Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Светописью». 4 страница



кий механизм воспроизведения объекта съёмки в негативно-пози -тивном процессе,в результате которого получаем изображение объ- екта съёмки в виде своеобразной картины тонов (оптических плот- ностей почернения) и цветных пятен. Восприятие полученного изоб ражения зрением человека относится к психофизиологиеской сторо- не и определяется способностью глаза к восприятию тонов на экра не или мониторе,где решающим фактором является чувствительность глаза к яркостям цветов на экране при определённом уровне аддап тации.А конечной целью получения изображения в любом виде изоб- разительного искусства,а не только в кино и телевидении,являет- ся восприятие его зрителем.И,если оператор эту (а я бы сказал главную) задачу учитывает при своей работе,то это ведёт к более правильному пониманию и решению технических и и з о б р а з и- т е л ь н ы х задач. Но вначале будем рассматривать объектив- ную сторону получения изображения.«И З О Б Р А Ж Е Н И Е,воз - никающее на экране, такой же многослойный феномен,как живопис - ное полотно,написанное лессировками когда один красочный слой - покрывается другим,но не исчезает под ним полностью,а остаётся и просвечивает,сообщая картине таинственную глубину…»19.Но из - ображение получаем и видим благодаря потоку лучистой энергии,ко торый называется с в е т о в ы м п о т о к о м - С В Е Т О М. Оценивается световой поток по зрительному ощущению в обычных едицах мощности (к примеру в ваттах).При измерении света исполь зуются две системы обозначений и две системы единиц;одна из них основана на энергетической оценке света, а другая–на оценке све та по зрительному ощущению, а глаз (не только человека) принад- лежит к числу самых чувствительных аппаратов,способных регист - рировать присутствие света.Чувствительность глаза к свету раз - личной длины волны (разного цвета) различна и потому оценка све та по зрительному ощущению и по величине его мощности могут су- щественно отличаться,что обязательно необходимо учитывать при экспонометрических замерах.Да ещё чувствительность глаза в об -ласти малых освещённостей у разных людей тоже различна.Поэтому д л я з р и т е л ь н о й о ц е н к и с в е т а о б я з а - т е л ь н о н а д о з н а т ь ч у в с т в и т е л ь н о с т ь г л а з а к с в е т у р а з л и ч н о й д л и н ы в о л - н ы или т. н. к р и в у ю в и д н о с т и.

Это особенно важно при экспонометрических замерах без при- боров.

Кроме того, что при измерении света используются две сис- темы обозначений и две системы единиц; по своей природе свет обладает, помимо волновых свойств, и корпускулярными свойст- вами (ванты и фотоны).

Волновые представления о природе света развивались ещё в ХV11веке Х.Гюйгенсом и на протяжении ХV111 века Л.Эйлером, М.В.Ломоносовым, В.Франклином. Но наиболее обоснованными в этот период оставались корпускулярные теории о свете, в которых свет (И.Ньютон) представлялся потоком быстро летящих частиц. О.Френель, Т.Юнг окончательно обосновали волновую теорию света. Но световые волны отличаются от звуковых тем, что они распространяются в безвоздушном пространстве,в кото- ром не могут распространятся звуковые волны.

Второй отличительной особенностью световых волн является огромная скорость распространения – порядка 300 000км/сек, а звук распространяется примерно в миллион раз медленнее.

В Х1Х веке Максвел теоретически, а Герц опытным путём, установили, что с такой же скоростью распространяются элект- ромагнитные волны. П.Н.Лебедев определил, что основные свойс- тва их совпадают со свойствами световых волн. Это позволило сделать вывод: с в е т о в ы е в о л н ы - э т о э л е к- т р о м а г н и т н ы е в о л н ы очень малой длины (меньше микрона). Поэтому освещённые металлы испускают элект- роны (фотоэффект), а светящие тела испускают электромагнитные волны. Так на Землю большая часть энергии попадает от Солнца в виде световой энергии. Это так называемые первичные волны. Попадая на любой предмет они вызывают колебания его элект- ронов, которые становятся источниками вторичных электромаг- нитных волн.

