Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема познаваемости мира



Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть, в каждый момент, и в определённых пределах). На обыденном уровне это следует из возможности человека (и не только его) ориентироваться, выживать в мире, избегая опасностей. На теоретическом – из возможности применять научные идеи на практике, получая предсказуемый результат.

Подходы, отрицающие познание

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию), утверждение о невозможности познания мира, выявления его закономерностей (так как мир бесконечен, изменчив, а его постижение субъективно). Скептицизм сомнение в достоверности знания. Релятивизм – мир познаваем только частично, знания верны лишь в определённых границах, истина всегда относительна. Нигилизм – полное отрицание истинности и ценности познания.

Агностицизм Релятивизм Мир познаваем    
Эпоха Древнего мира    
Буддизм   Высшая сущность мира (идеи) познаваемы благодаря их припоминанию — Платон.
Античный скептицизм — Софистика  
Пиррон, Секст Эмпирик    
    Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию — Аристотель.
Эпоха Средневековья    
  Природа (сотворенный мир) познаваема, но Творец полностью не познаваем
Эпоха Возрождения    
Ренессансный скептицизм Монтень   И Творец, и его творение познава­емы благодаря интеллектуальной интуиции — Николай Кузанский.
Эпоха Нового времени    
Юм Позитивизм В мире нет ничего в принципе не познаваемого, есть только то, что пока еще не познано — Ленин.  
Кант     постмодернизм Прагматизм     экзистенциализм

2.Концепции истины

1) Корреспондентская (от лат. respondeo – соответствовать) или классическая концепция трактует истину как точное и достоверное отображение реальности, соответствие знания своему объекту.

2) Когерентная (согласованная)концепция усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания.

3) Конвенциональная концепция предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых.

4) Прагматическая концепция рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту, имеет благие последствия для человеческой жизни, может успешно применяться на практике, приводит к успеху.

5) Экзистенциалистская концепция трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и её духовному росту. Единой, общей, объективной истины не существует. Истина понимается как индивидуальное и необъективируемое явление(Кьеркегор:«Истину нельзя знать, в ней можно только быть»), не разделяющее объект и субъект познания. Поэтому за истину можно умереть. «Моя» истина никому другому пригодиться не может, бытие открывает каждому свой собственный смысл.

6) Постмодернистская концепция исходит из множественности несоизмеримых между собой, «размытых» человеческих истин. О природе истины ничего нельзя сказать с определенностью, общих истин, абсолютной истины не существует (знание должно ограничиваться чем-то узким, специфическим). Мы не знаем, какая истина, а знаем лишь, как нам её описывают.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...