Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В В Е Д Е Н И Е В С П Е Ц И А Л Ь Н О С Т Ь 1 страница



М а с т е р с т в о о п е р а т о р а к и н о и

т е л е в и д е н и я

(К о н с п е к т л е к ц и й)

К и е в. 2011 г.

Ч а с т ь п е р в а я

ФОТОГРАФИЯ

(основа специаьности - оператор кино и телевидения)

ИСТОЧНИКИИИСТОРИЯ

Фотография – всегда некоторая условная форма воспроизве- дения окружающей действительности, способ изображения, сред- ство отражения её (действительности). Она является средством создания произведений искусства, полных жизни, динамики, сво- еобразной прелести, доставляющей истинное эстетическое наслаж дение от условности и иллюзии воспроизведения окружающей дейст вительности. Но воспроизведение действительности происходит на документальной основе, т.е. в момент съёмки объект обязательно должен находится перед объективом фотоаппарата. Документаль- ность фотографии – основа её достоверности, что объязательно основывается на мировозрении автора, его мастерстве (художест- венном, журналистском), на умении найти, выявить факт, событие или явление действительности, на способности видть, чувствовать и передавать прекрасное. Документальность, подробное воспроиз- ведение действительности, несёт в себе большое художественное обобщение и имеет настоящую эстетическую ценность, являясь спе цифической особенностью и ценностью фотографии как искусства.

Документальность, как неотъемлемое свойство, фотографии от- личает её от других видов искусств; придаёт особое своеобразие фотоснимкам, является основой искусства фотографии. Особенно она используется в информационных, репортажных, жанровых видах.

Немалое место в искусстве фотографии занимают: портрет, пе- йзаж, натюрморт, очерк и раскадровка – специфический жанр (изоб разительное решение любого литературного произведения или его части, т.е. своеобразный рассказ в серии фотографий – фото сес- сии). Раскадровка ииспользуется в процессе подготовки и обуче- ния студентов профессии оператора кино и телевидения, как завер шающий вспомогательный этап к освоению кинокомпозиции, к осво ению монтажной съёмки.

Если в фотографии любого жанра, авторы, выбирая тему или сюжет, решают их в совершенной форме, ставят и успешно решают специфические, творческие задачи, где сохраняется подлиность события, эмоциональное состояние участников (объектов съёмки), активно используют выразительные возможности и изобразительные средства фотографии, то и получается

ХУДОЖЕСТВЕННАЯФОТОГРАФИЯ -

п р о и з в е д е н и е и с к у с с т в а, а не просто «карточка на память».

Но фотографии всех жанров, «…которые становятся средством эстетического освоения мира, несут в себе обобщение и эмо- циональность, воспроизводят в художественных образах типичес- кие характеры и картины человеческой жизни … явления природы и вызываемые ими переживания, передают определённое настроение; такие снимки, в которых ставятся и решаются … художественные и изобразительные задачи, ощущается единство содержания и худо- жественной формы».1

Изучение вопросов мастерства любого изобразительного вида искусства тесно связано с изучением творческих особенностей данного вида искусства, его выразительных возможностей, изоб- разительных средств. Произведение искусства выражается через определённую изобразительную форму, через средства и приёмы построения произведения (кадра, фотографии), т.е. построения композиции произведения, которое имеет определённые законы,правила. В итоге получаем произведение искусства – изображе- ние окружающего мира, скорее, той его части, которая в данный момент нас больше всего интересует. Но что такое И З О Б Р А Ж Е Н И Е? Ведь мир мы видим благодаря энергии солнца, его лучей, которые, отражаясь от окружающего нас мира, попадают в мозг (через наше зрение), фиксируются им в том или ином виде. Вот это и есть И З О Б Р А Ж Е Н И Е, которым оперируют изобразительные виды искусств – живопись, скульпту- ра, архитектура, театр, фотография, кино, телевидение. Но мир находится постоянно в движениии и постоянно находятся в движе- нии солнечные лучи (свет или видимый спектр), что и фиксируют различные виды искусства (точнее фиксируют результат воздейст- вия света на окружающий мир); фиксируют их в определённый вре- менной фазе, этапе в виде носителей информации. Но если живо