В с е в и д и м ы е п р е д м е т ы, и х о ч е р т а- н и я и ц в е т, в с ё м н о г о о б р а з и е с в е т о- в ы х я в л е н и й м ы в и д и м б л а г о д а р я н а- л о ж е н и ю п е р в и ч н ы х и в т о р и ч н ы х э л- е к т р о м а г н и т н ы х в о л н.

Это явление является основой (человеческого) зрения.

Изображение объекта съёмки на ч/б и цветной плёнке возни- кает под действием света на светочувствительный слой (эмуль- сию). Во время экспонирования лучи света, отразившись от предметов расположенных в пространстве и в видоискателе каме- ры, попадают на поверхность плёнки, создавая оптическое изоб- ражение. При достаточной освещённости, т.е. достаточном коли- честве света, в эмульсии возникает латентное (скрытое) изоб- ражение, которое после проявления становится видимым. Доста- точное количество света, которое необходимо для получения изображения на плёнке (так называемая критериальная плотнос- ть) или матрице, и есть

Э К С П О З И Ц И Я

термин, являющийся центральным в теории и практике науки –

э к с п о н о м е т р и и.

Современная киноэкспонометрия оперирует множеством терми- нов, приходящих в операторский «язык» из разных областей науки и искусства: фотографии, сенситометрии, светотехники, физиологии, психологии, метрологии, цветовединия, электроники и др. областей, включая искусствоведческие термины из области изобразительного искусства.

В зависимости от типа плёнки изображение может быть негативным или позитивным. В негативном изображении располо- жение светлых и тёмных пятен (мест) противоположное тому, ко- торое существует в действительности, а в позитивном - светлые и тёмные пятна расположены, как и в действительности.

Понятие «экспозиция» различается на с е н с и м е т р и - ч е с к у ю осуществляемую в сенситометре в целях испытания фотослоёв и режимов их обработки, и экспозицию с ъ ё м о ч - н у ю, осуществляемую операторами при испытаниях плёнок и в процессе киносъёмки. Съёмочная экспозиция различается как м е с т н а я, для замеров отдельных участков кинокадра, и как о б щ а я - для замеров экспозиции всего кадра.

На негативной плёнке в результате восстановления (проявле- ния) металличского серебра возникают почернения, плотность которых определяет освещённость соответствующего участка объ- екта и освещённостью его деталей. Самые сильные почернения создают наиболее светлые участки объекта (это светлые тона), менее освещённые – менее яркие (полутона – средние тона или серые), слабо освещённые – наиболее тёмные (тени – тёмная то- нальность). Если освещённость некоторых теневых участков ниже минимально необходимой для почернения, то в этих участках негатив будет прозрачным.

Если при печати негатива изображение наиболее приближается к зрительному восприятию объекта с правильной тональной пере- дачей его яркостей и чёткой передачей деталей в светах и те- нях, то такой негатив принято считать нормальным. Это означа- ет, что при экспонировании эмульсия благодаря точно подобран- ным экспозиционным параметрам получила необходимое количество света, т.е. э к с п о з и ц и я была н о р м а л ь н о й. Эта экспозиция обеспечивает техническое качество негатива, когда основная задача при съёмке есть репродуктивная передача объекта наиболее близка к его натуре. Но, при зараннее заду- манном изменении экспозиции (недодержке или передержке), меняется контрастность и общая тональность изображения;экспо зиция отличается от нормальной,но будет п р а в и л ь н о й, т.к. зараннее задумана и является одним из способов художест- венного решения изобразительных задач. Алгоритм правильной экспозиции должен учитывать особенности психофизиоло-гическо- го восприятия объекта съёмки и его изображения. Но, для полу- чения тёмной или светлой тональности изображения, необходим участок изображения нормально проэкспонированным, как точка отсчёта для сравнения (свойство зрительного восприятия изоб- ражения).

