Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В В Е Д Е Н И Е В С П Е Ц И А Л Ь Н О С Т Ь 4 страница



в зеркале игру света на лице, увидим блики и тени, но не увидим на лице многих при - вычных деталей. Переместив источник света вниз, под подбородок, вы увидите мышечную и костную структуру лица в неестественном свете. Если поднимите источник света на высоту макушки то лицо станет более или менее похожим на то, что можно увидеть днём при естественном освещении. Внимательно изучив лицо во всех ракурсах, вы сможете определить, в каких частях оно выпуклое, в каких – плоское, как формируются морщин- ки – мягко или резко, каковы их основные направления, разгляди- те складки возле носа,припухлость щек,гусиные лапки возле глаз. Очень важно отметить, как меняется лицо при изменении освещния, для чего перемещайте источник освещения вокруг лица. При вос -произведении всех видов освещения используются:р и с у ю щ и й, з а п о л н я ю щ и й, м о д е л и р у ю щ и й, ф о н о в о й и к о н т р о в о й света.РИСУЮЩИЙ – направленный по -ток света, которым создаётся основа эффекта освещения; обрисо - вывается объёмная форма фигур,рельеф пространства объекта съём- ки; производится раскладка светотени и тональных масс; распре - деление световых пятен и теней, что даёт представление о приня- том за основу реальном источнике света и в конечном счёте – ви- де освещения. Направленный рисующий свет обуславливает светоте- невой рисунок, характеризующий ясно обозначеными светами и теня ми с различными соотношениями, т. е. КОНТРАСТ ом. Рису - ющий свет образуется приборами направленного действия с резко ограниченным пучком световых лучей, при съёмке с искусственным светом, т.е. линзовыми приборами. Практика съёмки выработала ме тодику работы со светом, по которой первым видом света, уста -навливаемым на объект съёмки, является р и с у ю щ и й свет. Этот свет освещает лишь отдельные участки объекта съёмки, остав ляя неосвещённым другие участки, что приводит к высокому конт -расту изображения, отсутствию проработки деталей в тенях. Для исправления этих недостатков изобжения применяется вид света - З А П О Л Н Я Ю Щ И Й свет, который заполняет (освещает) весь объект съёмки. Уровень этого света зависит от творчкеской за -дачи.В большинстве случаев он ниже рисующего; исключение сос -тавляет светотоналный рисунок, т.к. в этом случае основой све -

тового построения является рассеянный свет и заполняющий свет почти равен рисующему(белое на белом). В дополнение к этим двум видам света используется т. н. свет М О Д Е Л И Р У Ю Щ И Й, которым производтися светотональная обработка фигур, рельефов объекта съёмки; применяется в обработке светотональных перехо - дов от бликов к теням, освещённых за полняющим светом: способ - ствует созданию полутеней, воспроизводит эффект рефлексов, ли -шает тень однообразной тональности, монотонности. Моделирующий свет приводит в светональное единство освещённости, создаваемые рисующим и заполняющим светом: устанавливается после них и ис -точником его являются приборы направленного света с ограничен - ным пучком света (с линзой Френеля). КОНТРОВОЙ свет завершает световую обработку объекта съёмки, рисует контурную форму фигур и хорошо отделяет её от фона благодаря повышенной яркости контуров,что и сообщает изображению пространственность.

В работе фотографа со ветом ГЛАВНЫМиРЕШАЮЩИМ звеном является созданиеСВЕТОВОГОБАЛАНСА- коррекция, соотношение яркостей, создаваемых различными источ - никами и видами света, приводя их в гармоническое единство, до- биваясь выразительности светового и тонального решения снимка.

Свет в фотографии, кино, телевидении подразделяется на искус-

ственный и естественный в зависимости от источника освещения. И С К У С С Т В Е Н Н Ы Й – это свет от источников света, соз- данных человеком. Е С Т Е С Т В Е Н Н Ы Й – это свет от источ- ников света не созданных человеком, а созданных природой – сол- нце, небо и др. Существует несколько источников составлющих на- турное освещение: это солнце – основная составляющая дневного освещения. Под прямым солнечным потоком возникают освещённости до 100 000 люкс. В атмосфере земли часть солнечного потока рас- сеивается и до земли доходит поток рассеянного света (вторая составляющая натурного дневного освещения), который освещает по верхности предметов освещённых как прямым солнцем, так и нахо- дящихся в тени, где рассеянный свет ощущается более всего. Ин - тенсивность рассеянного света зависит от состояния неба: чистое

небо меньше всего рассеивает свет; облака повышают величину рас сеянного света на предметах, являясь своеобразными рассеивате- лями, отражателями; наибольшей величины рассеянный свет дости -гает, когда небо затянуто лёгкими, полупрозрачными облаками.

