Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материальная культура



В XYI в. дальнейшее развитие получило городское ремесленное производство. Особенно бурными темпами развивалось литейное дело, которое самым тесным образом было связано с военными потребностями единого Русского государства. Уже в 80-х гг. XY в. по указанию Ивана III на берегах реки Неглинки был построен Государев пушечный двор, где русские мастеровые люди с особым изяществом и мастерством отливали пушечные стволы для русской армии. Увы, до наших дней сохранилось всего три шедевра русского литейного искусства, относящиеся к XY-XYI вв.: безымянная пищаль, отлитая мастером Яковым в 1483/88 г. и два орудийных ствола, принадлежащие выдающемуся русскому мастеру Андрею Чохову – пищаль «Троил» (1590) и знаменитая Царь-пушка (1586/1596).

Возросшие потребности государева двора и феодальной знати в различных украшениях сильно стимулировали развитие ювелирного дела в стране. Особенно это относилось к мастерам-серебряникам, изделия которых пользовались особой популярностью у богатых замужних женщин и девиц. До сих пор в Оружейной палате Московского Кремля хранятся несколько прекрасных изделий, созданных в эпоху Ивана Грозного и Бориса Годунова, в частности, серебряное с чернью блюдо царицы Марии Темрюковны Черкасской (1561) и золотое кадило царицы Ксении Годуновой, созданное в 80-е гг. XYI в.

О возросшем искусстве русских мастеров разных направлений и специальностей красноречиво свидетельствует создание знаменитой Оружейной палаты в Московском Кремле. Еще в 1484-1485 гг. на Соборной площади Кремля по приказу Ивана III был возведен Казенный двор, который затем, при Василии III, был преобразован в Оружейную палату, и стал не просто хранилищем дорого оружия, драгоценной утвари и царских регалий, но и лучшей мастерской, где создавались уникальные шедевры ювелирного и кузнечного ремесла.

От эпохи XYI в., по которым смело можно судить о высоком уровне развития этих ремесел, сохранились Казанский венец царя Ивана Грозного (1552/53), кольчуга князя П.И.Шуйского, байдан (разновидность кольчуги) Бориса Годунова, подсаадачный нож князя А.И.Старицкого и чеканы (разновидность холодного оружия) князей Ф.А.Телятевского и В.И.Туренина-Оболенского, а также многочисленные панагии, потиры, ковчеги, чаши, ковши и братины, сделанные из золота и серебра, и украшенные драгоценными каменьямии жемчугом.

В конце XY в. исключительно важное место в развитии ювелирного искусства заняла мелкая пластика – миниатюрная резьба по дереву, кости и перламутру. Наиболее интересными произведениями этого вида искусства стали серебряный с позолотой складень для икон (1524) и резная икона по кости, изображающая митрополита Петра (1479).





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...