Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Универсальный справочник 21 страница



П Зак 3066

представляет собой физическое воплощение её организации. Однако, как любая математическая задача может иметь несколько решений, так и данная (заданная) организация может быть воплощена в структуру множеством разных типов компонентов. Вот почему так похожи и так непохожи и динозавр, и мамонт, и крокодил, и павлин... Процесс эволюционирует. Изменение условий готовит почву к изменению уровня организации материи. Изменения накапливаются и при достижении некоего порогового значения подталкивают систему к качественным изменениям, что характерно для всех уровней организации. Сформированные и закреплённые уровни (паттерны) организации могут существовать и в изменённых условиях, через ассоциации, дифференциацию или симбиоз... Это вполне соответствует теории «прерывистого равновесия» Стивена Джей Гоулда и Нильса Элдреджа.

В организации неживой материи (образование сложных молекул, рост кристаллов, гиперциклы...) участвуют все четыре известных взаимодействия, два принципа (Гейзенберга и Паули) и пр. Организация живой материи характеризуется наличием границ, устойчивых петель обратной связи... и трёх «само»: самоограничения, самопорождения, самосохранения (и, я бы добавил, самосовершенствования).

Организация - это не статическая схема (или чертёж), а динамичный паттерн, система непрерывного (в течение жизненного цикла) автоматического многоуровневого регулирования, включающая все функции управления и контроля, которые призваны обеспечить состояние устойчивого динамического равновесия в пределах, совместимых с жизнью. Всё это определяет не что иное, как сознание живой системы. Уровень организации - это и есть уровень сознания.

С точки зрения термодинамической концепции, живые клетки -это завершённые элементы (островки) жизни, выделенные из среды с помошью мембран и снабжённые средствами коммуникации. Каждая клетка организма имеет статус термодинамического анклава (каждая в отдельности) и автономию в рамках органа (системы, организма), к которому они принадлежат. Развязку обеспечивает двойной липидный слой мембран - весьма сложная конструкция, выполняющая многочисленные функции, в т.ч., как мы полагаем, и функции связи. Отсюда вывод.

Клетка (в своих границах) образует первый термодинамический уровень и, следовательно, свой уровень организации, включающий свою систему регулирования и адаптации, а значит, и свой уровень сознания.

Орган (в своих границах) образует второй термодинамический уровень, свой уровень организации и свой уровень сознания.

Организм (в своих границах) образует третий термодинамический уровень, свой уровень организации и свой уровень сознания.

Далее можно рассматривать организацию популяций, сообществ, планету в целом (см. Гея)... Является ли такая классификация полной? Вероятно, нет. Например, органеллы, входящие в состав клеток, также представляют собой термодинамически выделенные объекты. Или как рассматривать многочисленных паразитов в клетках, органах? Каков их вклад в термодинамический баланс?

Живой организм, с точки зрения современной науки, рассматривается как термодинамически открытая система, пронизываемая потоком материи и энергии и находящаяся в состоянии динамического равновесия, чем фиксируется некий адекватный паттерн организации; а в целом живой организм - многоуровневая термодинамическая система с различными уровнями организации.

Такое «подвешенное» состояние, можно предполагать, наилучшим образом отвечает сложности и определённой стабильности на данном этаже порядка и допускает присущее природе стремление к новому порядку и возникновению новой сложности. Понятно, что такое шаткое положение высокоу порядочен ной системы в мире хаоса требует, выражаясь техническим языком, весьма непростой системы регулирования по целому набору параметров, зависящих от внешнего и внутреннего мира. Для поддержания чрезвычайно тонкого равновесия Природе пришлось думать о создании мощной многоуровневой системы регулирования и защиты через многочисленные цепи обратной связи.

