Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Г. Белинский



«Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова

Впервые: ОЗ. 1840. Т. 10. № 6. Отд. 5. С. 27—54; Т. 11. № 7. Отд. 5. С. 1—38. Печатается по: Белинский. Т. 4. С. 193—270 (в сокраще­нии).

Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) — литературный кри­тик, публицист; в 1839—1846 гг. заведовал отделами критики и библио­графии в журнале А. А. Краевского «Отечественные записки». Белинский сочувственно и даже восторженно отозвался о первых журнальных пуб­ликациях стихотворений Лермонтова, а также о повести «Бэла», напеча­танной в «Отечественных записках» в 1839 г. Подробному разбору «Героя нашего времени» предшествовали две краткие рецензии Белинского (ЛГ. 1840. 25 мая, № 42; ОЗ. 1840. № 5. Отд. 6. С. 1—2).

В статье Белинского о лермонтовском романе отразилось умонастрое­ние, характерное для него к концу так называемого «примирительного» периода. Учение о «примирении с действительностью» Белинский испове­довал с 1837 по 1840 г., считая его закономерным следствием из призна­ния гегелевского принципа «разумной необходимости» (см. одну из наи­более характерных статей Белинского этого времени — «Менцель, критик Гете», 1840). Примат необходимости, диктуемой объективными законами развития «абсолютного духа» и человеческого сообщества, сказался и в той оценке, которую дает Белинский главному герою лермонтовского ро­мана (иным проявлением той же «примирительной» тенденции была кон­цовка статьи, в которой предвосхищалась возможность гармонического разрешения противоречий, мучащих Печорина). В то же время настойчи­вое подчеркивание общественной значимости «рефлексии», в которой проявляется личностное («субъективное») начало, предваряло перелом, который совершился в мировоззрении Белинского к концу 1840 г. и отра­зился в его следующей большой статье о Лермонтове — рецензии на от­дельное издание «Стихотворений М. Лермонтова» (см. наст. изд.). Под­робнее об отношении Белинского к лермонтовскому творчеству, а также о его личном общении с поэтом см.: Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Ста­тьи и рецензии. Л., 1940 (вступ. статья и примеч. Н. И. Мордовченко); ЛЭ. С. 53—55.

1 Белинский цитирует строки из трагедии В. Шекспира «Гамлет»
(д.III, явл. 1) в переводе Михаила Павловича Вронченко (СПб., 1828.
С. 82).

2 Цитируется «Сцена из Фауста» Пушкина (1825).

8 Намек на вышедшее в 1839 г. 3-е издание «Русских повестей и ро­манов» А. Марлинского в 12 частях (ср. рецензию Белинского, напечатан­ную во 2-м номере «Отечественных записок» за 1840 г. — Белинский. Т. 4. С. 21—53). Ниспровержение литературной славы Марлинского (псевдоним Александра Александровича Бестужева, 1797—1837), кумира русской читающей публики 1830-х гг., было начато Белинским еще в ста­тье «Литературные мечтания» (1834).

4 Цитата из «Евгения Онегина» (гл. 8, строфа IX).

5 «Евгений Онегин» (гл. 7, строфа XXII).



Комментарии


Комментарии




6 Об обстоятельствах создания романа «Страдания юного Вертера» (1774) рассказывается в третьей части автобиографической книги И. В. Ге­те «Из моей жизни. Поэзия и правда». Белинский имеет в виду следую­щее признание: «Мне эта вещь, более чем какая-либо другая, дала воз­можность вырваться из разбушевавшейся стихии <...> своенравно и грозно бросавшей меня то в одну, то в другую сторону. Я чувствовал себя, точно после исповеди: радостным, свободным, получившим право на новую жизнь. <.„> Но если я, преобразовав действительность в поэзию, отныне чувствовал себя свободным и просветленным, то мои друзья, на­против, ошибочно полагали, что следует поэзию преобразовать в действи­тельность, разыграть такой роман в жизни и, пожалуй, еще и застрелить­ся» (ГетеИ.В. Собр. соч.: В Ют. М., 1976. Т. 3. С. 496—497).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...