Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Среднеднепровская культура



В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на тер­риторию Верхнего Поднепровья проникают и рассе­ляются скотоводческо-земледельческие племена эпохи бронзы. Местное население некоторое время сосущест­вует с пришлыми племенами, но затем постепенно ас­симилируется ими.

Как показали исследования И. И. Артеменко [5], первоначальной областью обитания среднеднепровских племен было правобережье среднего Поднепровья в пре­делах Киевской и Черкасской областей. Там находят­ся наиболее ранние памятники этой культуры, пред­ставленные курганами с трупоположениями. Инвентарь курганов представлен керамикой и каменными сверле­ными топорами. Наиболее характерной формой сосудов являются горшки с шаровидным туловом, невысокой прямой, отогнутой наружу шейкой и круглым или


уплощенным дном. Орнамент представлен отпечатка­ми шнура и нарезными линиями, образующими гори­зонтальные ряды, елочные композиции и опущенные вниз вершиной заштрихованные треугольники. Даль­нейшее развитие описанного типа сосуда идет по линии удлинения шейки и усложнения орнамента.

Каменные топоры относятся в основном к трем различным ви­дам — клиновидным, ромбическим и обуш­ковым. Все они имеют просверленное отвер­стие для насаживания на деревянную руко­ятку.

На территории Бе­лоруссии памятников раннего этапа нет. Все известные памятни­ки среднеднепровской 'культуры здесь отно­сятся к позднему эта­пу. Они несколько от­личаются от южных

памятников этой поры. Сосуд среднеднбпровской культуры. поэтому их выделяют

в особый днепро-деснинский вариант позднего этапа среднеднепровской культуры.

Поселения этой культуры расположены в поймах рек на песчаных дюнах или останцах, по краю боровой террасы, на высоких мысах, часто на площади пред­шествовавших им поздненеолитических поселений. Это были небольшие поселки, застроенные наземными, по-видимому, деревянными жилищами, внутри которых обнаруживаются выложенные из камней открытые

очаги.

На поселениях найдена керамика, кремневые скреб­ки, ножи, скребла, наконечники стрел, клиновидные топоры, каменные зернотерки, растиральники, сверле­ные топоры. Раскопкам были подвергнуты поселения в урочищах Завалье, Иванское, Борок Семиновский у с. Лучин Рогачевского района, в урочище Ксендзова


Гора, возле Быхова Могилевской области и в некото­рых других местах. Культурный слой там составляет в среднем 0,30—0,35 м.

Погребения днепро-деснинского варианта позднего этапа среднеднепровской культуры представлены кур­ганными и грунтовыми могильниками с обрядом трупо-положения и трупосожжения.

Курганные могильники с трупоположением распо­лагаются на плато, в пой­ме реки или по краю над­пойменной террасы.

Насыпи курганов в плане имеют круглую форму диаметром от 12 до 30 м. Высота их от 0,45 до 3 м. Захоронения встречаются либо в насы­пи кургана, либо на гори­зонте, либо в яме под курганом. Последний об­ряд встречается чаще других. В курганах бы­вает от одного до четырех захоронений. Могильные

Сосуд среднеднепровской куль­туры.

ямы имеют глубину от 0,5 до 2 м. Сверху они перекры­вались деревянным накатником, поверх которого насы­палась зола. В некоторых курганах были прослежены остатки каких-то деревянных сооружений над могиль­ными ямами. Иногда, прежде чем вырыть погребаль­ную яму, раскладывался костер и обжигалась земля. Огню, очевидно, приписывалась очистительная сила. В сохранившихся остатках кострищ встречались кости домашних и диких животных, а также обожженные речные раковины, которые следует рассматривать как остатки тризны. На дне могил прослежены остатки де­рева, подстилки из камыша или бересты, подсыпки зо­лой, а в некоторых курганах — красная минеральная краска охра.

Наиболее распространенными являются курганные захоронения с положением костяка на левом или на правом боку с согнутыми ногами. Для области Верх­него Поднепровья характерна ориентировка погребен­ного головой либо на север, либо на юг. Южнее рас-


пространена ориентировка на запад. В этом, возможно, следует усматривать существование двух локальных вариантов памятников позднего этапа среднеднепров­ской культуры [5].

Обычно погребения сопровождались разнообразным инвентарем: глиняной посудой, каменными и медны­ми орудиями труда, оружием и украшени­ями. В одном из курга­нов были найдены сле­дующие вещи: глиня­ный сосуд, медный то­пор, наконечник копья и две очковидные под­вески, четыре кремне­вых ножа, клиновид­ный топор, 27 наконеч­ников стрел, сверле­ный боевой топор, обломок топора, поли­ровальная плита, 53

отщепа кремня, янтар- Медная диадема из погребения. ная подвеска, костяная (Стрелица. Раскопки И. И. Арте-проколка [2]. Но наря- менко.) ду с такими встреча­ются погребения, содержащие мало вещей или вообще без них. Это свидетельствует о существовании имуще­ственной дифференциации у племен среднеднепровской культуры. Курганы с трупосожжением изучены хуже.

