Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Буркерт. Греческая религия 29 страница



Счастлив человек или несчастлив, это зависит не от него; счастлив тот, у кого "добрый daimon", eudaimon, в противоположность несчастному, kakodaimon, dysdaimon. О том, что каждый человек находится под присмотром особого существа, "даймона", которому в момент рождения человека "выпал жребий" опекать его, мы читаем у Платона14, хотя Платон заимствовал это, несомненно, из более древней традиции. Уже знаменитое парадоксальное утверждение Гераклита направлено против такой точки зрения: "Характер для человека - его даймон"15.

Рядовой человек видел достаточные основания бояться "даймона"; эвфемистическое выражение "другой daimon"16 вместо "злой" - свидетельство страха перед чем-то жутким. У трагедии не было недостатка в поводе, чтобы в красках изобразить ужасную судьбу, настигающую отдельных людей; при этом, прежде всего, у Эсхила daimon становится самостоятельным, личностным чудищем, которое "тяжко обрушивается на дом" и кормится убийством; правда, и это - "дело рук богов"17. В том же ряду, как подобные же ужасные силы, стоят эринии - воплощенное проклятие18 - и олицетворение мести за пролитую кровь - Alastor19: воистину целый "демонический" мир; однако daimon не быЛо понятием, которое бы объединяло их все: он - один среди себе подобных, как бы власть судьбы наряду с властью мести или властью проклятия. Только в замечании врача, относящемся к V в., в том, что он называет "daimon", слышен голос веры в духов вообще: нервные женцины и девицы, считает он, могут быть доведены до самоубийства совершающимися в их воображении вселяющими ужас явлениями "злых daimones"20. Трудно оценить, насколько сильно здесь влияние расхожего народного суеверия.

Мифом, изложенным у Гесиода, гораздо более оправдано почитание под видом "даймонов" блаженных, могущественных умерших. Так в "Персах" Эсхила умершего царя Дария призывают как daimon21; хор утешает Адмета, оплакивающего смерть Алкестиды: "теперь она - блаженный daimon"22; убитый Рес становится вещим "человеком-дай-моном"23. Платон хочет знать, что павшие в войне все почитаются как "daimones". В надписях на надгробных памятниках эллинистического времени сплошь и рядом встречается "daimon" в качестве обозначения умершего24.

Когда Сократ пытается выразить в словах единственный в своем роде внутренний опыт, который велит ему в самых разнообразных ситуациях остановиться, сказать "нет" и повернуть назад, он говорит не

0 "божественном", а скорее о чем-то "демоническом", о daimonion, будто бы находящем на него25. Такое можно было превратно толковать как общение с духами, тайный культ; это стоило Сократу жизни.

Примечания

3.1. "Младшие" боги

1 См. I 3.6 прим. 4; F. Jacobi, Pantes theoi (Ф. Якоби, "Все боги"), 1930; К. Ziegler РЭ "Pantheion" XVIII 3, 697-747, в особ. 704-7.

2 A. Preuner РМЛ 12605-53; КГГ V 345-73; Suess РЭ VIII 1257-1304; Н. Hommel в книге: Aufstieg und Niedergang der romischen Welt (Расцвет и упадок римского мира) I 2, 1972, 397-420. Соотношение Hestia-Histie - Vesta не находит объяснения в индоевропеистике; очевидно, имели место заимствования из третьего языка.

3 Геродот 5,72 сл.

4 Аристотель, "Политика" 1322b 26; РМЛ I 2630-43.

5 Плутарх, "Аристид" 20,4. См. II 1 прим. 50.

6 ИГР 337 сл.

7 Платон, "Федр" 247а.

8 Гимн к Афродите 21-32; ср. Гимн 24 (для Дельфов).

9 Гесиод, "Труды и дни" 733; G. Bachelard, Psychoanalyse de feu (Ж.Башеляр, Психоанализ огня), 1949.

10 См. I 3.3 прим. 13; I 3.6 прим. 4; Jessen РЭ V 2101-10; ИГР 312 сл.; R. F. Wil-letts, Cretan Eileithyia (Р.Уиллеттс, Критская Илифия), КЕЖ 52,1958, 221-3.

11 См. I 3.6 прим. 3. Жерар-Руссо 89 сл.; Jessen РЭ V 2651-3.

12 Ксенофонт, "Анабасис" 1,8,18; 5,2,14.

13 "Илиада", XVII, 211 сл.; XX, 69, ср. XXI, 391 сл.

