Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вступление -- Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... 7 страница



Исправлять же церковные книги было трудным делом. Они не раз переводились с греческого и поэтому молитвы в них не всегда совпадали. Например, в одних рукописях писалось: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ", а в других -- "Христос Воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи". Чтобы определить, какой текст правильный, нужно было знать, как славянский, так и греческий языки. Кроме этого, в богослужебных русских книгах были узаконены различные обряды и обычаи, которых не было у греков. Всё это приводило к недоразумениям и спорам.

2. Характер п. Никона

Богослужебные книги уже начали исправляться предшественниками Никона, патриархами Гермогеном (1606-1612), Филаретом (1619-1633), Иоасафом (1634-1640) и Иосифом (1642-1652). Но у них не было той решимости, которая требовалась для этого дела, да и у правщиков и печатников не хватало нужных знаний. Хотя решимости у патриарха Никона оказалось достаточно, его крутой характер вызывал отрицательную реакцию, как к нему лично, так и к его начинаниям. От священников, например, он требовал должного знания Священного Писания и церковной службы, христианской жизни. С духовенством, не исполнявшим его требования, он был чрезвычайно строг. За пьянство, патриаршие стрельцы сажали провинившихся духовных лиц в тюрьму, а за повторные нарушения -- ссылали в сибирские монастыри. Следует сказать, что к самому себе патриарх Никон был ещё строже, чем к другим: ревностно соблюдал иноческие обеты, каждый день слушал службы, часто служил сам.

Огромная власть патриарха Никона в государственных делах тоже создавала ему многочисленных врагов. А власть его действительно была велика. Так, воссоединение Украины было прямым последствием просьбы Никона на Земском Соборе 23 октября 1653 г. к царю начать войну с Польшей и принять Богдана Хмельницкого с его войском и землями под свою защиту. Когда эта война началась, патриарх Никон выставил, от себя лично, 10.000 воинов (столько же выставили все монастыри).

Так как все свои преобразования патриарх Никон проводил резко и прямолинейно, то, в большинстве случаев, они только увеличивали количество его врагов. При этом разумность его преобразований не играла большой роли. Возникновение староверчества (людей, отказавшихся признать новые исправленные книги) во многом обязано этому фактору.

3. Исправление книг

В 1654 г. патриарх Никон созвал собор и пред ставил ему предложенные им исправления. Со бор их утвердил и постановил, что книги должны исправляться по древним русским и греческим текстам. Никон, однако, обратился ещё и к восточным патриархам с просьбой рассмотреть эти поправки. В 1655 г. царьградский патриарх прислал ответ, утверждающий исправления Никона.

Книги начали исправлять и рассылать по всему государству. Кроме исправлений текста, также были исправлены некоторые обряды. Креститься, например, предписывалось не двумя пальцами, как раньше, а тремя.

Новые отпечатанные книги и введение новых обрядов многими были встречены враждебно. Многие миряне и священники считали, что нужно хранить старую веру и не принимать новые книги и обряды. Людей, не признающих новые книги и порядки, стали называть староверами и преследовать. Так начался РАСКОЛ, продолжающийся до наших дней.

4. Соловецкий бунт

Решительно отказался принять новые книги (ещё в 1657 г.) знаменитый Соловецкий монастырь. 8 июля 1658 г. Соловецкий иноческий Собор, возглавляемый игуменом Илиёй, составил приговор о непринятии новых книг. Не признали там и постановления Соборов 1666-67 гг., равно как и назначенного патриархом Иоасафом II нового архимандрита Иосифа. Всё это в значительной мере было делом рук сосланных туда противников Никона.

С 1668 г. к Соловецкому монастырю посылались войска, но с приказами "потеснить", но не делать "приступа" и "не стрелять по ограде". В монастыре же были собраны огромные запасы продовольствия, было 90 пушек, 900 пудов пороха и множество ядер. Только в декабре 1675 г. была сделана попытка взять монастырь приступом (безуспешно) и 22 января 1676 г. монастырь, наконец, был взят, зачинщики казнены, другие разосланы в остроги. Покаявшихся простили и оставили жить в монастыре.

