Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Каждая графема обозначает либо согласный, либо согласный в сочетании с гласным – а. Другие гласные при согласном обозначаются приписыванием к основной графеме черт – сбоку, сверху или снизу. Отсутствие гласного при согласном также обозначается чертой. Таким образом, сама письменность нацеливает пишущего и читающего на элементарный фонетический анализ – членение на слоги и механизм подстановки.
Своеобразен и тип текстов, на материале которых выстраивается грамматика, это сакральные произведения, вплетенные в религиозный ритуал. В ритуале существовала практика вызывания богов для «обмена благами». В индийской культуре формируется убеждение в магической силе культового слова, что порождало убеждение в его самоценности.
В связи с этим в практике ритуального действия внимание было привлечено прежде всего к звуковой стороне речи. При создании древнейших ведийских гимнов был принят так называемый анаграмматический принцип, который заключался в том, что сочетание фонем ключевого слова закономерно повторялось на протяжении всей веды, что достигалось в том числе и за счет сближения однокорневых слов. В результате практика создания текстов была связана с первичным фонетическим и морфемным анализом.
Таким образом, познание языка началось с практических нужд сохранения в неизменном виде текстов вед и традиции их использования в практике ритуала. Ритуал предъявляет требования к правильности прежде всего звуковой стороны речи, которая обеспечивает действенность ритуала.
При сравнении трех античных лингвистических традиций (средиземноморской, индийской и китайской) очевидно своеобразие общественно-языковой и гносеологической ситуации, а также типа эмпирической базы индийской традиции по отношению к китайской, которая 1) развивалась в светской гносеологической ситуации в практике разрешения потребностей, возникающих в государственном строительстве и культурной деятельности, не связанной непосредственно с религией; 2) формировалась на материале языка изолирующего типа, зафиксированного в тексте в системе иероглифической письменности.
Сравнение с греко-римской лингвистической традицией обнаруживает значимость для формирования научной традиции внешних факторов. Греко-римская и индийская традиция развиваются на материале языков флективного синтетического типа, зафиксированных в звукобуквенной (греко-римская традиция) и переходной от слоговой к звукобуквенной (индийская традиция) письменностях.
Однако существенные различия в построении и методологии грамматики обусловлены разными задачами, формируемыми в особой общественно-языковой ситуации и особом гносеологическом контексте, что проявляется в различии типов текстов, вовлекаемых в практику нормативного описания.
Принципиальное отличие методологии индийской грамматики от греко-римской состоит в ее направленности: это грамматика синтетического типа, описывающая правила синтеза текста, развертывания языка как потенции в актуальный текст.
В европейской традиции сначала выделяются и описываются общие категории (например, части речи), а затем характеризуются их признаки, влияющие на их роль в построении текста. Традиция развивается по пути аналитического членения, все более дробного членения грамматически значимых классов слов и их признаков. Классы слов выделяются сначала по семантико-функциональному основанию, затем выделяются формальные признаки.
В индийской грамматике описание ведется от единиц низшего – фонетического уровня, к характеристике того, какую функциональную направленность имеют фонетические различия морфем и слов. Устанавливается принцип построения единиц языка как комбинации элементов нижележащих уровней. Классы слов в индийской грамматике – это функциональные классы, то есть объединения единиц, которые ведут себя единообразно при построении более сложной единицы. Грамматика представляет закрытые списки классов слов и закрытые списки операций с ними. Грамматика не описывает классы слов, не дает их определений.
Считалось, что множество санскритских форм выводимо из грамматики, охват языкового материала мыслился абсолютным.
Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!