При этом не следует забывать, что «Божье творение» - Человек был «брошен» в мир, где правит естественный отбор и где основной принцип и поныне: не съешь ты - съедят тебя; главный вопрос всех участников эволюции, как выжить, как защититься? Такого же мнения придерживается и Гюнтер Стент3: «Человеческий мозг создан для выживания». «Наши мозги, - как считает Фрэнсис Крик, - возникли, чтобы иметь дело с каждодневными делами, когда мы были охотниками и собирателями, а перед этим мы были обезьянами».

Сознание — организационный аспект психофизических проявлений

Строгий научный подход в исследовании таких феноменов, как сознание и разум требует наконец-то, спустя тысячелетия абстрактных разговоров, дать чёткое определение предмету исследования для того, чтобы можно было его отличить, выделить, изучить. Только после этого мы будем думать, где его искать, причины и следствия их проявлений. Такой же подход должен иметь место и к другим устоявшимся категориям, таким как восприятие, понимание, самосознание и т.п. Потому что, как сказал Сенека, «если корабль не знает, в какую гавань ему плыть, то ни один ветер не будет ему попутным».

Пол Дэвис, физик: «Сознание - это продукт материи, или, выражаясь точнее, сознание находит своё выражение посредством материи (мозга). Урок, который мы извлекаем из квантовой механики, заключается в том, что материя может достичь конкретного, точно определённого существования только в соединении с сознанием. Ясно: если сознание — скорее паттерн, чем вещество, тогда оно способно принимать различные формы».

Сознание же не только более тонкая, но и более фундаментальная форма материи: в индуистской космогонии именно материя появляется из сознания, а не наоборот. И как сказано в «Ведах», физический мир появляется одновременно как «завуалированное» и «спроецированное» свойство сознания. Новая физика доггускает, что сознание - активный фактор, своего рода агент, посредством которого проявляются элементарные частицы, такие как электрон.

Кэрол Драйер уверена, что органы тела обладают присущей им формой ментальности. Нейроиммунологи говорят то же самое о клетках нашей иммунной системы.

Дэвид Бом и др. физики полагают, что даже элементарные частицы обладают такими свойствами... Сознание - это более тонкая форма материи, а основа для его взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке... Сознание и материя - просто различные аспекты одной и той же универсальной основы мироздания.

Ицхак Бейтов: «Физическое тело - лишь конечный продукт тонких информационных полей, формирующих наше тело, а заодно и всю физическую материю».

Брайан Джозефсои, физик, лауреат Нобелевской премии: «Сознание пронизывает материю».

Джеймс ГлеЙк: «Хаос несовместим с редукционизмом. Эта новая наука предъявляет жёсткие требования к устройству мира, а именно когда дело доходит до самых интересных вопросов: о порядке и беспорядке, распаде и созидании, образовании структуры и самой жизни, -во всех этих случаях целое не может быть объяснено через свои составные части.

Существуют сложные законы, управляющие поведением сложных систем, но они не похожи на обычные. Это законы структуры, организации и масштаба, и они просто исчезают, когда мы фиксируем внимание на отдельных составляющих сложной системы...».

Вывод, который мы собираемся сделать, состоит в следующем.

Совершенно очевидно, что термин «сознание», которым мы пользуемся в повседневной жизни, ограниченный главным образом понятием осознания или самосознания, не отражает всей полноты картины сознательных проявлений на различных уровнях организации живой материи. Категория сознания, присущего всему спектру живых существ, видов, сообществ... и миру в целом, должна означать понятие более широкое, более общее и фундаментальное, объяснять соотношение сознания и материи, сознания и разума, мысли, интуиции.., осознаваемых и неосознаваемых функций и т.д. и поэтому, как мы полагаем, должна рассматриваться как некий паттерн организации, полностью предопределяющий и индивидуальность особи, и её способность к существованию в данных пространственно-временных координатах.

Сознание - это «протоматерия», эволюционирующий паттерн организации жизненного цикла (от зарождения до смерти), отвечающий данному пространственно-временному физическому воплощению наследуемого плана - программы и обретённого опыта.