5. Разгар раскола

Военная победа в Соловецком монастыре не изменила духовной атмосферы севера. Богомольцы, возвращавшиеся от стен осаждённого монастыря, разносили весть о страдающих в благочестии насельниках и нечестии царя. Когда 29 января, через несколько дней после победы, скончался царь Алексей, пошёл слух, что перед смертью царь познал своё преступление и посылал приказ отступить, да было поздно. Побеждённые монахи прославлялись народом как "новые страстотерпцы и преподобномученики".

Вследствие большого влияния Соловецкого монастыря на севере, именно здесь особенно интенсивно стал распространяться раскол. В глуши лесов завелись скиты "поморян". С севера раскол перекинулся в новгородские и псковские земли, в Прибалтику, в костромскую, вязниковскую, брянскую и керженскую области. Некоторые раскольники уходили в Польшу, на Кавказ, в Сибирь. На юге раскол привился среди донских казаков. Раскол стал неотъемлемой частью русской действительности.

6. Значение раскола

Последствия раскола не замедлили сказаться в самом ближайшем будущем: в царствование Петра I ("великого"), разъединённая церковь не найдёт в себе сил противостоять желанию Петра подчинить церковь гражданской власти и, таким образом, развязать себе руки и подменить русскую православную монархию строем, где глава государства обладал диктаторской властью. Раскол явился вехой в русской истории, после которой духовная жизнь государства начала утрачивать свою православную сущность. Степень преследования раскольников в течение последующих более 200 лет во время царствования различных императоров менялась, но только в 1905 г., перед Пасхой, император Николай II даст свободу всем конфессиям (за исключением изуверских).

Всё это вносило разделение в государство и создавало почву для распространения всевозможных сект, как русского, так и зарубежного происхождения, подрывая православие.

Вопросы. Раскол.

1. Кто был патриарх Никон? О чём говорит факт что такой человек, как Никон, достиг самых вершин власти?

2. Почему церковные книги нуждались в исправлении?

3. Почему патриарха Никона многие не любили? Как это влияло на успех начинаний патриарха Никона?

4. Как было начато исправление книг?

5. Как были приняты новые книги?

6. Роль Соловецкого бунта в развитии раскола.

7. Какое значение имел раскол для а) православия? б) государства в целом?

Урок 33. БУНТ РАЗИНА. ВОЙНЫ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА.

1. Стенька Разин

В XVI-XVII веках на юге России, по рекам Дону и Волге, образовались крупные поселения казаков. Это были люди самых разнообразных званий, уходившие из центра Московского государства в поисках свободной земли и вольной жизни. Приходя на Дон и Волгу, многим из них приходилось работать у тех казаков, которые пришли туда раньше их. К середине XVII века в этих краях появилось много неимущих казаков или "голытьбы".

В 1670 г. всё среднее и нижнее Поволжье охватил бунт голытьбы под предводительством Стеньки (Степана) Разина. Прославившись неслыханным ограблением персидских городов на южном побережье Каспийского моря в 1668-1669 гг., Разин поднялся по Волге и захватил ряд поволжских городов -- Астрахань, Царицын, Саратов, Самару. Раскольничество способствовало развитию мятежа. При этом восставшие говорили, что они идут не против царя, а только против правительственных чиновников, притеснявших народ.

Царские войска в конце концов разбили Разина и он бежал на Дон. Но Донские казаки его выдали и он был казнён.

2. Расширение Москвы

Воссоединение Украины с Московским государством и его усиление не нравились их соседям. Поэтому Алексею Михайловичу пришлось вести четыре войны: две с Польшей (1654-1656, 1657-1667), одну со Швецией (1656-1659) и одну с Турцией. Все эти войны велись из-за освобождения Украины (т.е., как и большинство войн, ведущихся русскими, эти войны также были оборонительными).

