Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Существует анархическое учение, среднее между радикальным отрицанием и не отрицанием капитализма, восходящее к политэкономическим взглядам Прудона – мютюэлизм



Мютюэлизм – вид анархизма, предлагающий товарищество без бюрократической системы, без капиталистической логики хозяйствования и прибыли. Это значит, что происходит честный равноценный товарообмен без лишних посредников и получения прибыли (капитала). Нуждающиеся в помощи получают ее из кассы общины. Трудящиеся не подчиняются иерархическим структурам и не продают за бесценок свой труд капиталистам. Общины мютюалистов уже осуществлялись на практике в XIX-XX в.в. и существуют сейчас в Западной Европе, однако их немного и они малочисленны. В таких общинах иногда совершаются попытки свести к минимуму использование денег, применяя бартерные отношения.

Мютюэлизм никогда не получал существенного распространения, например, на территории целой страны или значительной ее части из-за несовершенства принципов применительно к большим масштабам. Видимо, одна из причин его неприменимости к большей части общества – в стремлении воспитанных при капитализме людей эксплуатировать при возможности чужой труд, стремиться к накоплению большего количества благ, чем у соседа, даже если в них нет объективной потребности.

Анархические учения, полностью отрицающие капитализм (частную собственность)

Анархо-синдикализм – анархизм, предлагающий «горизонтальную» (неиерархическую) самоорганизацию трудящихся. Это течение отвергает участие в органах власти, политические партии, иерархические профсоюзы. Основной принцип борьбы анархо-синдикалистов – «прямое действие», это организация честных профсоюзов с горизонтальным устройством. Анархо-синдикализм использует экономистский подход к борьбе, но допускает и вооруженный конфликт, опирается на рабочих и трудящихся различных отраслей хозяйства. Решения в общинах, образованных по отраслевому различию, принимает только общее собрание, без каких-либо лидеров (при капитализме свободных от основного труда для чисто управленческой деятельности).

В первой половине ХХ века европейские анархо-синдикалисты оказывали вооруженное сопротивление фашистским режимам. После Второй Мировой войны число сторонников анархо-синдикализма пошло на убыль, сейчас это довольно малочисленные группы, в основном в странах Евросоюза. Недостатками этого движения являются завышенная роль производственных профсоюзов, отрицание структурных способов политической борьбы, неспособность раскрыть послевоенному зомбированному капиталистами обществу опасность дальнейшей деятельности буржуазной системы. Впрочем, последний недостаток свойствен всем прогрессивным учениям, в связи с улучшением материального достатка и социального обеспечения в странах «золотого миллиарда» и пораженческими настроениями в остальном мире, покоренном империализмом.

Анархо-коллективизм – анархизм, отрицающий государственную и частную собственность на средства производства, предлагая взамен общественное распоряжение средствами производства непосредственными производителями. Оплата трудоспособному населению должна производиться пропорционально затраченному на производство рабочему времени (каждому – по труду). В капиталистическом обществе частный собственник средств производства (олигарх, владелец сети магазинов, группы заводов, фермерских хозяйств, т.е. чужой рабочей силы) забирает большую часть себе, оставляя трудящимся минимум, достаточный для их повиновения.

Продукты производства не предполагается обобществлять, а также не устраняется наемная система труда (при этом труд оплачивается честно, а не по остаточному принципу как на современных буржуазных предприятиях). Организованное таким образом общество перестает нуждаться в государственной власти (трудовые коллективы самостоятельно справляются с организацией своей жизни), государства могут быть упразднены. Недостаток – сохранение системы наемного труда, из-за которой наниматели могут вернуться к капиталистическому эксплуататорскому принципу.

Анархо-коммунизм – направление анархизма, которое можно назвать также либертарным коммунизмом: построение общества без тотальной централизации власти, иерархии и принуждения, уничтожение частной собственности. Оформитель целостной идеи анархо-комунизма Кропоткин так говорил о распределении благ: «пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить». Средства производства также должны быть обобществлены.

Переход к такой экономике предлагается быстрый, без промежуточной стадии власти класса трудящихся при помощи государства и партии, а с немедленной ликвидацией классов и объединением в целостный бесклассовый народ. Государства заменяются федерацией равноправных самоуправляющихся территориальных коммун и производственных объединений, не подчиненных какой-либо центральной власти. Наемный труд и частная собственность полностью ликвидируются.

Воспитание обеспечивает вместо эгоизма дух солидарности. В результате человек получает возможность жить в достатке и свободу для развития личности без ограничений со стороны государства и финансовой системы. Труд становится не бременем, а добровольным, интересным и творческим занятием. Отсутствие частной собственности отменяет армии и полицию, защищавшие эту собственность.

По мнению анархистов, достоинство анархо-коммунизма перед социализмом в том, что не используется опасная стадия государственной власти, когда представители интересов трудящихся могли бы переродиться в новую эксплуататорскую элиту, сразу отменяется государственная собственность на землю и государство в качестве единого нанимателя рабочей силы. Избегается также риск отсутствия отмирания государства на критической стадии, после которой может произойти буржуазная контрреволюция. Недостатки – сложность практического осуществления скачка к бесклассовому обществу и сложность организации эффективного сопротивления существующей буржуазной системе.

Зеленый анархизм – анархизм, приемлющий принципы примитивизма (отказа от благ научно-технической цивилизации, возврата к дикому образу жизни) или либертарного муниципализма (создания вместо государств независимых коммун на принципах прямой демократии – общих собраний). В обоих случаях вместе с государством упраздняются буржуазные отношения. Примитивизм будет подробнее рассмотрен в отдельной главе.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...