Паттерн организации, в нашем понимании, - это наследуемая, развивающаяся и самосовершенствующаяся система, представляющая собой единство программы, структуры и процесса, имманентно присущая всем живым организмам (животным, растениям, видам, стаям, сообществам...), обеспечивающая адекватную реакцию организма на все факторы окружающей его действительности, с целью создания и сохранения динамического равновесия организма как открытой нелинейной термодинамической системы над хаосом, путём регулирования, адаптации и защиты параметров жизнеобеспечения в пределах, совместимых с жизнью.

Иными словами, сознание - это система, определяющая развитие организма в соответствии с наследуемой программой, и обеспечивающая широкомасштабную корреляцию параметров термодинамически обособленной материи с целостным миром, т.е. регу-ляторную функцию живого.

Статус вэеномена сознания - жизненная (или психическая), организованная (неким образом) энергия, абстрактная в нашем представлении, как и любой вид физической энергии, недоступный прямому измерению. Это главный признак биологической сущности всех объектов растительного и животного миров. Функции сознания многогранны в своих проявлениях.

Сознание - это и опыт поколений, и способность к анализу и предвидению, здесь и прошлое, и будущее. «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его». Эта фраза, как ни странно, принадлежит В.И. Ленину, и почти то же, как Вы помните, утверждается в теории Сантьяго. Правда, «вождь» имел в виду то обстоятельство, что знания, проистекающие из сознания, переделывают природу, а также социальный аспект, в то время как современный взгляд имеет в виду неделимость, связность мира - холизм.

У нас нет достаточных научных знаний, а посему и оснований корректно делить сознание на некие условные категории; мы не можем указать, где проходит граница между устоявшимися понятиями, и нет сколько-нибудь существенных признаков, по которым можно было бы сделать это. Кибернетики в разные годы пытались ответить на вопрос, что такое мышление, и всякий раз оказывалось, что данное определение неполно и искать истину надо глубже. Философские категории -это лишь априорные формы упорядочения человеческого опыта.

Поставим вопрос следующим образом: что может быть общего у философских категорий, относящихся к духовной сфере, откуда они проистекают, и что их связывает? Насколько это сложно, достаточно сказать, что необъятные по своей сути понятия «души» и «психики» имеют прямое отношение к рассматриваемому вопросу.

Вспомним, что нечто похожее наблюдалось в прошлом в сфере материального. Физическая наука все многочисленные виды взаимодействий, наблюдаемых в природе, в конце концов свела к четырём и признала их. ответственными та всю динамику во Вселенной. Трудно было представить, что и эти четыре взаимодействия, столь различные по величине энергии, жёстко связаны некой мо1учей первопричиной. Потребовалось много времени, усилия великих умов для того, чтобы установить то, что их объединяет, свести эти взаимодействия воедино и, таким образом, подойти к истоку мирового процесса. Этот триумф человеческой мысли получил название теории Великого объединения.

Приведённое выше определение сознания не делает его смысл менее абстрактным; оно остаётся таким же неясным и неуловимым. Однако, подобно категории энергии в физике, признание сознания как наиболее общего понятия, как паттерн организации, связывающего воедино все категории в духовной сфере, позволяет рассматривать с единой точки зрения все ментальные и подсознательные процессы и явления.

Поэтому будем считать, что ощущения, восприятие, познание, чувства, память, интеллект, мышление, понимание, осознание... и наконец самосознание ~ это всё элементы, ступени формирования сознания, его составные части.

По мнению Марсела4, сознание представляет собой самостоятельную когнитивную систему, которая синтезирует, организует и направляет в основном бессознательные процессы в последовательности моментов «образного единства». Бессознательные когнитивные процессы можно считать аспектами г фотосознания, развёртывающегося в явное осознание.

С идеей примата сознания как организующего принципа ума в пользу когнитивного бессознательного согласуются некоторые наиболее поразительные экспериментальные данные. Хэбер и Хершенсон5 обнаружили, что многократное тахистоскопическое предъявление слов и букв на уровне экспозиции заведомо ниже сознания... приводило к полному и ясному осознанию стимула. Простое повторение бессознательной переработки в конце концов проявляется как фокальное осознание.

