Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Графика 1970-х гг



Современная станковая графика 1970 – начала 1980-х годов явление достаточно сложное, отмеченное противоречивыми чертами. Общее направление в её эволюции определить не просто. Картина современной художественной жизни достаточно сложная для конкретного определения характерных ведущих тенденций. Очевидно, что в этот период в развитии графики произошли определённые изменения, которые затронули не только образно-пластическую структуру, но и в какой-то степени содержание произведений. Лучшие графические листы начинают конкурировать с живописными работами в возможности всестороннего отражения действительности, разнообразия тематики и сюжетов, стилевых особенностей и так далее.

Можно выделить три поколения художников, каждое из которых обладает своей творческой судьбой и собственной изобразительной манерой. В эти годы, как и прежде на выставках активно учувствуют «шестидесятники»: А. Кашкуревич, Г. Поплавский, Е. Лось и другие авторы. И всё же ведущими становится молодое поколение – В. Шарангович, В. Басалыга, Е. Кулик, С. Волков и другие. На республиканской выставке «Молодость страны» (1976) впервые показали своё мастерство Вл. Савич, В. Славук, Н. Селещук и другие. Относительная демократизация общественной жизни, активизация выставочной деятельности и расширение творческих контактов значительно изменили картину развития жанра.

Существенный подъём в станковой графике произошёл уже и в 1960-е годы. Но в то время нередко чрезмерная монументальность и декоративность принималась за образец гражданского пафоса. На смену «суровому стилю» в конце 1960-х годов пришёл своеобразный лиризм со стремлением к жизненной достоверности или, наоборот, к символичному пониманию предмета и вещи. Успеху художников способствовало активное обращение к национальным художественным традициям и глубокое изучение профессиональной графической культуры.

На протяжении 1970 – начала 1980-х годов наблюдается дальнейшее совершенствование художественно-пластической формы. В это время графики стремились избежать тех недостатков, которые были свойственны предыдущим десятилетиям. Те или другие компоненты формы в их композициях становятся уже не просто иллюзорными «слепками» вещей, а как бы приобретают характер поэтических образов, в которых штрих, движение линий или оттенок светотеневого пятна «работают» на смысл художественного образа. Деревянная доска, литографский камень, протравленная кислотой плоскость металла активно показывают свои специфические пластические возможности. Выразительность эстампов рассматриваемого периода чаще всего достигается благодаря исследованию художественных возможностей материала, с помощью которого графики добиваются оригинальных эффектов. Белорусский эстамп 1980-х годов демонстрирует всю палитру эмоциональных оттенков – от тонких, поэтично-интимных, до мощных, сурово-напряжённых красок.

Одновременно в творчестве некоторых, чаще молодых, художников расчёт на символико-аллегорическое прочтение произведения приводит к чрезмерной усложнённости, а порой и запутанности композиционного построения. Произошёл частичный разрыв с традицией трёхмерного изображения предмета и пространства. Композиция потеряла цельность и превратилась в своеобразный монтаж, в котором отдельные изобразительные компоненты формально и по смыслу почти не связаны между собой. Изображение из реального переводится в символическую область (поэтому такой стиль иногда называли «символическим»). Достаточно часто в таких работах показаны мотыльки, ангелочки, античные скульптуры и т.д. (примеры этому можно найти в творчестве Н. Селещука, Г. Скрипниченко, С. Холамова и других авторов).

Символический стиль не получил большого распространения в творчестве молодых художников. Характерная черта белоруской графики 1980-х годов – жизненный реализм, корни которого врастают в родную землю. Мощный реалистический рисунок, выразительный типаж, народность образов – отличительные черты лучших произведений белорусской графики.

В рассматриваемый период активно участвуют в выставках художники которые сформировались раньше. Характерными чертами проявившимися в творчестве молодых – стремление к ассоциативности, общий символизм и филигранность исполнения. Происходит процесс творческого соединения опыта «шестидесятников» с новыми находками и открытиями молодых графиков.

В этом плане достаточно интересны работы Александры Последович «Антоновки» и «Новая деревня» (обе 1975). Литография «Антоновки» хорошо композиционно продумана. Жанровый сюжет приобретает эпичность и поэтичную возвышенность: три молодые девушки, которые собирают в саду яблоки, благодаря скульптурной обобщённости воспринимаются как символ труда и красоты. Женщинам несколько тесно в границах листа, они по своей скульптурно-рельефной трактовке близки к фреске. Национальный колорит работ А. Последович проявляется в особом смысле, внешней сдержанности и высокой культуре графики.

