Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В В Е Д Е Н И Е В С П Е Ц И А Л Ь Н О С Т Ь 2 страница



править камеру на объект. 2. Нажать кнопку. 3. Повернуть ключ. 4. Дёрнуть шнур. У фотокамеры «Кодак» №1 имелся объектив, кото рый передавал 100 круговых из ображений в 2,25 дюйма на плён- ку. Отснятая полностью плёнка с камерой отсылалась по почте к Истмэну; он её обрабатывал, печатал фотографии с годных нега - тивов, наклеивал на картон, заряжал камеру новой плёнкой и отсы лал покупателю. Фотография стала доступной всем – «Вы нажимаете кнопку – мы делаем всё остальное». Эти слова стали лозунгом фир мы " KODAK " и по сей день.

С 1860 по 1890 годы фотография была представлена «художест венной фотографией», порождённой Рейландером и Робинсоном, как смесь твёрдого консерватизма и глубокой сентиментальности. Этой фотографии следовали, её боготворили тогдашние професиональные фотографы. Питер Эмерсон писал: «Если работа (фотография) пред назначена для научных целей – работайте резко, если для удо -вольствия – делайте как вам нравится, если для бизнеса – делай- те так, чтобы заплатили……индивидуальность фотографа ограничена

… управлять фотографией можно лишь в малой степени … возможнос- ти что - то выбрать или отказаться от этого выбора фатально ог-

раничены…в большинстве случаев невозможно изменить свои оценки объекта так, как хотелось бы…»2.

Новый гумми-бихроматный процесс позволял накладывать кис -точкой светочувствительные серебряные соли, делать более плот- ным светлые места или смывать нежелаемые детали. Фотографии ста ли напоминать рисунки, сделанные углём, методом глубокой печати и акварелью. Р.Демаш в журнале «Камера Уорк» писал: «…нет у фо- тографа никаких ограничений в том, чтобы сделать фотографию про изведением искусства…если что-то делать с отпечатком при таком процессе, то какая - нибудь живая искорка может появиться, либо нет, а если ничего не делать, то уж никакой искорки наверняка не появится». Первая половина ХХ века стала великим классичес - ким периодом в развитии фотографии. Художники - фотографы при -вели фотографию к вершинам технического развития, к созданию потрясающего разнообразия зрительных образов и средств их выра- жения, к великой глубине проникновения, сделали фотографию могу чим средством общения людей. К этим исследователям человеческо- го видения окружающего мира присоединились художники - выдающи- еся поклонники фотографии, считавшие её искусством. Новаторский дух в фотографии представляли Пол Стрэнд, Чарлз, Шилер, Эванс, Эмерсон, Эжен Атже, Альберт Ренгер - Патч, Август Зандлер и др. Так Стрэнд, рассматривал фотографию как исследование действи -тельности, в основе которой лежал поиск объектов для съёмки. Глубина видения, умение чувствовать поэзию в индустриальной ци- вилизации, превосходный мастер печати особенно на платиновой бумаге, которую он испоьзовал для достижения мягкой тональности и хорошей прорисовки деталей, Стрэнд всё таки основное внима -ние обращал на поиски объекта съёмки, чтобы получить поэтичес -кий образ действительности. Дух, которыми были пронизаны работы Стрэн да, Шилера, начал чувствоваться в фотографиях журнала «Нойе Зах лихкайт», представлявшего движение нового реализма, осбенно в не ретушированных, навязчиво крупных фотографиях обы- денных, привычных объектов. Но всё выше изложенное об истории фотографии рассказывает о черно-белых снимках. Получение цвет -ных фотографий стало реально возможным только после появления рабочей теории о механизме цветного видения (зрения). Из исто -рии культуры известно, что первые шаги в создании теории цвета

сделали древние греки. Так в ІУв. до н.э. Демокрит первым попы- тался определить цвет, как одно из свойств восприятия (мира). В

