскими завоевателями-феодалами и пытались от них освободиться.

4. Разгром ордена

Но Крестовый поход продолжался, несмотря на поражение шведов. Вскоре Тевтонский орден захватил Псков и сильно потеснил новгородцев. В 1242 г. Александр, прозванный "Невским" за победу над шведами на Неве в 1240 г., освободил Псков. Затем 5 апреля 1242 г. Александр разбил главные силы ордена на льду Чудского озера в так называемом "Ледовом побоище".

Немцы построились острым клином, или "свиньёй", чтобы своим острым концом возиться в русское войско. Во главе немецкого войска были тяжело вооружённые конники под бронёй, а за ними -- пехота с копьями и мечами. По бокам опять шли конники.

Александр полностью разгадал замысел врага. Поэтому он расположил свои главные силы не в центре, как это полагалось делать по законам боевой тактики того времени, а по бокам, чтобы они не попали под удар "свиньи". После начала боя он нарочно дал врагу продвинуться вперёд в центре, а сам отступил, заманив немцев за собой. Тогда справа и слева ударили главные силы русских, охватив "свинью" с боков, и немцы были разбиты. В бою даже погиб глава ордена.

Эти две победы Александра Невского имели огромное значение для будущего развития Руси: они спасли Русь от порабощения немецким орденом и Швецией, которые шли на Русь, чтобы насильно насаждать католичество.

5. Порабощение татарами

Но если на северо-западе русские победили врагов, то на востоке и юге дела обстояли плохо. Нашествие Батыя продолжалось и вся Русь была порабощена татарами. Хотя Новгород и не подвергся нападению татар, но он тоже должен был платить татарам дань, так как Александр Невский понимал, что бороться с татарами ему не под силу.

В дальнейшем Александр Невский стал великим князем владимирским. Опираясь на своё войско и пользуясь поддержкой горожан, он сумел удержать под своей властью Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск и другие русские города.

Вопросы. Набеги католиков. Александр Невский.

1. Какая часть Руси была подчинена татарам?

2. Кто решил воспользоваться слабостью Руси?

3. Как были разбиты шведы? Когда?

4. Какое значение имела Невская битва?

5. Как были разбиты немцы? Когда?

6. Какое значение для Руси имели победы Александра?

7. В каком положении находилась остальная Русь?

Урок 14. ТАТАРСКАЯ ВЛАСТЬ. РОСТ МОСКВЫ.

1. Русь -- татарский улус

Разгромленная, подавленная и опустошённая Русская Земля стала "улусом" татарского хана, т.е., его владением. Оставшиеся в живых русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих княжеских прав. Хан выдавал князьям особый документ на княжение -- "ярлык". Хан также назначал и великого князя.

2. Дань -- 1/10

Всё население Русской Земли за исключением духовенства было переписано и обложено тяжёлой данью. Татары брали десятую долю всего имущества. Кроме того, брали дополнительную дань хлебом, скотом и деньгами. Дань собирали специальные ханские чиновники "баскаки", т.е. давители. За неплатёж дани брали в рабство.

3. Св. Александр Невский

Александр Невский много сделал для России в это тяжёлое время. Став вскоре после смерти отца великим князем владимирским, он делал всё, что было можно для того, чтобы поддерживать мир с правителями и многочисленными чиновниками татарской Орды (государства). Александр не раз ездил в Орду упрашивать хана простить какой-нибудь русский город. Он копил деньги, чтобы выкупать у татар пленных русских людей. Когда он, возвращаясь из Орды в 1263 г., умер на Волге, то, узнав об этом во время литургии, митрополит Кирилл воскликнул: Дети мои милые! Знайте, что зашло солнце Земли Русской -- не стало Александра! И люди, бывшие там, закричали: "Уже погибаем!"

Александр Невский сопричислен нашей Церковью к лику Святых. В 1703 г. его мощи были перевезены в Петербург и положены недалеко от того места, где произошла Невская битва.

4. Удельное дробление

После смерти Александра Невского во Владимиро-Суздальской Земле окончательно установился удельный порядок. Каждый удельный князь в своём завещании разделял свой удел между своими сыновьями, а те делали то же самое для своих детей. Таким образом Русская Земля дробилась на всё меньшие и меньшие княжества и становилась слабей и слабей. Удельные князья ссорились и воевали из-за уделов, доносили друг на друга хану, всякий пытался захватить власть и землю. Это продолжалось до начала XIV века, когда великое княжение было передано в 1328 г. московскому князю Ивану Даниловичу Калите. С этого времени Москва больше не выпускала из своих рук великого княжения "Всея Руси". Родовой порядок наследования был прекращён и надёжно заменен семейным порядком -- от отца к сыну, внуку, правнуку и т. д.

5. Решающая роль Церкви

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ в те тяжёлые времена явилась той единственной нравственной силой, вокруг которой могли собираться русские патриотические силы. Огромную роль сыграл тот факт, что Русская Церковь не пошла, как на западе, ни по пути жестокости, ни по пути властолюбия. Пользуясь веротерпимостью татар по отношению ко всем религиям, русская православная церковь достойно исполняла свою роль духовного воспитателя народа и носительницы национального патриотизма. Имена её святителей XIV века тесно связаны с именами первых собирателей Земли Русской -- Ивана Калиты, его сына и внука.

Первым по времени был митрополит Св. Пётр, поставленный константинопольским патриархом митрополитом Киевским и Всея Руси и живший во Владимире-на-Клязьме. Он часто ездил в гости к Ивану Калите, очень с ним подружился, полюбил Москву и предрёк ей великое будущее: "Град сей будет велик во градех русских и святители поживут в нем. Ещё же и мои кости в нём положены будут". Св. Петра уважали как русские, так и татары. Ханы почти всегда исполняли его просьбы.

