Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Универсальный справочник 20 страница



В концепции Эверетта сознание в целом (в отличие от его отдельных компонентов) охватывает весь квантовый мир, т.е. все его «классические проекции». В свете этого представляется вполне возможным, что индивидуальное, субъективное сознание, которое живёт в некотором эверет-товском мире (в некоторой классической реальности), при определённых условиях может выходить тем не менее в квантовый мир в целом, «заглядывать» в другие альтернативы, в другие реальности. Если мы допускаем редукцию (как обычно делают в квантовой теории измерений) и все альтернативы, кроме одной, исчезают, заглядывать в этом случае просто некуда. Но если все альтернативы одинаково реальны, а сознание просто «разделяет» для себя их восприятие, то в принципе существует возможность заглянуть в любую альтернативу, осознать её.

М.Б. Менский сделал следующий шаг в развитии идеи Эверепа. Селекция, полагает он, не просто связана с сознанием, она отождествляется с актом осознавания, момента перехода от состояния, когда результат измерения ещё не осознан наблюдателем, к состоянию, в котором результат измерения осознан. Таким образом, осознавание (элементарный акт сознания, его «начато») отождествляется с тем, что в квантовой физике описывается как редукция - фиксация альтернативы, «коллапс» состояния суперпозиции. Здесь редукция не просто физика или не только физика, а нечто качественно новое. При таком подходе феномен сознания описывается как бы с двух сторон - со стороны психологии и со стороны квантовой физики. Сознание оказывается связующим звеном между физикой и психологией, имеющим прямое отношение к обеим этим сферам. Описание сознания лишь в рамках одной из сфер является неполным. Сознание лежит на границе между материализмом и идеализмом и связывает эти два философских направления, вопреки общепринятому убеждению об их несовместимости. Материя первична, а сознание вторично в том смысле, что объективно существует квантовый мир, а сознание воспринимает лишь одну из возможных его «проекций», которая интерпретируется сознанием как классическая реальность. Сознание первично, а материя вторична-в том смысле, что классическая реальность (которую принять считать единственной реальностью) возникает лишь в сознании и в результате его деятельности, а в квантовом мире существует лишь как одна из огромного множества компонентов (проекций), которые характеризуют этот гораздо более богатый мир.

Между параллельными мирами Эверегга не может быть никакого контакта, каждый наблюдатель видит лишь один из них, и нет никакой возможности доказать или опровергнуть существование других. Вероятность оказаться в данном мире (то есть получить данный результат измерения) рассчитывается по обычным квантовомеханическим правилам.

Но если отождествлять селекцию альтернатив с работой сознания (как говорилось выше), то следует предположить, что вероятности альтернатив определяются уже не только законами физики, но в какой-то мере зависят и от работы сознания. При этом достаточно правдоподобной представляется гипотеза о том, что сознание человека при некоторых условиях не просто пассивно фиксирует одну из альтернатив, но, во-первых, может сравнивать альтернативы, то есть воспринимать одновременно разные миры, а во-вторых, способно влиять на вероятность каждой из альтернатив, т.е. на то, какую из альтернатив увидит данный индивидуальный наблюдатель (в каком из миров он окажется).

Активное состояние сознания, в котором оно может анализировать различные альтернативы, а значит, и различные эвереттовские миры, влиять на выбор альтернатив, можно охарактеризовать как состояние «сверхсознания», близкое к тому, о чём говорится в эзотерических канонах.

В интерпретации Эверепа все альтернативы одинаково реальны. Пытаясь оставаться в рамках обычных физических концепций, мы всегда имеем дело со всей совокупностью альтернатив, но, описывая происходящее с точки зрения сознания конкретного наблюдателя, мы всегда имеем дело лишь с одной из них.

Функция сознания, по Менскому, как раз и состоит в том, чтобы выбрать один из альтернативных результатов квантового измерения, один из альтернативных звереттовских миров. Менский отождествляет сознание с квантовой селекцией.