14 Steuding РМЛ I 1888-1910; КГГ II 501-19; Heckenbach РЭ VII 2769-82; ВЭ I 169-77; ИГР 722-5; Th.Kraus, Hekate (Т.Краус, Геката), 1960.

15 Эсхил, "Умоляющие" 676; Еврипид, "Финикиянки" 109; IG 12 310, 192-4; СЗГГ 18 В 11 "для Артемиды Гекаты на участке Гекаты".

16 Роде II 80-9; Еврипид, "Медея" 395-7; Еврипид, "Елена" 569 сл.

17 См. III 2.9 прим. 15

18 Ломонье 406-25; ЭДИ IV 456 сл.; см. II 6 прим. 23. Сомнение в карийском происхождении высказывает В. Берг (W. Berg Numen 21, 1974, 128-40), который ссылается на то, что Лагина засвидетельствована лишь в эллинистическую эпоху, хотя это мало что доказывает. Связь имени "Геката" с именем хурритской Великой Богини "Гепат" - Краус (см. прим. 14) 55, 264. Ср. также III 2.5 прим. 30.

19 Гесиод, "Теогония", 411-52, относительно аутентичности - Уэст 276-80; очевидно, брат Гесиода Перс носит теофорное имя - Уэст 278, ср. HN 233.

20 К. Kerenyi, Prometheus, das griechische Mythologem von der menschlichen Existenz (К. Кереньи, Прометей - греческая мифологема о человеческом бытии), 1946; L. Sechan, Le mythe de Promethee (Л. Сешан, Миф о Прометее), 1951; W. Kraus РЭ XXIII 653-702; L. Eckhart там же 702-30; U. Bianchi, Prometheus, der titanische Trickster (У. Бьянки, Прометей - титан-трикстер), Paideuma 7,1961,414-37; R. Trousson, Le theme de Promethee dans la litterature europeenne (Р.Труссон, Тема Прометея в европейской литературе), 1964; J. Du-chemin, Promethee, Histoire du mythe, de ses origines orientales a ses incarnations modernes (Ж.Дюшемен, История мифа от его восточных корней до его современных воплощений), 1974. - Как показывает написание Promethia (IG 12 84, 37), имя выглядит по-настоящему как Promethos, ср. Promathos в древней надписи - Джеффери 225; он связан у греков с глаголом prometheomai, "быть предусмотрительным" (см. об этом V.Schmidt ПЭ 19, 1975, 183-90), отчего впоследствии и появился еще Эпиметей - "крепкий задним умом". Связь с древнеиндийским названием дерева для разведения огня pramanth-[А. Kuhn, Die Herabkunft des Feuers (А. Кун, Происхождение огня), 1859], с лингвистической точки зрения, не может быть обосновано.

21 "Теогония", 510-616, "Труды и дни" 47-105; О. Lendle, Die Pandorasage bei Hesiod (О. Лендле, Сказание о Пандоре у Гесиода), 1957; G. Fink, Pandora und Epimetheus (Г. Финк, Пандора и Эпиметей), дисс., Эрланген, 1958.

22 Относительно продолжающегося спора, действительно ли Эсхил был автором "Прометея прикованного", см. Лески 292-4.

23 Сотворение человека: Эзоп 228 Hausrath; Платон, "Протагор" 320d - 322а; Менандр, фр. 718. Бурлескный мотив крушения человеческого творения [Федр 4,14 сл.; О. Weinreich, Fabel Aretalogie Novelle (О. Вайнрайх, Басня - ареталогия - новелла), 1931, 43-50] имеет еще шумерскую параллель - S. N. Kramer, Sumerian Mythology (С. Кремер, Шумерская мифология), 19612, 68-72.

24 Шумерские изображения связанного бога Солнца, которому угрожает хищная птица и которого спасает героем с луком и стрелой, см. Н. Frankfort, Cylinder Seals (Г. Фрэнкфорт, Цилиндрические печати), 1939, 106, Т. 19а. Греческие изображения прикованного с VII в. - Шефольд Т. 11а, по восточному образцу - Ch. Kardara А AC 2, 1969, 216-9.

25 АП 211 сл.

26 Аполлодор ФГИ 244 F 147.

27 Wehrli РЭ Suppl. V 555-76.

28 См. V 3.4 прим. 6.

29 Буквально "мать этого участка": ксанфосская трилингва - РАН 1974, 117, 38; Е. Laroche БЛО 55, 1960, 183 сл.

10 М. Mayer РЭ VI А 206-42. Фетидейон - РЭ VI А 205 сл., Геродот 7,191, Ферекид ФГИ 3 F 1а, культовый миф - Филарх ФГИ 81 F 81.