Что влияет на тон киноизображения? – интервал якостей объ- екта, светорассеяние в системе объектив-камера, обработка не- гативной и позитивной киноплёнки, метод получения позитива, дополнительная засветка негатива, светофильтры и насадки, фак торы проекции и засветка экрана посторонним светом.

Зритель видит на экране результат негативно-позитвного процесса на позитивной плёнке. Плёнка (серебрянно-эмульси- онная) – на сегодня и ближайшее обзримое будущее является основной и практически единственным качественным материалом для фиксации изображения в кино и на экране. Весь этот про- цесс называют сквозным кинематографическим процессом – СКП(от объекта съёмки до изображения его на экране просмотрового зала). Около 20 этапов составляют СКП, каждый из которого характеризуется множеством параметров. Для этих этапов выпус- каются определённые комплекты цветных и ч/б плёнок с согласо- ванными между собой характеристиками для съёмки, печати рабо- чего позитива, эталонной копии, контратипирования и печати массовых копий. Это позволяет наиболее рационально организо вывать производство фильмов в зависимости от условий съёмки, тиража копий, осбенностей показа, формата и систем кинематог- рафа; и это при том, что более полусотни переменных величин влияют на качество копий.

В телевидении применялся и обратимый процесс, кроме тради- ционных магнитных носителей и негативно-позитивного.

Большоее разнообразие киноплёнок и светочувствительных материалов требует постоянного контроля их фотографических свойств и режимов обработки. Одним из таких методов контроля является ф о т о г р а ф и ч е с к а я с е н с и т о м е т- р и я (сентио - чувствовать, метру - мера) – учение об измерении фотографических свойств светочувствительных матери- алов. В задачу сенситомерии входит исследование количествен- ных соотношений между различными факторами воздействующими на фотоэмульсию, и конечным фотографическим результатом этого воздействия. Т.о. посредством сенсиметрического метода фотог- рафические свойства светочувствительных эмульсий точно изме- ряются и выражаются в количественной форме в виде сенсиметри- ческих характеристик.

В основе метода сенсиметрического контроля киноплёнок ле- жит исследование и анализ зависимоти между количеством осве- щения, действующего на эмульсию, и образованием в результате проявления оптических плотностей за счёт восстановления ме- таллического серебра в ч/б плёнках и образования соответству- ющих красителей в цветных плёнках.

В зависимости от назначения киноплёнки имеют различные фотографические свойства, которые характеризуются такими по- казателями:

к о э ф и ц и е н т к о н т р а с т н о с т и Y или средний градиент плотности g, от которого зависит характер передачи яркости объекта съёмки в негативных материалах;

с в е т о ч у в с т в и т е л ь н о с т ь S, определяющая условия экспонирования киноплёнки при съёмке или в процессе печати; значение фотографической светочувствительности (S=1/H) определяется обратным значением количества освещения Н /s, которое необходимо для получения критериальной плотности D/s = 0,20Б(над минимальной плотностью). Индексация цветной негативной плёнки производится увеличением значения фотогра- фиической светочувствителности з е л ё н о ч у в с т в и- т е л ь н о г о слоя в 10 тысяч раз (S =10000S/ф). Так, например, плёнка чувсивительностью S =1/(100лк/с) имеет индекс светочувствительности ЕІ 100.

ц в е т о ч у в с т в и т е л ь н о с т ь (S) или спектральная чувствительность, от которой зависит правиль- ность тоновоспроизведерия цветного объекта съёмки ч\б нега- тивными плёнками и цветоделительные свойства цветных негатив- ных плёнок

ф о т о г р а ф и ч е с к а я ш и р о т а L, возможность передачи определённого интервала яркостей изображения объекта съёмки или интервала плотностей негатива;

р а з р е ш а ю щ а я с п о с о б н о с т ь R, характеризующая визуально воспроизведение мелких деталей из ображения и его резкость негативными и позитивными плёнка- ми;

ч а с т о т н о - к о н т р а с т н а я характеристика (ЧКХ), определяющая степень снижения контрастности, в зависи- мости от размеров деталей изображения.