Лишь после того, как выбор сделан, возникает определённая картина происходящего, описываемая языком классической физики (например, лишь после этого стрелка прибора оказывается в определённом положении). Пока же выбор не произошёл, есть лишь квантовая картина с присущим ей множеством альтернатив. Можно сказать так: лишь выбор альтернативы определяет, что же происходит в реальности. Но ведь это именно то, что принято понимать под осознанием: только осознание отвечает на вопрос, что же происходит в реальности. Таким образом, гипотеза об отождествлении сознания с квантовой селекцией вполне соответствует нашей интуиции. Сознание - это окно, открывающееся в мир. Оно не позволяет видеть весь квантовый мир, но лишь один его фрагмент (соответствующий одному из альтернативных результатов квантового измерения или одному из звереттовских миров). Это та картина мира, которая возникает в сознании живого существа. Поэтому набор альтернатив с точки зрения живых существ будет специфичным (выделенным среди всех возможных наборов) с точки зрения выработки оптимальной стратегии выживания в этом мире.

Эйнштейн говорил: «Я не верю, что Бог играет в кости». В данном случае «в кости играет» сознание наблюдателя, и эта игра подчинена, надо полагать, инстинкту самосохранения.

Рассматриваемая квантовая теория ведёт к пониманию сознания как фундаментального физического свойства, которым тем не менее обладает лишь живая материя. Отсюда следует потрясающий вывод: каждое индивидуальное сознание всех без исключения особей принимает участие (по квантовой крупице) в формировании мировой линии, эволюции...

Классичность эвереттовских миров оказывается необходимой для самого существования сознающих живых существ - сознающих (ощущающих) хотя бы на примитивном уровне. В рамках расширенной концепции Эверетта квантовая механика проливает свет на само понятие жизни, живой материи. Живое существо, в отличие от неживой материи, обладает способностью особым образом воспринимать квантовый мир. Этот мир, с его характерной квантовой нелокальноетью, живое существо воспринимает не в целом, а в виде отдельных классических проекций. Каждая из таких проекций является «локально предсказуемой». В каждой из них живое существо осуществляет сценарий, называемый жизнью, тогда как без этого расслоения само понятие жизни представляется невозможным.

Явление разделения альтернатив, отождествляемое с сознанием, есть на самом деле не закон природы (как явно или неявно предполагалось обычно при работе над «проблемой измерения»), а способность, которую живые существа выработали в себе в процессе эволюции. А точнее, эта способность должна была появиться в процессе возникновения жизни, ибо только после появления этой способности возникло качество, необходимое для выживания, т.е. собственно возникли живые существа. Можно сказать, что сознание как разделение альтернатив есть не что иное, как определение того, что такое жизнь в самом общем понимании этого слова. Если принять данную концепцию, то можно сказать, что классического мира вообще объективно не существует, а иллюзия классического мира возникает в сознании живого существа. К такому странному, с точки зрения физики, выводу приводит сама квантовая теория, правда, без использования в высшей степени противоречивого постулата редукции.

Далее, мы говорим, что в рамках данной концепции сознание (психика) может обладать некоторыми чертами, которые в «классической» психологии ему не приписываются: такими, как возможность выходить из классической альтернативы в квантовый мир, заглядывать в другие, альтернативные реальности, или даже влиять на выбор «своей» реальности. Правда, заглянуть в другие альтернативы удастся лишь в том случае, если перегородки между альтернативами исчезают или становятся проницаемыми. Согласно рассматриваемой концепции появление перегородок (разделение альтернатив) - это не что иное, как осознава-ние, т.е. появление сознания, его «начало». Но тогда и наоборот, перегородки исчезают (или становятся проницаемыми) «на границе сознания», когда сознание почти исчезает.

Отдельные положения восточных философий прямо призывают человека работать с собственным сознанием. Наиболее интересными в этом плане представляются дзен-буддиш и близкие к нему направления. «Дзеи» - это особое состояние или ощущение, которое невозможно точно передать словами, но приблизительно можно охарактеризовать как «корень сознания», «начало сознания» или «предсознание». Это то трудноуловимое состояние, которое предшествует появлению сознания. Методика медитации вырабатывает умение выключать своё сознание, но главное — «быть между сознанием и отсутствием сознания». Нетрудно видеть, что понятие «дзеи» очень похоже на тот наиболее глубокий или наиболее примитивный пласт сознания, который в концепции Эверетта можно отождествлять с разделением альтернатив.