31 PMG 5; Павсаний 3,14,4; J. P. Vernant в книге: Hommages а М. Delcourt, 1970, 38-69.

32 ПГМ II 65-79.

3' Eitrem РЭ XII 2293-2306.

34 HN 227-30.

35 Павсаний 8,41,4; "Илиада", XVIII, 398; ВЭ I 220 сл.; Уэст к "Теогонии", 358.

36 ИГР 240^.

37 КГГ V 464-8; F. Brommer РЭ Suppl. VIII949-1008; R. Herbig, Pan, der griechische Bocksgott (P. Хербиг, Пан - греческий козлиный бог), 1949; ИГР 235 сл.; P. Merivale, Pan the Goat-God (П. Меривейл, Пан - козлиный бог), 1969.

38 Лукиан, "Дважды обвиненный" 9 сл.

39 Геродот 6,105; см. I 1 прим. 18.

3.2. Объединения богов

1 Платон, "Законы" 815с; F. Brommer, Satyroi (Ф. Броммер, Сатиры), 1937.

2 "Илиада", XI, 270; XIX, 119.-

3 Н. Usener, Dreiheit (X. Узенер, Троица), РМ 58,1903,1-48; 161-208; 321-62. - Например, три хариты = "грации", вакхи (см. прим. 6), корибанты (на рельефах императорской эпохи).

4 Страбон 10,466-74; важнейший текст к этой главе с материалом из Аполло-дора, Деметрия Скепсийского, Посидония: К. Reinhardt, Poseidonios uber Ursprung und Entartung (К. Райнхардт, Посидоний о возникновении и вырождении), 1928, 34-51; РЭ XXII 814.

5 "Но мифический фиас есть отражение наличествующего в установленном культе" - U. v. Wilamowitz-Moellendorff, Euripides Herakles 1,1889,85. Принципиально важен доклад О. Хёфлера О. Hofler, Kultische Geheimbunde der Germanen (Тайные культовые союзы германцев) I, 1934. Versandlungskulte, Volkssagen und Mythen, Sitz. - Вег., Вена 179, 2, 1973.

6 О. Kern, Die Inschriften von Magnesia am Maeander (О. Керн, Надписи из Магнесии на Меандре), 1900, N 215.

7 См. III 2.10 прим. 42/43.

8 Страбон 14,640; SEG 16,723; L. Robert АГ 1967,129-36. Ср. вообще Лукиан, Salt. 79; Жанмер (1) 1939.

9 См. III 2.6 прим. 18.

10 G. Dumezil, Le probleme des Centaures (Ж. Дюмезиль, Проблема кентавров), 1929 и Т. 1; HN 103; 255,21; в противоположность восточным и минойско-микенским фантастическим изображениям, на геометрических и раннеархаи-ческих изображениях кентавров мы видим нормальных людей с человеческими ногами и приставленной сзади частью лошади, причем неподвижность этой добавочной части (см., например, Шефольд Т. 62) выдает некую искусственность; ср. этрусскую бронзу РМЛ II 1078, где "звериная" часть напоминает штаны, надетые на человека.

11 См. VI 1.3.

12 В. Hemberg, Die Idaiischen Daktylen (Б. Хемберг, Идейские дактили), Eranos 50, 1952, 41-59; о "царстве кузнецов" см. III 2.11 прим. 6.

13 Павсаний 3,19,10. См. IV 2 прим. 31.

14 См. II 7 прим. 52.

15 См. II 7 прим. 53.

16 Эсхил, "Евмениды" 383; Полемон, схолии к Софоклу, "Эдип в Колоне" 489; АП214.

17 HN 257,8; см. V 2.4 прим. 18.

18 Платон, "Законы" 815Ь.

19 Миф о титанах, рассказанный Гесиодом, исторически интерпретировался в том смысле, что титаны были догреческими богами [G. Kaibel NGG 1901, 488-518; М. Pohlenz, Kronos und die Titanen (M. Поленц, Кронос и титаны), NJb 37, 1916, 549-94; U. v. Wilamowitz-Moellendorff, Kronos und die Titanen, SB Berlin 1929, 51, перепеч. 1964, 23), пока не стал известен хеттский миф о наследовании, см. III 2.1 прим. 14. Античная этимология связывала титанов со словом titanos, "гипс", говоря о соответствующей "маркировке" титанов (белый цвет) - Гарпократион, "apomatton", A. Henrichs, Die Phoinikika des Lollianos (А. Генрихе, "Финикийские события" Лоллиана), 1972, 63 сл.