Судя по всему, «когнитивное бессознательное» можно понимать только как систему, которая по своей природе движется к становлению сознательной, если только ей прямо не предшествует (препятствует). Тогда «бессознательное» становится функционально важным следствием автоматизации процессов, которые первоначально отражались в осознании6.

Роджер Пенроуз: «Проведение различий между бессознательным и осознающим себя умом - это действительно сложная и тонкая тема... Я считаю слово «сознание» в сущности синонимичным слову «осознание» (хотя, возможно, «осознание» немного пассивнее, чем то, что я понимаю под «сознанием»), в то время как «ум» и «душа» имеют дополнительные оттенки смысла, которые в значительной мере менее отчётливо определимы в настоящее время. У нас будет много хлопот с пониманием того, что такое «сознание» само по себе».

Сознание и когнитивное бессознательное представляются двумя сторонами общего процесса становления сознательного. Они представляют собой стадии в процессе выражения. Не может быть никакой бессознательной когнитивной способности, которая не ведёт к сознанию, и никакого сознания, которое не возникает из предыдущих стадий, обычно недоступных полному самоотносительному осознанию. Когнитивная наука рассматривает сознание как один из своих фундаментальных принципов, а «когнитивное бессознательное» - как его автоматизированное проявление.

Часто можно прочитать, даже в научной литературе, что эволюционный процесс на определённом этапе определило стремление бактерий или иных микроорганизмов выжить, избежать опасности. А почему им этого хотелось? Откуда такое желание и какова его природа? Бактерии и ряд других микроорганизмов, не имея нервной системы и мозга, чувствуют градиент температуры, концентрации химических элементов, рН, инфракрасное излучение, поляризацию света, магнитные поля и т.п. и действуют адекватно. Практически все растения различают день и ночь, температуру; одни поворачиваются к солнцу, другие к луне... Мир устроен таким образом, что организация самой маленькой бактерии несоизмеримо ближе к человеку, чем набор аминокислот - к бактерии. Во всех подобных случаях уже можно говорить о сознании. Они разумны - эти организационно замкнутые, но открытые потоку энергии и материи, паттерны.

Что же руководит организмами, лишенными управляющей нервной системы? Биология не лаёт ответа на этот вопрос, ограничиваясь констатациями, подобными утверждению, что «чувствительность есть свойство, характерное для живого». В поисках ответа высказывались предположения, что существует некая субстанция - «флюид сознания», иначе - психическая энергия, самый малый квант которой, добавленный к частице вещества, делает из неживого живое, одухотворённое, нацеленное на выполнение некой определённой малой задачи и пути её осуществления, т.е. на некую рабочую программу. Это предположение именуют «гипотезой диффузного сознания». Сливаясь при усложнении организма, кванты сознания образуют то, что управляет организмом, его апиму (лат. - душу), или процессор - в современном представлении.

Подобные взгляды развивал немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919); в теологической модификации - Г. Лейбниц и Б. Спиноза. Идея состоит в том, что любой органоид имеет свой процессор, управляющий его действиями в зависимости от влияния окружающей среды. При объединении органоидов в клетку, а зачем клеток в многоклеточный организм их процессоры объединяются в более сложную систему и в итоге образуют процессор организма. Ещё в XIX в. профессор Фурнье де Альб определённо говорил о том, что каждая клетка имеет свой процессор и что сумма 25-]012 этих управляющих систем образует процессор человека. Рассуждая подобным образом, учёные склоняются к тому, что разница между живым и неживым, думающим и не думающим - диф-фузна, проходит где-то на уровне микроскопических объектов, возможно даже отдельных клеток. Такие свойства разума, как способность к анализу и качественному синтезу в зародышевой форме, присутствуют уже в рефлекторном акте живого организма. Это предположение подтверждается фактом усложнения поведения организмов, ещё не имеющих нервной системы, с возрастанием сложности их строения. Оно также даёт объяснение основного свойства всего живого - раздражимости (реакции), а также её производных - тропизмов, рефлексов и сложных наследуемых рефлекторных комплексов - инстинктов.