* * *

Примечания к гл. 22:

/. Rieciardi, L., Umezawa, 11. Kibemelik 4, (1967).

2. Frohlich, H. J. Quantum Chemistry 2. 641 (1968). In: H. Frohlich (Ed) Biological Coherence and Response to External Stimuli, p.l, Springer-Verlag, Berlin, 1988.

3. См.: Del Giudice, £., Doglia, S., Milani, M, Fuello, G Nucн. Phys. B251 / FS 13/375 (1985); andNucl. Phys B27S (FS 17), 185, (1986); Del Giudice, E, Prepбrala, G., Vitetlo, G. Rev. Lett 61, 1085, (1988).

4. Umezava, If. Advanced Field Theory: Micro, Macro and 'ITiermal Concepts. American Institute of Physics, N.Y., 1993.

5. Pribram, K. Languages of the Brain. Englewood Cliffs, New Jersey, 1971; Pribram, K. iirain and Perception. Lawrence Erbraum, New Jersey, 1991.

6.Stuart, C.U. Takahashi, Y., Umezawa, H.J. Theor. Biol., 71, 605, (1978).

7.Vьello, G. Int. J. Mod. Phys., 9,973, (1995).

8.Pessa, E, Fuello, G. Bioelectrocliemistry and Bioenergetics 48, 339, (1999).

9. Hameroff, S. Consciousness, the Brain, and Spacetimc Geometry. Ann. N.Y. Acad. Sci. 2001; 929: 74-104.

10. Penrose, R. 1989. Ifie Emperor's New Mind: Concerning Computers, Minds, and the Laws of Physics. New York: Oxford University Press.

//.См.: Goertzel, B. 1992. Quantum Theory and Consciousness. Journal of Mind and Behavior 13: 29-36; Goswami, A. 1990. Consciousness in Quantum Physics and the Mind-Body Problem. Journal of Mind and Behavior 11: 75-96.

12. Penrose, R. Shadows of the Mind. Oxford: Oxford University Press, 1994.

13. О микротубулах. Повреждённые волокна зрительного нерва у саламандр, золотой рыбки и других организмов способны восстанавливаться, «прорастают» к своему истинному месту. Огромное число волокон, каждое из которых по-своему отличается от соседних, подчиняясь неким, как полагают, химическим командам, безошибочно находет своё истинное место среди многочисленных связей в мозге. Просто поразительно! Это одно из величайших открытий, сделанных биологами в последнее время, и оно, несомненно, связано со многими старыми нерешенными проблемами роста, организации и развития организмов.

Клетка - универсальная ячейка житии. Клеточные структуры вездесущи, ови охватываюI мир бактерий, растений, животных, человека, подчёркивая их общность, их органическое единство а огромном царстве живой природы. В клетке сконцентрированы все важнейшие атрибуты живого и прежде всего их способность к росту и размножению. Все клетки, составляющие животные и растительные царства, построены по единому плану. Ьсли клегку дробить, как это делают исследователи, то отдельные клеточные системы еще сохраняют свои функции, порой сложные и многообратные, но то, что присуще житии как явлению, бет вот врат но теряется.

Из идной-единегвенной клетки состоят простейшие организмы, например амебы. У низших беспозвоночных характер организации сам по себе начинает меняться - от колоний (голуавтопомных клеток до многоклеточных организмов. У рыб, насекомых, моллюсков, червей по мере повышения уровня организация усложняется, обнаруживаются мышечные или нервные клетки. Наши ближайшие сородичи, другие млекопитающие, по строению и организации похожи на нас, имеют такие же типы клеток. В организме человека насчитывается несколько сотен типов клеток, каждый из которых представлен триллионами индивидуумов. Клетки определенных типов группируются в органы или системы органов, выполняющие специфические функции. Типы связей клеток достигают вершины сложности в центральной нервной системе, состоящей и* десятков миллиардов клеток, каждая из которых связана с десятком тысяч таких же клеток. Подобные связи устанавливаются между клетками, которые каким-то образом выявляют и распознают друг друга, а затем объединяются вместе.

