Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта



Имя Вильгельма фон Гумбольдта (1767 – 1835) занимает в науке о языке совершенно особое место, знаменует начало теоретического языкознания. В. Гумбольдт дал первую общетеоретическую концепцию языка, поднял ряд фундаментальных вопросов, дал им оригинальную трактовку. Его идеи вплетены в современные теоретические концепции разных сторон сущности языка.

В выстраивании своей концепции Гумбольдт опирается на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления, духа, развивает идеи И. Гердера о деятельностной, динамической природе языка. В то же время лингвистические взгляды В. Гумбольдта – часть его общефилософской концепции, которая опирается на идеи Гегеля и Иммануила Канта (1724 – 1804). В. Гумбольдт – диалектик, в гегелевском духе разрешает вопрос о соотношении духа, мышления, материи.

По Гегелю, ни материя, ни дух не могут рассматриваться как первоначала. Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу мира, – тождество бытия и мышления. Мышление (дух) отчуждает свое бытие в виде матери, природы, которая составляет его инобытие. Мировой дух познает себя как творца, воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры. Дух просыпается в человеке сначала в виде слова, речи, языка. Духовная культура человечества – это сменяющие друг друга образы национального духа, которые являют собой стадии в развитии и самопознании абсолютного духа.

Для В. Гумбольдта, как и для Гегеля, дух – первопричина мира, порождающая реальность. Главный, определяющий атрибут духа – деятельность. Сила человеческого духа в своем существе человеку недоступна, она открывается косвенно, через проявления – язык народов, национальную культуру, являя варианты своего воплощения – варианты национального духа. Создавая свои произведения, дух в его национальных воплощениях может достигать разной степени своей реализации.

6.4.1. Общие принципы устройства языка. Категории «дух», «народ», «мышление» в соотношении с категорией «язык»

Идея национального духа, или духа народа, являлась базовой для построения лингвофилософской концепции В. Гумбольдта. Понятие «дух народа» – это совокупность духовных интеллектуальных ценностей, мыслей и чувствований, то, что определяет индивидуальность культуры того или иного народа, образует национальное единство и образует этап, стадию в самопознании национального духа. Язык интерпретируется В. Гумбольдтом как главное проявление творческой силы духа. Категории абсолютного и национального духа являются важнейшими объяснительными категориями при определении соотношений языка и мышления, языка и действительности, языка и этноса.

Соотношение «Дух и язык»

Философ утверждает идеи неразрывного единства категорий языка и духа.

«Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное»; «Их единство онтологично, ни дух, ни язык не возникают один после другого. Языку родственно все, что есть в духе, в последнем нет ничего, ни в целом, ни в частности, что могло бы оставаться чуждым языку».

Единство языка и духа динамично, оно интерпретируется как активное взаимное влияние. Дух воздействует на язык, язык действует на дух. Чем соразмернее действует на язык сила национального духа, тем правильнее и богаче развитие языка. От направленности народного духа зависит сам принцип образования языка, его структура, форма языка.

«Языки, сопровождая деятельность духа», облегчают и направляют его движение. «Языки – колеи, по которым деятельность духа совершает свое течение».

Языки выступают в качестве орудия деятельности духа. Язык с хорошо развитой грамматикой способствует развитию духа, так как духу не требуется искать новых средств для выражения мысли. Дух воплощается в языке как в своем орудии.

Категория «дух» связывает явления язык и человек (народ, нация).

В. Гумбольдт подчеркивает генетичность связи языка и народа: «Язык есть первая необходимая ступень, от которой нации получают возможность самостоятельного развития. Самое понятие нации строится на языке. Языком непосредственно и определяется понятие нации как человеческого сообщества, идущего в образовании языка своим неповторимым путем». Язык воздействует на народ. Язык, как отмечает В. Гумбольдт, есть вдохновительное орудие для вновь возникающих поколений, средство для решения народом своих задач. Народы и каждый человек живут в «круге языка», «выйти из которого можно лишь войдя в другой круг». Идее XVII в. о языке как о внутренне, в смысловом отношении едином для всех народов во времени и пространстве, В. Гумбольдт противопоставляет образ языка каждой нации как органа их оригинального мышления и восприятия.

Также народ и каждый человек определяет развитие языка: «Языки являются творениями народов, и в то же время они остаются самобытными творениями отдельных лиц, потому что могут порождаться в каждом отдельном лице, но при этом так, что каждое лицо предполагает понимание у всех, и все оправдывают это ожидание».

