Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лингвистическая концепция Виноградова



В. В.Виноградов (1895 - 1969) стал одним из последних учеников А. А. Шахматова (работа о фонеме ять в северных говорах). До 1929 работал в Петербурге, где учился у Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу в 40-50 гг.

Разделял общие положения школы, но постарался наложить их на историч. основу, придать им функциональный подход. С именем Виноградова связано зарождение российской лингвостилистики. С его т.з. стиль – объединение мысли со словом. Исследование стиля = исследование отношения языка к мысли и мысли к языку. Стиль – исторически конкретное явление, он сущ. в тексте, поэтому он всегда имеет определённую пространственно-временную локализацию. В этом его отл. от категорий грамматики, логики, поэтики. Стиль – действия чел-ка, условия, в которых он словесно воплощает нужную ему мысль. Т.е. стиль – конкретное высказывание конкретного лица, хотя и не всё в высказывании отн. к сфере стилистики. К этой сфере отн. только то, где действовала творческая мысль, а не просто речевой автоматизм, пророждаемый органами речи. (Ср. с концепцией Хомского – они антагонисты! Х. говорит о едином механизме, отсекающем неправильное, а В. верит в творческое, внепроникающее). Термин Виноградова: язык – система систем. Язык как функц. сис-ма сост. из множества подсистем. Количество и конфигурация этих подсистем зав. от особенностей конкр. языка. Получается, что «вертикальный» облик языка, его стратификация, зависит от соц. фактора. Соц. фактор – условия и цель общения.

Обучение языку рождает и особые обучающие высказывания, у кот-х свой стиль. Грамматика – одно из таких обучающих высказываний. Именно от грамматики зависит, насколько успешно обучаемый будет владеть стилем. Грамматич. категории формируют те навыки, на осн. которых человек образует свой стиль, т.е. воплощает мысль в слове. Таково учение В. о языке и стиле; оно целиком следует функциональной т.з. на язык. В. настаивает, что каждое произведение должно изучаться как «выразительный организм», выражение законченного смысла, индивидуальная, неповторимая сис-ма стилистических отношений. Такая линия исследования названа В. функционально-имманентным методом. Этот метод должен дополняться ретроспективно-проекционным методом, т.е. к исследуемому тексту д.б. добавлены другие произведения автора, созданные раньше. Благодаря этому значение стилистич. эл-тов конкретного произведения осветится ярче. Так рассматривается динамика стиля конкр. автора. Затем исследуются стили разных авторов, проводятся корреляции, на базе этого выстаивается общая история стилей. В свете этого история языка получает историко-стилистическую интерпретацию.

В связи с таким отношением к текстам В. излагает своё понимание языка. Д/него сис-ма языка – одна из социальных систем. Берёт терминологию Соссюра: язык, речь, речевая деят-ть (как соотношение языка и речи). У С. язык – знаковая система, речь – совокупность знаков пользования этой системой. У С. язык представляется вроде плоской системы, шахматной доски, где есть парадигмы и синтагмы. С. называет язык «коллективным единством ассоциаций», языковая личность у него – на шахматной доске, с фигурами и правилами, общими д/всех игроков. Понимание системы В. всё же отличается. У В. модель языка сферична, планетарна. В центре этой модели – сфера общего литер. языка. У сферы есть ядро, центр, периферийные части. Т.е. к лит. языку примыкают др. сферы: городское просторечие, арго, внелитерат. диалекты, проф. термилогия и т.д. Из этих сфер в лит. язык проникают какие-то эл-ты, за счёт них он развивается. Каждая из мелких сфер тоже планетарна, имеет своё ядро и спутники. И вся эта система движется во времени, непрерывно развиваясь. Т о, что Соссюр считал единым для всех членов общество, самих языковых личностей он считал «экземплярами одного и того же словаря». А по В. языковое сознание членов общества в принципе не едино, каждый из них – неповторимое явление. Однородной эта система м.б. лишь там, где есть совпадение соц. контекстов. Видение В. отчётливо обнаруживает особенности его филологический сис-мы:

1. в лингвистике он сторонник системного изучения языка, а в языке он видит исторически развивающуюся сложную систему, состоящую из др. систем; он утверждает, что нельзя рассматривать динамику языка по отдельным уровням (например, отдельно фонологию), потому что на отдельно взятом уровне можно заметить только перегруппировку качеств отдельных знаков, но не всю картину – это не даст представления о соц. системе языка.

2. социальная систематизация языка – двухчастная структура, т.к. язык существует и в отдельном индивиде, и в обществе в целом.