Обе войны с Польшей закончились удачно для Московского государства: Польше пришлось возвратить русским некоторые из земель, захваченных Польшей во время Смутного времени и в другие, тяжёлые для русских, периоды. Несмотря на это, Польша продолжала владеть многими русскими землями.

Война со Швецией закончилась вничью из-за эпидемии чумы. Таким образом, Швеция продолжала владеть старинными русскими землями -- всем побережьем Финского залива и областями около Ладожского озера.

Война с турками окончилась неудачно и русским пришлось отдать часть украинских земель, которые Турция считала своими, недалеко от Чёрного моря. Война с Турцией, начатая в конце правления Алексея Михайловича, закончилась пять лет после его смерти в 1676 г.

Вопросы. Бунт Разина. Войны Алексея Михайловича.

1. Как заселялись области на Дону и Волге?

2. Кто был Стенька Разин?

3. Против кого люди Разина призывали народ воевать? Почему они не выступали против царя?

4. Как кончился бунт Разина?

5. Как закончились войны с Польшей?

6. Как закончилась война со Швецией?

7. Как закончилась война с Турцией?

8. Из-за чего велись эти войны? Какими были большинство войн, которые приходилось вести русским?

9. Удалось ли Московскому государству возвратить все русские земли в царствование Алексея Михайловича?

Урок 34. ЗАПАДНЫЕ "ВЛИЯНИЯ".

1. Гуманизм

В результате возвращения некоторых древних русских земель на западе и значительного освоения Сибири, Московское государство оказалось лицом к лицу с рядом европейских и азиатских государств. Благодаря этому русские начинают устанавливать близкие сношения, как с европейскими, так и с азиатскими странами. Такие сношения, особенно с европейскими державами, до некоторой степени влияли на развитие русской культуры и мировоззрения.

Европейская история XV-XVI веков характеризуется возникновением гуманизма -- отходом от христианских моральных ценностей и увлечением культурой древних греков и римлян (отсюда название этого периода, как эпохи "возрождения" -- имеется ввиду возрождение этих древних языческих культур). Сущность гуманизма -- вера в человека и человеческий разум и их способность решать любые жизненные проблемы.

2. Отход от христианства

Гуманизм явился результатом многовекового отхода католицизма от христианства. Сюда можно отнести и папство, и учреждение инквизиции, и торговлю индульгенциями (отпущение грехов за деньги), и вооружённое насаждение католицизма. В 1204 г., например, в результате крестоносного похода против православия был разрушен Константинополь(!). Папы римские постепенно превратились в светских правителей, силой оружия распространяющих и поддерживающих свою власть.

Хотя формальное отделение римско-католической от греко-католической (православной) церкви произошло в 1054 г., фактическое разделение началось гораздо раньше. Так, в момент выбора веры св. Владимиром и последующего Крещения Руси в 988 г., эти церкви существовали отдельно.

3. Нападения католицизма

Папы римские пытались подчинить себе русскую церковь с момента Крещения Руси. Папские послы приходили к князю Владимиру в Корсунь, пытаясь склонить его в свою пользу; такие же попытки делались и позже -- в 991 и 1000 годах. В 1075 г. князь Изяслав Ярославович, изгнанный с престола Святославом Черниговским, по-видимому изъявлял готовность признать власть папы взамен его помощи. Но помощи не последовало.

Папы неоднократно присылали свои обращения, указывая на то, что единая Церковь имеет единого пастыря в св. Петре, преемником которого является папа: Иннокентий III в 1207, Гонорий III в 1227, Григорий IX в 1231. Но русские митрополиты твёрдо стояли на страже православия. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., который папа Иннокентий III называл "воссоединением с греками", папа послал легата к князю Роману Мстиславовичу с заявлением, что-мол папа мечём св. Петра вскоре покорит все народы и сделает его королём. В 1207 г. папа, пользуясь унижением греческой церкви, послал всем русским архипастырям, клиру и народу обращение, в котором заявлял, что-дескать, так как греческая церковь подчинилась папе, то и русской следует сделать то же.