ІІІ в. до н.э. Аристотель утверждал, что цвет существует во всех телах и становится видимым под влиянием света. Итальянский живописец и архитектор Леон Альберти считал, что есть четыре цвета: красный (огонь), голубой (воздух), зелёный (вода), серый (земля). Во второй половине ХУІІ в. Юнг и Ньютон выдвигают вол новую теорию света и теорию трёхцветного ви дения мира. Вначале ХІХ в. Вьюни устанавливает основные цвета. В это же время Гем -гольц даёт математическое обоснование цвета, а Максвел показал, как основные положения трёхцветной теории могут быть применены в фотографии.В 1862 г. Дюко де Орон описал фотохромоскоп и адди тивную проекцию в книге “Цвета в фотографии Решение задачи”. Он предлагал создать многослойные эмульсии, в каждом слое которой может быть зафиксирована одна часть спектра,т.е. основа совре -менных цветных многослойных плёнок. До 30-х го дов ХХ столетия появляется много патентов на различные способы получения цвет -ного изображения. В 1935 году ”Кодакхром” применил способ мно -гослойной эмульсии, в которой красители образуются во время об- работки; серебро вымывается и остаётся окрашенный желатин – по- зитив. В дальнейшем “Кодак” этот метод перенёс и на обработку

цветного негатива.

Если внимательно проанализировать всю историю возникновения и развития фотографии, то прослеживается интересная тенденция - задавали и совершенствовали конструкцию фотоаппаратов (от каме- ры-обскуры до современных “мыльниц” и цифровых аппаратов) внача ле светочувствительные материалы:

1. Д А Г Е Р О Т И П И Я (с 1839г.) относится к физико – хими- ческому процессу, в основе которого лежит чувствительность йодистого или бромистого серебра к воздействию света.

2. М О К Р О К О Л Л О И Д Н Ы Й способ (с 1851г.) применяется и сейчас в полиграфйии. Светочувствительной частью является AgI, находящийся в сыром коллодии (раствор нитроклетчатки в смеси спирта с эфиром). Чувствительный слой приготавливается непосредственно перед фотографированием.

3. Ф о т о с л о и с ж е л з н ы м и с о л я м и с 1842г. широко применяются при фотокопировальных работах. Светочувс- твительной частью является окись железа, превращаюся под дейс

твием света в закись. Подразделяется по методу обработки проэк- спонированного изображения на цианотипию, где реактивом служит

красная или жёлтая кровяная соль.

4. Ф о т о с л о и с х р о м о в о к и с л ы м и солями (с 1839г.) применяются для фотокопировальных работ. Светочувст- вительной частью являются хромовокислые соли (калиевые, нат- риевые и др.), обладающие способностью разлагаться под дейст- вием света с выделением окрашенных в какой-либо цвет соедине- ний. 5. Ф о т о с л о и с д и а з о с о е д и н е н и я м и (с1890г.) применяются для фотокопировальных работ. Светочув- ствительной частью являются диазосоединения, которые под воз- действием света разлагаются с выделением азокрасителей, кото- рые после обработки в щелочных растворах фенола дают нерас- творимые в воде соединения. Для проявления можно использовать аммиак (сухое проявление).

6. Ф о т о м а т е р и а л ы с с у х и м и г а л л о- и д н о - с е р е б р я н ы м и с л о я м и имеют самое широкое применение во всех областях науки, техники, искусст- ва. В сухих слоях галлоидное серебро находится в виде зёрен, равномерно распределённых в желатине, которая служит для удер-

жания зёрен галлоидного серебра во взвешенном состоянии и для скрепления чувствителього слоя с подложкой.

7. Э л е к т р о ф о т о г р а ф и я получила развитие только в последнее время. В основе способа лежат фотоэлектрические яления на поверхности пластинки, заряженной до определённого потенциала, при облучении её светом. 8. Р е н т г е н о г р а ф и я и другие способы получеизображений с использованием невидимых лучей спектра.