пись, фотография фиксируют именно определённый временной миг, то остальные виды фиксируют уже целый временной этап по опреде- лённым фазам – т.е. фиксируется время в развитии, время дейст- вия лучей на окружающий нас мир. Это присуще кино и телевиде- нию. Но фиксация происходит на различные носители информации в зависимости от жанра (вида) искусства: живопись – на полотна, кино – на серебряно-эмульсионную плёнку, телевидение – на маг- нитную плёнку, матрицы, флешки. Различные носители в дальнейшем проходят окончательную технологичекую обработку для получения изображения. Поэтому результаты получаются различные по многим показателям и характеристикам в зависимости от поставленных це- лей и задач. Вот потому и все эти процессы изучаются в курсе «Введение в специальность».

Во всех видах, жанрах фотографии существуют свои специфи- ческие возможности, свои изобразительные средства для отраже- ния объективной действительности. Эти возможности и средства теснейшим образом сязаны между собой и с особой фотографичес- кой техникой для каждого жанра и требуют тщательного, по этап- ного изучения.Существуют три этапа освоения фотографии, как любого другого вида искусства:

1. П е р в ы й – изучение и освоение техники данного вида фотографии: фотоаппаратуры, светочувствительных материалов, их обработки, других различных способов получения изображения;

2. В т о р о й – изучение и освоение изобразительных средств фотографии, выразительных возможностей светового, цветового, колористического, тонального и линейного рисунка кадра и др. элементов, т.е. изучение и освоение композиции фотографии.

3. Т р е т и й - в умелом и точном использовании техники и изобразительных средств для выражения содержания фотографии; этот этап является высшим этапом мастерства в получении не прос то фотографий, а получение х у д о ж е с т в е н н ы х полотен.

П е р в ы й этап изучения искусства фотографии начинается с изучения техники: съёмочной аппаратуры, материалов, фиксирующ- их изображение, осветительной аппаратуры, различных технических приспособлений (фильтры, насадки) и др. технику, т.е. фотогра- фия создаётся с помощью механического инструмента – фотоаппара та, рисуется с помощью оптической системы – объектива, химичес ки обрабатывается проявителем, закрепителем и др. растворам. Но получение изображения химическим путём, химическая пред история

фотогарфии известна с глубокой древности. Человек знал всегда,

что от солнечных лучей его кожа темнеет, портится вкус пива, ис крятся драгоценные камни.Оптическая история фотографии насчи ты вает примерно тысячу лет. Арабский учёный Алхазен ещё в Х веке описал основные принципы оптики. Изучая поведение света отметил перевёрнутое изображение на тёмных стенах палатки в солнечную погоду – свет проходил через небольшое круглое отверстие в поло ге палатки, т.е. это была своеобразная камера-обскура. Алхазен использовал этот эффект для наблюдения за затмением солнца, что спасало его глаза от вреда прямых солнечных лучей Великий Леон- ардо первый создал чертёж камеры - обскуры. Однако никто не мо- жет безошибочно назвать имя первого конструктора этого устройс- тва. Солнечный луч, пропущенный через отверстие камеры-обскуры (своеобразный первый объектив), проецировал на экран видимое из ображение, но перевёрнутое. Перевёрнутое изображение камеры - обскуры объясняется тем, что лучи света прямыми линиями прохо -дят через небольшое отверстие в центре. Линии света, отражённые от основания освещённого солнцем пейзажа, проникают в отверстие и проецируются по прямой линии к верху затемнённой боковой плос кости камеры. Подобным образом линии света, отражённые от верх- ней части пейзажа, идут к основанию боковой плоскости камеры, и все линии соответственно проходят через центр, образуя перевёр- нутое изображение.Все эти эффекты камеры-обскуры привели к уси- лению интереса к оптике в последующие столетия. Так в начале ХУІІ века Кеплер определяет физические и математические законы отражения зеркал, разрабатывает теорию линз. Линза Кеплером ус- танавливается в отверстие камеры с одной стороны, а у основания другой – зеркало. Во второй половине ХУІІ века Иоханн Цан совер шенствует камеру-обскуру дальше – зеркало устанавливалось под углом 450к линзе, изображение отражалось в верхней части ящика. Здесь помещалось матовое стекло, на которое клалась калька; из- ображение проецировалось на кальку и легко обводилось. Это уж рефлексная камера–обскура с постоянно вмонтированной линзой и небольшими общими размерами. Такого типа камера–обскура стала использоваться художниками, что приносило им большую пользу- портреты создаются быстрее и за умеренную цену. Появляется спос об «силуэта», при котором просто обводили контур на бумаге, вы резали его и наклеивали. Ж.Кретьен несколько совершенствует «си