По мере развития органов чувств и нервной системы их роль в управлении организмом становится доминирующей. Установленное психологией расслоение интеллекта человека на сознание и подсознание само по себе склоняет чашу весов в пользу существования подобного процессора. Подсознание, как оно сейчас представляется, с его таинственными складами информации и подспудным течением интуитивных мыслительных процессов, хорошо подходит на роль процессора. Чувство опасности, беспокойство, ожидание, любопытство... и в конечном счёте знание - важнейшее свойство сознания - призваны обеспечить самосохранение. Знание позволяет лучше видеть опасность, расширяет зону зашиты. Большая разница в том, что когда-то наш пращур с целью самозащиты заваливал на ночь вход в пещеру камнем, и в том, что современный человек осмысливает, как защититься (избежать гибели) от возможного столкновения планеты Земля с кометой или астероидом...

И даже стремление человека к гармонии, совершенству - этот высший элемент организации, если разобраться, также берёт начало из инстинкта самосохранения. Чувствовать прекрасное в полной мере может лишь тот, у кого собственная организация, сознание в высшей степени соответствует гармонии законов природы. Красота, как полагают английские учёные, - это врождённое чувство, существующее у ребёнка с самого рождения, а может быть, и раньше. Уродство - физическое или духовное - неразумно. Вспоминаю мудрые слова: «Можно стоять перед выдающимся произведением искусства и не видеть прекрасного, когда темнота в нас самих».

Давайте согласимся с тем, что сознание, как мы его сейчас понимаем, - это скорее самосознание. А сознательные (осознанные) проявления и поступки, включая рефлексы и инстинкты, функции, переведённые в подсознание и работающие либо в автономном режиме - системы гомеостаза, - либо проявляющиеся во сне или в состоянии гипноза, -всё это как раз и есть проявление того, что мы называем сознанием (или психикой). И если все эти соображения изложить в эволюционной последовательности, поставив вначале рефлексы, а в конец самосознание, всё станет на свои места, и всё это можно будет с полным основанием назвать одним словом - сознанием либо психикой, - как удобнее. Важное преимущество такого подхода состоит в том, что отпадает необходимость в условных, размытых границах, а также необходимость делить, без должных на то оснований, по уровню сознания на высших и низших. Рефлексы, инстинкты, восприятие, понимание, мышление... и наконец, самосознание следует понимать как ступени развития либо функции единого по своей сути явления; назовём это сознанием, а соответствующие ему проявления и поступки (от растений до человека) — сознательными. Осознанные проявления - шо их высший уровень.

«Все философские теории, - говорит австралийский философ Дэвид Чалмсрс7, - описывают только функции - такие как память, вни

мание, намерение, самоанализ, относящиеся к специфическому процессу в мозгу. Но ни одна из этих теорий не может объяснить, почему эти функции сопровождаются субъективным опытом». Ответ состоит в том, что всё, о чём говорит Чалмерс, это следствие субъективного опыта, вытекает из опыта, формируется опытом. Эти понятия нельзя разделять. Недоразумения начинаются с ответа на вопрос, что мы понимаем под словом «сознание», какой смысл мы в него вкладываем и, главное, где его границы?

А вот мнение философа Томаса Нагели. «Субъективный опыт, -считает он, - это фундаментальный атрибут людей и многих высокоразвитых животных. Он, несомненно, имеет место в бесчисленных формах, которые мы даже не можем себе представить, на других планетах и в других солнечных системах во Вселенной. Но независимо от того, как может варьироваться форма, тот факт, что организм вообще имеет сознательный опыт, означает, что в нём есть нечто, что делает его организмом». А это как раз и означает то, что понятие сознания неотделимо от понятия «организм»; понятия сознательного и живого - неразделимы. Помните, у Гегеля: «всё действительное -разумно, всё разумное - действительно».