Татарское иго использовалось папами для дальнейших попыток обратить разгромленную Русь в католичество. Александру Невскому даже предлагалась помощь против татар, если он примет католичество и переведёт в него своих подданных. Но св. Александр Невский отказался такой ценой покупать свободу.

Интересно отметить, что борьба православия с католицизмом всегда была односторонней: Рим нападал, Русь защищалась. Даже в тех случаях, когда русские занимали области, заселённые католиками, их не заставляли переходить в православие, позволяя свободно исповедывать свою веру (как и всем другим). Единственное ограничение, накладываемое русским правительством на иноверцев был запрет проповедовать свои религии на территории Московского государства, а потом -- России.

4. Русская самобытность

Эта способность и настойчивость в сохранении своей религии и культуры, несмотря ни на какие трудности, лишний раз доказывает несостоятельность мнений русских историков-"западников", изображающих всю историю России, как непрерывный процесс заимствования и копирования запада. Начиная с неправдоподобного мифа о "призвании варягов", вся русская история писалась такими историками примерно так: после варягов, Русь бесцельно бродит два века и попадает под власть татар; неизвестно как освободившись от власти татар, Русь заимствует всё -- включая герб и царскую жену -- у Византии; когда византийское влияние утрачивается, Московское государство оказывается на краю гибели -- Смутное время. Здесь опять, каким-то чудом(!?), государство спасается и начинает учиться у Европы, от Петра I до наших дней: сперва у голландцев и немцев, потом -- у французов, потом -- опять у немцев, потом -- у всей Европы.

Исторические факты говорят о совершенно другом. Например, о "Византийском влиянии". В Византии смена императоров происходила путём цареубийства: новый император всходил на престол, убив своего предшественника. Из 110 византийских императоров, 74 умерло насильственной смертью. На Руси, попытка Святополка применить византийские методы (убрать соперников-братьев, включая Бориса и Глеба, путём убийства) привела его к изгнанию и всенародному проклятию. Власть Бориса Годунова зашаталась, когда его всего лишь заподозрили в том, что он был замешан в убийстве царевича Димитрия.

Или создание огромного, многонационального государства. Все предполагаемые учителя России, применяя жесточайшее насилие и геноцид по отношению к местным населениям, так и не сумели, за всю свою историю, создать устойчивые многонациональные государства ("империи"). Русь (а потом -- Россия), не ведя никаких завоевательных войн, а только оборонительные, начав с крошечного Московского княжества, к XX веку освоила шестую часть суши, заселённую сотнями народностей, сохранивших свои национальные культуры и мирно уживавшихся со всеми своими соседями, как россияне. В течение этого процесса ни один народ не подвергался ни избиениям, ни выселениям, ни русификации, ни превращению в рабов. Лишь в результате покорения человеконенавистнической идеологией марксизма, эти народности -- опять же с помощью и поощрением запада -- проявили желание отделиться. Но этот процесс ещё далеко не закончен и, если русская нация сможет вернуться к своим тысячелетним традициям, то всё может стать на своё место.

Вопросы. Западные "влияния".

1. Как Русь оказалась лицом к лицу с западом и востоком?

2. Что такое гуманизм?

3. Что послужило толчком к развитию гуманизма?

4. Как католицизм относился к православию?

5. Что говорит о самостоятельном развитии русской морали и культуры?

Урок 35. СНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ.

1 Сношения с "немцами"

В XVII веке в Москве появляется много иностранцев, которых русские называли "немцами", так как те не умели говорить по-русски, т.е. были "немыми". Одни из них приезжали торговать; другие -- наниматься на службу; третьи -- насаждать католичество (незаконно). Иностранцы поселялись в Немецкой слободе -- части Москвы, специально отведенной для их жительства.

