Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Текст как высшая коммуникативная единица



Текст - динамическая единица, организованная в условиях реальной коммуникации. Он создается при наличии определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях.

Попытки дать тексту строгое рациональное определение вызывают серьез­ные затруднения. С одной стороны, они связаны с крайней слож­ностью и многомерностью текста, который выступает одновре­менно явлением лингвистическим, психологическим, семиотиче­ским и даже физическим, имея особое синтаксическое, просоди­ческое, прагматическое и в целом коммуникативное строение. С другой стороны, текст — явление чрезвычайно многоликое как количественно (от односложного объявления до многотом­ного романа), так и качественно (от строго нормированного до­кумента до художественного повествования)[35].

Разнообразие текстов находит отражение в их многочислен­ных классификациях, производимых по самым разным основани­ям. Л.Г.Бабенко и Ю.В.Казарин приводят следующие виды классификации текстов[36].

1. По сложности структуры тексты делятся на про­стые, сложные и комплексные. К простым относятся лозунги, анон­сы, рекламные тексты и т.п. Сложные тексты отличаются боль­шим объемом и многообразием внутритекстовых отношений. Если в состав одного текста входит другой текст, можно говорить о комплексных текстах (роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», литература постмодернизма).

2. По функционально-стилевому параметру тексты классифицируются с учетом целей и сферы общения. Здесь обыч­но выделяются официально-деловые тексты, научные, публи­цистические, разговорные, художественные и т.д.

3. По подготовленности тексты делятся на ситуатив­ные и подготовленные. Ситуативные тексты спонтанно призводятся в условиях устного общения. Большинство текстов других функционально-стилистических разновидностей относят­ся к разряду подготовленных.

4. По выраженности в текстах параметра цельности/связности Л.В.Сахарный предлагал выделять тексты нормативные (цельные и связные) и дефектные (тексты с нарушением привычных грамматических связей, текст как набор ключевых слов). Такое построение текста может быть:

1) художественным приемом (А. Блок: Ночь.Улица. Фонарь. Аптека...)

2) средством создания юмористичес­кого эффекта (А.Иванов: В седой котомк поклав ржаное хлебо, / Я ухожу туда, / Где птичья звон, / И вижу над собой высокий небо, / Косматый облак и веселый клён...).

В других случаях нарушение грамматических связей при производстве речи связа­но с частичными нарушениями речемыслительной деятельности у больных людей, а также с особенностями детской речи или речи на малознакомом иностранном языке.

Принципиально иной «дефект» текстов может состоять в от­сутствии содержательной цельности при выраженной формаль­ной связности. Обычно такие тексты порождаются в монологи­ческой речи людьми с патологическими формами мышления (на­пример, в речи больных шизофренией) или присутствуют в спон­танных диалогах: «Кинотеатр находился на Пулавской улице. Пулавская улица - это одна из улиц Варшавы. Улицы в Варшаве имеют определенную форму. Такую форму можно описать при помощи следующих уравнений…» [37].

5. По степени алгоритмичности/эвристичности тексты делятся на фиксированные, полуфиксированные и нефиксированные (А.Н.Баранов). Фик­сированными называют тексты, порядок составления которых жестко задается формуляром, автор лишь заполняет пробелы в нем. Так создается алгоритмизированный текст. В полуфикси­рованных текстах задается стратегия его порождения: так, тексты привет­ствия и прощания, просьбы и благодарности зависят от социального статуса коммуникантов, сферы общения, отношений между общающимися и т.д. Н ефиксированные тексты специфичны как по замыс­лу, так и по выбору средств выражения (произведения художественной литературы).

6. По степени экспликации противопоставляются же­сткие и мягкие тексты. Жесткие составлены так, чтобы миними­зировать возможность их разных прочтений (тексты законов, договоров, инструкций). Во избежание двусмысленности жестко определяются почти все ключевые термины. Мягкие тексты отличаются намеренно создаваемой мно­гозначностью, позволяя читателю за счет множественности возможных интерпретаций в некотором смысле выступить соавтором произведения (художественные произведения).

7. По выраженной модальности могут быть выделе­ны текст-предписание, текст-описание и текст-оценка. Текст-предписание регулирует действия адресата. Он может быть обращен к конкретному индивиду (личная просьба, индивидуальный приказ) либо к группе (коллективу) индивидов (законы, договоры, уставы, инструкции, приказы). Текст-описание представляет ту или иную точку зрения на некий фрагмент мира. Текст-оценка (ак­сиологический текст) создается, чтобы оказать воздействие на эмо­циональную сферу адресата.

В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя), на его восприятие. Это одновременно и результат деятельности (автора) и материал для деятельности (читателя-интерпретатора). Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми и графическими единицами и средствами, но и общим фондом знаний, т.е. «коммуникативным фоном», на котором осуществляется текстообразование и его декодирование, поэтому восприятие связано с пресуппозицией (пре - лат. prae - впереди, перед; suppositio - предположение, презумпция).