На позднем этапе среднеднепровской культуры рас­пространился обряд погребений в грунтовых могилах. Судя по составу находок, одновременно существовали обряды трупоположения и трупосожжения. Никаких локальных особенностей не замечено. Инвентарь погре­бений однообразен и состоит из посуды, каменных и медных орудий труда, оружия и украшений. Грунтовые погребения с трупоположением известны на территории Белоруссии у совхоза «Вейна» около Могилева, у с. Ве-лятичи Борисовского района Минской области, у с. Го-рожа и с. Ставище Осиповичского района, у с. Большая Зимница Славгородского района Могилевской области. Однако эти могильники были обнаружены при случай­ных земляных работах и раскопкам не подвергались.


[товые погребения с трупосожжениями раско-I месте неолитических стоянок Мыс Очкинский,;а, Оосонка и у оз. Хоршово. Могильные ямы 'лубину до одного метра, длину —1,8 м, шири-3 м. Ямы ориентированы с юга на север или с гока на северо-запад.






План погребения среднеднепровской культуры.

иотрим вещевой материал, обнаруженный рас-[ поселений и могильников позднего этапа сред-овской культуры.

'жным определяющим признаком среднеднеп-культуры является своеобразная керамика. позднего этапа значительно отличаются по ормам и орнаментации от сосудов раннего эта-гы различия прослеживаются и между южным


киевским и северным днепро-деснинским вариантами позднего этапа среднеднепровской культуры, выделяю­щимися также различной ориентировкой погребенных.

В керамическом материале можно выделить пять групп. К первой относятся сосуды, встреченные пока только на поселениях. Они толстостенные и плоскодон­ные, имеют округлое тулово и прямую отогнутую шейку. Тесто песчанистое с большим содержанием кварцита. Обжиг неравномерный. Цвет сосудов красно-. вато- и серовато-коричневый. Орнамент имеется обычно только в верхней части и состоит из отпечатков вере­вочки, линейного и зубчатого штампа, палочки, обмо­танной тонкой веревочкой, и нарезных линий, образую­щих заштрихованные треугольники, елочные компози­ции, горизонтальные и диагональные ряды.

Вторая группа представлена тонкостенными круг-лодонными и плоскодонными сосудами, насчитываю­щими не менее пяти различных форм. Поверхность сосудов желтого и серого цвета, как правило, всегда хо­рошо заглажена. Для орнамента, выполненного отпе­чатками веревочки и нарезными линиями, характерны мотивы заштрихованных треугольников с соприкасаю­щимися сторонами. Сосуды второй группы встречают­ся как на поселениях, так и в погребениях. Однако бо­лее характерны они для погребений. Наиболее распро­страненной формой этой группы керамики является горшок с шаровидным туловом, круглым или уплощен-ным дном и высокой отогнутой наружу шейкой. Дру­гая форма представлена сосудами с удлиненно-округ­лым туловом, короткой хорошо выраженной шейкой. Затем имеются сосуды колоколовидной формы с низки­ми угловатыми плечиками, широкой шейкой, с круг­лым или небольшим плоским дном. Новую форму со­ставляют сосуды с шаровидным туловом и короткой, слегка отогнутой шейкой. Наконец, имеются открытые плоскодонные сосуды с короткой прямой, отогнутой

наружу шейкой и округлыми плечиками.

К третьей группе керамики, одинаково представлен­ной в материалах поселений и могильников, относят­ся плоскодонные сосуды баночной формы с расширяю­щимися кверху прямыми стенками.

Четвертую группу составляют круглодонные сосуды

с прямыми стенками без шейки.


Инвентарь одного погребения среднеднепровской культуры.


(Д. Ходосовичи, уроч. Мошка. Раскопки И. И. Артеменко.)


В пятую группу входят плоскодонные сосуды ци­линдрической (бокаловидной) формы. Однако они, по-видимому, характерны для киевского варианта сред-неднепровской культуры.

Изделия из металла немногочисленны. Сделаны они, как показал спектральный анализ, из кавказской бронзы и меди юго-западного (прикарпатского) проис­хождения [2, 5]. Найдены шилья, медный нож, близкий по типу к катакомбным и северокавказским ножам, медные топоры. Один топор имел кавказскую висло-обушную форму, другой — ладьевидную.

