Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Иран — одно из немногих мусульманских государств, избежавших пряной европейской колонизации. Процесс "вестернизации" политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско - процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.
В результате реформ 1920—1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).
Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960—1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.
Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление б своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.
В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.
Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст. 4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.
Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст. 9 ГПК 1939 г.}. Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст. 3 ГПК 1939 г.).
Судебная практика формально не признается источником права; судья должен принимать решение на основе закона, и такое решение не может формулироваться в виде общей нормы (ст. 5 ГПК 1939 г.), в то же время судебные решения, прежде всего принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.
Уголовный процесс, так же как и уголовное право, находится под влиянием мусульманско-правовых концепций, положенных в основу УПК 1988 г. В то же время в Иране признаны ряд общедемократических щипов уголовного судопроизводства. Согласно Конституции Судебные процессы должны быть открытыми, если только суд не решит, открытое разбирательство было бы пагубно для общественной морали и порядка, или если дело касается частных споров и обе стороны ходатайствуют о закрытом рассмотрении дела. Вердикты судов должны быть хорошо аргументированы и основаны на документах, со ссылкой на соответствующие статьи закона и принципы права. Судья должен стремиться выносить решение на основе кодифицированного права. При отсутствии соответствующей нормы решение должно основываться на авторитетных источниках мусульманского права.
Политические преступления и преступления прессы должны разбираться открыто и с участием присяжных, в судах общей юрисдикции. Способ отбора присяжных, их полномочия и определение политических преступлений устанавливаются законом в соответствии с исламскими критериями. Закон, устанавливающий уголовную ответственность, не может иметь обратной силы.
Согласно ст. 35 Конституции обе стороны судебного процесса имеют право (во всех судах общей юрисдикции) пользоваться услугами адвоката по своему выбору. Если они не имеют такой возможности, то должны быть приняты меры по назначению адвоката.
Тем не менее международные наблюдатели отмечают многочисленные факты несправедливых судебных процессов, массовое применение пыток в ходе следствия и целый ряд других нарушений прав человека в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовные дела рассматриваются уголовными судами (в 1994 г. объединены с гражданскими) или Исламскими революционными судами (ИРС), причем их юрисдикция различна. Под юрисдикцию ИРС подпадают: все преступления против внутренней и внешней безопасности государства, вероотступничество, покушение на жизнь политических деятелей, незаконная торговля наркотиками, подавление борьбы народа Ирана, расхищение общественного богатства и спекуляция.
В соответствии с регламентом ИРС должен состоять их трех человек, в том числе двух судей. На практике эти суды часто состоят только из одного лица — религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания "благочестивых людей", такие показания могут быть подтверждены клятвой. Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться.
Осужденные, дела которых рассматриваются в уголовных судах, не имеют права обжаловать обвинение и приговор. Однако Верховный суд должен проверить применение закона по делам, в которых уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или другие серьезные наказания, до их вступления в силу.
Высокий Совет Правосудия утверждает смертные приговоры; он может возвратить дело в тот же суд для повторного рассмотрения. В то же время по политическим делам вообще не существует норм об обжаловании обвинения и приговора в вышестоящий трибунал или о полной проверке дела для выявления возможных ошибок.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!