Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Универсальный справочник 18 страница



Дуглас Хофштадтер13, представитель традиции искусственного интеллекта, считает, что если разум, по аналогии с программным обеспечением, не зависит от аппаратной среды, по отношению к которой он эмерджентен, то он является «переносимым» - что, по его терминологии, означает, что он может быть реализован не только в нервной системе... Ум не может спонтанно возникать из системы, неспособной чувствовать, - независимо от её рекурсивной сложности.

Подходы, описывающие неспецифические организационные и синтезирующие свойства нервных сетей, известны под различными названиями: коннекционизм'4; параллельный распределительный про-цессинг15; самоорганизующиеся (аутопоэзные) системы16 и др.

Современный коннекционизм пытается моделировать такую систему, как мозг, с точки зрения её взаимосвязанности и параллельной обработки. По мнению Глобаса, коннекционизм приближает нас к тем действующим в нервных сетях организационным принципам более высокого порядка, на основе которых, согласно концепции Сперри, возникает сознание.

Чрезвычайно развитая система анатомических связей коры головного мозга, соединяющая между собой 55 миллионов нейронов, каждый из которых имеет десятки тысяч дендритных контактов с другими нейронами, проводящая электрические импульсы с частотой в среднем 40 импульсов в секунду; а также способность одновременной активации далеко отстоящих друг от друга областей коры и подкорки, привели Доналда Хебба17 к модели «клеточных ансамблей», описывающей распределённую параллельную обработку данных и непрерывную реорганизацию нервных связей при восприятии и обучении. Коннекцио-низм добавил к этому математический аппарат, основанный на вероятностном исчислении, позволяющем представлять жидкостные процессы термодинамики в терминах множественных аттракторов, репеллеров и т.п. В отличие от операций последовательных вычислений традиционных теорий искусственного интеллекта, вычисления в параллельных системах основываются на волнах возбуждения и торможения, движущихся через нейроноподобные ячейки, которые соперничают и сотрудничают, усиливая и подавляя отдельные паттерны связности19. Подобная сеть, основанная на статистических свойствах динамики жидкости, способна «приходить» в кратковременное состояние максимальной «гармонии» с точки зрения «вынуждающих» или направляющих её задач. Согласно Глобасу, эти сети являются 77-мерными, а их возможные «состояния» представляют собой совокупные паттерны взаимосвязности, которые они могут «самоорганизовывать». Система является спонтанно самоорганизующейся, а не следующей правилам, и всегда действует как единое целое. Её последовательные синтезы распространяются через всю сеть, которая всегда доступна во всей полноте в любой ситуации. Параллельные сети кон-некционизма можно было бы считать основой когнитивного бессознательного, а сознание - его избирательным последовательным выражением, - такого мнения придерживается Гарднер10. Именно так: мысль за мыслью, в одну очередь...

Холономные принципы. Сознание как «скрытый порядок»

Есть теории, которые отказываются связывать сознание с конкретными областями мозга и нервными процессами и изображают его как нечто более общее и фундаментальное.

Карл Прибрам21 использовал явление голографии в качестве модели того, каким образом нервные сети могли бы интегрировать широкие области одновременной нервной активности в эмпирически переживаемое целое.

Незадолго до этого Дэвид Бом22 построил на основе этого феномена модель физической реальности и центральной нервной системы. В обоих моделях отдельные события одновременно «свертываются» в совокупный «скрытый порядок», любая часть которого может быть «развёрнута» на основе организующих принципов целого (об этом подробнее в гл. 12).

Пркбрам использовал такие холономные принципы для того, чтобы показать, как нервные сети могли бы свёртывать множественные формы информации, которые одновременно накладываются друг на друга в различных областях коры мозга и, в свою очередь, могут развёртываться как сознание. При этом имелось в виду, что перевод сенсорных сигналов в двумерные составляющие синусоидальные волны {пространственные частоты) осуществляется по закону преобразования Фурье. Этот процесс свёртывания распространяется по коре, подобно волнам на воде от брошенных в воду камней, порождая множественные и широко распространённые узлы взаимного усиления и ослабления. Обратное преобразование развёртывает эти паттерны из любой части коры, делая нервные сети чем-то вроде гармонических резонаторов музыкальных инструментов. В пользу такой холономной организации, по мнению Прибрама, говорит тот факт, что утрата долговременной памяти, судя по всему, зависит от общего объёма повреждённой коры, а не от повреждения каких-либо отдельных областей.