Третьей составляющей дневного натурного освещения является

свет, отражённый окружающими объект съёмки предметами и пада - ющий на этот объект. Это снег, песок, берег водоёма и т.д. Со-

четание этих составляющих и определяет характер дневного натур- ного освещения. При этом надо помнить, что цветность солнечного света и цветность рассеянного света различны: цвет прямых сол - нечных лучей – тёплый, жёлто-розоватый; цвет рассеянного неба - холодный, голубоватый, сине-фиолетовый. Применение жёлтых све - тофильтров при съёмке помогает отработке тональности неба и по- лучения более выразительного и чёткого рисунка облаков. Но жёл- тые светофильтры срезают сине-фиолетовую часть в зоне подсветки теней, что увеличивает контраст снимка. (Все эти рекомендации для ч/б процесса). Освещение на натуре во многом зависит от вре мени дня, от состояния погоды, от состояния, направления сол - нечных лучей и направления съёмки и множества других вариантов освещения на натуре, творчески использованных при съёмках, явля ются основой получения разнообразных и интересных изобразитель- ных решений натурных фотографий.Освещение на натуре чисто услов но подразделяется на несколько периодов зависящих от высоты сол нца над горизонтом. С У М Е Р Е Ч Н О Е освещение – солнце нахо дится ниже горизонта; прямой солнечный свет на объекте отсутст- вует, освещённости на плоскостях объекта образуются за счёт рас

сеянного света атмосферы земли; эти освещённости очень малы; не бо со стороны солнца имеет достаточную яркость, что создаёт ус- ловия для получения силуэтных, полусилуэтных снимков. Э Ф Ф Е К Т Н О Е освещение – солнце подымается не выше чем на 150 над го ризонтом. Этот период освещения широко используется для получе- ния разнообразных, выразительных по свету фотографий. Освещение в этом положении солнца изменяется и по величинам яркостей и по соотношению освещённости вертикальных и горизонтальных поверх - ностей объекта съёмки, которые постоянно меняются. Контрасты светотени в этот период смягчаются за счёт количества рассеян - ного света, так как путь солнечных лучей в атмосфере в это вре- мя длиннее, чем при зените. Лёгкая туманная дымка смягчает све тотень и составляет выразительный элемент фотограф Н О Р М А - Л Ь Н О Е освещение – положение солнца от 150 до 600, когда по- ток солнечных лучей создаёт на объекте съёмки светотень, смяг - чённую рассеянным светом неба. Этот период натурного освещения даёт наиболее интересные результаты особенно при съёмке порт - ретных композиций.З Е Т Н И Т Н О Е освещение – ограничивается

высотой солнца от 600 до 900 и до 600 над горизонтом для съёмки является самим не интересным освещением, так как лучи солнца па дают на объект съёмки вертикально, создавая короткие тени, рез- ко возрастает контраст; солнечные лучи в атмосфере преодолевают очень короткий путь; незначительное светорассеивание определяет недостаточную подсветку теней; вертикальные плоскости освещены слабо,а на горизонтальных плоскостях образуются высокие яркости

Но световое, цветовое решение, получение фотоизображения не заканчивается на этом. Последней точкой в этом процессе, наибо- лее творческой, является к о л о р и с т и ч е с к о е решение снимка, которое непосредственно связано с тональным решением. А КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ решение – это цветовая организа- ция фотографии, связь различных цветов, помогающая раскрыть за- мысел, содержание фотографии; это совокупность и композиционное взаимоотношение цветов, создающих определённое цветовое единст- во с преобладанием какого-либо цвета, т.е. КОЛОРИТОМ можно назвать о б щ и й ц в е т о в о й т о н. При этом име - ется в виду определённый, доминирующий тон (цвет),с которым сог ласованы остальные цвета, объединяющий их в единое цело. Колор- ит снимка зависит от: 1.цветовой характеристики объекта съёмки;