3. обществ. функционирование языка объективно определяется сферами его применения и их историч. развитием, их динамикой в ходе истор. процесса; при этом в разных сферах применения языка складывается своя особая подсистема со своей лексикой, фразеологией, синтаксисом; сферы функционирования языка дают проекцию на общество, поэтому цельное изучение этих сфер = изучение социологии языка. Жизнь языка в обществе – для В. центре внимания, в отл. от Соссюра.

Ак. Виноградов видел в существовании языка оч. сложный процесс. С одной стороны, это создание текстов всеми говорящими на языке. Вклад каждого создателя текста – неравнозначен, индивидуален. С др. стороны, развитие языка есть развитие языковых нормативов, т.е. процесс создания филологами новых грамматич., синтаксич., поэтич. и других нормативных систем. Создавая новые системы, филологи опираются на всю массу старых текстов, имеющих место в культуре, устанавливают коррелятивные связи м/у старым и новым и через это нормализуют язык. При этом филолог руководствуется не только чисто профессиональным интересом, но и идеей общего развития народа и его языка; базовая суть филологич. работы – поиск путей к совершенствованию выражения мысли на языке.

Следовательно, филологическая наука – единая система знаний, методологически цельная система. Предмет филологии – слово во всех его проявлениях. Теор. задача филологии – построение научной картины культуры, причём культуры, воспринятой сквозь призму слова. И если речь – Слово – явл. инструментом обществ. организации (а общ-во действительно управляется через слово), то филологическое знание – базовое основания компетентного управления обществом.

Виноградов создал новую систематизацию частей речи, практически применив предложенный Щербой критерий синтаксических свойств слова: в систему частей речи были включены «частицы речи», модальные слова и категория состояния. Тем самым принимались во внимание морфологические, словообразовательные и семантические свойства слова.

Виноградов предложил деление грамматики на грамматическое учение о слове, показав при этом всю сложность его природы, учение о словосочетании, учение о предложении и учение о сложном синтаксическом целом. В учении о предложении им были найдены и определены основные категории предложения: предикативность, модальность, синтаксическое лицо, которые выделяют предложение в тексте и отделяют язык от других семиотических средств.

Идеи Виноградова в теории лексикологии — разработка типов лексических значений слов, углубление понятия «лексема» и введение теории стилистической, грамматической и смысловой вариантности слова, учение о фразеологии как особом разделе языкознания, систематизация типов русских фразеологических единиц.

Виноградов положил начало новой области филологических исследований — истории русского литературного языка как истории стилей.

Рассматривая формирование и развитие художественных образов, Виноградов исследовал и описывал стилистико-смысловые связи внутри текста и на их фоне определял центральный образ произведения — образ автора. Такой метод прочтения нашел своё применение и в теории прозаической нехудожественной речи. Виноградов обращал внимание на то, что текст, имея тропы и фигуры речи, соединяется в сверхфразовые и фразовые единства путем сопоставлений и противопоставлений, сцеплений и соединений, сочетаний и разъединений, образующих единство смыслового развития текста как частей общей композиции, состоящей из явного или скрытого диалога или монолога. Объединение элементов текста в одно смысловое и грамматическое целое послужило основанием, в частности, для исследований по теории текста.

Для учёных виноградовской школы характерны следующие общие черты их исследовательского метода:

1)анализ языковых явлений не с какой-либо одной точки зрения, а в аспекте их отношения к другим явлениям, к разным сторонам языка — рассмотрение грамматических категорий в тесной связи с лексикой, с природой, значением и окружением слова; рассмотрение законов словообразования в связи с правилами морфологического строения слов и с их грамматическими категориями; изучение синтаксиса не просто как правил синтагматики, а как такого уровня языка, единицы которого, обладая не только синтагматическими, но и парадигматическими характеристиками, в своем строении и функционировании неразрывно связаны с лексикой и лексической идиоматикой. Язык художественной литературы, язык и стиль писателя изучаются, с одной стороны, в связи с историей общенационального литературного языка, с другой стороны, — в связи с историей общественной мысли и общественной жизни; анализ образа автора — в связи с языком произведения и с его сюжетной тканью; анализ строения текста и все эвристические разыскания — в связи с историей литературного процесса в целом, и т. д.;

2)внимание к функциональной и стилистической распределённости языковых явлений, к сферам их употребления;

3)изучение языковых явлений в плане «диахронической синхронии»: понимание синхронии как условно остановленного момента развития языка и отсюда анализ языковых явлений в границах исторического контекста, в частности понимание языковой нормы как исторической категории, признание сосуществования функционально и семантически разграниченных языковых вариантов;

4)работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно извлечённым из всех необходимых источников; построение теории опирается только на такой материал и подтверждается им.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 4824 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...