Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психологический анализ. Что движет хакером



"Инструменты управления государством всегда должны быть остро отточены и готовы к упот­реблению. Власть держится на страхе."

Ф. Херберт. "Мессия Дюны".

За последние годы трактовка слова "хакер" сильно изменилась. Это в первую очередь связано с появлением "хакеров-вандалов" — совсем не хакеров в изначальном понимании этого слова, но называющих себя именно так. Персонализация компьютера привела к тому, что доступ к ним получили практически все желающие, независимо от их возраста, наклонностей, уровня знаний и психоло­гической уравновешенности.

Иными словами, если в высших учебных заведениях работали (к сожалению, в прошлом времени) преимущественно люди культурные и образованные, а на производствах по крайней мере, и любого вандала легко было уволить, лишив его этим доступа к ЭВМ, то персональный компьютер попадал в руки к самым разным людям.

Среди них были не только увлеченные фанаты, но и всевозможные маньяки. К чему это привело, мы как раз и наблюдаем сегодня. Компьютерный мир из доброго сообщества быстро превратился в подобие нашего социума, где нельзя оставлять ворота незапертыми, а за каждым углом может стоять человек с ножом.

Появились не только компьютерные воры, но и просто хулиганы, которым приносило удовольствие пакостить ближнему. Они уничтожали информацию, блокировали компьютерные системы и писали так называемые "троянские про­граммы". Незащищенная персоналка оказалась питательной средой для всех этих деяний. Но тогда еще никому и в голову не могла прийти мысль о разграничении доступа на однопользовательских маломощных персональных компьютерах. Да и если бы она и пришла, реализовать ее без поддержки со стороны микропроцессора не представлялось возможным.

Операционная система просто не могла бы препятствовать обращению при­кладной задачи к портам ввода-вывода и своему коду. Из это следовало, что злоумышленник мог как угодно модифицировать код операционной системы, отключая все защитные механизмы, или напрямую работать с оборудованием, уничтожая или модифицируя любые сектора на диске.

В то время компьютерный мир еще не знал ни вирусов, ни вандалов. Сама Intel не верила, что ее процессоры будут использоваться в "серьезных" машинах (уж слишком смехотворными казались их вычислительные способности). Конеч­но, большой ошибкой со стороны IBM было продвигать ничем не защищенный компьютер на рынок машин для среднего и малого бизнеса. Впрочем, в то время никто не мог представить, к чему это в конечном счете приведет.

Парк IBM-совместимых машин стремительно рос, и когда компьютерный мир осознал, какого джина он выпустил из бутылки, было уже поздно что-то менять. Ситуацию могла спасти только принципиально новая архитектура операционной системы и микропроцессора. Но в этом случае обесценивалось все существующее программное обеспечение, а на такие жертвы пойти никто не мог.

Со временем появились защищенные операционные системы типа Win­dows NT, но они не получили ожидаемой популярности именно по причинам плохой совместимости с уже существующим программным обеспечением. Боль­шинство до сих пор работает на ничем не защищенной Windows 95\Windows 98. Впрочем, надо признать, что последняя все же обрела, хоть и с большим опозданием, защитные механизмы, предотвращающие некоторые деструктивные действия. К сожалению, это достигается ценой ухудшенной совместимости. Многие программы могут не работать или работать неправильно. В этом мире за все нужно платить.

Но оставим дискуссию о проблеме незащищенности "народной" операционной системы Windows 9х. Словами горю не поможешь: если вам требуется безопас­ность, переходите хотя бы на Windows NT. Это не решит всех проблем, но по крайней мере позволит спать спокойно.

Что за люди умышленно пишут деструктивные программы и похищают не принадлежащую им информацию. Какие же мотивы толкают на это? Современная психология утверждает, что во всем виновата жажда власти или превосходства над другими, что, впрочем, одно и то же. Компьютерный вандал ничем не отличается от уличного хулигана, и причины их поведения сходны — неудовлет­воренность, агрессивность, озлобленность... Таких людей можно только пожалеть. В какой-то мере их формирует именно общество. Оно же и пожинает плоды своих деяний. К сожалению, при этом страдают ни в чем неповинные люди.

Компьютер позаоляет ощутить превосходство над окружающими. Власть над простыми пользователями, не способными распознать и адекватно прореагировать на зловредную программу, кому-то доставляет изрядное наслаждение.

К счастью, подавляющее большинство таких людей обладает весьма смутными знаниями. Они не представляли бы никакой угрозы, если бы пользователи не были так беспечны в отношении собственной безопасности. По разным оценкам, ущерб от вандалов составляет 5-10 процентов от общего числа случаев потери информации (при этом более 50% инцидентов происходит из-за ошибок или неверных действий пользователя).

Последнее, кстати, служит отличным самооправданием для злоумышленни­ков, называющих себя "санитарами компьютерного леса". Они создают програм­мы наподобие "кракера интернета" (а на самом деле форматирующие жесткий диск) и этим пытаются "лечить" так называемых "ламеров" (т.е. низкоквалифи­цированных пользователей) от компьютерной глупости, а заодно и от жадности. Другими словами "компьютерный крестовый поход" во благо святого дела.