2.условий освещения; 3.эффекта освещения (раскладка светотени) – в темноте почти не воспринимаются хроматические цвета и они приближаются, постепенно преобразуясь в ахроматические цвета, поэтому эффект освещения и свойственная ему раскладка светоте - ни, преобразуя цвета, решающим образом влияют на колорит изоб- ражения; эффект освещения как бы увязывает цвета в одну гамму ахроматических тонов; хроматические цвета при воспроизведении в ч/б снимке преобразуются в ахроматические «цвета», в гамму ч/б тонов, различаюихся между собой только по светлоте, теряя цвето вой тон и насыщенность цвета, т.е. цветовую тональность; ч/б из ображение является своеобразным К О Л О Р И Т О М ч/б фотогра- фии.4.характеристики негативных и позитивных материа 5.экспози-

ционного режима; 6. режима обработки негативных и позитивных ма териалов; 7. оптики, различных приспособлений. В колорите свет и цвет едины. Поэтому колорит бывает тёмным, светлым, тёплым, холодным, спокойным, "крычащим". Но использование колорита,как

изобразительного приёма, получило наибольшее развитие при созда ние изображения в кино.

Подводя итоги освоения 2-го этапа можно смело сказать, что изу

чение, освоение законов, элементов, приёмов построения фотоком- позиции, свободно пользоваться системой изобразительных средств фотоискусства не должно становится целью получения фотоснимка, а должно являться средством раскрытия творческого замысла и ис-пользоваться для выражения содержания, идеи, для создания худо-жественного образа.

3-й этап объединяет технические и творческие сведения в одно це лое, как завершающий творческий этап изучения и освоения фотог- рафии,как искусства. Но насколько разнообразен, интересен окру-жающий мир, настотлько разнообразен мир фотографии, её жанры. Ж А Н Р – категория историческая; под жанром понимается группа произведений, родственных по тематике и отражаемым сторонам де- йствительности. Общность признаков складывается на протяжении всей истории развития искусства. В искусстве фотографии жанры тоже возникали на самых разных её этапах. Так исторически можно считать первым фотожанром стал пейзаж, когда камерой-обскурой были сняты первые дагеротипы (крыши). Следующим жанром стали портретные композиции, разных видов. Документальный жанр фотог- рафии возник, когда фотографы обратили внимание на жизнь и быт простых людей. Этот жанр получил большое развитие в России, где

фотографы позаимствовали идеи, традиции художников-передвижни - ков. Возникли жанры традиционные жанрам живописи: пейзаж, порт- рет, натюрморт, документальный жанр; жанры на новой почве полу- чили специфическое содержание свойственное фотографии того вре мени - изобразительные формы близки живописи ХІХв. Продолжают развиваться жанры фотографии. Главной силой становится докумен- тальность (фотографии); возникает новый ряд жанров: фоторепор - таж, фотоэтюд (своеобразный вид пейзажа и не только!!!), фото - очерк, фотоинформация (вид журналистики) и специальный жанр для обучения студентов операторов – фотораскадровка.(стр.38) На заре фотографии основным методом создания снимка был поста -

новочный метод. Объект для съёмки компоновали в предметном прос

транстве с учётом картинной плоскости и границ кадра, что во многом диктовалось несовершеннством фототехники. Рождение мето- да постановки началось с заимствования приёмов композиции и изо бразительных решений живописи. Фотокомпозиция в этот период спо койная, уравновешенная, замкнутая. Техническая революция, доку- ментальная природа фотографии привели к созданию новых, разнооб

разных методов и приёмов съёмки. А цели и задачи ставит перед

собой автор. Всё зависит от того, в каком жанре и виде фотогра- фии решается взятая тема. Точно соотнонесённый с жанровыми осо- бенностями снимка, каждый из этих методов может окзаться плодот ворным, обеспечивающим создание правдивых, исторически конкрет- ных, глубоко психологических работ. Жанровые особенности снимка оказывают влияние на выбор и применение изобразительных средств и приёмов построения кадра и решения темы. Так в павильонном портрете и натюрмотре продолжает совершенствоваться методика создания (конструирования) композиционных форм, развивающая постановочный метод. В искусстве фотопортрета создание образа-характера полностью подчиняет себе изобразительный ряд. Фотоком позиция продолжает сохранять устойчивый, спокойный, замкнутый характер. Н а т ю р м о р т, его композиционные и образные фор- мы, картинность колористического решения достигаются специаль - ным подбором и расположением, предметов; тщательно продуманым и выстроенным освещением, введение цвета, установкой предметов на стекле или полированной поверхности с целью включения в компози ционный рисунок отражений, детальной отработкой фактур предме - тов и пр. Основной формат фотографий – крупный, средний планы.