Клетки постоянно замешают свои составные част на аналогичные новые. Возьмем, к примеру, клетки мозга пожилого человека. Эти клетки работали в течение десятилетий, однако большая часть их митохондрий, рибосом, мембран и других органелл не старше одномесячного возраста. Однако «вечная молодость» не наблюдается. Процесс деления, как оказалось, жёстко ограничен конечным числом актов деления -что-то около 50. Это мистический предел Хейфлика.

Клетка - совершенная биоэнергетическая машина, информационная система, с которой не могут состязаться самые современные рукотворные электронные вычислительные комплексы. Она работает но единой, согласованной программе, где все процессы взаимосвязаны, взаимозависимы. Главные банки данных сосредоточены в клеточном ядре. Ёмкость информационных клеточных систем, использующих биохимический принцип записи информации, колоссальна и не имеет аналогий в тех средствах информационной техники, которые сегодня использует человек. Генетический сигнал, заложенный в структуре пептида, определяет не только структурные и функциональные свойства рождающихся элементов и систем, но и всю цепь событий, относящихся к созданию и модификации молекул, их перемещению внутри и вне клеток, включению в различные части клетки и соединении с другими молекулами, иных превращениях... Все представляется таким образом, что гены определяют всю пространственно-временную судьбу белковых молекул.

Особый «микромир» в клетке, который сохраняется почти неизменным при любых изменениях окружающей среды, обеспечивают мембранные системы. Клетки живут в воде, даже если организм обитает на суше.

Цитоплазма клетки состоит из бесформенного геля - цитозоля, поддерживаемого иигоскелетом и содержащего большое число погруженных в него органелл.

Электронный микроскол позволяет разглядеть две тончайшие цитоскелегные системы: актин-миозиновую и тубулин-денеиновую и их составные элементы в виде плотных нитей - филаментов и полых микротрубочек (микротубул).

Строительным материалом для первой системы служат два белка - актин и миозин: актиновые филаменты (нити) образуют гак называемые «цитоко-сти», а толстые миозиновые филаменты - «цитомышцы». Актиновые филаменты группируются в тонкие пучки, которые тянутся через всю цитоплазму подобно проводам (волокна напряжения), либо переплетаются в виде тросов, паутины, укрепляющих плазматическую мембрану. Образуются они из маленьких белковых шариков (глобул). Эти субъединицы актиновых филаментов называют глобулярным или О-акгином; продукт их полимеризации - фиброзный, или К-актин. Взаимопревращаемость этих двух форм позволяет живым клеткам демонтировать отдельные части своего скелета и собирать их снова, но уже по-другому. Эти взаимопревращения контролируются сложной регуля-торной системой, до сих пор во многом нерасшифрованной. Как появилась такая необычная конструкция, пока неизвестно. По, возникнув, она практически не изменилась в ходе эволюции: в структуре актина, от амёбы до кролика, практически не произошло никаких изменений. Неисчислимое многообразие движений, производимых живыми клетками, осуществляется координированной работой сотен крошечных миозиновых цитомышц, активно перемещающих актиновые цитокости в различных направлениях. Так работает актин-миозиновая система.

В клетках имеется вторая цитоскелетная система, образованная микротрубочками (микротубулами) и второй тип цитомышц, динеин, связанный с этой системой. Это так называемая тубулин-динеиповая система- Свыше миллиарда лет назад живой организм «открыл» для себя преимущества строительства опорных элементов из трубчатых «деталей». Тубулин, состовная часть микротубул, представляет собой небольшой глобулярный белок диаметром около 4 пм, имеющий комплементарную ось «замок-ключ», что позволяет осуществлять безграничное линейное объединение молекул. Микротубулы непостоянны и изменчивы, так как являются продуктами динамического равновесия между двумя противоположными процессами, которые продолжаются более или менее постоянно. Это равновесие легко нарушается. Так, распаду микротубул благоприятствует охлаждение, высокое давление, ионы кальция и некоторые лекарственные препараты, в то время как нагревание и обработка тяжелой водой благоприятствует их сборке.