Московское государство начинает посылать послов в иностранные государства: Польшу, Швецию, Данию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Италию.

2. Русский флот

Ещё в 1662 г. явилась мысль -- нельзя ли завести свои собственные торговые корабли? Так как выхода к Балтийскому морю ещё не было, то царь Алексей Михайлович посылает послов к курляндскому герцогу, которому русские оказывали различные услуги. Послы предлагают герцогу заплатить за строительство и содержание русских кораблей с тем, чтобы он позволил им употреблять порты на Балтийском море. Однако герцог курляндский отказался пустить русских на Балтийское море.

Приходилось довольствоваться неудобным Архангельском, замерзающим на большую часть года. Русские торговали через Архангельск с Англией, но, после казни английского короля Карла I мятежниками (Кромвелем) в 1649 г., отношения с Англией были порваны (царь Алексей Михайлович оказался единственным европейским монархом, осудившим убийство Карла I). До этого в Московском царстве уже строились морские корабли -- при Михаиле Фёдоровиче был построен корабль Фредерик для охраны судов на Волге и в Каспийском море, а потом, при Алексее Михайловиче -- Орёл для той же цели. Но строить флот в больших масштабах без морей было невозможно.

Но даже и при помощи полузамерзшего Архангельска торговля успешно развивалась. Так, в 1671 г. было ввезено около двух с половиной миллионов тонн селёдки, 28 тысяч стоп бумаги, 663 тысячи иголок. Вывоз льна к 1686 г. достиг 137 тысяч пудов, а конопли -- до 655 тысяч пудов (пуд = 16 кг.). Строились оружейные и пушечные заводы, в Европу вывозилось даже нарезное огнестрельное оружие.

3. Политика принципа

Внешняя политика Московского государства строилась на принципах христианства, а не на сиюминутной материальной выгоде. Когда в 1670-х годах на Польшу -- исконного врага Москвы -- нападает Турция, то Алексей Михайлович пытается поднять европейские христианские государства на помощь Польше. Он посылает послов в Англию, Францию, Испанию. Но те все отказались. Англия сказала, что занята войной с Голландией, а, кроме того, что в Турции много английских купцов, которые пострадали бы.

Русские послы также безрезультатно обращались к папе римскому. На приёме у папы русский посол отказался целовать папе туфлю, сказав, что православным это делать не положено. Послов приняли, когда те согласились низко поклониться папе.

4. Укрепление сношений

Хотя создать союз европейских государств не удалось, послы всюду наладили дружественные торговые сношения, выговаривая разрешения на торговлю для русских купцов. С своей стороны, послы обещали содействовать иностранным купцам в торговле с Москвой.

Вместе с развитием общих отношений с Европой, яд гуманизма стал просачиваться на Русь. В течение XVII столетия в Европе шли религиозные войны. Тридцатилетняя война в Германии с участием и других европейских государств опустошила ряд немецких провинций. В Англии восстание Кромвеля привело к казни английского короля Карла I. Во Франции в середине века разразилась "Фронда" (заговор аристократии), в результате которой король должен был временно покинуть Париж. Благодаря твёрдой приверженности к православным принципам, Московское царство оставалось в стороне от всех этих волнений.

Вопросы. Сношения с соседями.

1. Как русские называли иностранцев? Почему?

2. Где жили иностранцы в Москве?

3. С кем Москва начинает устанавливать сношения?

4. Кто не пустил русских на Балтийское море? Почему?

5. Когда были построены первые русские морские корабли?

6. На каких принципах велась внешняя политика русских?

7. Что происходило в результате сближения с Европой?

8. Что происходило в Европе в XVII столетии?

Урок 36. ВОЦАРЕНИЕ ПЕТРА I (ВЕЛИКОГО).