20 Herter РЭ V А 197-224, в особ., 214. Ср. HN 250-5 относительно "карийцев" в Аттике.

21 "Теогония", 9027

22 См. III 2.1 прим. 36.

23 Павсаний 9.30,1; G. Roux БГК 78, 1954, 22-45. Ср. также W. F. Otto, Die Musen und der gottliche Ursprung des Singens und Sagens (В. Отто, Музы и божественное происхождение пения и речи), 1954; P. Boyance, Le Culte de Muses chez les philosophes grecs (П. Буайянсе, Культ муз у греческих философов), 1937.

24 Пиндар, Ол. 14; Гесиод, фр. 71; Эфор ФГИ 70 F 152; Павсаний 9,35,1; 38,1; РЭ III 2153 сл. Ср. также Е. Schwarzenberg, Die Grazien (Э. Шварценберг, Грации), дисс., Мюнхен, 1966.

3.3. Божества природы

1 См. VII 3.1.

2 "Илиада", XX, 4-9.

3 Waser РЭ "Flussgotter" ("Речные боги") VI 2774-2815; ИГР 236-40.

4 Павсаний 4,3,10; 31,4; N. М. Valmin, The Swedish Messenia Expedition (H. Валь-мин, Шведская экспедиция в Мессению), 1938, 417-65. -Теменос Сперхея: "Илиада", XXIII, 148.

5 См. II 2 прим. 29.

6 Дом над источником с вотивной фигурой на кратере в виде колокола в Париже, Bibl. Nat. 422, Фуртвенглер - Райххольд Т. 147.

7 Зенобий у Афинея р. 381 Muller.

8 Н. P. Isler, Acheloos, 1969.

9 Солон 36, 4 сл. Уэст; Эсхил, "Семеро против Фив" 16-19; "Общая мать" - Эсхил, "Прометей прикованный" 90; ср. Платон, "Менексен" 238а; "Тимей" 40Ь; "Законы" 886d. A. Dieterich, Mutter Erde, ein Versuch uber Volksreligion (А. Дитерих, Мать-земля. Опыт о народной религии), 1905; ИГР 456-61; см. III 2.9 прим. 2.

10 См. II 2 прим. 66; II 5 прим. 14.

11 См. 13.6 прим. 26; СЗД 116 А 1; Павсаний 2,12,1; 9,34,3; Гезихий "anemotas". КГГ V 416 сл.; ИГР 116 сл.; L. Robert Hellenika 9, 1950, 56-61.

12 Павсаний 2,34,3; см. II 4.4 прим. 65.

13 См. V 3.5 прим. 29.

14 Геродот 7,189.

15 HN 125-7.

16 PMG 858.

11 См. VII 2 прим. 39.

18 КГГ V 417-20; Jessen РЭ VIII 66-9; ИГР 839 сл.; относительно иконографии - К. Schauenburg, Helios, 1955; см. Ill 2.5 прим. 55.

19 СЗД 94; Festus р. 181 М.

20 G. Turk РЭ XIX 1508-15; J. DIggle, Euripides Phaethon (Й.Диггле, "Фаэтон" Еврипида), 1970.

21 Вавилон: Оппенгейм 193; ВЗ: 4 Цар. 23:11; хетты: Улликумми ДТБВ 123; P. Gelling, Н. Е. Davidson, The Chariot of the Sun and Other Rites and Symbols of the Northern Bronze Age (П. Геллинг, Г. Дэвидсон, Колесница Солнца и другие ритуалы и символы северного бронзового века), 1969.

22 "Одиссея", XII, 261-402; овцы Гелиоса в Аполлонии - Геродот 9, 93.

23 Аристофан, фр. 389.

24 Платон, "Пир" 220d.

25 Сапфо, 199 Лоубл-Пейдж; Bethe РЭ V 2557-60; культ Эндимиона на Латмо-се вблизи Милета - Павсаний 5, 1,5.

26 Escher РЭ V 2657-69, в особ. 26*62-5.

27 "Илиада", II, 786-90 и др.; грубые шутки об Ириде у Аристофана, "Птицы" 1202-61, F. Brommer, Satyrspiele (Ф. Броммер, Сатировские драмы), 19592, 26-9; РМЛ II 343-8.

28 Е. Lane, Corpus monumentorum religionis dei Menis (Э. Лан, Корпус памятников религии Мена) I/II, 1971/75.

29 OF 24; 28; ср. Гесиод, "Теогония" 211-32.

30 "Илиада", XIV, 201; 246.

3.4. Чужеземные боги

1 Theoi ennaetai - Аполлоний Родосский II, 1273 и схолий к этому месту: "на чужбине приносят жертвы местным богам и героям".