Гордон Глобас23 расширил этот подход на саму структуру восприятия, предположив, что у каждого биологического вида все возможные перце ту альные конфигурации окружающей среды и даже каждой ситуации, с которой сталкиваются представители данного вида, в латентной форме содержатся в нервной системе. Как доказательство того, что нервная система действительно работает по холономному принципу, были обнаружены синхронные частоты электрической активности коры длительностью в несколько сотен миллисекунд в далеко отстоящих друг от друга колонках нейронов. Прибрам предположил, что это могут быть объединяющие волны непосредственной осведомлённости или избирательного внимания24.

Хотя холономия, вполне возможно, указывает на согласованность между физической системой (мозгом) и способностью к широкому синтезу в текущем сознании, по-прежнему совершенно непонятно: каким образом такой физический процесс вообще мог породить качественную природу непосредственного перцептуального осознания, если только, что кажется весьма вероятным, её существование уже не было тайком введено с самого начала? Мы снова видим причинный «процесс», который собирает, организует и реорганизует «нечто», всё равно остающееся вне любой количественной концептуальной сети. Конечно, любая демонстрация изоморфизма мозга, мира и сознания чрезвычайно важна, поскольку помогает нам преодолевать разнообразные субъект-объектные дихотомии, которые так долго вводили нас в заблуждение.

10 Зак. 3066

Появление нелинейной динамики в математике, физике флуктуирующих систем, термодинамике, эмбриологии и др. подготовило революцию в вопросах сознания. В рамках определённых фиксированных временных промежутков нелинейные системы, неживые и живые, самоорганизуются противоположно и вопреки энтропийному рассеянию энергии. В химических циклах, наподобие реакции Белоусова - Жабо-тинского, осциллирующих от видимого хаоса до эмерджентных спиралей, в конфигурациях и «времени жизни» ураганов и погодных систем, обнаруживаются феноменальная чувствительность к начальным условиям и глубокие обратные связи, придающие неорганическим системам уникальность и неповторимость, которые обычно ассоциируются с поведением организмов. Учёные давно обратили внимание на то, как определённые константы формы, обнаруживающиеся на всех уровнях естественного мира - от галактик до водоворотов и морских раковин, -самоорганизуются из, казалось бы, хаотичной или турбулентной среды. Такая турбулентность, образованная пересечением движения множества потоков, создающих сложные интерференционные паттерны, считалась случайной - в традиционном или буквальном смысле «хаотичной».

Однако теперь турбулентные системы можно описывать математически с помощью относительно простых уравнений, основанных на многократных итерациях и обратной связи (об этом мы подробно говорили в гл. 18).

Мы подошли к тому, что нелинейная динамика предлагает математику для самоорганизующихся систем, которые возникают на границе между живыми организмами и неживой средой, то есть язык для общения с живой материей.

Хотя турбулентные системы способны стабилизироваться в спиральные и ветвящиеся структуры, обнаруживающиеся повсюду в природе, они обладают собственной организацией, основанной на кажущихся случайными, но на самом деле детерминистских паттернах, называемых «странными аттракторами». Хаос можно представлять уравнениями, которые отражают чувствительную зависимость от начальных условий, постоянную обратную связь и отношения взаимного сдерживания и принуждения.

Именно Роджер Пенроуз, следуя, вероятно, философии Бергсона, предположил, что сознание, по крайней мере в некотором смысле, движется против Второго закона термодинамики в направлении уровня с более низкой энтропией и более высокой степенью организации, чем порождающие его процессы. А Гюнтер25 предпринял попытку выяснить, в какой мере идеи Хайдеггера и буддизма доступны пониманию на языке нелинейной динамики - моделей хаоса.