На уровне мельчайших микроорганизмов функциями организованной сознательной деятельности, вероятно, следует считать элементарные замкнутые метаболические циклы, работающие в связке с сенсорами-датчиками разного уровня; на более высоком уровне приобретаются рефлексы, инстинкты, иные формы организации, сознательные функции. Складывается впечатление, что сознательная жизнь берёт начало с момента запуска одной-единственной локально обособленной устойчивой петли обратной связи в термодинамически открытой среде, и сохраняющейся в состоянии динамического равновесия за счёт притока материи и энергии извне. Таким образом, появление первой самоподдерживающейся и самовоспроизводящейся петли обратной связи в термодинамически открытой, локализованной в пространстве-времени системе, способной делать выбор, можно с полным основанием назвать элементом сознательного проявления, поведения - будь то растение или животное.

В таких системах, по всей видимости, паттерн организации меняется скачкообразно (от аттрактора к аттрактору), порождая качественно новые, функционально завершённые уровни, циклы, а затем и системы регулирования. На определённом этапе развития, очевидно, в более сложном образовании: клетках, нервных узлах, в обособленном мозгу или некоем диффузном мозгу, объединяющем миллионы клеточных процессоров, в результате многократного восприятия повторяющихся событий, возникает и формируется образное восприятие, вырабатываются единичные, узконаправленные, абстрактные и логические операции (отрицания, сравнения и т.д.) с образами, и наконец формируется своеобразный код - язык. Ментальный процессор как система также эволюционирует, меняет свою собственную организацию и, вероятно, также скачкообразно, от аттрактора к аттрактору. В результате возникают устойчивые замкнутые циклы логического мышления и наконец проблески самосознания, которые формируются впоследствии в качественно иную организацию ментальных функций -рождается «Я» с постепенным осознанием (самосознанием) своего собственного бытия и всего прочего вокруг. Сознание как бы раздваивается: одна часть «остаётся» с телом, обеспечивая морфофизиологическое существование, где главным центром является подсознание (психика), а другая часть (духовная) развивается, отрывается и функционирует над первой, во взаимосвязи и в конкуренции с ней. Рассудочная деятельность напоминает волны, захватывающие лишь поверхностные слои великого и глубокого океана бессознательного.

Выход на осознанные функции можно образно сравнить с генерацией ■электромагнитных волн током, циркулирующим в контуре; волны, излучённые антенной, свободно распространяются в пространстве, «живут своей жизнью», в то время как ток, их создавший, замкнут в «цепях» контура (рис. 9). Это сравнение не покажется Вам слишком упрощенным после того, как Вы ознакомитесь с соображениями, изложенными в гл. 29.

Проявляются проблески самосознания лишь у человеческого детёныша или у детёныша животного (и даже растения) - нельзя сказать определённо. Но и отрицать это нет достаточных оснований. Организация определяет уровень сознания - из этого и следует исходить. Проблески самосознания, надо думать, появляются и у животных - никаких морфофизиологических запретов на это нет. Эти проблески вначале кратковременные пока они не закреплены в виде устойчивых гиперциклов ментальной деятельности. В дальнейшем сознание получает многократно ускоренное развитие, выделяется в самостоятельный феномен, который принято величать разумом, рассудком, интеллектом или как-то иначе, и продолжает самосовершенствоваться в противоборстве со своим собственным подсознанием и превратностями мира обитания.