Микротубулам как элементам цитоскелета отведена явная структурная роль. Но благодаря изменчивости формы они способны выполнять и морфологическую роль при сборке и демонтаже. И наконец, они создают пути и поддерживающие структуры для направленного перемещения внутриклеточных объектов и веществ.

Микротубулы формируют основу всевозможных подвижных ресничек и жгутиков. Во многих случаях наблюдается их удивительная способность к организации: например, после отсечения реснички или жгутика они отрастают снова Самыми необыкновенными отростками, укрепленными чикротубулами. следует считать аксоны нитевидные отростки, по которым нервные клетки (нейроны) посылают свои сигналы Связи между телом клетки и окончанием аксона осуществляется iuk называемыми аксональными токами.

Но и тго еще не все Исследователи, изучающие клетки при помощи (.амых точных из ныне существующих инструментов и методов, обнаружили еще одну, тончайшую волокнистую сеть, нежнейшую паутину, пронизывающую весь цитозоль и прикрепленную многочисленными точками ко веем имеющимся цитоплазматическим структурным компонентам. Элементы угои сети получили название «микротрабекул» - сверхминиатюрные лучи. На самом деле микротрабекулы не столь миниатюрны' их толщина сравнима по толщине с другими филаментами (актиновыми и миозиновыми). Однако причина, по которой они не были обнаружены ранее, заключается в их малой длине и случайной ориентации в ячеистой сети. Возникло даже сомнение относительно реальности микротрабекулярной сети1 ведь она делает клетку почт «сверхорганизованной», а химически до сих пор не идентифицирована, что весьма удивительно с учётом её распространённости. Проблема, возможно, состоит в том. что учёные исследуют только мёртвые, а не живые клетки. Обусловлена ли трабекулярная ячеистая сеть артефактом фиксации или каким-либо другим посмертным изменением - предстоит выяснить. Но тот факт, что различные части клетки передвигаются согласованно, подтверждает точку зрения о существовании между ними связующей сети,

¡4. Penrose, R Shadows of the Mind Oxford University Press, N.Y, 1994; Penrose, R, Jlameroff, S J Consciousness Studies, 2, 98, (1995)

75. Tcgmark, M. Phys. Rev E 61, 4194, (2000)

16.Hagun, S, Humeroff, SR, Tuszynski, J A Quantum Comulation in Bratn Microtubules. Decoherence and Biological Feasibility, arXiv quant-ph/0005025 4 May 2000.

17.Jibu, M, Hagan, S, Hamerojj, S, Pribram, K, Yasul, К (1994) Quantum Optical Coherence in Cytoskeletal Microtubules / Implications for Brain Function. Biosystems, 32, 195-209.

IS. Georgiev. D 2002, Quantum Computation in the Neuronal mictolubulcs / Guantum Gates, Ordered Water and Stiperradiadience http // arXiv. Org /abs/quant-ph/0211080

19.См. Eccles, J 1986. Do Mental F.vents Cause Neural Lvenis Analogously to the Probability Fields of Quantum Mechanics9 Proceeding of the Royal Society of London B227. 41 1-428, Eccles, J 1990. A Unitary Hypothesis of Mind-Brain Interaction in the Cerebral Cortex. Proceeding of the Royal Society of London B240: 433-451.

20.См • XfencKiui МБ Квантовая механика, новые эксперимешы, новые приложения и новые формулировки старых вопросов. УФН 170 (6) 631 (2000); Отклики на статью. УФН. 171 (4) 437 (2001); Меиский, М Б Концепция сознания в контексте квантовой механики УФН. 175 (4) 413 (2005).

21.

Глава 23

Организационные принципы материи, жизни, ума...

«Организационные принципы ума и физической вселенной в конечном счёте тождественны».

Карл Густав Юнг, швейцарский философ (1875-1961)

В эволюции и онтологическом развитии функции, как правило, появляются раньше устойчивых структур. Они (функции) призваны обеспечить дальнейшую структурную специализацию и их комплексное развитие. Если на основе этого принципа считать, что в эволюции функция присутствует раньше, чем структура, которая её локализует, то отсюда следует, что нервные сети участвуют в сборке и дифференциации сознания, но не обязательно в его создании.