1. Конец XVII столетия

Царь Алексей Михайлович умер в 1676 г., оста вив после себя трёх сыновей -- двух, Фёдора и Ивана от первой жены из рода Милославских, и Петра от второй жены из рода Нарышкиных. Царём стал старший сын Фёдор.

Московское государство к этому времени в значительной мере оправилось от разрухи Смутного времени и переживало экономический взлёт. Развивалась промышленность и торговля, армия была преобразована, возвращались русские земли на западе, в Сибири русские дошли до Тихого океана.

Система управления страной была, по-видимому, наиболее совершенной в Европе. Она соединяла в себе способность быстро реагировать на любые события (в силу единовластия царя) и, в то же время, учитывать пожелания народа (через Земский Собор). Царская власть, освященная церковью, стояла вне претензий людей любого сословия. Даже предводители народных восстаний (Стенька Разин, позже -- Пугачёв) не шли против царской Божественной власти, а только против чиновников.

В духовном смысле не всё обстояло благополучно. Раскол разделил всех людей на два лагеря. При этом никакие правительственные меры не действовали -- ни уговоры, ни наказания. На уговоры раскольники не обращали внимания, а наказания создавали мучеников. Когда в 1681 г. руководитель раскола протопоп Аввакум был, по практикующемуся в Европе методу, сожжён вместе со своими помощниками, русские люди пришли в ужас от такой неслыханной на Руси казни.

2. Софья

Царь Фёдор умер, процарствовав всего лишь пять лет. Во время своего правления он продолжал различные дела, начатые Алексеем Михайловичем.

После его смерти возник вопрос -- кому быть царём? Законный наследник, Иван, был явно не способен принять власть по состоянию здоровья. Кроме этого Иван и Пётр были малолетние. Ввиду всего этого, была сделана попытка объявить царём Петра. Но, так как Земский Собор не участвовал в этом решении, а также и по другим причинам, этот шаг вызвал народные волнения. Стрельцы (часть регулярной русской армии), возглавившие эти волнения, настояли на том, чтобы царствовать стали оба царевича -- Иван и Пётр -- и, ввиду их возраста, правила бы за них одна из дочерей царя Алексея, Софья.

Правление Софьи продолжалось семь лет. За это время Московское государство закрепило свои успехи на западе -- Польша навсегда отдала Киев русским. На востоке русские землепроходцы столкнулись с китайцами. Из-за дальности этих земель, в 1689 г. с китайцами был подписан мир, по которому русские соглашались не забирать нижнее течение реки Амур.

3. Воцарение Петра

В 1689 г. Петру исполнилось 17 лет, т.е., он "пришёл в возраст" и мог править с братом Иваном. Но Софья попыталась уговорить стрельцов и других людей, чтобы те просили её венчаться на царство, что привело к открытой вражде между ней и Петром. Дошло до того, что в августе 1689 г. Петру, жившему с матерью в Преображенском, сказали, что к нему идут толпы мятежных стрельцов. В ужасе, полураздетый, Пётр убежал в Троице-Сергиев монастырь.

Однако народ не поддержал Софью, считая законными наследниками Ивана и Петра. В поддержку Петра и Ивана, в Троице-Сергиев монастырь стали собираться бояре, дворяне, регулярные солдатские полки и другие люди. Софья проиграла без боя. Её отправили в монастырь и, так как Иван был слаб, то править фактически стали Пётр и его мать.

Вопросы. Воцарение Петра I (великого).

1. В каком состоянии была Русь в конце XVII века?

2. Какой была форма русского правления?

3. Как смотрели русские на западную казнь -- сожжение?

4. Как правила Софья?

5. Почему Софье не удалось стать царицей?

Урок 37. ПЁТР I (великий).

1. Личность Петра I

Так как Пётр I буквально произвёл революцию в жизни Московского государства, предопределившую течение русской истории, то интересно ознакомиться с его личностью, сыгравшей немалую роль в этом процессе.

