Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПЛАТОН. Законы



(Отрывки из трактата цитируются в переводе А.Н. Егунова по изданию: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. М., 1994)

III. (676b) Не правда ли, тысячи государств возникали в этот промежуток времени[462] одно за другим и соответственно не меньшее количество их погибало. (676с) К тому же они повсюду проходили через самые различные формы государственного устройства, то становясь бóльшими из меньших, то меньшими из бóльших[463] или худшими из лучших и лучшими из худших…

III. (678b) …Тогдашние люди[464] были незнакомы со многими благами, доставляемыми городами, а также и со многим таким, что этим благам противоположно… С течением времени и с умножением человеческого рода все пришло в нынешнее состояние… Но не сразу, а, как это и естественно, мало-помалу, в течение очень долгого времени. …(678е) Не существовали тогда и те искусства, для которых нужно железо, медь и тому подобное… И вот в те времена по многим причинам совершенно исчезли междоусобия и войны… Прежде всего тогдашние люди любили друг друга и вследствие малочисленности относились друг к другу доброжелательно; (679а) пищу им также не приходилось оспаривать друг у друга, ибо не было недостатка в пастбищах – разве что кое у кого вначале, – а этим-то они в то время и жили по большей части. Не могло у них быть и недостатка в молоке и мясе; кроме того, они охотой добывали себе изрядную пищу. В изобилии имели они одежду, постель, жилища и утварь, как обожженную, так и простую; ибо ни одно из искусств, связанных с лепкой и плетением, не нуждается в железе. (679b) Оба этих искусства бог даровал людям, чтобы человеческий род, когда ощутит недостаток в железе, все же мог продолжаться и преумножаться. Благодаря этому не было и особенно бедных, так что бедность не принуждала людей к вражде. С другой стороны, они не могли также стать богатыми, ведь в те времена у них не было ни золота, ни серебра. Самые благородные нравы, пожалуй, возникают в таком общежитии, где рядом не обитают богатство и бедность… (679с) По этой причине и благодаря так называемому простодушию люди обладали тогда достоинством: по простоте душевной они считали истинным все то и повиновались всему тому, что слышали о прекрасном и безобразном. Ибо никто из них не обладал той хитростью, которая в наши дни заставляет во всем подозревать ложь; они считали истиной все рассказываемое о богах и людях и сообразно этому жили… (679d) Они были менее сведущи и опытны в различных искусствах, в том числе и в военном, которое применяют теперь на суше и на море и даже внутри своего государства, причем называют это справедливостью или междоусобием; (679е) при этом и на словах и на деле изобретаются всякие средства, чтобы причинить друг другу зло и несправедливость. А те люди были более цельными и мужественными, а вместе с тем и более рассудительными и вообще более справедливыми… (680а) Не правда ли, те люди не нуждались в законодателях? Да этого обычно и не бывает в такие времена, ведь… у них еще не было письменности, но жили они, следуя обычаям и так называемым дедовским законам… Однако и это есть уже некий вид государственного устройства… (680b) Мне кажется, все называют тогдашнее государственное устройство династией[465]. Оно и до сих пор встречается во многих местах как у эллинов, так и у варваров. Гомер рассказывает, что именно так было в месте пребывания киклопов… (680d) Люди разделились по родам с определенным местопребыванием для каждого, причем господствовал старейший, так как он получил эту власть от отца и матери; (680е) за ним следовали остальные, составляя, точно птицы, одну стаю, и они находились под управлением законов наших дедов и наиболее справедливой из всех царской власти (basileiva)… Постепенно все большее количество людей сходятся вместе, составляя бóльшие по размеру сообщества. Прежде всего они обращаются к земледелию на склонах гор, (681a) сооружая каменные ограды наподобие стен для защиты от зверей и образуя одно общее большое жилище… (681с) Вслед за этим сошедшиеся неизбежно должны были сообща избрать некоторых лиц из своей среды, чтобы те рассмотрели все узаконения, выбрали из них те, которые им больше понравятся, и, ясно их изложив, представили бы на общий совет предводителей и вожаков, игравших роль царей народов. (682d) Сами они должны были получить наименование законодателей, назначить должностных лиц, а государственный строй изменить, введя вместо династий аристократический образ правления или какой-нибудь род царской власти…




Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 688 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...