Если многократные повторения очень простых процессов могут самоорганизовываться в столь сложные структуры, каковые, судя по всему, действительно обнаруживаются на всех уровнях реальности, то нелинейная динамика имеет существенное точение для понимания потенциальных связанностей нервных сетей, которые основаны на бесчисленных пересечениях нервных волокон (как потоках) и их электрохимических активностях.

Заслуживает внимания гот экспериментальный факт, что спонтанная импульсная электрическая активность одиночного, экспериментально изолированного аксона кальмара, образует паттерн «фазового пространства», основанный на хаотических или странных аттракторах26.

Фримен27 обнаружил паттерны хаотического аттрактора в электрической активности обонятельных долей мозга кроликов в состоянии покоя; эта активность сменяется более регулярными циклами, когда животному предъявляют различные запахи. Подобным образом, на уровне электрической активности новой коры при символической познавательной деятельности оказывается, что альфа-тета-ричм. на энцефалограмме также организован в терминах хаотического аттрактора. Видимая турбулентность ЭЭГ имеет свой собственный динамический паттерн, или «фазовое пространство»2

Глобас и Фримен2 исследовали потенциальную связь между непрерывной реорганизацией перцептуального и символического осознания и принципами коннекциопизма, интерпретируя последний с точки зрения нелинейной динамики. Убедительные представления фрактальных свойств в ветвлении депдритов не позволяют, однако, перейти от этих «странных» геометрий к динамическому потоку качественного осознания. Разумеется, если одни и те же повторяющиеся организации возникают на всех уровнях природы, мы действительно имеем отношение сложного отражения или изоморфизма между внешне несопоставимыми категориями.

В последующих главах, в продолжение начатого разговора, мы расскажем о наиболее интересных и перспективных на наш взгляд подходах в понимании разумности и организованности жизни: теории Грегори Бейтсона и теории Сантьяго (Матураны - Варелы), подробно остановимся на квантовой модели разума. В заключительной, 23-й, главе данного раздела, опираясь на приобретённый опыт и здравый смысл, попытаемся выделить и сформулировать основные положения и определения, отвечающие нашему пониманию проблемы жизни - сознания - разума.

Примечания к гл. 20:

1. Hdlman, R, Ventura, М 1992 We ve Had a Hundred Years of Psychotherapy - and the World s Getting Worse Sun Francisco: \ larper.

2. Chalmers, D. The Counscious Mind Oxford: Oxford University Press. 1996.

3. Принцип экономии Ллойда Mopiaiia (1894) требует выбирать простейший вид ума для объяснения данной поведенческой способности.

4. Griffin, О 1984. Animal Thinking Cambridge: Harvard University Press,,

5.Naitoh, Y, Eckert, R 1969 Ionic Mechanisms Controlling Behavioral Responses of Paramecium to Mechanical Stimulation Science 169 963-965, Nattoh, Y, Eckert, R 1969. Ciliary Orientation: Controlled by Cell Membrane or by Intracellular Fibrills? Science ¡66 1633-1635, Anderson, OR 1988. Comparative Protozoology: Ecology. Physiology, Life History. Berlin Springer-Verlag.

6.Eckert, R, Randall, D, Augustine, G 1988. Animal Physiology: Mechanisms and Adaptions New York: Freeman.

7.Дж Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988

8.deary, Т. cd. 1980. Timeless Spring: A Soto Zen Antology San Francisco: Wheelwright Press

9.Onians, RB 1951. The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul, the World, Time, and Fate Cambridge: Cambridge University Press.

10. James. W Essays in Radical Empiricism and a Pluralistic Universe New York: E.P. Dutton, 1971; У Джеймс 11сихология. - M.: Педагогика, 1991.