На современном этапе изображение (и для фотографии, и для ки но) получают в эмульсиях с солями галлоидного серебра. Основой светочувствительной составляющей в эмульсиях являются плоские микрокристаллические частички (зёрна) галлоидного серебра, на - ходящиеся во взвешенном состоянии в желатине (и в яичном белке, гуммиарабике и некоторых других коллоидных растворах) с доста - точной степенью равномерности их распределения на триацетатной основе или лавсановой (для позитивной- эмульсии). Размеры зёрен

- от долей микрона до 5 мк. Кристаллическая решётка галлоидного серебра имеет правильную кубическую форму; кристаллы в эмульсии располагаются в несколько слоёв (20 и более). Под действием све

та в фотоэмульсии происходят внутренние превращения, приводя - щие к образованию невидимого на глаз скрытого изображения. Для получения видимого изображения производится химическая обработ- ка эмульсии, называемая проявлением. Для объяснения механизма образования скрытого изображения существует наиболее достовер- ная теория “отщепления”, высказанная ещё в 1839г. Араго. По этой теории в процессе фотолиза от галлоидного соединения отщеп ляется галлоид и одновременно образуется металлическое серебро в дисперсном состоянии. В дальнейшем эта теория получила даль нейшее развитие в трудах Фогеля, Лермантова, Абегга, который считал, что зародыши металлического серебра являются центрами проявления, около которых происходит выделение металлического серебра в процессе проявления. В зависимости от применяемого галлоида эмульсии получаются различной чувствительности. Наи -большую чувствительность имеет AgBr, среднюю – AgI и малую – AgCL; AgF – не обладает чувствительность. Галлоидносеребряные эмульсии делятся на две группы:

1) бромо или йдосеребряножелатиновые эмульсии, применяемые для получения обычных негативных и позитивных материалов;

2) хлоросеребряножелатиновые эмульсии, применяемые для полу че- ния “дневной” фотобумаги. В фотоэмульсию вводятся:

а) оптические сенсибилизаторы – для расширения области спек- тральной чувствительности эмульсии;

б) дубители (хромовые квасцы или формальтдегид) – для придания эмульсии прочности и температурной стойкости;

в) платисфикаторы – для понижения поверхностного натяжения эм- ульсии;

г) антисептики (карболовая кислота, тимол и др), препятствую - щие развитию бактерий в эмульсии.

Готовая эмульсия содержит 6% сухой желатины и 4% галлоид- ного серебра. На 1 м2 эмульсии негативного материала приходит- ся до 15г. галлоидного серебра, а для позитивного – до 8г. Тол- щина эмульсии от 0,010 до 0,020 мм. Галлоидные соли серебра из- бирательно поглощают кванты света, поэтому естественная чувст - вительность фотоэмульсии не одинакова к световым лучам с раз -

личной длиной волны. Наиболее активными являются голубые, си -ние, фиолетовые и ультрафиолетовые лучи спектра, потому что эн- ергия квантов других лучей спектра, имеющих длину волны > 500 ммк. Это существенно ограничивает возможности применения их в

фотографии, т.к. участки объектов зелёного, жёлтого, оранжевого и красного цветов будут передаваться на фотографии тёмными тона ми, а участки голубого, синего и фиолето вого цветов – светлыми тонами. Поиски расширения спектральной чувствительности фото -эмульсии велись ещё со второй половины ХІХ века. Так в 1873 го- ду Фогель обнаружил увеличение спектральной чувствительности за счёт присутствия в эмульсии некоторых веществ – оптических ста- билизаторов. Это специальные органические красители – флуорес -цеиновые, цианиновые, ализариновые и др.,которые осаждаются (аб сорбируют) на зёрнах галлоидного серебра.

Типы эмульсий по степени сенсибилизации: Н Е С Е Н С И Б И Л И З И Р О В А Н Н А Я эмульсия имеет грани цу чувствительности около 510 ммк;

О Р Т О Х Р О М – граница сенсибилизации до 560-570 ммк; имеет некоторое падение чувствительности (провал) в области 500 ммк;

И З О Р Т О Х Р О М – граница сенсибилизации, как и у ортохром, но ликвидирован провал ортохрома в области 500 ммк; И З О Х Р О М – граница сенсибилизации до 630-640 ммк; П А Н Х Р О М - граница сенсибилизации до 680-720 ммк, но имеет

провал в области 490- 520 ммк;

И З О П А Н Х Р О М – граница, как и у панхрома, но ликвидиро ван провал; И Н Ф Р А Х Р О М – граница сенсибилизации от 660-1300 ммк.