Будучи мальчиком, Пётр жил со своей матерью, царицей Натальей Кирилловной (урождённой Нарышкиной) в одном из подмосковных царских имений.

Дав сыну обычное по тем временам образование -- читать и писать по церковно-славянски и считать -- мать его мало заботилась об его образовании, как царя. В свободное от занятий время -- т.е., большую его часть -- Пётр проводил в военных занятиях и среди иностранцев Немецкой слободы, находившейся недалеко от Преображенского. Неограниченная никакими моральными правилами жизнь иностранцев (большинство из которых, понятно, были бездомные искатели приключений), пришлась по душе Петру. Иностранцы, надеющиеся получить от своего знакомства с будущим русским царём выгоду, спешили исполнить любое его желание.

Так Пётр растёт в отчуждении от православия и русскости, заражается процветающим на западе гуманизмом и, что хуже всего, приобретает непочтение к православию (да и вообще к религии) -- основе русской монархии и всей государственности.

2. Увлечение западом

Очарованный всем иностранным, Пётр, как только вырос, поехал в разные заграничные страны -- Голландию, Англию, Венецию. Здесь он присматривается к тому, как живут иностранцы, какая у них промышленность и, особенно, как управляют европейские короли своими государствами -- без всякого ограничения со стороны церкви, имея абсолютную власть. Воспитанный в презрении ко всему русскому, Петру не терпелось всё это испробовать в Московском царстве.

3. "Окно в Европу"

Благодаря усилиям предыдущих русских царей, Московское царство к этому моменту обладало достаточным военным и промышленным потенциалом для возвращения исконных русских западных и южных земель -- побережий Балтийского и Чёрного морей.

Плохо продумав свои возможности, Пётр в 1695 г. напал на Азов. Понеся значительные потери, взять его он не смог, так как у русских не было флота (что следовало учитывать), а турки всё время подвозили в Азов людей и боеприпасы по морю.

Отступив к Воронежу, русские за зиму построили 30 военных кораблей и весной снова напали на Азов. В этот раз осада закончилась успехом и русские получили выход к Чёрному морю.

Но это давало лишь частичный доступ к западным странам: турки всё ещё контролировали Керченский пролив, а дальше -- крепко держали Босфорский и Дарданельский проливы. Поэтому Пётр устремился на запад, к Балтике.

Снова без надлежащей подготовки и изучения положения, Пётр, в союзе с Польшей и Данией, объявил войну Швеции. По Ключевскому: "Редкая война даже Россию заставала так врасплох и была так плохо обдумана и подготовлена".

В начале войны Пётр отправил тридцати пятитысячную армию штурмовать крепость Нарву. При отсутствии хороших дорог, при осеннем бездорожье, армия пришла в Нарву в расстроенном состоянии. Когда же шведский король Карл XII, со всего лишь восьмитысячным отрядом приблизился на выручку Нарвы, Пётр бросил свою армию (почти в пять раз превосходящую армию Карла) на произвол судьбы. Оставшись со своими начальниками-иностранцами (которых русские солдаты не любили), армия была разбита, потеряв все пушки и знамёна.

Извлекши кое-какой опыт из нарвского поражения, Пётр стал больше полагаться на русских военачальников. Уже через год кавалерия Шереметьева одерживает ряд блестящих побед над шведами, применив чисто русский (казацкий) приём: поставив лёгкие пушки на сёдла и, таким образом, всегда имея в своём распоряжении артиллерию. Русские вскоре возвратили часть побережья Финского залива, где и началось строительство "окна в Европу" -- города Санкт-Петербурга (в 1703 г.).

4. Полтава

Так как военно-промышленный потенциал Москвы в несколько раз превышал потенциал Швеции, то русские вскоре начали побеждать шведов. Решительная победа над шведами была одержана под Полтавой.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...