Неграмотных пользователей, конечно, нужно учить, но не такими же приема­ми! Бесполезность террора уже многократно доказана историей, но он с завидным упорством вспыхивает не только в компьютерном, но, к сожалению, и в реальном мире. Очень маловероятно, чтобы в течение ближайших ста лет хоть что-нибудь изменилось. Проблема вандалов (и не только компьютерных) не в них самих, а в обществе, т.е. во всех нас.

Взломанные системы и отформатированные винчестеры — это месть за свою поломанную судьбу, не имеющая конкретного адреса. Никакие законы, тюрьмы ничего не смогут изменить. На место одно пойманного и наказанного вандала завтра придет десяток таких же. Точнее, не придет, а выпадет из оттолкнувшего их общества. Трудно судить озлобленного и ожесточенного человека, садящегося за клавиатуру и создающего злобный вирус, призванный наказать обидевшее его человечество.

Силой невозможно противостоять силе. И нетерпимость окружающих к вирусописателям и стремление "начистить последним фуиксль" или "разобрать­ся" только подливает масла в огонь. Человек, отвечающий агрессией на действия вирусописателя, уже не заслуживает жалости. Чем лучше он сам, обиженный и готовый избить первого подозреваемого вирусописатсля, не особо утруждая себя выяснением, насколько тот виноват?

Фактически вандалов гораздо больше, и то, что часть из них не пишкт ни вирусов, ни троянских программ — чистая случайность. Просто они еще не дошли до этой грани, но кто может утверждать, что этого никогда не будет? Очень сомнительно...

Нет, я не собираюсь здесь никого оправдывать, но всем своим авторитетом призываю остановиться и не вершить самосуд, а просто внимательнее относиться ко всем проходящим через ваши руки программам. Альтруизм, конечно, не наставит вирусописателя на путь истинный, но по крайней мере не породит новой агрессии и новых злоумышленников. Вообще, вандализм всегда имеет глубокие социально-психологические корни, и причина озлобленности на общество у каждого своя.

Каждый случай требует отдельного рассмотрения. Человеком могут двигать разные мотивы, а не только месть. Быть может, он одинок и хочет внимания, которого ему так не хватает? Конечно, садиться и писать вредоносные програм­мы — это не выход, но не забывайте, что речь идет о людях с теми или иными психическими отклонениями, в которых они сами не виноваты.

Исправить вандалов невозможно. Можно перевоспитать (или проще, сло­мать, — чем и занимается Евгений Касперский с особо "доставшими" его вирусописателями) одного человека, но ведь на его место завтра придет другой. Вандалы — следствие болезни нашего общества: и только исправляя последнее, можно добиться хоть каких-то результатов. Пока же мы боремся не с причиной, а со следствием. На ум приходит известный анекдот "бороться с коммунистиче­ской партией под ее руководством".

В самом деле, компьютерные преступники как это ни парадоксально, принесли больше пользы, чем вреда и в экономическом и социальном плане. Они обеспечи­ли рабочие места специалистам по антивирусам и вообще компьютерной безопас­ности. При этом оборот компьютерных фирм неизмеримо превысил убытки от вирусных атак. Вандалы стали приносить ощутимый доход и оказались в самом деле весьма полезными. Забавно, но при этом на борьбу с ними ни у кого до сих пор не находится денег.

К счастью, человеку довольно скоро надоедает делать мелкие пакости окру­жающим. При этом одни просто "уходят со сцены", но есть и другие, которые отваживаются на глубокое изучение тонкостей операционных систем, компьютер­ного "железа", криптографии, математики, с тем чтобы проникать в действитель­но хорошо защищенные системы, писать сложно-шифруемые вирусы, т.е. нано­сить уже значительный и крупномасштабный вред. Мы сталкиваемся с таким интересным явлением, как "воспитание образованием".

Образование неразрывно связано с культурой и внутренним воспитанием. При этом человек заметно добреет и мстить никому уже не хочет. К сожалению, он все еще остается духовно искалеченным, и от объявления войны обществу его отделяет очень тонкая грань, которую он может в любую секунду перешагнуть.

Могу с полной ответственностью заявить: просто чудо, что до сих пор такого инцидента еще нс произошло. Впрочем, это и понятно, знания дают чувство уверенности в себе и стремление что-то кому-то доказывать пропадает само собой.

Все сказанное выше навряд ли относится к хакерам — по определению профессионалам. Среди последних за редкими исключениями практически не встречается вандалов или злых шутников. Однако, профессионалами не рождают­ся, ими становятся. При этом немногим удастся избежать "вирусной болезни", т.е. увлечения написанием вирусов. Впрочем, написание еще не подразумевает распространение.

Ну, а мелким кракерством занимаются почти все. Действительно, на некото­ром этапе изучения ассемблера и системного программирования трудно найти более достойное применение своим знаниям. Для серьезных вещей еще не хватает мастерства, а текстовой редактор большинству писать все же скучно. Впрочем, вреда от таких экспериментов было немного, если он вообще и был. В вирусах оказалось действительно что-то притягательное. Конечно, некорректно считать их каким-то подобием живого организма, но зато писать очень и очень интересно.

То же можно сказать и о взломе программ. И в том, и в другом случае многих сознательно или подсознательно привлекает власть. Вряд ли последнее утверж­дение нуждается в пояснении.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...