Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Анархия не значит отсутствие учреждений, а только таких учреждений, которым заставляют людей подчиняться насильно.
Лев Толстой
Обзор начинается с рассмотрения анархизма, поскольку это одно из ранних учений об освобождении человека от вынужденно им же созданной общественной системы, отжившей свою роль. Более поздние учения были сформированы в т.ч. под влиянием теорий анархизма, что-то заимствуя из него, что-то критикуя, объясняя и преодолевая недостатки анархических теорий.
Различные авторы трудов по анархизму придерживались самых разнообразных философских взглядов. В анархизме стихийно отсутствует обязательное понятие Высшего Разума, представление о первичности сознания и его превалировании над материей, обязательное признание каких-либо божеств и отведение их воле первоочередной роли. Среди последователей анархизма нередки субъективно-идеалистические взгляды. Это выражено в видении совершенствования общества за счет самосовершенствования каждого отдельного человека. Желание и возможность для самосовершенствования отдельные люди должны получать путем пропаганды, просвещения, призывов и общения во время уличных протестных акций. Объединение в политические структуры для организованной борьбы, взятие государственной власти насильственным либо ненасильственным методом такими анархистами полностью отрицаются. Большинству идеологов анархизма присущи также особые, либертарианские философско-политические взгляды.
< Либертарианство – это политическая теория, выводящая принципы устройства общества из аксиомы самопринадлежности – права собственности человека на собственное тело. Исходя из убеждения, что человек сам должен распоряжаться своей жизнью и имуществом и имеет право самостоятельно решать, как ему жить, при условии, что он признает такое же право за другими людьми, либертарианцы отстаивают максимально широкие права личности и требуют сведения роли государства к необходимому минимуму – защите жизни и собственности граждан. > Такое определение дано Дэвидом Боузом в книге «Либертарианство: история, принципы, политика» 1997 г. Здесь очевидно поднятие на-гора давным-давно устаревших взглядов времен буржуазных революций под названием «теория естественного права и общественного договора».
Изначально либертарианство подразумевало правовой, а не этический запрет на насилие одного лица относительного другого. Однако отдельные анархические учения призывают именно к нравственному, этическому соблюдению правила ненасилия и запрета посягательства на чужое имущество. В последнем случае отпадает необходимость в контролирующих структурах, в наказании зла насилием со стороны этих структур.
Перечисление основных понятий анархизма есть в книге Поля Эльцбахера «Суть анархизма» 1906 г. Эти понятия – право, государство и собственность. Сформулируем их наиболее точные и краткие определения.
Право – воля господствующего класса, возводимая этим классом в закон.
Закон – официально закрепленное право. Закон представляет собой набор правил поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государствами.
Понятие о государстве уже было кратко раскрыто в пункте «политология».
< Собственность – совокупность ценностей (объектов собственности), принадлежащих субъекту, у которого имеется право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Субъектом может быть человек, группа людей, все общество. > Вид собственности может зависеть от способа ее использования субъектом. < Объектом собственности могут быть материальные и нематериальные ценности. > Набор видов собственности зависит от текущей общественной формации.
Также существует одно понятие, к осуществлению которого стремятся все виды анархизма. Это понятие – свобода. Анархисты имеют своеобразное представление о понятии свободы.
Свобода с точки зрения анархистов – < отсутствие подчинения чужой воле. > Это определение – частный, куцый случай полноценного определения, не содержащегося в анархических теориях (смотри страницу 3).
У различных направлений анархизма есть одна общая идея (максимизация «свободы личности») и соответствующая общая цель – ликвидация государственной власти (как главного ограничителя этой «свободы») тем или иным способом. < Государство должно исчезнуть, быстро и принудительно или же постепенно, в дальней перспективе. На смену государству предлагается организация множества общин с созываемыми периодически (либо только по крайней необходимости) советами, отраслевыми структурами с «горизонтальным» устройством (смотри рисунок 2). В каждом из направлений анархизма, таким образом, главной целью является значительное увеличение свободы каждого человека через устранение института государства. >
Рисунок 2 – наиболее общая для большинства анархических течений схема настоящего и желаемого общественных устройств
По отношению к праву у различных теоретиков анархизма есть расхождения, но почти у всех предлагается оставить право, согласно которого договоры должны выполняться. Иные авторы заявляют об отмене юридически закрепленных и организованно контролируемых прав вообще. Эти права замещаются высокой нравственностью людей и иными условиями примирения народных масс, писаные законы тогда просто не нужны.
