Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф. В. Булгарин



«Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова Впервые: СПч. 1840. 30 окт., № 246. С. 981—983.

Фаддей Венедиктович Булгарин (1789—1859) — писатель, критик, журналист. С 1825 г. был соиздателем и соредактором Николая Иванови­ча Греча по журналу «Сын отечества»; с того же года Булгарин начал из­давать «Северную пчелу», ставшую самой популярной из русских газет своего времени. Стремясь к максимальному коммерческому успеху соб­ственных изданий, Булгарин часто обнаруживал крайнюю неразборчи­вость в средствах и полную литературную беспринципность. В немалой мере сказался на его литературной репутации разрыв с писателями пуш-


кинского круга (повлекший за собой так называемую «полемику о лите­ратурной аристократии» 1830—1831 гг.), а также слухи о контактах Бул-гарина с III Отделением.

Неожиданно высокая оценка «Героя нашего времени» в «Северной пчеле» вызвала недоумение современников. Ходили слухи, что бабушка Лермонтова, Е. А. Арсеньева, «выпросила у поэта два экземпляра сочине­ний и, вложив в один из них пять сотенных ассигнаций, отослала его, без ведома поэта, к Булгарину, который принял посылку и написал хвалеб­ную рецензию» {Мартьянов П. К. Новые сведения о Лермонтове // ИВ. 1892. №11. С. 387). Согласно другой версии, панегирическая рецензия была помещена в «Северной пчеле» по просьбе книгоиздателя И. И. Гла­зунова, беспокоившегося о коммерческом успехе романа (см.: Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет. СПб., 1883. С. 71—72). В то же время сочувственное отношение Бул-гарина к роману Лермонтова было во многом связано с обстоятельствами полемики, которую вела «Северная пчела» в 1840 г. с журналом «Маяк» и его присяжным критиком С. О. Бурачком. Развернутая и нелицеприят­ная оценка Булгарина как автора нравственно-сатирических романов была высказана Бурачком в том же самом литературном обозрении, час­тью которого явилась рецензия на «Героя нашего времени» (Маяк. 1840. Ч. 4. Гл. 4. С. 183, 191—192; ср. краткий отзыв Бурачка о «Сочинениях Булгарина»: Маяк. 1840. Ч. 2. Гл. 4. С. 21—22). Поэтому Булгарин поста­рался истолковать роман Лермонтова как аргумент в пользу своей соб­ственной сочинительской практики, усмотрев в нем «обличение пороков высшего света и дидактическое утверждение нравственной идеи, доказы­ваемой от противного» (Вацуро В. Э. Булгарин // ЛЭ. С. 72). От подобных интерпретаций Лермонтов предпочел сдержанно, но решительно отмеже­ваться в предисловии ко второму изданию романа (1841).

Впоследствии Булгарин неоднократно подчеркивал то, что сумел пер­вым среди русских журналистов по достоинству оценить молодое дарова­ние (см., например: Булгарин Ф. В. Комары. Всякая всячина..., рой пер­вый. СПб., 1842. С. 23—24). В ответ на подобные заявления Белинский писал в 1842 г.: «"Герой нашего времени" Лермонтова имел замечатель­ный успех <...> но успех этого превосходного творения был бы, без сомне­ния, еще блестящее и прочнее <...> если б не имел несчастия встретить написанную слогом афиш похвалу в одном захолустье газетной литерату­ры, откуда бы и должны были раздаться хулительные вопли оскорблен­ной самолюбивой посредственности» (Белинский. Т. 6. С. 348).

1 Имеется в виду лагерь «Отечественных записок», и прежде всего
Белинский, склонность которого к «туманным» философским терминам
служила для Булгарина постоянным предметом насмешек. Объявление о
выходе в свет «Героя нашего времени» было помещено в номере «Север­
ной пчелы» от 5 мая 1840 г. (№ 98. С. 392) и повторено в нескольких по­
следующих номерах.

2 Булгарин подразумевает прежде всего «Отечественные записки», в
которых сотрудничал Белинский и печатался Лермонтов.

3 Акеа-тофана (лат. aqua tophana) — сильнодействующий яд; его на­
звание в переводе с латинского означает «вода Тофаны» — от имени изве­
стной сицилийской отравительницы Теофании ди Адамо (1659—1709).



Комментарии


Комме нтпарии




4 См. примеч. 12 к статье Бурачка.

5 Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (д. I, явл. 2).

6 Отношение Лермонтова к Булгарину (прежде всего как к постоян­
ному литературному оппоненту Пушкина и его круга) определилось еще в
начале 1830-х гг. С 1838 г. Лермонтов близко общался в петербургских
литературных кругах с давними противниками Булгарина и его изда­
ний — с В. Ф. Одоевским, П. А. Вяземским, с семейством Карамзиных, и
это было хорошо известно издателю «Северной пчелы». Вероятно, к мо­
менту написания рецензии он знал и эпиграмму Лермонтова, написанную
в 1837г.:

Россию продает Фаддей

Не в первый раз, как вам известно, Пожалуй, он продаст жену, детей,

И мир земной, и рай небесный. Он совесть продал бы за сходную цену,

Да жаль, заложена в казну.

Желая оттенить свое беспристрастие, Булгарин вспоминал позднее: «Покойный Лермонтов был противником нашим по литературе и даже пустил в свет несколько едких эпиграмм противу нас» (СПч. 1844. № 258).

7 О существовании более ранних прозаических опытов Лермонтова
публике стало известно гораздо позже. Отрывок «Я хочу рассказать
вам...» был опубликован в 1845 г., «Вадим» — в 1873 г., «Княгиня Литов­
ская» — в 1882 г.

8 Перечисляются произведения Оноре де Бальзака: «Евгения Гранде»
(1833), «Отец Горио» (1835), «История тринадцати» (1834), «Шагреневая
кожа» (1830—1831).

9 Зафи — герой романа «Саламандра» (1832) французского писателя
Эжена Сю (наст, имя: Мари Жозеф; 1804—1857), одного из главных пред­
ставителей «неистовой словесности» (см. примеч. 7 к предшествующей
статье).

10 Горас Вернет (вернее: Орас Берне; 1789—1863) — французский ба­
тальный живописец; его реалистически решенные сцены военного быта
были полемически направлены против классической школы в батальной
живописи. Тениер (вернее: Давид Тенирс Младший; 1610—1690) — фла­
мандский художник; портретист, пейзажист, признанный мастер быто­
вых сцен. Фан-Дейк (вернее: Антонис ван Дейк; 1599—1641) — знамени­
тый фламандский художник-портретист.

11 «Журнальным шмелем» Булгарин, по-видимому, называет Белин­
ского, в статьях которого часто встречаются неодобрительные упомина­
ния о французском романисте и поэте Викторе Мари Гюго (1802—1885).

12 Джордж Гордон Байрон (или Бейрон, согласно распространенному в
то время русскому написанию; 1788—1824) — великий английский поэт-
романтик; оказал значительное влияние на Лермонтова. Подражание
Байрону было не только литературной модой, но и явлением светского
быта 1820—1830-х гг.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 524 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...