Соотношение «мышление и язык»

При определении сущности языка в качестве определяющей В. Гумбольдт выделяет его связь с мышлением, постулируя их неразрывное единство: «Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность – совершенно духовная, глубоко внутренняя – посредством звука материализуется и становится доступной для чувственного восприятия». Именно язык сыграл решающую роль в становлении человека как мыслящего социального существа. Через звуковую форму представления, возникающие в сознании, объективируются, не отрываясь от субъекта. Без этого процесса объективации невозможно мышление, даже если оно происходит молча.

По Гумбольдту, человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны и другим. Речь и понимание – разные формы деятельности языка. Слушающий должен воссоздать своей внутренней силой все, что он воспринимает. Это все сводится лишь к стимулу, вызывающему тождественные явления. Человек воспроизводит во внутренней речи услышанное.

Вторая сторона взаимодействия языка и мышления – их внутренняя противоречивость: обозначить понятие словом – соединить несоединимое. Понятие не может отрешиться от пут слова. Понятие может переменить физиономию, лишь взяв другую, отрешиться от нее слово не может. При этом дух человека стремится освободиться от пут языка. Слова стесняют внутренне чувство, которое всегда полнее, чем выраженное в слове содержание. Разрешается это противоречие обогащением языка в результате создания все более тонких средств выражения.

6.4.2. Соотношение «человек – язык – мир». Теория внутренней формы языка

Через обобщающую категорию Дух Гумбольдт рассматривает соотношение «человек – язык», «язык – мир».

Язык выступает в качестве вечного посредника между духом и природой. Язык – составляет особый мир, который дух ставит между собой и предметами путем внутренней работы своей силы. Этот мир создает человек из впечатлений, производимых на него действительным миром. Отразившись в человеке, мир становится языком, связывает мир и человека. Каждый национальный язык заключает в себе особое миросозерцание. Из этого тезиса вытекает теория внутренней формы языка.

В основе теории внутренней формы языка (ВФЯ) лежит общефилософский тезис о единстве и взаимообусловленности материи и формы. Форма является способом организации материи. Форма языка – это тот способ, который избирает язык для выражения мысли. Чтобы найти материю языка, нужно выйти за его пределы, материя языка – это своеобразный «предъязык», то, что, оформившись, становится языком.

В работе В. Гумбольдта выстраивается парадигма понятий-терминов – внутренняя форма – внешняя форма, форма языка – материя языка. Форма языка противостоит материи, и в то же время форма обусловлена в своем существовании связью с материей. Так как язык представляет собой двустороннее явление: единство внешнего, звукового, и внутреннего, смыслового, в нем выделяется внешняя (звуковая) материя и форма и внутренняя (смысловая) материя и форма.

Звуковая материя языка являет бесконечное разнообразие своего воплощения речи на каком-либо языке. Это не хаотичное многообразие звуков, но его определенная организация, особого рода членораздельность звучания, формирующуюся в результате организованного соединения звуков данного языка с его смыслами. Это организованное неповторимым образом в каждом языке звуковое воплощение являет собой внешнюю форму языка. Звуковая, внешняя форма языка, как отмечает В. Гумбольдт, – это та форма, которая создана языком для выражения мысли, это некий каркас, в который как бы встраивается язык. Различие языков дано нам через различие прежде всего их звуковой формы.

Внутренняя материя языка представляет собой совокупность впечатлений, получаемых народом извне, при восприятии внешнего мира, и обрабатываемых мышлением. Внутренняя форма языка и есть тот особый способ, каким категории мышления объективируются в языке, особый, индивидуальный способ, посредством которого народ выражает свои мысли и чувства, фиксирует особенности национального миропонимания. Язык не просто переносит какую-то неопределенную массу материальных элементов из природы в нашу душу – он их преобразует.

Внутренняя форма формируется говорящими на одном языке в результате их настроенности на понимание. Единство языка народа имеет источником единство духовной настроенности говорящих на одном языке. Внутреннюю форму языка формируют

1) способы отражения предметов в слове: «многие языки – это не многие обозначения одного предмета, но разнообразное рассмотрение его»;

В. Гумбольдт анализирует разные имена слона в санскрите: он называется то «двузубый», то «дважды пьющий», «снабженный рукой». Каждое именование содержит особое понятие, хотя и означает один предмет. (Впоследствии в лингвистике это явление будет интерпретировано как внутренняя форма слова).

2) понятия, находящие словесное выражение, взятые во всей их совокупности. В. Гумбольдт отмечает, что выявление этой стороны ВФЯ наиболее сложно. Форма языка отражается в мельчайших элементах, и каждый из них тем или иным способом, не всегда явным, определяется языковой формой. Гумбольдт сравнивает ВФЯ с «физиономией», особенность которой формируется не только яркими особенностями, бросающимися в глаза чертами, но и сочетанием мельчайших черт.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 2574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...