Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Буржуазная мораль



Нравственность буржуазного общества формировалась под воздействием изменений, про­исходивших в общественной жизни: упадка и разложения феодального строя и развития капита­листических товарно-денежных отношений, появления новых классов буржуазии и пролетариа­та, завоевания буржуазией господствующих позиций не только в экономической, но и в полити­ческой сфере.

Развитию буржуазной духовной культуры, в том числе и нравственного ее компонента, пред­шествовала эпоха Возрождения. Эта эпоха представляла собой поворот от господства теологии (богословия), принижающей творческие возможности человека, к наукам, утверждающим силу человеческого разума и способности индивида в определении своей судьбы и преобразовании общественной жизни. Добродетели в эти времена уже рассматривались не как божественные творения, а как нравственные качества личности, сформированные в процессе воспитания и са­мовоспитания.

Накопление первоначального капитала на заре буржуазной эпохи часто давалось тяжелым трудом, с риском для здоровья и даже жизни. Это порождало у буржуа такую черту, как бережли­вость, а периодически сотрясающие капиталистическое производство кризисы — стремление накопить денег на «черный день».

Если в феодальном обществе основным показателем престижа и общественного статуса была принадлежность к определенным сословиям (дворянству, рыцарству, священнослужителям), то при капитализме главным мерилом положения в обществе стали деньги,за которые можно было приобрести политическое влияние и купить государственную власть, получить образование и воспитание, выгодно жениться и т.д. На деньги переводится почти все, даже время. Изречение "время — деньги" стало заповедью бизнеса.

Развитие науки и светского образования в капиталистических странах вело к ослаблению то­тального влияния церкви на массовое моральное сознание. Поведение многих людей определя­лось уже не столько религиозными заповедями и установлениями церкви, сколько такими нрав­ственными составляющими, как совесть, долг, честь. Человек постепенно освобождался от пат­ронажа сословия, к которому он принадлежал. Корпоративная мораль уступала автономной мо­рали индивида, а патерналистская этика — антропоцентристскойэтике, ориентированной на индивидуальный моральный выбор, т.е. выбор поведения по своему собственному усмотрению.

Гуманистический характер буржуазной морали, отстаивающей свободу и права человека, под воздействием конкуренции сочетается с индивидуализмом, нередко превращающимся в эго­изм и стремление любыми способами воспрепятствовать успеху своих конкурентов. На первых этапах развития буржуазного общества, в период первоначального накопления капитала, станов­ление нового строя сопровождалось массовым распространением таких аморальных явлений, как завоевательные войны, работорговля, пиратство, авантюризм, жесточайшая эксплуатация рабочих, социальные конфликты. На более зрелом уровне развития буржуазная мораль приобре­ла такие ценности, как честная конкуренция, спонсорство, благотворительность.

В буржуазном обществе вместе с новациями сохранялись и развивались некоторые традиции средневековья. Так, рыцарство трансформировалось в джентльменство. Джентльмен — это, как правило, богатый человек, не работающий физически и не занимающийся торговлей. Одним из показателей джентльменства являлась образованность, имеющая в основе гуманитарное обра­зование (самообразование). Джентльменство, как и рыцарство, предполагало обладание такими нравственными качествами, как честность, обязательность, точность, исполнение данного обе­щания, уважительное отношение к женщине. Таким образом, джентльменство представляло со­бой некое сочетание стиля жизни лучших в культурном смысле представителей буржуазии с тра­дициями уходящей с исторической арены передовой части дворянства.

Существенную роль в формировании деловой этики Западной Европы и США сыграли про­тестантские вероучения. Отколовшись от католической Церкви, протестантство и его ветвь пу­ританство оказали большое влияние на идеологию формировавшегося класса буржуазии. Более того, как утверждает виднейший исследователь протестантской этики немецкий ученый Макс Вебер, пуританство стоял у колыбели и "современного экономического человека" (Вебер М. Из­бранные произведения. М., 1990. С. 200).

В отличие от традиционного католицизма, который осуждал предпринимательскую деятель­ность и обогащение, протестантские вероучения, наоборот, поощряли приобретательство, пого­ню за прибылью и богатством, считая, что это угодно Богу. Вместе с тем протестантская этика требует от делового человека бережливости, умеренности в личном потреблении. Самым боль­шим грехом она считает бесплодную трату времени, праздность, плотские утехи, показную рос­кошь. Безусловно, богатство "искушало" многих буржуа и они нарушали пуританские заповеди. Но многих оно и сдерживало. Во всяком случае, большинство из них трудно обвинить в безделье и расточительности. Как отмечает М. Вебер, "искушения" и нарушения профессиональной этики наиболее характерны для ранних стадий капитализма. Более благоприятное отношение к протес­тантским этическим стандартам наблюдается при развитом капитализме.

В последнее время по-новому стала относиться к предпринимательской деятельности и като­лическая Церковь. Так, в 1987 г. в послании (энциклике) Папы Римского ко всем католикам и ка­толическому духовенству под названием "Заботясь о социальных проблемах" впервые од­нозначно указывается на право личности на предпринимательскую инициативу, которая имеет значение не только для отдельного человека, но и для общего блага.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...