Общая эволюция стиля, художественного языка и даже творческого мировоззрения наблюдается в эстампах А. Кашкуревича, где также чувствуется стремление к большей философской углублённости и обобщению. Достаточно интересна раскрыта тема войны в офортах «Геноцид» и «День памяти» (оба 1986).

В серии «Эта милая городская жизнь» (1989) чувствуется стремление художника проникнуть в тайны сложной, временами драматической городской жизни. Офорты выполнены жёстко и экспрессивно, чёткие силуэты композиционного построения, тревожная линия, контрасты чёрных и белых пятен способствуют раскрытию темы.

Желание отойти от стереотипов, «обновить» язык эстампа чувствуется в работах Людвига Осецкого. Чаще всего он обращается к теме современности, отображая её динамичной, экспрессивной, временами почти гротесковой форме. В начале 1980-х годов автор создаёт цикл «Припятские мелодии» (1981), в котором график передаёт современную жизнь Полесья с его трудовыми буднями, заботами и радостями. Графический язык произведений обострённо выразителен, художник умело использует силуэты, контрасты и энергичный монтаж.

Оригинальным образно-философским решением отличительны работы «Память» (1984) и «Мир планете» (1986). Это размышление художника об истории и современности, мире, войне, счастье и тревоге человека. Замысел и композиционное построение композиций несколько стереотипное. Обнажённые фигуры на фоне земного шара, женщина с ребёнком на фоне солнца (2-й). Однако автор придаёт работам острое эмоциональное содержание, как бы обнажая приёмы резцового офорта, использую всю его тональную гамму. В произведениях художника 1980-х годов чувствуется стремление к символике и аллегоричности.

Особым изобразительно-пластическим строем отличительны графические работы Василия Шаранговича. В 1970-е годы достаточно ярко проявилась творческая индивидуальность художника, его графическая манера, собственный стиль, чертами которого стали глубокий реализм и лишённый мелочей рисунок (примером этому могут служить иллюстрации к поэме В. Маяковского «В. Ленин», 1970).

Достаточно интересно разработана В. Шаранговичем и купаловская тема – литография «А кто там идёт» (1976) и серия иллюстраций к поэмам Янки Купалы над которыми автор работал в 1975 – 1977 годах. Чтобы усилить их эмоциональное содержание график часто вводит в литографию цвет – насыщенно красный или спокойно зелёный.

Заметным явлением графики рассматриваемого периода стала серия литографий Владимира Басалыги «Памятники зодчества Беларуси» (1977). Автор на протяжении нескольких лет работал над темой белорусской истории. Литографии «Замок в Несвиже», «Спасо-Преображенская церковь в Заславле», «Башня-замок в Любче» отличаются совершенством графического мастерства, удачным использованием штриха, фактуры, что усиливается использованием умбристо-коричневого колорита.

Композиционное решение работ достаточно интересное: в рамках одного листа памятник может быть изображён трижды, показан со всех сторон, что даёт зрителю возможность оценить его архитектурные особенности. «Монтажность» композиции не превращается в ребус, замысел графика читается в литографиях ясно и выразительно.

Достаточно плодотворно работает Владимир Савич – автор многочисленных иллюстраций, акварелей, офортов и рисунков. Обращают на себя внимание офорты из серии «Родина. Мать» (1982), которая посвящена событиям Великой Отечественной войны. В них соединены в единое целое история народа и суровые события прошедшей войны. Образы белорусских женщин – решены художником с большим чувством уважения и симпатии. Удачный приём использует автор в своих работах – своеобразной «аппликации». С помощью дополнительного цвета он как бы выхватывает наиболее характерное и вечное. Сложные тоновые отношения, быстрый рисунок – становятся отличительными качествами этой работы.

Монтажный принцип композиции чаще всего употреблял в своих композициях Николай Селещук. В качестве материала график употреблял фотографии, автор стремится придать своим листам характер хроники, документальной точности изображённых образов и ситуаций («Характеры и обстоятельства», 1977).

Лирическим настроением наполнены работы Валерия Славука – «Купаловские приключения» (1976) и «Семья» (1978). Его излюбленной техникой становится рисунок тушью, пером, в которых он временами достигает виртуозности, скрупулёзности; художник филигранно моделирует каждую деталь. Формирование национальной художественной школы продолжается и не только благодаря конкретным техническим находкам. Успех приходит к художнику лишь тогда, кода высокое профессиональное мастерство сочетаются в произведении с глубоким смыслом.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...