П. Marcel, А 1983. Conscious and Unconscious Perception; experiments on Visual Masking and World Recognition. Cognitive Psychology 15 ¡97 237, Humphrey. N 1983. Consciousness regained. Oxford: Oxford University Prcss//Baars, B. 1988; A Cognitive Theory of Consciousness Cambridge: Cambridge University Press Schacler, D 1989. On the Relation between Memory and Consciousness: Dissociable Interactions and Conscious Experience In H Roediger and F Craik, eds Varieties of Memory and Consciousness Essays in Honour of Endel Tulving. Hillsdale, N J ■ Erlbaam, pp 355-389

12.Sperry. R W. 1987. Structure and Significance of the Consciousness Revolution Journal of Mind and Behavior 8 37-66. Sperry, R W. 1991. In Defense of Mentalism and Emergent Interaction. Journal of Mind and Behavior 12 221-246

13.Hofstadler, J) 1979. Godel, Escher Bach An Eternal Golden Braid. New York. Basic Books; Ifojstadter, D. 1981. Mctamagical Thcmas: Strange Altractors: Mathematical Patterns Delicately Poised between Order and Chaos. Scientific American 245. 22-43

14.Smolensky, P 1988. On the Proper Treatment of Connectionism. Behavioral and Brain Sciences 11 ¡-74

15.Rumelhart, D, Smolensky P, McClelland, J, Hinton, G 1986 Schemata and Sequential Thought Processes in Parallel Distributed Processing Models In. J McClelland and D Rumelhart, eds Parallel Distributed Processing: Explorations in the Microstructurc of Cognition, vol. 2. Cambridge MIT Press.

16.Maturana, H, Varela,!■ 1987. The Tree of Knowledge. The Biological Roots of Human Understanding Boston: Shambhala; Varela, F. Thompson E,

17.

Rosch, E. (991. The embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge. MIT Press.

17.liebb, D О 1949. Organization of Behavior. New York. John Wiley.

18.Abraham, R. Shaw, С 1985. Dinamics: The Geometry of Behavior. Part 3: Global behavior Santa Cruz: Aerial Press.

19.Globus, G. 1992. Toward a Noncomputational Cognitive Neuroscience, Journal of Cognitive Neuroscience 4 319-330

20.Gardner. H 1985. the Minds New Science: A History of the Cognitive Revolution. New York. Basic Books.

21.Pribram, K. 1985. Mind and Brain. Phsychology and Neuroscience, the Eternal Verities In: 5 Koch and D Leary, eds A Century of Psychology as a Science New York McGraw-Hill, pp 700-720

22.Bohm, D 1980. Wholeness and the Implicate Order. London: Routlcdgc and Kegan Paul.

23.Globus, G 1992 Perceptual Meaning and the Holoword In: M Stamenov ed.. Current Advances in Semantic Theory Amsterdam: John Benjamins, pp. 75-85.

24.Pribram. K. 1991. Brain and Perception: Holonomy and Structure in Figural Processing Hillsdale. N. J.: Erlbaum.

25.Guenther, H. 1989. Prom Reductionism to Creativity: Dzogchen and the New Sciences of Mind Boston: Shambhala; Guenther, H. 1984. Matrix of Mystery: Scientific and Humanistic Aspects of rDzogs-chen Thought Boulder: Shambhala.

26.Athara, K, Matsumoto, G. 1986 Chaotic Oscillations and Bifurcations in Squid Giant Axons. In: A V Holden, ed, Chaos Manchester: Manchester University Press, pp 257-269; Rapp, P T. 1986. Oscillations and Chaos in Cellular Metabolism and Physiological Systems. In: A V Holden, ed. Chaos Manchester: Manchester University Press, pp. 179-208.

27.Skarda, C, Freeman, W 1987. How Brains Make Chaos in order to Make Sense of the World. Behavioral and Brain Sciences 10. 161-195, Freeman, W 1991. The Physiology of Perception. Scientific American 264 78-85

28.Friednch, R, Fuchs, A, Haken, 11. 1991. Synergetic Analysis of Spatial-Temporal EEG Patterns- In: Holden, A V., Markus, M, Othmer, H, eds Nonlinear Wave Processes in Excitable Media. New York: Plenum, pp. 23-37

29.Freeman, W. 1991. The Physiology of Perception. Scientific American 264 78-85; Globus, G. 1992. Toward a Noncomputational Cognitive Neuroscience Journal of Cognitive Neuroscience 4 319-330; Skarda, С, Freeman. W 1987. How Brains Make Chaos in Order to Make Sense of the World. Behavioral and Brain Sciences 10 161-195.

30.