луэт» - обведенный контур гравировался на медной пластинке, с

которой делали отпечатки. Эта камера стала праобразом камер,

которыми через 150 лет пользовался Ньепс. В экспериментах не бы ло недостатка. В конце ХУІІІ в. Веджвуд получает надёжное из- ображение на бумаге или коже, пропитанных серебряной солью, а затем выставлял на солнце. Но это изображение постепенно темне- ло,т.к. он промывал его в растворе обычной соли. Если бы он ис- пользовал аммиак, как фиксатор (открытие, сделанное К.В.Шиле на 20 лет раньше), то изображение не темнело,т.е. было бы зафикси- ровано. Удачливее всех оказался Нисефор Ньепс, который, исполь- зовал свойство некоторых химических элементов чернеть на свету. Он ещё в 1822г. получил на стекле, покрытом битумом, гелиогра - фическую копию с гравюры. Гелиография – предшественница фото -графии. Ньепс в 1827г. получил изображение с помощью солнца; он изобретает фотогравюру на металле и на стекле, сделанные с помощью камеры - обскуры; изобретает д и а ф р а г м у (она по-могала исправлять дефекты открытой линзы;сделал изображение пос тоянным при свете. В 1827г. Ньепс встречается с Дагером, расс - казывает о своём процессе получения устойчивого изображения и в 1829г. они становятся партнёрами.Он отослал Дагеру описание сво его процесса, информацию о гелиографии, полностью объяснявшую подготовку серебряных, медных или стекляных пластин, сведения о пропорциях различных смесей, о растворителях для проявления из- ображения, о промывочных и фиксирующих процессах, а также сооб- щил об использовании его последних экспериментов в гелиографии: употреблении паров йодида для усиления изображения; продемонст- рировал Дагеру всю технику выполнения этих процессов. После все го этого они больше никогда не встречались.Ньепс ничего не сде-лал чтобы развить дальше свое изобретение после 1829г,равно как и его сын, который стал его партнёром после смерти отца.Он спус тя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось что Дагер был автором дагеротипа. Он был тем человеком, который воплотил изобретение Ньепса в жизнь, но с использованием химиче ких элементов, которые не были известны Ньепсу: получение изоб- ражения с помощью подогрева ртути, пары которые проявляли изоб- ражение. Но он не только проявил скрытое изображение, но и зак- репил его на металлической пластинке, покрытой йодистым сереб- ром. Этапы процесса Дагера: 1. Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу. 2. Серебряная поверхность полировалась до бле ска. 3. Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и стано

вилась чувствительной к свету. 4. Приготовленная пластина поме- щалась в темноте в камеру.5.Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу; снимался любой предмет, освещённый солнцем 6. Объектив открывался на 15-30 минут. 7. Скрытое изображение проявлялось и закреплялось так: a. пластина помещалась в неболь шую кабину под углом 450 над ртутью,которую подогревали до 1500 (по Фаренгейту); b. внимательно наблюдали за пластиной пока на ней не появлялось видимое изображение благодаря проникновению паров ртути на экспонированную часть серебра; c. пластина поме- щалась в холодную воду, чтобы она стала твёрдой; d. пластина фик сировалась в растворе обыкновенной соли, которую заменил на ги- посульфит в 1839 г. Д.Гершель; е. после фиксирования пластина тщательно промывалась водой.После такого длительного процесса получалась фотография, позитив, но единственный. Видеть его мож но было только при определённом освещении; изображение получа- лось зеркальным; с него нельзя было отпечатать ни одного снимка

Ф о т о г р а ф и ч е с к и й п р и н ц и п н е г а т и в – п о з и т и в б ы л и з о б - р е т е н а н г л и ч а н и н о м Ф. Т а л ь б о т о м в о д н о в р е м я с Д а г е р о м.