Для цветных киноплёнок есть ещё два показателя:

б а л а н с к о т р а с т а Б / К негативной плёнки, определяющий степень неравномерности передачи контраста объ- екта съёмки в трёх спектральных зонах;

б а л а н с ч у в с в и т е л ь н о с т и Б / Ч, выражающий различие в светочувствительности отдельных слоёв многослойной негативной цветной киноплёнки.

В основе метода сенсиметрического контроля свойств киноп- лёнок лежит анализ зависимости между количеством овещения и вызываемым им образованием металлического серебра как в ч/б негативных, так и красителей в цветных плёнках. Эти зависи- мости получают измерением ступенчатого ряда плотностей, полу- ченных в стандартных условиях экспонирования и проявления куксков плёнки - с е н с и т о г р а м м. Это отрезок киноплёнки, на котором расположен ряд полей, экспонированных через оптический клин, у которго разность плотностей каждых двух соседних ступеней составляет 0,15+-0,05. Продолжитель- ность экспонирования всех полей сенситограммы одинакова, но абсолютное значение времени экспонирования может изменяться в пределах от 0,01 до 0,1с, в зависимости от типа и светочувс- твительности испытуемой плёнки. Сенситограммы печатаются в специальном приборе - с е н с и т о м е т р е, обеспечивающем строгое соблюдение условий экспонирования как по количеству освещения каждого поля, так и по спектральному составу света. Источником света в сенситометре является лампа накаливания с цветовой температурой 28500К-+200К. С помощью специальных светофильтров приводится цветовая температура к 32000К или 55000К в зависимости от типа негативной киноплёнки.

Для специальных плёнок применяется светофильтр КС-19. Экс- понированные сенситограммы обрабатываются в строго регламен- тированных для каждого вида киноплёнок условиях проявления (рецептура, температура, время обработки и условия сушки сен- ситограмм).

Объект съёмки, имеющий оптимальный визуальный контраст, вполне может быть представлен серой шкалой, которая должна иметь ОВК и быть равноступенчатой, т.е. число яркостей полей у неё составляет геометрическую прогрессию. Равноступенчатый ряд полей удобнее как для визуального, так и для измеритель- ного контроля, ибо все неточности тоновоспроизведения хорошо различаются на такой шкале.

Негативное изображение равноступенчатой серой шкалы явля- ется, как бы сенситограммой, отличающейся тем, что она экспо- нирована не в сенситометре, а в съёмочной камере. В этом зак- лючается её определённое преимущество перед лабораторной сен- ситограммой, так как при её экспонировании в условиях реаль- ной съёмки автоматически учитываются особенности освещения при съёмке, особенности съёмочной оптики, насадок и всех фак- торов съёмочной камеры, влияющих на величину экспозиции. В то же время негативное изображение шкалы показывает, как из- менилась бы плотность негатива, если манипулировать диафраг- мой объектива.

Применение серой шкалы при испытании цветных плёнок можно рассматривать как задачу цветовоспроизведения, и как возможно более точное фотографическое воспроизведение соотношений зо- нальных яркостей цвета, при этом серый цвет должен выражаться одинаковыми значениями в каждой из трёх зон. Это и определяет смысл применения серой шкалы как средство контроля цветопере- дачи, так как на сером поле отклонения цветопередачи в любую сторону лучше всего заметны при визуальном контроле изображе- ния серой шкалы. Если все промежуточные поля серой шкалы в позитиве будут переданы серыми, т.е. монохромными, то это значит, что на всех яркостных уровнях цветоделение и синтез тоже осуществляется правильно, т.е. психологически точном тоно и цветовоспроизведении всей системы.

