Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Проблема языка и общества в теоретическом отношении разработана недостаточно. Между тем ее изучение важно для общества и государства, поскольку без ее научного разрешения невозможно проводить правильную языковую политику. Языковая политика государств нуждается в научном обосновании (понимание феномена языка как одного из основополагающих признаков народа; обобщение многовекового опыта языковой политики многонациональных государств и выработка рекомендаций, обеспечивающих свободное применение и развитие языков народов).
В отечественной литературе по данной проблеме много общих положений, производных от идеологической, философской позиции авторов, а собственно лингвистическая сторона проблемы остается непроясненной: не вскрыт и не объяснен сам общественный механизм, определяющий формирование языка как объективно развивающегося, саморегулируемого общественного явления, независимого от воли отдельных его носителей; однозначно не доказана генетическая связь между обществом, трудом, мышлением и языком. Одновременность их появления целиком основывается на их взаимосвязи и взаимообусловленности в современном обществе и на предположении, что такая связь и взаимная необходимость были всегда.
С точки зрения внешней структуры языка его связь с обществом очевидна. Определенные участки языковой системы однозначно обусловлены развитием общества (наличие в языке функциональных стилей, территориальных и социальных диалектов, научных подъязыков, классовых, сословных особенностей речи, тематических, семантических группировок слов, историзмов и др.). В 20—40-е годы на основе изучения таких фактов делались заключения о классовом характере языка. Однако попытки объяснить изменения внутренней структуры языка (фонетика, грамматика, отчасти словообразование) действием социальных факторов оказались несостоятельными. Подобное опосредованное влияние не исключается, но оно, по сути, не исследовано. Какими социальными предпосылками можно, например, объяснить в русском языке падение редуцированных гласных, 1 и 2-е смягчение заднеязычных, палатализацию согласных, редукцию гласных, оглушение звонких на конце слова, виды грамматической связи, модели синтаксических конструкций и т. д. Между тем все это отличительные признаки русского языка.
В 60—70-е годы в отечественном языкознании наметился крен в сторону сугубо внутреннего, структурного изучения языка. Язык стал рассматриваться как своего рода порождающее устройство, которое на входе имело определенный словарь и правила оперирования им, а на выходе — построенные по этим правилам предложения. Здесь не говорилось о связи языка и общества, а допускалась мысль о независимости его от общества. Но язык выполняет общественные функции, а потому испытывает воздействие общества и, шире, действительности вообще, которую он отражает в своих знаках, их значениях.
В.А.Гречко отмечал, что язык - весьма своеобразное явление, открытое по отношению к обществу. Он служит необходимым его условием и атрибутом, но по-своему перерабатывает общественную и иную действительность. Язык имеет свои фильтры, через которые он пропускает общественные процессы и события, преломляя их и закрепляя в своих знаках и отношениях.
Язык считается общественным явлением потому, что в его образовании участвует общество; говорящий овладевает языком только в обществе; объективный характер развития языка объясняется тем, что язык выполняет общественные функции; структура и семантика языка отражают общество и его структуру. Общественная природа языка обнаруживается в обязательности его законов и правил для всех говорящих. При этом общеобязательные законы сочетаются с индивидуальностью речи, с творческим ее характером. Поэтому объективно язык как общественное явление существует в виде «личных языков», по-разному репрезентирующих язык как средство общения. Непрерывность языка и его изменение во времени обеспечивается одновременным существованием разных поколений носителей языка и их разновременной сменой. Т.о, условием существования и развития языка как средства общения, образования и выражения мысли является диалектическое единство в нем индивидуального и общественного.
Язык способен выражать различное, в том числе и противоположное содержание; он как бы возвышается над обществом, его разделением на классы, профессии, возрасты и пр., отражая определенными своими элементами их различия, но одновременно и объединяя их своей общей системой и структурой[5].
Человек «застает» язык уже сформировавшимся, с помощью других людей он овладевает языком, приобщаясь к существующим формам отражения и понимания окружающего мира. Тем самым говорящий подключается к общему движению языка и коллективному познанию действительности с его помощью. Содержание любой речи становится достоянием собеседника или круга лиц. Ее содержание, усвоенное другими участниками общения, может передаваться в сообществе. Путем взаимного обмена информацией и ее усвоения создается определенный социальный опыт, который закрепляется в языковых знаках. Таким образом, язык выступает как средство хранения социального опыта и передачи его из поколения в поколение.
Отражая и обозначая бесконечное множество возможных ситуаций, единицы языка остаются свободными от этих ситуаций, иначе применение языка как средства общения было бы невозможно. Даже слова, непосредственно связанные с фактами, благодаря своим отвлеченным значениям способны применяться в открытом числе ситуаций.
Многообразие явлений внешнего и внутреннего мира отражается бесконечной цепью сочетаний конечного числа единиц языка на каждом его уровне. Не все теоретически возможные сочетания единиц реализуются в его употреблении. Синтагматические возможности языковых единиц, их валентность и дистрибуция на каждом уровне имеют свои правила и ограничения, обусловленные как внутриязыковыми, так и внеязыковыми факторами. Это свидетельствует о том, что язык, предполагая в качестве необходимой предпосылки своего возникновения общество, тем не менее по отношению к нему, к действительности вообще остается относительно самостоятельным образованием со своими законами.
Языки поражают разнообразием фонетических, грамматических, лексических систем. Почему в результате общественной по своей природе речевой деятельности образуется в каждом языке именно такой состав фонем, такой грамматический строй и пр.— ответить на этот вопрос современное языкознание не может.
В языке можно выделить внешнюю и внутреннюю структуру. Внутреннюю структуру образуют фонетический, грамматический, словообразовательный строй языка. Она определяет качественный облик языка. Наследуя прошлое, находясь в процессе изменения и систематизации, внутренняя структура одновременно участвует в отражении разнообразного актуального содержания. Внешняя структура языка, в частности, лексический строй, прямо связана с обществом и в значительной мере отражает его структуру. Она чутко реагирует на общественные явления и процессы, закрепляет их в своих элементах, включает в свою систему распределения языковых элементов в зависимости от сферы и условий общения. Проблемы взаимоотношения языка и общества рассматривает социолингвистика.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2915 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!