Сознание может быть более сложным, чем его нервный субстрат, именно потому, что, как показывает Либет1, для его формирования требуется больше времени, чем для «запускающих» его кортикальных проявлений. Сознание отражает резонанс с «объемлющим экологическим строем» (определение, введённое Джеймсом Гибсо-ном), который буквально имеет более сложный уровень, чем «дис-сипативная» электрохимия нервных сетей.

И вот где-то здесь обрывается в нашем знании «нить Ариадны». «Самоорганизующиеся коннекционистские сети должны реализоваться и вводиться в действие посредством перцептуально управляемых действий, которые не имеют «объяснения» на физиологическом уровне анализа», - так утверждают Варела, Томпсон и Рош2. Что всё же ведёт, когда мы подходим к сознанию с нелинейной динамикой взаимосвязанности и странными аттракторами? Удастся ли объяснить динамику, открытый поток сознания в количественных физических терминах? Используя терминологию Пригожина, можно сказать, что чувствительность отражает результат самоорганизующейся «дис-сипативной» системы, поскольку она разрушает и разлагает другие структуры, чтобы поддержать своё собственное эмердженгное порождение паттерна. Или иначе, нейронная активность представляет собой феномен с более высокой энтропией (более низкой организацией), чем возникающие из неё структуры чувствительности.

Можно с уверенностью говорить лишь о том, что изоморфизм между сознанием и физикой действует всецело на уровне принципа организации - и для сознания, и для квантовой реальности характерна динамика низкой энтропии и высокой организации, но на разных уровнях физической реальности. Такая точка зрения согласуется с традицией, идущей от древних цивилизаций, которая утверждает, что между «микрокосмом» - человеком - и «макрокосмом» существует только взаимное отражение, поскольку каждую из этих сфер организуют одни и те же паттерны. Изоморфизмы между сознанием и динамикой окружающего физического мира делают нашу жизнь, как говорил Мартин Хайдег-гер, в полном смысле слова бытием-в-мире, а не где-то вне его.

Сознание - это не «механизм», который следует объяснять с точки зрения когнитивной психологии или нейрофизиологии, а первичная категория - «протоматерия», определяющая уровень анализа, соответствующей психологии. Его существование может стать фундаментальной проблемой для холистической (целостной), теоретико-полевой биологии, но для наук о человеке оно является контекстом нашего бытия.

Вот к каким выводам мы пришли. А сейчас сделаем ещё одно обобщение, попытаемся очертить границы исследования, сформулировать те самые начальные условия, о которых мы говорили вначале.

Любая упорядоченность материи, возникшая в пространстве действующих физических законов, определена структурной организацией атомов, имеет свой характерный паттерн организации. Это относится как к живой, так и к неживой материи, будь то атом, молекула, клетка, организм или мозг... Объекты реального мира лишь условно можно назвать структурой. Всё, что мы воспринимаем вокруг как структуру — устойчивое, осязаемое состояние материи, - есть сугубо динамичная картина, индивидуальная в структурном и организационном отношении, результат сложных взаимодействий волновых процессов, протекающих во времени, стоячих волн, переплетённых многочисленными обратными связями в бесконечно широкой полосе частот и т.п. Однако если структуру мы можем описать на языке физики и химии, то об организации такого сложного процесса, имеющего и наследственную предысторию, и программу развития событий, у нас представление лишь абстрактное. Такой характеристикой, по мнению некоторых учёных, может служить термин организации - паттерн организации -термин, отвечающий многообразию форм упорядочения материи в мироздании и отражающий их индивидуальность: и в структуре, и в динамике, потенциальные возможности в материальной и духовной сфере, и определённую миссию в конкретных пространственно-временных координатах, и, как следствие, направление эволюции.

Конечно, когда мы говорим о живой материи, мы имеем дело с качественно иным уровнем организации, иной степенью упорядоченности. Именно организация определяет неповторимую индивидуальность особи. Более того, индивидуальность свойственна только живой материи: живой организм нельзя повторить, подделать простой заменой атомов и молекул. На страже индивидуальности стоит инстинкт самосохранения - исполнительный механизм сознания. Верхом совершенства такой системы контроля и управления (как результат эволюционного движения) является иммунная система живого организма (на уровне неосознанного) и интеллект (на уровне осознанного).