Пресуппозиция - это предварительное знание, дающее возможность адекватно воспринять текст. Пресуппозитивная семантика может быть заложена или в какую-либо часть простого предложения, или в придаточное предложение. Предварительные знания иногда называют фоновыми. Фоновые знания служат условием успешности речевого акта.

Таблица 4. Типы фоновых знаний (по В.Я.Шабесу [38])

1.Социальные Известны всем участникам речевого акта до начала сообщения
2.Индивидуальные Известны лишь двум участникам диалога до начала общения; часто используются при создании подтекста
3. Коллективные Известные членам определенного коллектива, связанным профессией, социальными отношениями и др. (специальные медицинские знания; политические и др.)

Фоновые знания могут переходить из одного типа в другой. Фоновые знания можно квалифицировать и по их содержанию: житейские, донаучные, научные, литературно-художественные. Они делятся на тривиальные и нетривиальные. Тривиальные знания обычно реализуются лишь в особом, учебном тексте. На основании внетекстовых и внеязыковых знаний реципиент может делать выводы из содержания текста или его компонентов. Такие выводы называются импликацией.

В рамках нового направления акцентируются характеристики текста как речевого произведения. Обосновы­вается необходимость введения для его исследования особых еди­ниц и категорий, связываемых в современной лингвистике с по­нятием текстуальности. Начинается поиск так называемых критериев текстуальности. Наибольшую известность в современ­ном языковедении получил набор таких категорий, предложен­ный Бограндом и Дресслером. В него входят:

- когезия, понимаемая как формальная (в первую очередь син­таксическая) связность языковых единиц, входящих в текст;

- когерентность, или содержательная (семантическая) цель­ность/целостность текста;

- информативность — соотнесенность с определенным фраг­ментом окружающего (или любого мыслимого) мира;

- интенциональность как отражение в тексте коммуникатив­ных намерений его автора;

- интерпретируемость, толкуемая как предоставляемая адре­сату возможность так или иначе понять воспринимаемый текст;

- ситуативностъ, или формальная и содержательная зависи­мость от коммуникативной ситуации, понимаемой широко — как определенный социальный и культурный контекст;

- интертекстуальность — существование общего референт­ного поля с другими текстами, позволяющее привлекать их для интерпретации представленного в речи содержания[39].

Близкие по сути содержательные и фор­мально-структурные категории текста (информативность, членимость, континуум, когезия, проспекция, ретроспекция, автосемантия, модальность, интеграция, завершенность) выделяет И.Р.Галь­перин.

По утверждению Н.С.Валгиной, основными, конструктивными признаками текста являются категории когерентности/цельности (относимой к плану содержания тек­ста) и когезии/связности (план выражения), анализ которых при­зван дать ответ на вопрос: за счет каких механизмов из отдельных элементов языка складывает­ся целое, семантически превосходящее сумму содержаний вклю­чаемых единиц.

Цельность может трактоваться как наличие смысловой доминанты, которая устанавливается лишь при взаимо­действии текста и реципиента и направляет его понимание речи. Целостность текста находит свое формальное выражение в связ­ности его компонентов.

Связность обеспечивает единство текста как смыслового целого и базируется на повторах. Средствами проявления связности могут быть:

1) ключевые слова, создающие семантические поля, связанные с темой текста или его фрагмента;

2) местоимения, частицы, наречия, причастия и другие слова, которые могут использоваться для отсылки к другим частям текста (то, что имелось в виду; сказанное выше; который; этот и пр.);

3) условные знаки (буквы, цифры, грамматические слов и т.д.);

4) имена собственные;

5) синтаксический параллелизм - цепочки высказываний, повторяющих одну и ту же модель, при этом особенно важен порядок слов[40].

Связь также может вообще не выражаться словесно и существовать только на уровне логических отношений. « Стало душно. Мы вышли на улицу» (причинно-следственная связь). Структурная связь может быть левосторонней и правосторонней. Левосторонняя связь - это указание в тексте на ранее сказанное (анафора); правосторонняя связь - это указание на последующее (катафора)[41].

Некоторые исследователи считают, что цельность и связность следует рассматривать в единстве, как смысловую, коммуникатив­ную и структурную целостность одновременно — когерентность.

Все элементы содержания текста скрепляет авторская модальность. Для художественного текста это «образ автора» (в терминологии В.Виноградова), для нехудожественного - авторская концепция, точка зрения. Нет этого - нет и смыслового единства текста, его цельности[42].

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения. Избрав жанр, автор действует по канонам данного жанра, но может и нарушить их (отступить от последовательности в раскрытии темы и т.д). Чем более стандартен текст, тем ниже степень проявления личностного начала. Чем больше «художественности» в тексте, тем сильнее проявляется личностное начало. В результате взаимодействия объективной и авторской прагматических установок в тексте выявляется два вида членения: объективное, подчиненное структурной логике развертывания текста, и субъективное, которое либо усиливает логичность построения, либо нарушает ее, создавая смысловые и стилистические эффекты.

Единицы текста - высказывание и сверхфразовое единство. На уровне композиции выделяются абзацы, параграфы, разделы, главы, подглавки и др. Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня взаимообусловлены, часто они даже накладываются друг на друга (межфразовое единство и абзац).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 4091 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...