2 Ксенофонт, "Анабасис" 1,2,10.

3 W. W. Baudissin, Adonis und Esmun (В. Баудиссин, Адонис и Эзмун), 1911; ИГР 727 сл.; P. Lambrechts, Meded. Vlaamse Akad. v. Wet., Lett. & Schone Kunsten, Kl. d. Lett. 16, 1954, 1; W. Atallah, Adonis dans la litterature et l'art grecs (В. Аталла, Адонис в греческой литературе и греческом искусстве), 1966; М. Detienne, Les jardins d'Adonis (M. Детьен, Сады Адониса), 1972.

4 Сапфо 140; 168 Лоубл-Пейдж; ср. Гесиод, фр. 139; Эпименид ГРВЭ 13, 1972, 92.

5 В качестве отца фигурируют "Феникс" - Гесиод, фр. 139 - и Кинир из кипрского Пафоса - Аполлодор 3,182.

6 Поэтому и филологи-классики (P. Kretschmer Glotta 7, 1916, 39; G. Zuntz ГМ 8, 1951, 34), и востоковеды [Н. Frankfort, The Problem of Similarity in Ancient Near Eastern Religions (Г. Фрэнкфорт, Проблема сходства в древних религиях Ближнего Востока), 1951; С. Colpe в книге: Lisan mithurti, Festschr. W. v. Soden, 1969, 23) сомневались в наличии такой связи. Ср. О. Eissfeldt, Adonis und Adonaj (О. Айсфельдт, Адонис и Адонаи), SB Leipzig 115,4, 1970.

7 Лукиан, "О сирийской богине" 6 сл.; Кирилл MG 70, 440 сл.; ср. Клитарх ФГИ 137 F3; Гезе 185-8.

8 Иез. 8:14; Иер. 32:29; 44:15; Ис. 17:10.

9 Аристофан, "Лисистрата" 389-98; Плутарх, "Алкивиад" 18; Менандр, "Са-миянка" 39-46; Евст. 1701, 45; Феокрит XV - Adoniazousai ("Женщины на празднике Адониса").

10 Лукиан, "Сирийская богиня". G. P. Lambrechts, La ressurection d'Adonis (X. Лам-брехтс, Воскресение Адониса), Melanges I. Levy, 1955, 207-40. Ср. HN 290 сл.

11 ПГМ I 359-63; о рождении - Аполлодор 3, 183 сл.; Антон. Либ. 34; Павсаний 9, 16, 4.

12 Паниасида у Аполлодора 3,185; римское зеркало - ЖГИ 69, 1949, 11.

13 Детьен (см. прим. 3) passim, в особ. 151-8.

14 Rapp РМЛ II 1638-72; Drexler там же 2848-2931; Schwenn РЭ XI 2250-98; КГГ III 289-393; ИГР 725-7; Н. Graillot, Le culte de Cybele (А. Грайо, Культ Кибелы), 1912; E. Will, Aspects du culte et de la legende de la Grande Mere dans la monde grec (Э. Вилль, Аспекты культа и предания о Великой Матери в греческом мире), в книге: Elements orientaux dans la religion grecque (Восточные элементы в греческой религии), 1960, 95-111.

15 См. I 3.6 прим. 22; J. N. Coldstream, Knossos, the Sanctuary of Demeter (Дж. Колдстрим, Кносс, святилище Деметры), 1973.

16 Е. Laroche, Koubaba, deesse anatolienne et le probleme des origines de Cybele (Э. Ларош, Анатолийская богиня Кубаба и проблема происхождения Кибелы), в книге: "Восточные элементы" (см. прим. 14) 113-28; К. Bittel, Phry-gisches Kultbild aus Bogazkoy (К. Биттель, Фригийское культовое изображение из Богазкёя), Antike Plastik II, 1963, 7-21. Относительно лидийской формы имени Kuvav - R. Gusmani Kadrnos 8, 1969, 158-61.

17 С. Н. Е. Haspels, The Highlands of Phrygia (К. Хаспелс, Фригийское нагорье), 1971; Биттель - см. прим. 16.

18 Хаспелс I 293 N 13, надпись Kybalas в италийских Локрах (VII в.), М. Gu-arducci Klio 52, 1970, 133-8.

19 Геродот 4,76.

20 Вилль (см. прим. 14) 98 сл.

21 Семонид 36 Уэст, ср. Гиппонакт 156 Уэст; Кратин, фр. 62, CAF 131.

22 Аристомах ФГИ 383 F 13; Пиндар, фр. 80; 95; диф. 2; Пиф. 3,77 сл.