Дагер сконцетрировал все свои усилия на объяснении дагеротип - ного процесса; устраивал показательные сеансы для учёных и ху - дожников; упрощал его научную сущность, которую полнее излагал Араго; демонстрировал образцы своего искусства.Первое официаль-ное признание вклада Дагера как художника и создателя знамени той диорамы пришло к нему,когда Араго попросил его включить под робное описание техники диорамы в соглашение с правительством, в котором говорилось об этапах создания дагеротипа. Дагер начал делать новый дагеротип вместе с А.Жиру (родственником); С. Ше - валье полировал линзы для нового дагеротипа. Половина доходов шла Дагеру, который делился с сыном Ньепса. 19 августа 1839г. Араго сделал доклад на заседании Академии наук, в котором осве- тил метод Дагера получать фотографическое изображение природы во всех деталях без участия художника, т.е. картины, нарисован- ные солнцем. На следующий день, после доклада, Жиру опубликовал инструкцию Дагера на 79 страницах, после чего все камеры и инс- трукции были распроданы за несколько дней. Художники, учёные и любители усовершенствовали процесс Дагера; сократилось время

экспозиции до нескольких минут; применение призмы перевернуло

изображение в нормальное положение; уменьшился вес оборудования до 10 фунтов. И.Физо, тонировал изображение хлоросерым тоном, который, окисляясь, превращался в пурпурно - коричневый. Приз - нание и слава Дагера росли помере того, как его изобретение пов сюду покоряло мир. Предприимчивый деловой народ ещё при жизни Дагера увидели огромные возможности для получения прибыли от из дания путеводителей с репродукциями видов, фотопейзажей, порт - ретов сделанных дагеротипом. Антуан Клоде, Ричард Беард в Лондо не, Александр Уолкогттом в Нью-Йорке, Луи Закс в Берлине - ста- ли ведущими дагеротипистами в Европе, США. Все были в восторге от дагеротипии: и художники, и граверы, и офортисты, и литогра- фисты, и учённые – всех покоряла деликатная тональность, переда ча мельчайших деталей, видимых с помощью лупы. Но уникальное ис кусство, дагеротипия, было обречено. К середине ХІХв. дагероти- пия себя исчерпала. На смену ей пришла сухая бромосеребрянная пластина – более совершенный способ. Сообщение Араго о дагеро -типе в Академии наук в Париже 7 января 1839г. побудило Ф.Тальбо та опубликовать информацию о сво ём процессе – получение изобра жения на бумаге, но более «рыхлым» по сравнению с изображением дагеротипа. Но Джон Гершель, который назвал процесс Таль бота ФОТОГРАФИЕЙ и пустил в обращение слова негатив и позитив. Чтобы объяснить этот процесс, он счи- тал зернистый («рыхлый») отпечаток на бумаге детской забавой по сравнению с серебряным изображением. В конце января Фарадей по- казал на заседании Королевского института в Лондоне несколько фотографий цветов, листьев, кружевной ткани, рисунков на раск - рашенном стекле, виды Венеции, которые сделаны путём переноса изображеня объекта на светочувствительную бумагу; продемонстри- ровал полученные Тальботом «…фотографии, показывающие архитек - туру моего загородного дома …снятые с помощью камеры-обскуры ле том 1835г.». Тальбот понял – свет, воздействуя на материалы, из меняет их и остаётся только найти их (материалы). Он взял лист бумаги, погрузил его в слабый раствор соли, высушил, окунул в раствор нитрата серебра и на бумаге образовался светочувстви -тельный химический элемент – хлорид серебра. Сначала он делал копии гравюр, цветов, а летом 1835г. он эксперементировал уже с камерами; расположил их вокруг дома и получил фотографию тех объектов, перед которыми устанавливались камеры. Смотрел в от -