Готовые сенситограммы измеряются на специальном приборе – д е н с и т о м е т р е, определяющим их оптические плотности. За единицу оптической плотности D=1 принята плот- ность среды, пропускающей 0,1 падающего на него светового потока. Величина оптической плотности определяет степень ос- лабления проходящего через неё светового потока и выражается зависимостью: D=Lg Fo/F, где Fо – световой поток, упавший на поверхность; F-cветовой поток, прошедший через среду с опти- ческой плотностью D. Если отношение F/Fo является коэфициен том пропускания g, то плотность может быть выражена и как величи- на, обратная десятичному логариму коэффициента пропускания: D=Lg 1/g.

Если при обычной съёмке различные части фотоэмульсии полу- чают разные к-ва световой энергии в зависимости от яркости объекта съёмки и почернения на проявленном слое различны, то при испытании на фотослой действуют заранее известными коли- чествами света. По предложению англичан Хертера и Дриффельда зависимость между экспозицией (H) и плотностями(D) принято выражать графически в виде

х а р а к т е р и с т и ч е с к о й к р и в о й.

С ростом экспозиции происходит изменение оптических плот- ностей почернения; причём, характеристическая кривая делится на несколько областей, в каждой из которых приращение оптичес ких плотностей, в зависимости от экспозиции, имеют различный характер. Характеристическая кривая делится на следующие участки: влево от точки А до Д/о – область вуали в горизон- тальной прямой. Экспозиции, соответствующие этой области, не вызывают почернения отличных от не экспонированного слоя. Этот участок кривой характеризует область фото индукции или инерции. Почернение фотослоя в процессе проявления на тех участках его, на которых свет при экспонировании не действо- вал, называется фотографической в у а л ь ю. Влияние вуали особенно сказывается в области недодержек. Чем больше вуаль, тем больше должна быть экспозиция, чтобы «пропечатать» вуаль, но вместе с этим ухудшается передача деталей в тенях из-за увеличения плотности негатива именно в области недодержек. Вот поэтому очень строго нормируется величина вуали и это один из основных показателей качества негативной плёнки, осо- бенно цветной.

Нижняя часть кривой А - Б это область недодержек, в которой равным отношениям экспозиции (т.е. возрастание экспозиции в одно и то же число раз) соответствуют неравные между собой приращения оптических плотностей, которые постепенно возрас- тают от А до Б.

Часть кривой Б - В – прямолинейный участок – область пропор- циональной передачи или область правильных (нормальных) экс- позиций, т.е. при увеличении экспозиции в одно и то же количество раз, оптические плотности возрастают на одну и ту же величину. Это самая важная область кривой, определяющая тот интервал экспозиций, в пределах которой имеет место объективно правильное воспроизведение различия яркостей съём- ки.

Участок В - Г – область передержек – в этой части тем же равным отношением экспозиции снова соответсвуют неравные меж- ду собой приращения оптических плотностей постепенно уменьша- ющиеся от точки В к точке Г.

Точка Г отвечает максимальной величине оптической плотнос- ти почернения, которая может быть достигнута при данных условиях на фотослое. Начиная от точки Г, т.е. с дальнейшим увеличением экспозиции, характеристическая кривая меняет нап- равление; приращение оптической плотности отрицательное. Эта область называется областью с о л я р и з а ц и и. Практически это означает, что имеет место обращение негатив- ного эмульсионного слоя в позитив. В обычной практике кино эта область не используется.

Для расширения изобразительных задач очень часто использу- ются криволинейные участки характеристической кривой: нижний - для получения темной тональности изображения и влияния на создание цветного колорита; верхний – для съёмки в светлой тональности (оптические плотности должн быть больше чем D/s=0,2Б). В случае необходимости применяется дополнительная засветка.

В цветных киноплёнках общая плотность в любой точке поля изображения слагается из плотностей, образуемых тремя различ- ными спектрально – избирательными красителями, выделяющимися вследствие действия света и проявления в соответствующих светочувствительных слоях плёнки.