23 Травлос 352-6; об изображении - A. von Salis, Die Gottermutter des Agora-kritos (А. фон Залис, Матерь богов Агоракрита), ЕНАИ 28,1913,1-26, Лип-польд 187.

24 Гомеровские гимны 14.

25 См. III 2.7 прим. 25.

26 Меланиппид PMG 764; Еврипид, "Елена", 1301-68; орфическая теогония - Antike und Abendland 14, 1968, 101.

27 См. II 8 прим. 12; Менандр, "Theophoroumene".

28 Еврипид, "Елена" 1346-52; Еврипид, "Вакханки" 123-9; гимн к Матери богов из Эпидавра - PMG 935 = IG IV 12131; HN 291.

29 Н. Hepding, Attis, seine Mythen und sein Kult (Х.Хепдинг, Аттис, мифы о нем и его культ), 1903.

30 Плутарх, "Никий" 13,2.

31 Каллимах, фр. 761; Катулл 63; P. Lambrechts, Attis, van herdersknaap tot God (П. Л амбрехтс, Аттис - от подпаска до бога), Verh. Vlaamse Acad. v. Wet. 46, 1962; M. J. Vermaseren, The Legend of Attis in Greek and Roman Art (M. Bep-масерен, Легенда об Аттисе в греческом и римском искусстве), 1966.

Аристофан, "Осы" 9 сл.; "Лисистрата" 387; Демосфен 18,259 сл.; "мистерии" - РАН 1975, 307-30; = Дионис: Амфитей ФГИ 431 F 1. Кук 1 390-400; ИГР 836; Schaefer РЭ IА 1540-51; А. Вайан (A. Vaillant НК 7/9,1955/7,485 сл.) толкует имя как "освободитель" (ср. слав, "свобода").

33 Евполид CAF I 273; ИГР 835.

34 СЗД 6; Платон, "Государство" 327ab, 354а; ИГР 833 сл.

35 Пиндар, фр. 36; Павсаний 9,16,1; ИГР 832; Парк 194-241.

36 L. Vidman, Isis und Sarapis bei den Griechen und Romern (Л. Видман, Изида и Сарапис у греков и римлян), 1970.

3.5. Даймон

1 J. A. Hild, Etude sur les demons dans la litterature et la religion des Grecs (Ж. Хильд, Исследование о демонах в греческой литературе и религии), 1881; J. Tambornino, De antiquorum daemonismo (Й. Тамборнино, О демонизме в античности), 1909; Anders РЭ Suppl. Ill 267-322; ИГР 216-22; J. ter Vrugt-Lentz Л AX "Geister und Damonen" (Духи и демоны) IX 598-615; G. Francois, Le polytheisme et l'emploi au singulier des mots theos, daimon dans la litterature grecque (Ж.Франсуа, Политеизм и употребление слов "theos" и "daimon" в греческой литературе), 1957; М. Detienne, La notio de Daimon dans le Pythagorisme ancien (M. Детьен, Значение слова "daimon" в древнем пифагореизме), 1963; F. A. Wilford, DAIMON in Homer (Ф. Уилфорд, DAIMON у Гомера), Numen 12, 1965, 217-32; Н. Nowak, Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon. Eine Untersuchung epigraphischer Zeugnisse vom 5. Jh. v. Chr. bis zum 5. Jh.n.Chr. (X. Новак, К истории развития понятия "daimon". Исследование эпиграфических свидетельств начиная с V в. до P. X. до V в. по Р.Х.), дисс, Бонн, 1960.

2 См. VII 3.4.

3 Корень dai- многозначен; наиболее распространенное толкование - "распределяющий" [например, ВЭ I 369; Кереньи (3) 18 сл.) наталкивается на ту сложность, что "daio" означает "разделять", но не "распределять"; но, кажется, это слово обыгрывает уже Алкман (PMG 65) "daimonas edassato", ср. Ричардсон о Гимне к Деметре 300 "разрыватель и пожиратель трупов" - W. Porzig ИИ 41, 1923, 169-73. Возможным представляется также "осветитель" (несущий факел в культовом шествии?).

4 "Илиада", I, 222; III, 420; W. Kullmann, Das Wirken der Gotter in der Ilias (В. Кульман, Деятельность богов в "Илиаде"), 1956, 49-57. У одного лирика (Симонида?) есть обращение к Пану как к "козлоногому даймону" - Suppl. Lyr. Gr. N 387.

5 Гесиод, "Теогония" 221.

6 Е. Brunius-Nilsson, DAIMONIE, Уппсала 1955.