Митрополит Св. Алексий прославился не только как подвижник и глава русской церкви, но и как государственный деятель. Он управлял Московским княжеством во время княжения доброго, но слабого сына Ивана Калиты. Как и Калита, он много заботился о мирных отношениях с татарами, чтобы не подвергать Русь татарскому разорению. Он часто ездил в Орду, исцелил любимую жену хана и пользовался большим уважением у татар. Св. Алексий твёрдо стоял за главенство Москвы и изо всех сил старался, чтобы все князья подчинились бы "великому князю Московскому и Всея Руси".

Вопросы. Татарская власть. Рост Москвы.

1. Чем стала Русская Земля?

2. Кто давал князям право на княжение?

3. Какую дань брали татары?

4. Как Св. Александр Невский служил России?

5. Какую роль играла русская православная церковь?

6. Как татары относились к церкви?

7. Какую роль играли митрополиты в XIV веке?

Урок 15. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ.

1. Св. Сергий Радонежский

Самым большим подвижником XIV века считается Св. Сергий Радонежский, чудотворец. Он был сыном обедневшего боярина из города Радонежа, недалеко от Ростова (суздальского). С раннего детства Св. Сергий любил пост и молитву. После смерти своих родителей он ушёл в пустыню -- дикий лес в 60 километрах северо-восточнее Москвы и поселился здесь на холме Маховец. С трёх сторон холм был окружён оврагом, по которому текла небольшая речка Конисура. Тут он построил себе келью и прожил два года в полном одиночестве. После этого к нему начали приходить другие люди и строить себе кельи. Через некоторое время отшельников стало 12 человек и они построили церковь.

Только после 12-ти лет жизни полной труда, молитвы и лишений, Св. Сергий отправился в Москву. Здесь он принял священнический сан и был поставлен игуменом созданной им обители во имя Св. Троицы. Монастырь этот, в будущем знаменитая Троицко-Сергиевская Лавра, скоро приобрёл большую известность. Русские люди всех сословий -- от князей до самых бедных -- приходили к Троице за причащением Св. Таин, за молитвой и советом Св. Сергия. Троицко-Сергиева Лавра сыграла большую роль в истории России. Вместе с митрополитом Алексием Св. Сергий помогал народу в трудные времена и поддерживал московских князей своим духовным авторитетом.

2. Возвышение Москвы

Москва стала столицей русского православного государства с необычайной быстротой. Впервые она упоминается, как ничтожное укрепление, в 1147 г. при Юрии Долгоруком. В Москве даже долгое время не было своего князя.

Одним из первых московских князей был Даниил, сын Св. Александра Невского. Даниил утроил земли своего крошечного надела мирными путями. Сын Даниила, Юрий, ушестерил свой удел захватами, а Иван Калита вошёл в русскую историю как собиратель Земли Русской и основоположник русского православного государства.

Иван Данилович Калита (слово калита -- означает "денежный мешок") стал московским князем после того, как его брат, Юрий, был убит в Орде. Стал он великим князем Владимирским и Всея Руси в 1328 г. Как и его отец Даниил, он строгий блюститель православия и прекрасный хозяин, умеющий создать мир и покой в своём уделе. Он также поддерживает мир и даже дружбу с ханом. Вскоре после своего утверждения великим князем, Калита получает от хана право собирать дань для татар в своём уделе. С целью пополнить московскую казну, Калита собирает больше, чем требуют татары и излишки оставляет Москве. Но люди всё-таки довольны, так как они не терпят насилий и грабежа, сопровождающих сбор дани баскаками.

Иван Калита наводит порядок в своём княжестве и летопись хвалит тишину великую -- ни татар, ни разбойников нет в Московском княжестве. Управляя своим уделом по правилам русской православной монархии -- строго, но на основах православной морали -- Калита начинает создавать условия и для экономического развития. Мирная жизнь привлекает русских людей из других княжеств -- духовенство, крестьян, ремесленников, торговцев, бояр. Даже некоторые знатные татары приходят на службу к Калите. В княжение Ивана Калиты Москва стала и центром русского православия, в ней был построен Успенский собор. Хотя он был небольшой и деревянный, но всё-таки Москва начинает ещё больше походить на столицу.

3. Москва центр Руси

К концу княжения Ивана Калиты Московское княжество занимает уже значительную территорию. Но ещё более важно то, что Москва, неуклонно следуя правилам православной церкви, становится самым сильным и благоустроенным из русских княжеств. После поселения в Москве митрополита, Москва также официально становится церковным центром, а так как московские князья сумели навсегда удержать великокняжение, то она также является и центром политической власти.

Причины возвышения Москвы объясняются по разному. Историки-материалисты, учитывающие исключительно экономические факторы, пытаются доказать, что Москва усилилась из-за своего, будто бы, выгодного географического положения. Но это не так, так как Москва находится в стороне от торговых путей и земля её бедна.

На самом деле главными причинами возвышения Москвы следует считать патриотизм русских князей, их верность православию, их уменье привлечь русских людей к общему делу -- укреплению Руси для борьбы с татарами. Только из-за настойчивости русских патриотов -- князей и митрополитов -- им, в конце концов, удаётся объединить Русь и победить татар. 10 поколений русских московских князей -- а потом царей -- неуклонно проводили в жизнь свою мечту: освобождение от татарского ига единой Руси. Во время княжения слабых (или малолетних) князей, княжескую власть осуществляли православные митрополиты с помощью бояр, верно служившим князьям. В остальное же время митрополиты ревностно хранили православную веру и оберегали князей от множества соблазнов.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 140 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...