Развивая положения теории Сантьяго, можно утверждать, что функция языка как средства общения - далеко не самое главное. Его роль в эволюции неизмеримо важнее. Становление языка, а затем и образного (абстрактного) мышления позволили многократно повысить эффективность процесса восприятия физической реальности путём своеобразного кодирования информации о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, а затем перейти к ментальным операциям над этими кодами. Освоение языка кодов в виде образов, абстрактных представлений, слов, формул значительно уплотнили емкость «оперативной и долговременной» памяти мыслящего существа, увеличили скорость процессинга, что позволило ему уйти далеко вперёд в своём развитии, от примитивного различения «да-нет» у простейших тварей до космического мышления у наших современников, охватить ментальным взором всю Вселенную.

С развитием языка, образного восприятия, а затем и абстрактного и логического мышления, сознание изменилось качественно. И не только изменилось, но и выделилось (обособилось); появилась возможность взглянуть на себя со стороны - сформировалось само(сознание). Абстрагировавшись от тела, оставив морфофизиологические функции подсознанию в режиме «автопилота», самосознание «закрутилось-завертелось» в кругу «собственных проблем», получило простор для саморазвития и самообучения. А поскольку всё это происходит в сфере «нематериальной», без видимых причинно-следственных физических взаимодействий, то и покрыто оно таинственностью. Но суть его измениться не могла. Оно осталось сознанием в своём изначальном смысле, заложенном природой, - формировать, поддерживать, сохранять и воспроизводить жизнь вида (в соответствии с данным выше определением); неизмеримо возросли его возможности, его мощь.

Высшему уровню сознания, отвечающему за разумное, как принято считать, поведение человека (животного), соответствует в организме иной уровень организации материи (в отличие, скажем, от процесса реализации некоторых подсознательных функций, которым соответствует электрохимический уровень) - электромагнитное поле, создаваемое когерентным движением спинов, сложная интерференционная или голо графическая картина, вплетённая удивительным образом в паутину пространства-времени. Процесс не имеет жёсткой (химической) локализации в структуре мозга, так как операции процессинга и динамической памяти осуществляются на квантовом уровне, в то время как долговременная память закреплена на химическом уровне. Вот почему травмы, инсульты «отключают» те или иные функции управления отдельными органами животного (в зависимости от локализации места повреждения), но не отключают высшие функции. Последние отключаются иным способом - внешним воздействием на спиновую динамику протонов и электронов, например электромагнитным полем, ограничением поступления кислорода, являющегося посредником в спиновых процессах, под воздействием наркотика и др. (к этому вопросу мы вернёмся в гл. 29).

Животный мир находится практически всецело во власти природы. А вот человеческое сознание вышло на такую ступень своего развития, что вывело человека из согласия (гармонии) как с внешним миром, так и с внутренним. И там и здесь последствия плачевные. В первом случае - экологические катастрофы, во втором - системные нарушения (сдвиги) - условия для возникновения всех известных болезней. Эта относительная самостоятельность ведёт к потере единства с природой; рассогласовываются некие каналы связи, частоты резонанса. Выделившееся и относительно бесконтрольно со стороны природы развивающееся самосознание, на фоне термодинамической склонности природы к равновесию - это выглядит «ненормально». Должны быть некие силы, которые как пружина стремятся возвратить систему «к равновесию». И вот уже понадобилась целая система йоги, которая призвана хоть на миг устранить это препятствие и приобщить человека к некоему весьма многозначительному и желанному состоянию единства, а на самом деле «временного переживания свободы от человеческого», высвободить его от «человеческой обособленности в то полусонное состояние, которое свойственно миру животной природы. Эта парадоксальная формулировка подчёркивает, что лишь целенаправленно преобразованное состояние способно контактировать с такими «слоями» психической материи, которые гораздо ближе к целостному, первобытному животному состоянию, а может, таковыми и являются»*. Йога, как следует из определения, - это сознательно вводимая в обыденную жизнь периодическая флуктуация (в данном контексте - отклонение от обычного хода событий) особого рода. Будучи связанной с полем событий повседневности, она стимулирует самодвижение системы к порядку более высокого уровня устойчивости, в процессе возникновения которого только и может осуществляться спонтанная коммуникация бессознательного с осознанным, - что и является конечной целью йогической практики.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...