Глава 21

Разум и сознание в теории Сантьяго

В теориях живых систем Грегори Бэйтсона и Матураны - Ва-рслы (теория Сантьяго) процесс жизни идентифицируется с обучением, процессом познания. Новое понимание обучения гораздо шире, чем понятие мышления. В него входят восприятие, эмоции и деятельность -весь процесс Жизни. Цель указанных теорий состояла в том, чтобы найти паттерн организации, общий для всех живых существ. Это предполагает радикально новую концепцию разума, поскольку обещает преодолеть, наконец, картезианское разделение разума и материи.

По Бейтсону', разум - что необходимое и неизбежное следствие определённой сложности, возникающей задолго до того, как в организме формируется мозг и центральная нервная система. Он подчеркивал, что разум свойствен не только индивидуальным организмам, по также социальным и экологическим системам. Бейтсон считал, что для точного описания природы нужно говорить на языке природы, а это и есть язык взаимоотношений. Взаимоотношения, по Бейтсону, это сама сущность живого мира. Биологическая форма складывается из отношений, а не из частей. Ему было очевидно, что феномен разума неразрывно связан с феноменом жизни. Всматриваясь в живой мир, он видел, что организационная деятельность этого мира по своему существу ментальна. По его словам, «разум - это суть живого бытия».

По теории Сантьяго', у бактерии или растения нет мозга, но есть разум. Простейшие организмы способны к восприятию и, следовательно, к обучению. Они не видят, но тем не менее воспринимают перемены в окружающей среде - различие между светом и тенью, жарой и холодом, высокой и низкой концентрацией определенных химических веществ, а некоторые бактерии способны обнаруживать магнитные поля, и т.п. Разум - не вещь, а процесс, процесс обучения, познания, тождественный процессу Жизни- Мозг живых организмов специфическая структура, посредством которой разум осуществляет свою деятельность. Взаимосвязь между Разумом и мозгом, таким образом, представляет собой взаимосвязь между процессом и структурой. Разум и материя не представляются более двумя изолированными категориями, по рассматриваются как различные аспекты, различные измерения единого феномена Жизни.

Поскольку познание традиционно понимается как процесс получения знания, должен быть понятен механизм взаимодействия организма с окружающей средой. В теории Сантьяго этот механизм называется структурным сопряжением. Система сопряжена со своим окружением структурно, т.е. через повторяющиеся взаимодействия, каждое из которых является толчком для структурных изменений в системе. Тем не менее живая система вполне автономна. Акты познании - >то и есть структурные изменения в системе. Определяя, какие из возмущений, поступающих от внешней среды, становятся точками перемен, система «творит некий мир». В таком случае познание - это не представление независимо существующего мира, но скорее непрерывное творение мира в процессе жизнедеятельности. Взаимодействие живой системы с окружающей её средой имеет познавательный характер, и сам процесс жизнедеятельности есть процесс познания. По словам Матураны и Варелы, «жить - значит знать».

Согласно этому подходу, познание охватывает весь процесс жизни - включая восприятие, эмоции и поведение -и не обязательно нуждается в мозге и нервной системе (вспомним поведение простейших организмов, бактерий). Во всех этих когнитивных процессах восприятие и действие неразделимы. Определённые возмущения запускают специфические структурные изменения, т.е. изменения в структуре связи внутри сети; вся сеть реагирует на выбранное возмущение, перестраивая свои паттерны связи. Существует, однако, множество возмущений, не вызывающих структурных изменений, поскольку они «чужды» системе. Таким образом, каждая живая система строит свой характерный мир согласно своей характерной структуре. «Разум и мир переживают совместное становление». Однако через обоюдное структурное сопряжение, отдельные живые системы составляют части миров друг друга.

Другими словами, когнитивное взаимодействие со своей средой -/то взаимодействие разумное. С точки зрения данной теории, разумность есть появление богатства и гибкости способов структурного сопряжения организма; познание есть не отображение независимого, предопределённого мира, но сотворение нового мира. Конкретным организмом в процессе его жизнедеятельности созидается не мир вообще, а некий конкретный мир, всегда обусловленный структурой организма. Мы, люди, кроме этого сообща пользуемся абстрактным миром языка и мысли и благодаря этому сообща творим наш действительный мир.