верстие, сделанное в камере, чтобы убедиться, что изображение

появилось. Затем эти фотографии фиксировались в крепком раст -воре обычной соли или в йодиде калия. Это удаляло не использо- ванный (незасвеченный) хлорид серебра; Д.Гершель предложил фик- сировать фотографии в гипосульфите; негатив сушился, натирался воском,это делало его прозрачным. С помощью солнца с такого не- гатива контактным спобом получали отпечатки на хлоросеребряной бумаге. Но ещё в 1840г. Тальбот обнаружил, что нет необходимос- ти ждать, когда изображение станет видимым на бумаге, если эту бумагу проявить в галловой кислоте и отфиксировать в тёплом рас творе гипосульфита. Это позволило делать фотографии за несколь- ко минут. Негативы Тальбот называл «к а л о т и п а м и» (прек- расные картинки), а позд нее - «тальботипами». Вот так возник н е г а т и в н о – п о з и т и в н ы й п р о ц е с с, положив ший начало современной фотографии и киноискусству. Джон Гершель пытался заменить бумагу (металл) на стекло в качестве основы для нанесения светочувствительных солей серебра. Но ему не уда- лось найти подходящий органический материал, которым можно было покрыть стекло в качестве связующего материала для светочувстви тельного серебра. Но в июне 1848 г. Ньепс де Сент-Виктор (двою- родный брат Нисефера Ньепса) сообщил о своём белковом процессе в Академию наук в Париже. Раствор йодированного яичного белка он наносил на стеклянную пластину, которую погружал в нитрат се ребра после чего она становилась светочувствительной. Она встав лялась мокрой или сухой в камеру. Но сухая пластина требовала большей экспозиции, даже больше чем дагеротип или калотип. Пос- ледовало целый ряд усовершенствований этого процесса. В марте 1851г. Скотт Арчер опубликовал сообщение о мокроколлоидном про- цессе, что привело к забвению все ранние фотопроцессы. Он смеши вал коллодий с растворами йодида серебра и железа; этой смесью покрывал стеклянную пластину, погружал в раствор дистиллирован- ной воды и нитрата серебра, после чего мокрую вставлял в камеру и экспонировал. Влажную пластину сразу проявляли и получали ре- зультат, который не шёл ни в какое сравнение с результатами лю- бых других существовавших процессов. Хотя мокроколлоидный про - цесс был сопряжён с значительными трудностями, но он не был пре взойдён более 30 лет,- до по явления сухих желатиновых пластин.

Совершенствовалось не только получение изображения, но и сама съёмочная аппаратур В 1849г. Дэвид Брюстер изобрёл стереоскоп с

двумя увеличительными линзами, расположенными на расстоянии 2,5 дюйма одна от другой (обычное расстояние между глазами челове- ка). Высота ограничивалась 3 дюймами. Стереоскопические снимки снимали ли бо одной камерой, которую вставляли в паз и сдвигали в сторону по нему, чтобы сделать ещё одну экспозицию, либо сни- ма ли двумя обычными камерами. В 1853 г. английским оптиком бы- ла сделана двухлинзовая камера с расстоянием в 2,5 дюйма между линзами, снимавшая два снимка однодновременно.В России одним из пионеров фотографии был химик Ю.Ф. Фрицше, который ещё в 1839г. по заданию Петебургской академии наук ездил изучать калотипию в Европу. Среди многих практиков ранней фотографии в России осо - бое место занимает дагеротипист А.Ф.Греков (1799-1851г.) - пер- вый применил фотографию в области полиграфии, а с его пластинок можно было печатать сотни оттисков на бумаге. В 1840-1843гг. он открывает в Москве несколько дагеротипно - портретных ателье. В России, как и в Европе, наибольшее распространение в 50-х. го- дах ХІХ в. получает портретная съёмка, так как любовь к жанру портретной миниатюры была исторически традиционна. Возникла она ещё в петровские вре мена и получила наибольшее распространение в начале ХІХ в. Дагеротипы - портреты обладали многими качест - вами портретной миниатюры: они были компактными, лёгкими и их мож лись при дневном свете в фотоателье которые, как правило,

размещались на верхних этажах зданий, где строили т.н. «фотог - рафический фонарь» - стеклянная крыша большой крутизны для луч- шего проникновения света. Низкая чувствительность плёнки обус -

лавливала время съёмки с 10 утра до 15 часов дня – время наи -большего количества света в ателье. Во второй половине ХIХ в. Во второй половине ХІХ века очень быстро развивается промыш- ленность, наука, искусство во всём мире, что вплотную косну- лось и развития техники фотографии. Технический прогресс, осо- бенно появление электричества и «сухого броможелатинового спосо ба», приготовление светочувствительных эмульсий, изменило и уп- ростило технику съёмки, хранеие и печать фотографий. Жанры, фор маты фотографии становятся разнообразнее: «кабинетный» (16х10), «будуарный» (вертикальная композиция больше кабинетной) и др. Развивается портретный жанр, появляются снимки групповые - гим- назических классов, различных курсов, балов, праздников и др. В

