Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Первые греческие философы — досократиаки
Первая философская школа – Милетская
(6 в. до н.э.)
(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
выступали с материалистических позиций;
занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
Анаксимандр
пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
Главная проблема – поиск архэ (первоначала мира) и субстанции (первоосновы мира)
«Первый философ» – Фалес (7-6 века до н.э.) – первоначало: вода
Анаксимен – первоначало: воздух
Анаксимандр – первоначало: «апейрон» (неопределённое беспредельное первовещество, из которого рождаются все противоположности)
Элейская школа (элеаты)
(VI-V вв. до н.э.)
1) изучали проблемы познания, чётко разделяя чувственное познание, которое неподлинно, и высшее рациональное (разумное), являющееся истинным;
2) были сторонниками монизма: выводили все множество явлений из единого первоначала (по Пармениду бытие есть, а небытия, появления и уничтожения, а так же пространства (пустоты) и времени (смены прошлого настоящим) нет. Кроме того, бытие не только неподвижно, но и едино, целостно, совершенно и законченно;
Парменид Зенон Элейский
3) элейцы открыли мир человеческой мысли, качественно отличающийся от мира природы. На смену интуиции пришло непротиворечивое дискурсивное мышление (дискурс – мысль, основанная на предыдущем суждении);
4) «Апории» Зенона (логические затруднения, неразрешимые противоречия, возникающие, если допустить множественность вещей и движение) – «Стрела» (летящая стрела покоится, ибо в любой бесконечно малый миг занимает место равное себе, то есть не движется); «Ахиллес и черепаха» (Ахиллес не догонит черепаху. Пока он добежит до черепахи, та продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет и это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед. И так до бесконечности. Всякий раз, когда Ахиллес будет достигать места, где была перед этим черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди);
5) считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Парменид: бытие – неподвижно
Гераклит: бытие – непрерывно меняется
Гераклит Эфесский («Тёмный»)
(6-5 вв. до н.э.)
основатель диалектики
«Всё течёт, всё меняется»
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
Личность. Принадлежал к знатному роду, но добровольно отказался от привилегий. Не имел ни учителей, ни учеников. Вёл уединённый образ жизни, удалившись в горы, «кормясь быльём и травами». Писал книги как можно «темнее», чтобы доступ к ним имели лишь способные (Сократ: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком»). В конце жизни выколол себе глаза, чтобы не видеть мир.
«О природе»:
1) Мир — «вечно живой огонь», «молния управляет всеми вещами». Всёпроизошлоиз огня и пребывает в состоянии постоянного изменения (огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю). Периодически в мировом пожаре космос уничтожается, чтобы возродиться снова. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
3) Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются, огонь души соотносим с огнем мира. Душа — бесконечна («можно идти-идти, до края души не дойдёшь»)
2) Диалектика: Всё есть поток (Теория потока). Всё непрерывно меняется, всилу внутренней раздвоенности на противоположные стороны (огонь-влага), и их взаимодействием. Все в жизни возникает из противоположностей и познается через них (об одном и том же можно сказать два верных противоположных мнения). Постоянство — не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений.
3) Бог соединяет все противоположности, формируя Единство. «Из Единого (Логоса) все происходит и из всего — Единое»
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1114 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!