7 "Илиада", XVII, 98 сл.

8 "Одиссея", V, 396.

9 Аристофан, "Всадники" 85; "Осы" 525; Диодор Сицилийский 4,3; Плутарх, "Застольные вопросы" 655е; Суда а 122; СЗД 68; СЗГГ 134; Павсаний 9,39,5; рельеф из Феспий - Харрисон (1) 357, ср. Харрисон (2) 277-80; ИГР II 213.

10 Гесиод, "Труды и дни" 122-6, где 124 сл. = 254 сл. (видимо, вставка). В "Теогонии" (991) Фаэтон становится "даймоном".

11 Аристотель, фр. 193; НП 73 сл.; 171,34; 185 сл.

12 Пиндар, Пиф. 3,108 сл. 1 3 Пиндар, Пиф. 5,122 сл.

14 Платон, "Федон" 107d, ср. "Лисид" 233а, "Государство" 617de, 620d, "Законы" 877а; Лисий 2,78; Менандр, фр. 714 Koerte.

15 ФД 22 В 119 = 94 Marcovich, ср. Эпихарм, фр. 258 Кайбель.

16 Пиндар, Пиф. 3,34.

17 Эсхил, "Агамемнон" 1468; 1476 сл.; 1486-8.

18 См. IV 2 прим. 31.

19 Эсхил, "Агамемнон" 1500 сл.; "Персы" 353; Софокл, "Эдип в Колоне" 787 сл.; Еврипид, "Медея" 1333; ср. Сократ Аргосский ФГИ 310 F 5; Аполлодор ФГИ 244 F 150.

20 Гиппократ, Parth. VIII 466 Littre.

21 Эсхил, "Персы" 641, причем царь - одновременно и theos (642).

22 Еврипид, "Алкеста" 1003.

23 Еврипид, "Рес" 971.

24 Платон, "Государство" 469Ь; 540с; см. VII 3.4 прим. 20; ср. "Кратил" 398с. Новак - см. прим. 1.

25 Платон, "Апология Сократа" 31cd; Гэфри (2) III 402-5; см. VII 2 прим. 42.

4. К ВОПРОСУ О СВОЕОБРАЗИИ ГРЕЧЕСКОГО АНТРОПОМОРФИЗМА

В прежнее время религиоведение больше склонялось к тому, чтобы считать мир олимпийских богов чем-то единственным в своем роде, творением "Гомера", иначе говоря, греков и их поэтов в раннюю эпоху1. Открытия в области древневосточной литературы показали неправильность этого взгляда. Особенно разительные параллели с "гомеровским" обнаружились в ближайщих к Греции областях, в хеттском и угаритском ареале. Если не принимать в расчет Египет, как прежде занимающий исключительное положение, по-видимому, можно сказать, что пантеон антропоморфных богов, на манер людей разговаривающих между собой и вступающих в человеческие взаимоотношения, богов, которые любят, гневаются и страдают, которых связывают друг с другом браки и родственные связи, является принадлежностью переднеазиатско-эгейского "koine"; сюда же относится собрание богов, гора богов - на севере2. И микенская Греция не стоит особняком: есть пара Зевс-Гера, есть "Божественная Мать", есть "Дримий, сын Зевса"3.

Только при более детальном рассмотрении становится ясно, в чем состоит своеобразие греческого, "гомеровского". Первая бросающаяся в глаза особенность - имена богов: в них должно быть заключено то или иное высказывание, и дело здесь не только в ожиданиях современного исследователя. У римлян среди божественных имен такие совсем прозрачные, как Diespiter и Merkurius, Iuno или же Venus также объяснимы; правда, тут же рядом имеются этрусские и греческие заимствования. Ясны в своем значении и имена шумерских богов: например, Энки, "владыка низа", Нинхурсаг, "владычица горы"; вавилонских - Мардук, "сын божественной горы"; "Исида" означает "престол", Гор - "находящийся наверху". Главнейшие боги Угари-та - Эл и Ваал, "бог" и "владыка", у хеттов - "солнце Аринны" и "бог грозы", эпитетом которого, по-видимому, было "Тархунт", "могущественный"4. В то же время, имена греческих богов практически сплошь непрозрачны. Греки не были в состоянии правильно этимологизировать даже имя "Зевс". И этот парадокс возводится в систему5: допускается в крайнем случае полуясность, De-meter, Dio-nysos; в остальном, понятные словоформы вытесняются: Eileithyia вместо Eleuthyia, Apollon вместо Apellon, Hermes вместо Hermaas.