«П е й з а ж, как жанр фотографии неоднороден, многообразен,

включает в себя такие виды……, как сельский, городской, индуст - риальный…»3, морской, горный, лесной и пр. «…можно найти пейза- жи лирические, романтические…»3 поэтические, которым особенно свойственна воздушная дымка, придающая живописность снимку.

Ф о т о э т ю д у очень часто свойственна эксспресия, ракурс, тонкая, пастельная гамма изображения, изменения контраста и др. В ф о т о р е п о р т а ж е классические, замкнутые компози - ции портретной фотографии сменяются свободными, прост ранстве - ными, разомкнутыми; продолжается развиваться метод репортажной съёмки и съёмки скрытой камерой. Ф о т о о ч е р к – практичес- ки продолжается развитие лучших традиций классических методик создания постановочных композиций в сочетании с методиками ис-

пользования изобразительных средств всех жанров, особенно репор тажного.

Р а с к а д р о в к а – завершающий этап в процессе обучения и подготовки студентов к профессии оператора, где фотография вы полняет роль основы при отработке изобразительных приёмов, вид- ов, законов, элементов в начале фотокомпозиции, а затем и кино-

композиции.

Но вернёмся к жанрам фотографии.

Как бы не говорили, но исторически начальным или первым жанром был ПЕЙЗАЖ. Хотя первые фотографии с большой натяжкой мож- но отнести к категории жанра, скорее это один из видов первых фотографий. Безусловно первые пейзажи были технически далеки от совершенства и выполняли роль прикладной информации, например - географические снимки, точно отражающих окружающий ландшаф. В первых пейзажных снимках фотографы старались запечатлеть и сох- ранить момент действительности, чем то привлёкший их внимание.

Развитие техники фотографии помогало фотографам свободнее вы- ражать свои творческие замыслы. Фотоэмульсия очувствлена к зеле ному, красному и другим цветам, слабо действовашим на эмульсию применявшихся ранее пластинок. В процессе фотосъёмки начинают применяться, только появившиеся, светофильтры. Новые способы пе чати позволяют существенно изменять первоначальный снимок, соз- давая новую гармоничную композицию. Пейзажная фотография к кон- цу ХІХ в. всё отчётливее разделется на видовую, (прикладную) и художественную.Видовая фотография протоколирует; фотографкра - евед, учённый-фотограф предпочитали получить фотоснимки, кото -рые точно отражали черты ландшафта в ущерб художественности.

Представители этого направления: В.В.Сапожников (исследователь Алтая),Н.А.Буш (исследователь Кавказа),геолог А.П.Павлов, В.И.Липский (исследователь Памира и Тянь-Шаня), П.К.Козлов (исследователь Центральной Азии) и др. учённые-фотографы. Х у д о ж е с т в е н н а я ф о т о г р а ф и я п е й з а ж а - это безукоризненно выполненный по технике и композиционному пос троению снимок, который передаёт отношение автора к природе, пе редаёт зрителю восприятие природы автором, запечатлевает подме- ченное автором состояние природы. Утро, полдень, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима;предгрозовая,грозовая,после грозовая, погода; дождь, туман, снегопад, ветер – все состояния природы стали доступными для фотографов, особенно с появлением цветной фотографии. Развитие фотографии пейзажа в конце ХІХв. в большей степени заслуга любителей, чем профессионалов - фотографов,ибо «Не имея павильонов, лишённые возможности упражняться в порт - ретной съёмке, фотолюбители уже в девяностых годах (ХІХв.) нап- равляли свои усилия на разработку приёмов художественного фотог