этом жанре особняком стоит имя А.О. Карелина - классика русско- го жанрового фотопортрета. В 1869г. в Нижнем Новгороде открыва-

ется фотоателье «Фотография и живопись художника А.Карелина», выразивши названием своё художественное кредо. Он по новому уви дел возможности фотографии. Поиски новых вариантов композиции снимка, новый способ освещения фигур; располагая жен ские фигу- ры в профиль или спиной, Карелин добивался большей выразитель- ности фотографии, свойственной картинам передвижников тех лет. Его «коньком» были живые жанровые сценки в непринуждённой до -машней обстановке, великолепно передающие быт и моды России.

Ярким, самобытным фотографом в портретном жанре был М.П. Дмитриев (1858-1948г.). Ученик А,О.Карелина, снимая портреты горожан Нижнего Новгорода, создал блестящую серию фотографий «Волжская коллекция». Групповые и одиночные портреты современ ников отличаются тонким психологизмом и высокой художественной формой. Наряду с жанрами студийной и портретной фотографии зна- чительного успеха добиается и документальная, жанровая фотогра- фия, вершиной которой стал жанр фоторепортажа. М.В.Альперт, Б.В.Игнатович, А.М.Родченко, С.О.Фридлянд и др. фотографы вир- туозно использовали новаторские приёмы, необходимые ракурсы и др. элементы для достижения выразительности своих работ, стре-мясь передать снимками масштабы преобразований в стране. Лиде- ром этой группы был Александр Родченко (1891 - 1956г.), создав- ший серию портретов своих друзей, входящих в гуппу Левого Фрон та Искусств(ЛФИ):Владимир Маяковский, Николай Асеев, Лиля Брик, Варвара Степанова, Александра Хохлова рассказывали о моде, быту ющей среди группы интеллигентов, связаннных едиными эстетичес кими возрениями. Стремительное развитие научно - технического прогресса непосредствено коснулось и фотографии. С развитием «сухого» броможелатинового процесса отпала необходимость в тру- доёмкой работе с пластинками и растворами во время съёмки. Воз- никают и развиваются фабрики по производству фотоматериалов, обладавших стандартными, заранее известными характеристиками, хотя это привело к некоторым тональным потерям. Но многие худож ники, скульпторы, издатели яростно выступали против фотографии и её популярности. Лишь немногие художники стали заниматься фо- тографией и творчески её использовать.Они остались в памяти как художники с камерой. Это Домье, Энгр, Надар(Тициан фотографии) Оливер Уэнделл Холмс восторгался фотографиями. Он говорил,"...

что те самые вещи, которые художник либо не замечает, либо изоб ражает кое - как, фотограф запечатлевает с большим вниманием, и

именно это делает изображения совершенными … быть зрителем всего лучшего, что мог предложить мир ".

В 70-тые годы ХІХ века первый создатель желатиновых пластин Джордж Истмэн продолжал их совершенствовать – создал машину, равномерно покрывающую их желатином, увеличил светочувстви- тельность эмульсии и её стабильность при любых климатических условиях. Он стремился заменить пластины гибкой основой; вер - нулся к бумаге: машиной покрывал желатином уже целый бумажный ролик. После экспонирования и проявки бумажный ролик обрабаты- вался касторовым маслом для прозрачности, которая была значи- тельно лучше, чем у стекляных пластин. Самым большим достоин-ством этого процесса была гибкость этой «американской плёнки», как называл её сам Истмэн. Кассету с этой плёнкой можно вста - вить в любую камеру даже одной рукой. Всё это создало возмож -ность съёмки без штатива. Мгновенная фотография стала реальнос тью. В 80-е годы Истмэн создаёт кмеру – ящик для роликовой ка- тушки на 48 кадров; разрабатывает камеру для любителей и он по- родил слово, которое с тех пор стало синонимом слова «камера» - «К О Д А К». Это была небольшая камера, с которой мог работа ть каждый, кто способен (так было на писано в инструкции): 1.На





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...