В неживой природе. Атомы и молекулы находятся в непрерывном движении, во взаимосвязи с окружающим миром, имеют свой паттерн организации (отличаясь уровнем) в границах, определяемых физическими законами: законами электродинамики, теории поля, принципом неопределённости, принципом запрета и т.д. Процесс управляется потоком тепла, энергии, следует ему. Любое приращение энергии на данном уровне (например, молекулярном) изменяет уровень организации молекулы (скорость вращения или энергетические состояния) в ту или иную сторону, во взаимосвязи с соседними уровнями организации (атомным, ядерным...). Это может происходить и непрерывно, и дискретно, в различных направлениях; природа слепо следует Законам, и при этом не наблюдаются устойчивые циклы обратных связей, основанные на сравнении и выборе, о чём говорил Гегель.

В живых системах. Обмен энергией и материей со средой происходит постоянно, но при этом поддерживается квазистационарное, термодинамическое состояние, далёкое от теплового равновесия, и качественного изменения паттерна организации в определённом диапазоне воздействий не происходит. Живые организмы поглощают энергию и преобразуют её в двух направлениях: I) негэнтропийном высвобождении энергии, связанном с поддержанием обмена веществ, и 2) эволюционном структурировании и усложнении. Системы характеризуются наличием устойчивых замкнутых циклов обратной связи. Такое состояние самоофаничено в пространстве и времени (жизненный цикл), самовоспроизводимо (наследство, репарации) и самосохраняемо (системы адаптации, гомеостаз, метаболизм, мозг, ЦНС...).

Мы исходим из того, что биофизическая концепция организации живой материи, удовлетворяющая фундаментальным физическим законам, в том числе и второму закону термодинамики, обоснована тео-

рией диссипативных структур И. Приюжина и состоит в том, что зарождение и поддержание жизни возможны лишь в пространственно локализованных «островках» материи, существующих вдали от теплового равновесия за счёт постоянного обмена энергией и материей с резервуаром хаоса.

Общий закон биологии (у Э. Бауэра) сформулирован так: «Живые системы никогда не находятся в равновесии и функционируют за счёт своей свободной энергии, постоянно совершая работу против навязываемого внешними условиями равновесия».

Ссылаясь на работы Пригожина, а также Казютинского и Морозова, академик В.П. Казначеев определил, что «живое существо возникло постепенно при негэнтропийном усложнении дисимметричных взаимодействий макромоле кул ярных косных соединений... Живое существо не может изначально, сразу появиться из каких-то там сингулярных или несингулярных, пульсирующих или не пульсирующих миров. Прежде оно существует с косным, перерабатывает потоки энергии, постепенно превращаясь в негэнтропийные организации. Вот такую гипотезу, я считаю, можно выдвигать для последующей проверки».

Шри Ауробиндо Гхош: «...По-видимому, нет никакой причины, вследствие которой Жизнь должна эволюционировать лишь из материальных объектов, а Разум - только из живых форм, если не допустить, что Жизнь уже заключена в материи, а Разум - в Жизни, потому что материя, в сущности, представляет собой форму завуалированной Жизни, а Жизнь - это форма завуалированного Сознания.... Само ментальное Сознание может быть только формой, некоей внешней частью более высоких состояний, лежащих за пределами Разума».

С учётом вышеизложенного феномен жизни следует сформулировать следующим образом.

Жизнь - непрерывный и эволюционирующий физико-химический процесс, протекающий по законам данного пространственно-временного континуума в термодинамически выделенной (вдали от теплового равновесия) системе, организованной в соответствии с наследуемым и имманентно присушим динамичным паттерном, именуемым сознанием, за счёт постоянного обмена энергией, материей и информацией с окружающей средой.

(Не существует общепринятого определения, аналогичного данному. Это определение и последующие определения феномена сознания, разума... принадлежат автору.)

Именно существующие в природе законы, в данных пространственно-временных условиях, воплощают данную, конкретную форму (паттерн) организации материи, и никакую другую. Структура системы





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...