рафирования пейзажей.»4 Одним из первых и интересных фотографов -пейзажистов в это время был П.М.Дмитриев. «В своих этюдах он

показывал небольшие пространства, освещённые лучами, пронизы -вающими листву деревьев. Ловил игру светотени, искал рефлексы в затенённых местах ……умело передавал прелесть молодого сосня - ка, свежесть берёзового леса, свет и тени под покровом вековых деревьев ……отличительная черта его этюдов – лиричность; хороша в его снимках передача воздушной переспективы на относительно малом пространстве.» Природу наблюдал и снимал украинский фо -тограф Н.И.Бобир в разные времена года и в различных её состо -яниях; особенно ему удавалась съёмка предгрозовой и послегро - зовой картины природы; облачное небо и впечатывание облаков с других негативов – давало хороший результат. К разнообразию то- нальной цветопередачи зелени стремился учёный-художник К.А.Ти -мирязев. При съёмке морских пейзажей решал довольно сложные тех нические и творческие задачи: съёмка против света, при солнце, скрытом тучей; в пасмурную погоду. Очень часто он снимал один и тот же пейзаж при разных условиях освещения. Фотограф-учёный и художник популярно расказывает о технике правильной цветопере - дачи в пейзажных снимках, объясняет назначение светофильтров и их самостоятельное изготовление из подкрашенного коллодия, даёт теоритическое объяснение фотохимическим процессам. В девяностых

годах ХІХ ст. у К.А.Тимирязева развивается взгляд на фотографию как творческую категорию, способствующую росту творческих спо -собностей человека.В это время в среде фотографов разгорается спор о путях развития фотографии особенно в жанре пейзажа. Спо- ры сводились к поискам критерия художественности особенно в пе- редаче природы. Но большинство фотографов - пейзажистов находи- лись под влиянием И.И.Левитана, А.К.Саврасава, Шишкина и др.ху- дожников - реалистов; это: М.Н.Муравейский, С.И.Савравсов,Ю.П. Еремин, Н.П.Андреев, З.Э.Виноградов, Н.А.Петров и др. Фотогра- фы-пейзажисты начала ХІХ века показали, что, как и в живописи, природа выразительна, прекрасна, если съёмку её будет произво - дить одарённый человек, любящий искусство фотографии и отлично владеющий техникой и изобразительным языком фотографии.Но завер шим краткий исторический экскурс развития фотографии пейзажа и попробуем разабраться для чего необходимы фотографии на натуре (пейзаже) студентам, будущим операторам. Главной задачей явля -

ется приобретение практических навыковсъёмки в условиях натуры, умением выбрать объект для съёмки и получить его на снимке в вы разительной художественной форме. Выполнение этой задачи даёт

будущим операторам изучить возможности естественного освещения, передачи воздушной среды, пространства на плоскости снимка, пер спективы, фактур и объёмов, цветов различных объектов съёмки. Но «протокольная» передача натуры полностью исключается; надо просто помнить, что «…это прежде всего глубокое понимание того, что изображается на снимке, это также художественное, эмоци -ональное изображение действительности, авторская трактовка явле ний действительности.»5 Жанр пейзажа, как и окружающая действи- тельность, удивительно разнообразен и многолик; снимки его по видам подразделяются на: сельский, городской, съёмка архитекту- ры, промышленный, лесной, морской, горный и пр. В зависимости от творческой манеры исполнения пейзажи делятся на лирические, романтические грустные и пр. Пейзаж существует, как самотояте- льная работа, или как часть композиции. Но в любом виде пейзаж- ной композиции обязательно выделение главного объекта снимка, акцента на сюжетно важном элементе композиции путём умения выб рать состояние погоды, условия, направление и характер освеще - ния, создающего колорит и тональность снимка, помогающего пере- дать состояние погоды и настроение.