Авторы не считают, что существует некая пустота. Есть материальный мир, но он не обладает никакими предопределёнными свойствами. Они утверждают, что «ни одна вещь не существует» независимо от процесса познания. А вот способы, посредством которых мы устанавливаем форму и размеры объектов и выделяем паттерны из множества получаемых нами сенсорных воздействий, зависят от нашего физического устройства. Поясним это.

Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря электромагнитным волнам. Наблюдаемый объект либо сам излучает электромагнитные волны, либо переизлучает падающие на него волны на той же или других частотах. А сам акт наблюдения - это всегда результат физического взаимодействия. Для того чтобы наблюдать объект, нужно наладить взаимодействие. Всё, что не взаимодействует, не имеет отношения к данному пространственно-временному континууму. Мы всегда и во всём воспринимаем мир опосредованно как отношение и соотношение, в сравнении.., во взаимодействии. К примеру, даже кратковременное взаимодействие материала фотоплёнки с излучением (светом) имеет результатом широкомасштабные химические изменения в плёнке. Надо ожидать, что некие адекватные изменения вызвала плёнка в окружающем мире. Изменения в состоянии двух субъектов взаимодействия неизбежны. А это означает, что «феномен наблюдателя» ~ фундаментальное природное явление. Другое дело, какой величины это взаимодействие, насколько оно доступно для восприятия. Это относится и к нашим мыслям. Любая попытка исследовать собственную мысль изменяет её - точно так же, как наблюдение за электроном изменяет его квантовую сущность. И наоборот, чтобы дать о себе знать, электрон должен осуществить какое-либо действие, которое почувствует наблюдатель. Но любое сколь угодно незначительное действие изменит состояние самого электрона. Звеньями в цепи взаимодействий (посредниками) могут быть спиновые взаимодействия, поля, стоячие и иные («пилотные») волны, реликтовое излучение, эфир...

Итак, окружающий нас мир доступен благодаря взаимодействиям. Мы - порождение окружающего нас мира, а мир - это мы. Одно целое.

Теория Сантьяго вместе с идеей о ментальном представлении независимого мира отвергает и идею об информации как некоторой совокупности объективных черт этого независимо существующего мира. Чтобы понять отказ от отображения и информации как основных компонентов процесса познания, мы должны помнить, что у человека познание включает язык, абстрактное мышление и символические понятия -феномены, как полагают, другим биологическим видам недоступные. И хотя человек часто использует ментальное отображение и информацию, наш познавательный процесс построен не на них. Поясним на примере. Что такое ДНК? Вы скажете, что это закодированные биологические инструкции. Но это не совсем так. Триплеты ДНК могут выполнять своё предназначение, т.е. заранее определять содержание аминокислот в протеине только в том случае, если они включены в клеточный метаболизм, то есть в тысячи ферментных «правил» сложной химической сети. И только благодаря возникновению внезапных рсгулярностей в такой цепи в целом мы можем рассматривать триплеты как коды для аминокислот.

Бейтсон и Матурана, независимо друг от друга, разработали революционную концепцию разума, основанную на кибернетике. В то время как Бейтсону не удалось выйти за пределы компьютерной модели познания, Матурана создал теорию, в которой познание рассматривается как акт «сотворения мира», а сознание - как феномен, тесно связанный с языком и абстрактным мышлением.

Компьютер - это машина, которая обрабатывает информацию. Компьютер никогда нельзя запрограммировать на здравый смысл и, следовательно, на понимание языка. Нервная система живого организма функционирует существенно иначе. Она взаимодействует со своим окружением, постоянно изменяя свою структуру таким образом, что в каждый определённый момент её физическая структура является записью предыдущих структурных изменений. Нервная система не обрабатывает или не столько обрабатывает информацию из внешнего мира, но, наоборот, творит некий мир в процессе познания.

В человеческом познании используются язык и абстрактное мышление, и следовательно, символы и ментальные отображения; но абстрактная мысль - это лишь малая часть человеческого познания, и, вообще говоря, она не служит основой для наших повседневных решений и действий. Человеческие решения никогда не бывают в полной мере рациональными, зато всегда окрашены эмоциями; человеческая мысль всегда погружена в телесные ощущения и процессы, которые вносят свой вклад в полный спектр познания.