Наряду с расширением спектральной чувствительности иногда требуется общее повышение чувствительности (гиперсенсибилиза- ция) фотоэмульсий. В качестве гиперсенсибилизаторов применяют азотнокислое серебро, этиловый спирт, аммиак, пары ртути др. вещества. Но гиперсенсибилизированные эмульсии очень быстро стареют – образуется вуаль. Нестабильны при хранении и инфра- хроматические фотоматериалы.

Все фотохимические процессы прямо или косвенно связаны с поглощением световой энергией в виде отдельных её порций – кван тов света. В результате действия квантов света в центрах свето чувствительности фотоэмульсии происходит выделение маталличес - кого серебра в мелкодисперсном состоянии. Количество востанав -

ливаемого серебра пропорционально количеству световой энергии, упавшей на тот или иной участок фотослоя за время экспонирова - ния. Но, в связи с незначительным количеством выделяющегося в процессе экспонированя металлического серебра, получающееся по-

чернение (мелкодисперсное серебро имеет чёрный цвет) не разли чается глазом человека, поэтому оно и получило название скрыто- го изображения. Для получения видимого изображения после экспо- нирования фотослой проявляется, в результате которого в местах скрытого изображения выделяется металлическое серебро, образу - ющее видимое почернение фотослоя. Так как в участках наиболее интенсивного действия света образуется наибольшее количество атомарного серебра, то после проявления эти участки в оптичес - ком отношении получаются наиболее плотными, что следует из зако на Бугера-Ламберта-Бэра: концентрация выделенного при проявле - нии серебра пропорциональна количеству ранее действовавшего на фотослой освещения, т.е. э к с п о з и ц и и – H = Et. Следовательно, получаемое в результате проявления оптическое из ображение будет иметь обратное по отношению к объекту съёмки со отношение светотеней,называемое Н Е Г А Т И В Н Ы М (обратным)

Различаются два вида фотографического проявления с выделением металлического серебра:

1) ф и з и ч е с к о е п р о я в л е н и е – выделение металлического серебра в местах скрытого изображения происхо- дит из солей серебра, находящихся в растворе проявителя.

2) х и м и ч е с к о е п р о я в л е н и е – отложение металлического серебра происходит при востановление атомов се ребра находящихся в самом фотослое, под действием проявляющих веществ раствора проявителя.

К о м п о н е н т ы п р о я в и т е л я: 1) проявляяющие вещества выполняют основную функцию при прояв -лении – восстанавливают ионы галлоидного серебра; в процессе проявления в центрах скрытого изображения выделяется в 5.1010 раз больше атомов серебра по сравнению с количеством атомов, восставливаемых в процессе экспонирования (при фотолизе). При плотности почернения D=1 на 100 см2 поверхности фотослоя выделя ется около 0,02г серебра. Проявляющие вещества: метол, гидрохи- нон, параминофенол, глицин, пирогалол и др.;

2)щёлочи (KOH, Na2СO3, NaOH, бура и др.) увеличивают способ- ность проявителя устойчиво сохранять своё действие при прояв- лении, нейтрализует действие кислот, увеличивает “буферность” проявителя (способность проявителя устойчиво сохранять своё действие при проявлении, сопровождающемся выделением кислот);

3)сульфат натрия (Na2SO3) предохраняет проявитель от окисле- ния проявляющего вещества;

4)бромистый калий (KBr) увеличивает концетрацию Br в проявля- ющем растворе, что противодействует процессу восстановления галлоидного серебра в тех местах, где свет не подействовал; предотвращает образование вуали;

5)сульфат натрия, хромовые квасцы и др. вещества вводятся в проявитель для предохранения фотоэмульсии от чрезмерного набухания и размягчения.

Проявленная фотоэмульсия на любой подложке после промывки в воде подвергается фиксированию для удаления из эмульсии оставшегося галлоид- ного серебра. При фиксировании в раствор переходит до 90% серебра эмуль- сии. К фиксирующим веществам относятся: тиосульфаты, цианиды калия, нат- рия, аммония, аммиак и др.