При этом обычные греки в подавляющем большинстве носили легко прочитывающиеся имена, были ли они образованы по типу "Фраси-бул", "смелый в совете" или по типу "Симон", "плосконосый". Имена героев, напротив, большей частью подобным же образом затемнены - Agamemnon вместо Agamen-mon, "особо выносливого" - или не поддаются объяснению - как имена "Ахилл" и "Одиссей". Очевидно, это связано с тем, что индивидуальность лица, в особенности, такого, которое не существует непосредственно в реальной жизни, делается более запоминающейся через присвоение ему необычного имени - как многие немецкие имена, правописание которых намеренно усложнено. Таким образом, то, что вызывало недоумение, превращается в характернейшую черту: греческие боги - личности и никак не абстракции, не идеи и не понятия; "theos" может быть предикатом, имя бога в мифическом повествовании - субъект. Мы можем сказать: "переживание грозы есть Зевс", "переживание сексуальности - Афродита"; строй греческого языка позволяет выразить ту же мысль: "Зевс бросает пе-рун", а Афродита дает свои дары. Потому-то божества природы и отходят на второй план. Современный ученый-религиовед, вероятно, сказал бы здесь о "первообразах действительности"6; у греков высказывание и представление были структурированы таким образом, что возникала личностная индивидуальность, обладавшая своим собственным, "осязаемым" бытием; она не подлежала определению, но ее можно было узнать, и это знакомство могло обернуться радостью, помощью и спасением.

Эти божественные индивидуальности, как их представляли поэты, почти во всех проявлениях подобны людям. О том, чтобы видеть в них чистый "дух", не может быть и речи; существенные элементы телесности составляют неотъемлемую часть их природы, ведь телесное и духовное в личности неотделимы друг от друга. Их знание намного превосходит человеческое, замыслы далеко опережают замыслы людей и по большей части претворяются в жизнь; но даже Зевс не всегда предстает всезнающим7. Боги способны преодолевать огромные пространства, но они не вездесущи; они иногда посещают свои храмы, но не прикованы к кумиру. Богов нельзя так просто увидеть, они, самое большее, показываются отдельным людям и принимают то один, то другой человеческий облик; в то же время бог может прийти в совершенно телесное соприкосновение с человеком; Аполлон бьет Патрокла по спине, Диомед ранит своим копьем Афродиту и Ареса8. Божественная кровь отличается от человеческой, пища богов и питье - тоже иные, божественные субстанции; но раны богов одинаково болезненны, боги вскрикивают от боли и жалуются. Они вообще могут испытывать страдание; одно только чувство жалости заставляет сердце Зевса, верховного бога, "сжиматься" при известии о смерти кого-то из его любимцев9. Тем более легко боги могут приходить в ярость и бушевать, но также и сотрясаться от "неугасимого смеха".

Разумеется, сексуальность богам тоже свойственна. Мужчину характеризует его сексуальная активность; для бога перестают действовать человеческие ограничения, осуществление желания и в этом случае выступает как естественное продолжение желания; и "не без плода ложе с бессмертными"10 - каждый акт означает зачатие. Это определяет связь богов и героев; еще в историческое время победителя с готовностью чествовали как рожденного от бога11. Характер бога проявляется в его детях: сына Зевса отличает особая царственность, сын Гермеса выделяется ловкостью и лукавством, сын Геракла силен физически и напорист, но всех их как детей богов объединяет "превосходство".

Отношение богинь к сексуальности сложнее; поскольку женщине традиционно отводится пассивная роль, ее дело "быть покоряемой", damenai, это вступает в противоречие с царственным характером "владычицы". И как раз поэтому Артемида и Афина, "неукрощенные девы", особенно могущественны, тогда как ложе, разделенное Демет-рой, дает повод к жестокому гневу12. Гера и Афродита привносят свое "царственное" естество в любовный союз; когда миф сообщает подробности, видно, что они - активные партнеры своих мужчин, Гера - обманывая Зевса, Афродита - в истории с Анхизом13. Изображение родов, сопряженных с родовыми муками, также оттеснено на второй план и максимально обобщено как плохо совместимое с образом величественной богини; повествование медлит, рисуя, как "второстепенное" божество Латона, прислонившись к пальмовому дереву на острове Делос, производит на свет Артемиду и Аполлона. Правда, круг олимпийских богов с некоторых пор перестал расширяться, и не приходится рассчитывать на рождение новых богов; богам недостает судьбы, которая наряду с прочими предполагает также и возможность смерти. Поэтому они и пребывают в своем непреходящем совершенстве - застывшие, навсегда заключенные в нем, "вечно сущие", aien eontes.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 262 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...