Н а т у р н о е о с в е щ е н и е

«Это мягкая градация тонов в облачный или пасмурный день, чёт- кая обрисовка контурных форм предметов, полусилуэтное изобра - жение при контровом освещении, мягкая пластика светотени в ран- ние утренние часы, живописный рисунок облаков на закате, блеск водной глади в лучах контрового света…»5. Лучше этого описания результата съёмки пейзажа, данного Лидией Павловной Дыко, труд- но даже представить. Городской пейзаж в наше время очень часто является и объектом съёмки и фоном, на котором разворачивается действие. Основным элементом городского пейзажа, который отлича ет его от всех остальных видов пейзажа, является наличие зданий промышленных сооружений и т.д. То есть наличие элементов архи - тектуры, целых архитектурных ансамблей требует от фотографов применения определённых изобразительных приёмов при съёмке, ко- торые зависят от поставленных задач. Если съёмка архитектуры ис

пользуется в прикладном значениии как документ или как памятное изображение, то композиционные и световые решения ограничены и

упрошены: наиболее часто применяется центральная композиция с использованием симметричного расположения объектов съёмки, раку рс практически не используется. Наиболее распространенный вид света – боковой, выявляющий детали и рельефы зданий; сохраня -ются подробности и архитектурные особенности здания, формы, объ ёмы, контуры, детали, цвет; из арсенала оптики наиболее часто используется длинно фокусная, что позволяет вести съёмку с боль ших расстояний. Если ведётся съёмка пейзажа с архитектурными элементами, то в этом случае цель фотографа передать впечатле -ние, которое производит снимок на зрителя; выбирается наиболее эффектное освещение, тональность, колорит; часто применяется ракурс, т.е. все элементы изобразительного языка фотографии яв- ляются средствами формирования мысли автора, передачи впечат - лений, настроения. Съёмка ИНТЕРЬЕРА является дальней- шим своеобразным развитием съёъмки пейзажа с архитектурными эле ментами. Интерьеры – это прежде всего внутренняя часть здания, которое было снято фотографом при съёмке пейзажа с архитектур - ными или строительными элементами. Интерьеры по своему характе- ру и виду освещения можно подразделить на три вида: открытый, полуоткрытый и закрытый. Каждый из видов в зависимоти от задачи требуют своего изобразительного решения. О Т К Р Ы Т Ы Й ин -

терьер – это помещение с окнами во всю стену или верхним фона- рём (стеклянный потолок или стеклянная крыша); большая часть светового потока – это свет от естественных источников с разной цветовой температурой, что особенно важно при цветной съёмке; необходимость подсветки зависит от погоды, времени дня, фотоп -лёнки, точки, направления съёмки и творческой задачи. П О Л У - О Т К Р Ы Т Ы Й интерьер – это помещение, которое освещается смешанным светом - естественным и искусственным светом источни- ков помещения; подсветка применяется как и при съёмке в откры - том интерьере. З А К Р Ы Т Ы Й интерьер – это помещение закры - тое от естественного света и для съёмки необходима искусствен -ная подсветка, которая состоит из света источников интерьера и

света дополнительных приборов. Во всех интерьерах основная за - дача при съёмке – сохранить и передать архитектуру, характер, тип, назначение интерьера. При документальной съёмке характер изобразительного ре шения требует возможно более точного вос -

произведения на фотоснимке архитектурные особенности, объёмные формы и детали, фактуры и цвета материалов. Всё это определяет

нормальную светональность, естественный цвет, колорит, тон;точ- ка, направление съёмки, ракурс – обычный; общий план помогает раскрыть перспективу интерьера. Интерьеры позволяют вести не только документальную съёмку, но и создавать художественный, жи вописный снимок интерьера. Это решение темы позволяет использо- вать самые разнообразные изобразительные средства – от централь ной точки, изменения направления съёмки, от общего плана до ост рого ракурса, от рассеяного света до любого эффектного света, создавая любой цветовой колорит, любую тональность, диктуемую творческим замыслом. Каждый интерьер имеет определённое освеще- ние: днём – это естественный свет из окон, вечером - искусствен ное освещение. В течение дня эффект освещения меняется в зависи мости от того, какие из источников освещения работают во время съёмки; ибо отличие солнеч - ного освещения интерьера от лунно го заключается только в количестве рассеянного света, которого днём в избытке, а ночью его очень мало.

К следующему жанру исторически относятся ПОРТРЕНЫЕфотографии.