Рассмотренный процесс обработки фотоэмульсии приводит к полу- чению обратного (негативного) изображения,поэтому он называется

Н Е Г А Т И Н Ы М П Р О Ц Е С С О М.

В отличие от оригинала негативное изображение имеет обрат- ное соотношение между светотенями и для получения фотоизобра- жения с нормальным соотношением светотеней необходимо проэкс- понировать изображение объекта с негатива на позитивный мате- риал, обработать его и получить нормальный полноценный снимок. Это называется

П О З И Т И В Н Ы М П Р О Ц Е С С О М. Но всегда на всех этапах развития фототехники фотоаппараты сос-тояли из четырёх основных частей: собственно камеры, объектива, затвора и устройства, несущего светочувствительный материал.Ка- мера–часть аппарата, с помощью которой светочувствительный мате риал (слой) защищается от постороннего света. Объектив-оптичес- кая система,образующая действительное изображение снимаемых пре дметов в плоскости,где помещается светочувствительный материал.

Затвор - механизм,с помощью которого регулируется выдержка,т.е. длительность воздействия на светочувствительный слой света, про шедшего сквозь объектив. Устрйство-несущее светочувствительный материал-кассеты или заменяющие их соответствующиечасти корпуса аппарата. Кроме того, в современных аппаратах имеются устройст- ва для наводки и контроля наводки объектива на резкость – это

одна из основных операций фотосъёъмки; сводится она к установ- лению объектива аппарата на определённое расстояние от светочув ствительного приёмника (плёнки или матрицы); конструктивно реша ется по разному, но всегда просто: резкимиполуча-ютсяпредметывплоскостинаводки; точка, находящаяся в плоскости наводки, передаётся точкой; точ- ки находящиеся вне плоскости наводки, передаются размытыми дис- ками, т.н. к р у ж к а м и р а с с е я н и я; величина кружка рассеяния для формата 24 х 36 мм – 0,03 - 0,05 мм; для формата 6 х 6, 9 х 12 см и больше – до 0,1 мм

АБСОЛЮТНОРЕЗКИМ

считаетсяснимок, накоторомточ -

касмотритсяточкой;

но есть часть точек, которые располагаются в пространстве близ ком к плоскости наводки и воспринимаемой вполне чётко (свойство зрения) это пространство называется глубино й резкоизображаемогопространства, которая для одного и того же объектива неодинакова и зависит от: расстоян- ия, диафрагмы; у объективов с разными фокусными расстоянями при одинаковых диафрагмах и одном и том же расстоянии до объекта съёмки глубина резкоизображаемого пространства н е о д и н а - к о в а – для короткофокусных она больше, для длиннофокусных – меньше. Кроме этого в фотоаппаратах имеется: шкала расстояний, дальномер сопряжённый с перемещением объектива; зеркальная сис- тема;матовое стекло;измерительная лупа. В более современных фо тоаппаратах имеются дополнительные устройства: для определения экспозиции – экспонометры; для определения глубины резкости и автоматического наведения на резкость; для синхронизации работы затвора с лампами - вспышками и газоразрядными импульсными лам-

пами; для определения границ снимаемого пространства (кадр);

для отсчёта кадров; для изменения фокусного расстояния объекти- ва (варио, трансфокаторы); для автоматизации процессов: транс -портирования плёнки и взвода затвора, установки выдержки, уста- новки диафрагмы, приведения в действие затвора и др. Все эти взаимосвязанные части фотоаппарата позволяют получить на све - точувствительном материале скрытое изображение. Размер изображе

ния зависит от размера кадрового окна в фотоаппарате. Соответ -

венно этому (размеру кадрового окна) все фотоаппараты подразде-ляются на:миниатюрные (10х14; 14х21мм – НАРЦИСС, КИЕВ ВЕГА, КОМ ПАКТА и др.); малоформатные (24х24; 32х36мм: это СМЕНА, ЮНОСТЬ, ЗЕНИТ, СТАРТ, ЗОРКИЙ, ФЭД, КИЕВ, ЛЕНИНГРАД и др.);среднеформат- ные (4х4; 4,5х6; 6х6; 6,5х9 см: МОСКВА, ИСКРА, МОМЕНТ, КОМСО - МОЛЕЦ, ЛЮБИТЕЛЬ, НЕВА, САЛЮТ и др.); крупноформатные (9х12см; 13х18см; 18х24см: ФК-13х18см; ФК–18х24 – и др.).