Измерение послойных плотностей полей сенситограмм цветных киноплёнок производится за тремя светофильтрами с узкими зона ми пропускания, соответствующими синему, зелёному и красному участкам спектра. Для цветных киноплёнок по послойным харак- теристическим кривым определяются так называемые частичные коэффициенты контрастности каждого слоя. За общий коэффициент контрастности цветной киноплёнки принимается больший из час- тичных коэффициентов, относящихся к зелёно чувствительному или красно чувствительному слою. Определяется величина балан- са контрастности Б/к – разность между большими и меньшими значениями частичных коэффициентов контрастности.

За общую светочувствительность цветных киноплёнок пнирима- ется величина наименьшей из послойных частичных светочувстви- тельностей; определяется величина баланса светочувствитель- ности Б, которая выражается отношением величины светочувстви- тельности наиболее чувствительного слоя к наименее чувстви- тельному; чем ближе величина Б к единице, тем лучше качество плёнки.

Обычно период изучения сенсиметрических данных оператор проводит до начала съёмочного периода.

Но получив сенсиметрического данные, оператор использует их в дальнейшем съёмочном процессе для решения ряда задач. Это прежде всего проведение профессиональной экспонометрии – это организационные, технологические и творческие действия, обеспечивающих получение изображения в световой и цветовой тональности. Экспонометрия (экспозиционный контроль) является средством согласования фотографических возможностей киноплён- ки и изобразительных возможностей устанавливаемого освещения. Но не только функция определения величин света, но и функция р а с п р е д е л е н и я света на объекте съёмки для получения заданной тональности композиции кадра, всего эпизо- да, требуемой градации тонов в «тенях» и «светах» изобража- емого объекта. Планирование освещения, выбор и расстановка осветительных приборов осуществляется в расчёте на нормальную экспозицию разномасштабных и разноплановых монтажных кадров, в том числе снимаемых подвижной камерой. А в завершающей ста дии (определении и установлении нормальной экспозиции) в руках оператора есть только один «инструмент» - диафрагма, точнее, лимб, который ему надо установить на объективе.

«Что установишь, то и «пожнёшь» (получишь) на экране».

Экспонирование считаетсяя нормальным, если наиболее тёмные детали изображения имеют оптимальную плотность, равную крите- риальной плотности D/s=0 Б.

В большинстве случаев для получения технически удовлет- -ворительных негативов требуется интегральное измерение яркос- ти и экспозиционного вычесления по индексу светочувствитель- ности киноплёнки. А для получения сюжетно обусловленных и соответственно выравненных по световой тональности изображе- ний требуется более тщательная и тонкая работа с экспономет- ром и контроль за светом. Вначале визуально сравнивается необходимость регули рования освещения различно расположенных и разно удалённых объектов съёмки. Завершается этот процесс вычислением экспозиции (диафрагмы) по значениям яркости или освещённости сюжетно важных деталей.

В определении экспозиции имеет значение и сам объект съёмки, в первую очередь такие его характеристики, как ясность и яркость.

Я с н о с т ь объекта съёмки определяется его отражательной способностью и не зависит от освещённости.

Я р к о с т ь объекта съёмки складывается из яркостей его отдельных предметов, участков.Отношение наибольшей яркос- ти к меньшей и показывает и н т е р в а л я р к о с т е й объекта. При этом для определении экспозиции важна не столько абсолютная яркость разных участков, предметов, сколько их со- отношение – интервал яркостей.

Значение диафрагмы, рекомендованного экспонометром, в завсимости от изобразительной, творческой задачи, стоящей перед оператором, может изменяться в большую или меньшую сто- рону. Но уже в негативе оператор закладывает те световые, цве товые, колористические соотношения, которые в позитиве будут доведены цветокорректировкой до в и з у а л ь н о требуемой т о н а л ь н о с т и. Поэтому в экспонометрии важное значение имеет понятие «т о н», под которым ещё с конца Х1Хв. (когда было положено начало теории тоновоспроизведения) понимается о т н о с и т е л ь н а я я р к о с т ь. Наблюдая изображение на экране мы видим, что оно состоит из участков различной яркости; шкала их, градация и создают ту или иную «тонопередачу» объекта, то-есть передачу его относительных яркостей.

