Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Происхождению и развитию этики предшествовала мифология как первоначальная форма общественного сознания. Ее особенность состояла в том, что она представляла собой чувственно-образное освоение человеком окружающего мира, в котором преобладали эмоционально-ассоциативные связи, проводилась аналогия между кровнородственными отношениями и явлениями природы. В мифе, как образно-фантастическом освоении мира, сфера непознанного и таинственного во много раз шире, чем сфера познанного. Поэтому в нем наблюдалось преобладание веры над знанием.
Осмысление взаимодействия природы и социальной сферы постепенно меняло сознание человека. В эмоциональном содержании его мышления формировались и накапливались понятийно-логические элементы. Это обеспечило возможность перехода от мифологического к философскому освоению мира. В рамках философского мышления формировалась этика. Этические воззрения людей изменялись вместе с изменением их жизни.
Сегодня в ответе на вопрос о происхождении морали существует несколько точек зрения, в числе которых религиозная, натуралистическая и естественно-историческая. Согласно религиозной точке зрения, мораль дана человеку Богом, а основные моральные ценности (любовь, добро, вера и др.) имеют божественное происхождение и сформулированы в священных писаниях (Библия, Коран и др.). Поскольку нравственные ценности имеют божественное происхождение, то они вечны, неизменны и имеют одинаковое для всех людей содержание. Всемогущество и всеблагость Бога придают морали объективность, всеобщность, духовную возвышенность и благородство. Только через веру в Бога человек может постичь понимание добра как наивысшей моральной ценности. Эта точка зрения отражена в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и др.
Сторонники натуралистической точки зрения считают, что мораль присуща человеку изначально, заложена в нем самой природой; нравственные ценности выводятся из природы в целом и природы человека в частности. Еще античные философы Гераклит, Демокрит и другие обратили внимание на необходимость человека жить в согласии с природой для достижения счастья.
Естественнонаучное основание натуралистическая точка зрения получила в связи с созданием Ч. Дарвином теории эволюционного развития. Доказывая происхождение человека от обезьяны, Ч. Дарвин постоянно подчеркивал общее между человеком и его предками, тем самым невольно стирая качественную грань между ними. Сам Ч. Дарвин не стремился обосновать мораль теорией естественного отбора и эволюции, но его теорию использовали представители натуралистической этики—Г. Спенсер, П. Кропоткин, В. Эфроимсон и др. Истоки нравственности они видели в присущей уже высокоорганизованным животным способности жить сообща, испытывать симпатию, проявлять верность, заботиться и помогать друг другу. Сторонники натуралистической точки зрения рассматривают нравственность как явление биологически ценное и целесообразное для жизни человека. Она коренится в природных инстинктах, присущих животному миру, а у человека достигает ясности, отчетливости и сознательного поведения.
В соответствии с естественноисторическим подходом мораль своими истоками уходит в исторические условия и потребности общества; она формировалась и изменялась по мере становления и изменения общественных отношений. Необходимость совместного существования требовала уже в период господства родоплеменных отношений соблюдения определенных правил общежития, которыми должен был руководствоваться каждый член рода. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись определенные требования и нормы поведения. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности. Этой точки зрения придерживались Аристотель, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и другие.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2011 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!