Но надо помнить, что хороший аппарат помогает получить техни- чески правильное изображение,но упех зависит от автора,т.к.сни- мает не фотоаппарат, а его владелец, которому необходимо уметь использовать весь технический арсенал фотографии. Только худож- ник способен правильно оценить возможности техники получения фо тоизображения и использовать его для решения творческих и худо- жественных задач.Кроме изучения фотоаппаратуры огромную роль в получениии фотографий (съёмке) играют носители изображения: бро мосеребряные эмульсии на гибкой плёнке (ч/б и цветные); элект - ронные носители разных типов. Выбор носителя изображения играет большую роль в технике, приёмах и в творческом подходе к процес су съёмки, т.к. количество информации на единицу площади носите ля очень различно, да и обработка информации для получения ко -нечного результа различна.

В т о р о й э т а п –

изучение изобразительных средств фотографии.

В фотографии естьь два вида изображения: горизонтальное и вертикальное. Это оказывает существенное влияние на выбор и ис- пользование изобразительных средств фотографии, которые объеде- нены в одно общее понятие –

К О М П О З И Ц И Я.

Вопрос о композиции является этапом чисто теоритическим, основой которого является огромный практический опыт проведе- ния съёмок фотографами многих стран на протяжении длительного времени; изучения и освоения ими изобразительно–выразительных средств различных видов искусств. Ведь в каждом виде искусств композиция имеет своё содержание в зависимости от задач этого вида искусств, специфики его изобразительно–выразительных сред- ств и особенностей технологии создания произведения. Поэтому

КОМПОЗИЦИЯ

(слово л а т и н с к о е) - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и наз- начением и во многом определяющее его восприятие; это важней- ший, организующий элемент художественной формы, придающий про- изведению единство и цельность, обединяющий и подчиняющий его компоненты друг другу и целому. Воспринимая объективный мир че- ловек взглядом ограничивает часть этого мира, изучая его по де- талям, частям целого, по деталям всего мира объективной реаль -ности.Вот для этой цели и выделял человек интересующие его уча-стки реального мира и выделяет это посредством ограничения, от- бора из реального мира прежде всего взглядом то, что его инте -ресует в первую очередь. Ведь человеческий взгляд на мир – тоже отбор того, что в данный момент нас интересует, т.е. это и есть композиция. Всё это подтверждается развитием человечества, его историей, развитием познания окружающего мира, развитием искус- ства – от наскальных рисунков до современного искусства. С раз- делением в историческом развитии искусства на различные виды развивались и различные виды композиции. Композиция – расположе ние (компоновка) снимаемого объекта или объектов в видо искате- ле фотокамеры и в итоге на снимке. Композиция должна быть нап - равлена на то,чтобы снимок показывал объект съёмки, действитель ное событие,конкретное явление со всеми его харктеристиками,осо бенностями, чтобы был ясен смысл происходящих событий, понятен характер явлений на снимке.

КОМПОЗИЦИЯ э т о с у м м а, с о в о к у п н о с т ь с в я з е й, м е ж д у о б ъ е к т а м и с ъ ё м к и, в ы - з ы в а ю щ и х у з р и т е л я о п р е д е л ё н н ы е в п е ч а т л е н и я, а с с о ц и а ц и и, э м о ц и и; в ы з ы в а ю щ и х в к о н е ч н о м с ч ё т е о п р е д е л ё н н ы й о б р а з ф о т о г р а ф и р у е м о г о п р е д м е т а у з р и т е л я; э т о с о в о к у п н о с т ь с в я з е й м е ж д у ф о г р а ф о м и о б ъ е к т а м и с ъ ё м к и; э т о п р е ж д е в с е г о р а з м е щ е н и е о б ъ е к т о в с ъ ё м к и и н е к о т о р ы х в и з у а л ь н ы х э ф ф е к т о в в в и д о и с т е л е л е к а м е р ы





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...