Термин «тон» имеет чрезвычайно широкое распространение во многих областях, особенно в изобразительном искусстве, где применяется в самых различных значениях. Некоторые художники-живописцы применяют понятие «тон» как «сила света в цвете», причём, его относят не только к понятию яркости, но одновременно и к тому, что в цветоведении именуется н а - с ы щ е н н о с т ь ю ц в е т а. Часто говорят о тоне, как об объекте только восприятия, а не ощущения. Если судить о цвете лишь по впечатлениям и эмоциям, то о тоне говорят как о субъективно воспринимаемых качествах цвета, связанных с осо- бым «звучанием» в цветовой гамме, определяющей колористичес- кую ценность картины, но чёткого определения тону не дают.

В киноискусстве, где термины технические и искусствовед- ческие тесно переплетаются в вопросах качества изображения и технике его создания, должны иметь общие критерии и это в пер вую очередь относится к термину «т о н».

В экспонометрии тон относится к яркости, если рассматрива- ются яркостные соотношения в деталях осещённого объекта съём- ки, и относится к светлоте, если идёт речь об окраске тел, сравниваемых в условиях одинакового их освещения.

Главная задача состоит в том, что в ограниченном интервале различимой градации тонов при кинопроекции позитива воспроиз- водились разноконтрастные по зрительному восприятию киноизоб- ражения. Для этого требуется компрессия тонов в «светах» или в «тенях» изображения и соответственно усиления контрастности деталей в сюжетно важных яркостях.

К о м п р е с с и я тонов в «т е н я х» изображения осуществляется «частичной недодержкой» одного или нескольких слоёв негативной киноплёнки.

К о м п р е с с и я тонов в «с в е т а х» происходит при копировании негатива в результате большего или меньшего использования криволинейного участка характеристической кри- вой позитивной киноплёнки.

Усиление контрастности происходит в тонах, зарегистриро- ванных на прямолинейных участках обеих плёнок.

Послойное регулирование экспозиции при копировании имеет исключительно важное колористическое значение, значительно большее, чем регулирование цветового баланса при съёмке, и достигается цветовой коррекцией при печати эталонного позити- ва (копии).

Котрасность изображения помимо частичной недодержки нега- тивной киноплёнки регулируется структурными светофильтрами тип Blak Dot и Contrast (Low, Soft, Ultra).

Экспозиция (для кино и телевидения – диафрагма) оператором во время съёмки определяется или визуально, или инструмен- тально с помощью экспонометра по результатам измерения свето- вых величин: освещённости или яркости.

О с в е щ ё н н о с т ь – величина, характеизующая поверхностную плотность падающего света, величина которой измеряется в люксах или в футо-свечах (канделах) илft.cd) путём направления экспонометра на источник света; соотно- шение 10лк=1ft.cd. Освещённости различаются по разным призна- кам. Так по признаку расположения плоскостей объекта съёмки: г о р и з о н т а л ь н у ю, в е р т и к а л ь н у ю, ф р о - н т а л ь н у ю; по признаку величины в объекте съёмки: м а к с и м а л ь н у ю, м и н и м а л ь н у ю; по признаку ведущего значения при световом визуальном балансе - к л ю ч е в у ю.

Я р к о с т ь – величина, характеризующая пространственную плотность (количество) света, отражённого от объекта съёмки в направлении оператора или камеры; это яркость в светотехнике; значение её измеряется в угле, соответсвующем нормальному объективу, а дистанционное измерение яркости ключевых тонов проводится в угле, умньшённом до 10-50; выражается в люксах или в футо-свечах. Среди фотографических терминов различают яркость и н т е г р а л ь н ю или о б щ у ю, относящуюся ко всему полю кадра; яркоcть избранного участка кадра; различают также яркости м а к с и м а л ь н у ю, м и н и м а л ь н у ю.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...