На заре фотографии (в 40е-50е годах ХІХв.) господствовала дагеротипия. Наибольших успехов дагеротипия достигла в жанре портрета, использовавших опыт художников писавших миниатюры и

акварельные портреты. Композиции снимка (дагеротипа), которые использовали фотографы-портретисты и в последующие десятиле- тия, были найдены ещё в пору дагеротипии. Композиционно лица на дагеротипе располагались в фас («лицевой вид») или в три четвер

ти или по диагонали, что придавало некоторую динамичность пор - трету. Была известна композиция и в треугольнике. Снимаемая мо- дель располагалась перед аппаратом. В кадре появляются руки (влияние художников). В тоже время были разработаны основные способы освещения, на практике отрабатывались приёмы сочетания тонов в портрете, приёмы отделения фигуры от фона, исключали большой контраст. Но далеко не все признавали её (фотогарфию), как жанр портретного искусства. «Что касается до снимка порт - ретов посредством дагеротипа, то нам это кажется бесполезным».6

Большинство дагеротипов, в том числе и портретные, чрезмерно воспроизводили детали, подробности объектов съёмки, в которых терялось главное, терялся образ объекта съёмки. Лишь немногие

фотографы своими работами и в те годы заявляли о реалистических достоинствах дагеротипии. «Происхождением своим фотография обя-

зана науке, - пишет Стасов,- наука произвела её на свет, наука же стояла неотступно у её колыбели в первые дни её существова- ния и борения с осаждавшими её отовсюду препятствиями,наука,на- конец,дала ей совершить великие шаги и достигнуть тех чрезвычай ных усовершенствований,которые менее чем в двадцать лет сделали из неё одно из чудес нашего времени».7

В фотографии и особенно в портретной мокроколлоидный способ ничего нового не принёс; продолжали господствовать тенденции и композиционные приёмы, какие были выработаны при дагеротипии. Появление сухих броможелатиновых пластинок привело к сокращению выдержки и несколько улучшилась тональная передача. В 50-х го - дах ХІХ в. выделялись портретисты А.И.Деньер и С.Л.Левицкий, И.Н.Крамской. Деньер окончил в конце 40 -х годов Академию ху -дожеств и полностью занялся вначале дагеротипией, а затем и раз личными видами светописи, где особенно достиг успеха в портрет- ном жанре. Он снимал И.Е.Репина, И.И.Шишкина, Н.А.Неркасова, И.С. Тургенева, Ф.И.Тютчева; осбенно стал известным и рапрост - ранённым портрет Т.Г. Шевчека – одна из лучших работ Деньера.

Коммерческая сторона фотографии подчинила художественную в порт ретном жанре для чего, к примеру, С. Л. Левицкий придумал на од ной карточке показать две позы снимаемого человека и даже в раз

ных костюмах или пожимал снимаемый себе руку. За полвека рабо - ты С.Левицкий создал галлерею портретов русских художников, пи- сателей. В сороковых годах ХІХ века изобретает камеру со склады

вающим мехом. Пробовал снимать дагеротипные портреты при свете дуги Петрова; испытывал угли П.Н.Яблочкова; одним из первых пе- решёл на электрический свет при портретной съёмке в сочетании с солнечным.В художественной портретной фотографии появляются оде ссит Мигурский, харьковчанин Досекин, петербуржеч Бертгамский, москвичи Тулинов и Панов. Это было время, когда усилия фотогра- фов были направлены в основном на преодоление все возможных тех нических трудностей далекого от совершеннства фо тографического процесса. Творческими вопросами портретной фотографии были: вы-

бор позы,расположение человека перед фотокмерой, использование освещения,выбор фона,ретуши негатива,ретуши готовых отпечатков.

«Начну с того, что в фотографиях г. Досенкина н е т р е-

т у ш и, а между тем фон чист и вся фигура с головы до ног, все детали, что называется, отчеканены; отсутствие всякой пестроты и лишних аксессуаров; позы…свободные; освещение вполне артисти-

ческое, весьма разнообразное…; полутона так нежны, передача са- мого контрастного платья так превосходна, что лучшего достиг -нуть невозможно. Вираж тёплого, приятного тона, белизна светлых мест сохранена»8–пишет редакто журнала«Фотограф"Фрибес в 1864г. И.К.Мигурский видел основную задачу для фотографов - портретис тов в овладении светом и в своей книге«Практический учебник для фотографии» (Одесса, 1859г.) писал «…форму изменяет освещение …оно даёт некоторым частям очень сильный рельеф,а другим сильную тень».8





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...