Для того чтобы отождествить познание со всем процессом жизни, включая восприятия, эмоции и поведение, и понимать его как процесс, который не включает ни передачи информации, ни ментальное отображение внешнего мира, мы нуждаемся в радикальном расширении рамок науки и философии. Одна из причин, по которой этот взгляд на разум и познание так трудно принять, состоит в том, что он противоречит нашему повседневному опыту и интуиции. Как человеческие существа, мы часто пользуемся понятием информации и постоянно формируем ментальные отображения людей и объектов из нашего окружения.

Между тем эти весьма специфические возможности человеческого познания обусловлены пашей способностью абстрактно мыслить - ключевой характеристикой нашего сознания. Таким образом, для полной картины общего процесса познания в живых системах нам важно понять, каким образом из когнитивного процесса, характер

ного для всех живых организмов, возникает человеческое сознание с его абстрактной мыслью и концептуальными понятиями.

Термин «сознание» применяется к такому уровню разума, иди познания, когда уже вотикло самосознание. Осознание окружающей среды, согласно теории Сантьяго, является свойством познания на всехуровнях жизни. Самосознание, насколько нам известно, присуще только высшим животным и в полной мере проявляется только в человеческом разуме. Будучи людьми, мы осознаём и окружающую среду, и самих себя, и свой внутренний мир. Другими словами, мы осознаём, что мы осознаём. Мы не просто знаем, но и знаем о своём знании.

Теория Матураны, трактующая сознание, фундаментально отличается от других подобных теорий тем, что основной её акцент делается на языке и общении. С этой точки зрения, модные сейчас попытки объяснить человеческое сознание через квантовые эффекты в мозге или через другие нейрофизиологические процессы обречены, по мнению авторов, на провал. Самосознание и раскрытие внутреннего мира понятий и идей не поддаются объяснению не только па языке физики и химии; они не могут быть поняты даже через биологию гаи психологию отдельного организма. Согласно Матуране, мы можем понять человеческое сознание только через язык и полный социальный контекст, в который он включён. Развитие человеческого языка порождает абстрактное мышление, ментальные отображения, самосознание и другие качества сознания. Само значение морфемы «со-» в слове «сознание» (совместное знание) предполагает, что речь идёт, по существу, о феномене относительном.

Полезно сравнить понятие творение мира также с древнеиндийским понятием майя. В ранней индуистской мифологии слово майя означало «магическую творческую силу», с помощью которой созидается мир в божественной игре Брахмана. Мириады воспринимаемых нами форм созидаются божественным Творцом; а динамической силой, движителем его игры является карма, дословно означающая «деяние». По прошествии нескольких веков смысл слова майя - одного из важнейших понятий в индийской философии - изменился. Вместо творческой силы Брахмана оно стало обозначать психологическое состояние человека под чарами магической шры.

Индуизм отрицает существование объективной реальности. Как и в теории Сантьяго, воспринимаемые нами объекты созидаются через действие. Тем не менее процесс созидания мира происходит в космическом масштабе, а не на уровне человеческого познания. Мир, творимый в индуистской мифологии, не является неким миром определённого человеческого сообщества, но представляет собой конкретный мир магической божественной игры, которая околдовывает нас всех.

Г.сть подозрение - л Li пом состоит гппотєїл Франсискп Вире лы. -чіп все высшие поівопочпме наделены некой формой первичного стаття, которая, не будучи ещё саморефлекенвной, уже вкпочиет и себя опыт «единого ментального пространства» пли «.ментального состояния». Автор мредлдііїсг специфический нейронный механизм для формирования первичных состояний сознания ^ всех высших позвоночных Ключевая идея состоит в том, что переходные >мпирические состояния порождаются реюшшеным феноменом, ишестным как фаювая синхронії ищи я. при которой ра їлич и ые раніель/ моші соединяются таким образом, что асе их нейроны во нуждаются синхронно. Посредством такой синхронизации нейронной деяіельноспі обраіу-ются временные клеточные сообщества, в которые мої у г входить обширные, распределённые по всему организму нейронные системы.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...