Оружие представлено также медным наконечником копья с листовидным пером и круглой литой втулкой, на которой имеются два отверстия для закрепления наконечника на древке. Из украшений известны очко-видные привески, височные кольца и браслеты с су­живающимися и заходящими друг за друга концами.

Большую группу находок составляют изделия из камня, который по-прежнему был основным материа­лом. Тремя типами представлены сверленые топоры;

обушковым, лопастным и ладьевидным. Более всего распространены обушковые, менее всего — ладьевид­ные. Последние, по-видимому, вообще не характерны для среднеднепровской культуры. Найдены также но­жи, наконечники стрел и копий, скребки, большие пес­чаниковые плитки, на которых производилась полиров­ка каменных и костяных изделий.

Среди изделий из кости — пронизи из трубчатых костей, украшенные винтовой нарезкой, подвески-аму­леты из зубов животных, молоточкообразные костяные булавки, известные в памятниках катакомбной культуры. Следует отметить также подвески из прибал­тийского янтаря, имеющие близкие аналогии в памят­никах культуры шаровидных амфор.

Анализ всей совокупности материалов свидетельст­вует о том, что основу хозяйства племен среднеднепров­ской культуры составляло домашнее скотоводство (най­дены кости мелкого и крупного рогатого скота, лошади и свиньи) и земледелие.

О занятиях земледелием свидетельствуют найден­ные обломки зернотерок, каменная мотыга, а также от­печатки выгоревших зерен пшеницы, обнаруженные на некоторых сосудах. Можно предполагать, что зем-


леделие существовало в форме подсечно-огневой систе­мы.

Конечно, определенную роль в хозяйственной жиз­ни среднеднепровских племен по-прежнему играли охота и рыболовство, дополняемые собирательством. Судя по остаткам костей, охотились на оленя, кабана и бобра.

Археологические материалы указывают на широкие связи среднеднепровских племен с прибалтийскими племенами культуры шаровидных амфор, с волынски-ми племенами мегалитической культуры, племенами катакомбной культуры, а через них — с Северным Кав­казом [5]. Видимо, тесные связи осуществлялись и с племенами фатьяновской культуры.

В общественном строе, несомненно, господствовали патриархально-родовые отношения с уже достаточно заметной имущественной дифференциацией. Для идео­логии характерны господство культа солнца и огня, ве­ра в загробную жизнь.

Вопрос о происхождении среднеднепровской куль­туры пока еще является объектом дискуссии. Посколь­ку среднеднепровская культура входит в область распространения среднеевропейских «культур шнуро­вой керамики» или «культур боевых топоров», которые большинством лингвистов, археологов и антропологов рассматриваются в качестве культур одной из групп древних индоевропейцев — предков славян, балтов и германцев,— вопрос о ее происхождении теснейшим образом связан с общей проблемой происхождения ин­доевропейских народов.

Теперь представляется бесспорным, что на террито­рии Белоруссии племена среднеднепровской культуры были пришлыми. Это отнюдь не означает, что новая культура не впитала в себя некоторые элементы мест­ных культур. Сопоставление с украинскими материала­ми раннего этапа убедительно показывает хронологи­ческое различие между киевским и днепро-деснинским вариантами. Но в отношении истоков формирования среднеднепровской культуры высказано несколько раз­личных мнений. В. А. Городцов в свое время рассмат­ривал среднеднепровскую культуру в качестве «коло­нии» одной из среднеевропейских культур. В свете новых данных эта точка зрения не может быть принята

4 Э. М. ЗагорульскиЯ 49


хотя бы потому, что среднеднепровская культура сло­жилась раньше, чем европейские культуры «боевых топоров». По мнению Т. С. Пассек [II], среднеднепров­ская культура сложилась на базе древней культуры скотоводческо-земледельческих племен позднего три-полья в процессе сложных культурно-исторических скрещений. А. Я. Брюсов [6] происхождение всех «культур боевых топоров» связывает с катакомбной культурой юга Европейской части СССР. Иное толкова­ние проблеме дает Артеменко. По его мнению, источ­ники формирования среднеднепровской культуры сле­дует искать в северных районах Среднего Поднепровья, где распространены наиболее ранние памятники этой культуры. Известно, что здесь им предшествовали па­мятники ямной культуры. Артеменко обращает внима­ние на сходство погребального обряда, некоторых форм керамики и орнаментации культур ямной и средне­днепровской. Это дает ему основания говорить о фор­мировании среднеднепровской культуры на основе ям­ной культуры. Дальнейшее ее развитие проходило во взаимодействии с катакомбной и Волынской мегали­тическими культурами, а также с киевософийской группой памятников позднего триполья [5].





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 2470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...