По отношению к собственности расхождений еще больше. Частично это было вызвано различным пониманием форм собственности и неполнотой знаний о сути форм собственности во времена зарождения анархизма. Если временно закрыть глаза на несовершенство самого понимания форм собственности, можно поделить анархические теории по их отношению к институту собственности. Один «лагерь» за максимальное сохранение в старом виде собственности отдельных людей и общин, прав на эту собственность. Противоположный «лагерь» - за перераспределение всей собственности, ее максимальное обобществление. По этому поводу изначально возникали споры, неясность конкретных случаев при реализации идеи, и возникают до сих пор. Но в наши дни взаимное непонимание двух «лагерей» анархизма говорит только о непонимании их представителями форм собственности. В рамках анархической науки этот вопрос разобрать сложно, поэтому мы вернемся к нему в следующих главах, когда будем вооружены необходимыми знаниями.
У современного человека, в особенности, если он любопытен и образован, модель общества без государства, без насильственных законов, а тем более без собственности в ее привычном смысле (безраздельного владения ценностями, в т.ч. чужой свободой и рабочей силой) вызывает в сознании приевшееся словцо – утопия. Разумеется, что подробных руководств, как достичь соответствующих условий примирения людей, у первопроходцев идей анархизма не было. Но у каждого идеолога анархизма все же было несколько стратегических идей по движению к намеченной цели. Анархические стратегии можно поделить на эволюционные и революционные.
Эволюционные стратегии делятся на два подвида.
В первом случае в ходе эволюции экономический базис и связанная с ним надстройка в значительной степени сохраняются, происходит лишь совершенствование общества в рамках старой системы (тем не менее, признаются полезными децентрализация государства, рассредоточение власти, возможно – запрет ростовщичества и т.д.). В XIX веке анархические теории и движения, реализующие такой принцип, назывались реформизмом. Реформизм может смиряться с существованием капитализма, а проблемы общества пытается решить борьбой с несовершенством второстепенных, производных общественных явлений и структур.
Во втором случае изменение общества также происходит длительно, ненасильственным путем, без организованного взятия власти представителями одной из социальных страт. Однако прежние правовые нормы на отдаленной стадии процесса полностью отрицаются, старый экономический базис и связанные с ним надстройки ликвидируются. Оба подвида эволюционного анархизма могут достигаться разнообразнейшими методами: просвещение народа (информирование о несовершенстве существующей системы и о лучших принципах общественного устройства), создание независимых от государственной власти общин с властью собраний (изначально это касалось в основном крестьян), создание народного банка (который не берет проценты, а только принимает плату за услуги, достаточную для оплаты затраченного банкирами труда).
Кроме классического эволюционизма существовала (и существует под другими названиями) анархическая стратегия «экономизма». «Экономисты» выступали как группы беспартийных, неорганизованных рабочих или профсоюзными коллективами. Они требовали социальных благ без указания политико-экономического способа их достижения, без требования получить в свои руки власть для организации справедливого распределения продуктов труда. Движения «экономистов» в Западной Европе проявляли себя в форме митингов, забастовок, протестной литературы. Если реформисты предлагали конкретные меры для исправления экономических проблем и установления социальной справедливости, то «экономисты» просто ожесточенно требовали улучшений от работодателей и органов власти. Экономисты в рядах партии РСДРП говорили про организацию "экономической борьбы рабочих с хозяевами и правительством", представляющей собой лишь протест за улучшение фабрично-заводского законодательства. Предлагалось не обучать пролетариев политграмоте и не бороться за власть трудящихся при помощи партии, а пустить все на самотек, мол, народ спонтанно вынудит своим протестом идти на уступки. Также «экономисты» не разграничивали социальные классы с их неизменными интересами, от этого движение становилось совсем аморфным и малополезным.
Революционные стратегии анархизма в большинстве своем предполагают организацию стремительного насильственного переворота в государстве или использование уже происходящего переворота для основания негосударственного устройства общества. Централизованная власть ликвидируется принудительно. В дальнейшем наиболее важные вопросы решаются советами общин, объединяющих трудящихся. Между отдельными людьми и между общинами происходит обмен товарами в соответствии с не писаным правом исполнения договоров. Если в таком равноценном обмене товарами используются деньги, то они все равно играют роль временного эквивалента благ, а не капитала. Капитал отрицается еще и тем, что анархизм борется за свободу, один человек не должен быть эксплуатируем другим, следовательно, невозможен рост капитала. Денег тогда не больше, чем произведенного товара, и капитализм прекращает свое существование. Таким образом, революционный анархический метод является одним из направлений социалистических взглядов на проблемы общества (в смысле борьбы с властью капитала).
Для полноты характеристики истоков анархизма стоит упомянуть об авторах первых анархических теорий.
Уильям Годвин (1756 - 1836) считал высшим законом всеобщее благо. Он предлагал ликвидировать частную собственность и государство, его социалистические идеи можно также отнести к пре-коммунизму. Эти идеи заключались в делении общества на многочисленный класс бедных, производящих блага, и малочисленный класс богатых, отнимающих эти блага. Годвин аргументировал необходимость упразднения государства, поскольку оно служит орудием власти в руках паразитического класса богатых.
Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865) основным законом называл справедливость в смысле уважения к человеческому достоинству, защиты этого достоинства. Это уважение не логически обоснованное, а спонтанное. Еще Кант различал легальные и моральные поступки. Легальный поступок – помочь человеку, надеясь на поощрение и вознаграждение. Моральный поступок – помочь незнакомцу не задумываясь, ни на что не рассчитывая. Прудон предлагал руководствоваться именно моральными побуждениями, однако критиковал коммунистический подход. Он рекомендовал исключительно убеждать людей в необходимости перемен для достижения справедливости, и для начала создать беспроцентный народный банк.
Макс Штирнер (1806 - 1856) на первое место ставил собственное благо каждого. Так зародился анархо-индивидуализм, проповедующий в качестве высшей ценности личное наслаждение. Штирнер отрицал искусственные права на собственность, признавая лишь ту собственность, которую индивидуум может получить и защитить силой. Для установления такого порядка он допускал насильственный переворот.
Михаил Бакунин (1814 - 1876) считал основным закон прогресса человечества, восхождения к все более совершенному бытию. Частная собственность должна исчезнуть, как отжившая свое. Для этого необходима социальная революция, с первых дней устраняющая государство.
Петр Кропоткин (1842 - 1921) уточнил основной закон Бакунина: развитие к все более счастливой жизни. Эта позиция – коммунистическая (на первое место ставится человек, а все остальное должно служить ему во благо). Кропоткин считал, что для осуществления социальной революции и упразднения частной собственности достаточно активных действий небольшой группы людей. В последние годы жизни отказался от идеи революционного вмешательства в устройство общества, поскольку наблюдал несовершенство реализации на практике революционных учений, сопровождающие его страдания, жертвы, разрушения.
Лев Толстой (1828 - 1910) подобно Кропоткину был гуманистом, и за основу взял чистое (нерелигиозное) учение Христа, проповедующее заботу о ближних. Он считал необходимым проповедование христианских ценностей среди народных масс, при этом отрицая церковь и религию как орудия обмана и порабощения. Его взгляды также имели субъективно-индивидуалистические элементы: каждый человек должен в первую очередь сам соблюдать заповеди Христа, начинать во всем с себя. Толстого можно считать одним из основателей доктрины непротивления злу насилием, позднее широко примененной в освободительной борьбе индийского народа против британских империалистов: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием».
Бенджамин Рикетсон Такер (1854 - 1939) вслед за Штирнером также называл основным законом индивидуальное благо, личную выгоду каждого. Он отрицал только принятое в государстве разделение собственности, но не сами формы собственности. Для ликвидации государства Такер предлагал просвещение, пропаганду и социальную революцию в форме массового неповиновения государственной власти, т.н. «пассивное сопротивление».
Поль Эльцбахер систематизировал работы всех вышеперечисленных идеологов анархизма и выявил фундаментальные анархические принципы [4]. Затем вслед за теорией пришло время практики.
Во время крушения самодержавия и буржуазии в Петрограде была совершена неудачная попытка анархического переворота (июль 1917). Осенью того же года под руководством партии большевиков трудящиеся России завершили наиболее радикальную часть революционного процесса, но уже в соответствии с социалистическим, а не анархическим подходом. Позднее вооруженные формирования анархистов в Советской России попали под запрет для предотвращения возможных беспорядков и раскола государства в политически опасный момент.
На территории еще не сформировавшейся Украинской Советской Республики Нестор Махно (1888 - 1934) стал вдохновителем и руководителем воплощения наиболее радикальных анархических идей в жизнь. Еще до апогея революции в 1917 г. он занимался экспроприацией имущества богачей в пользу бедных крестьян. Эти налеты нельзя назвать грабежом, поскольку грабежом являлась эксплуатация богачами трудового народа, а Махно возвращал крестьянам честно заработанные ими богатства.
Летом 1917 г. он объявил себя комиссаром Гуляйпольского района. Власть буржуазного Временного Правительства и Центральной Рады не признавались. Земли церквей и помещиков отдавались в коммуну, куда приглашались как крестьяне, так и бывшие помещики.
После Великой Октябрьской Революции и краха буржуазных властей под его командованием был организован отряд вооруженного сопротивления остаткам белой гвардии, с жестокостью и остервенением пытавшейся вернуть свою тотальную власть и давно отжившую свое Российскую Империю. Махно совершил попытку пропустить стадию диктатуры трудящихся, и мгновенно ликвидировать классовую систему, распределив власть между всем народом. Важные вопросы должны были решаться народными собраниями автономных общин. Такой общиной стала «крестьянская республика» в степях Приазовья в 1919-1920 г.г.
Некоторые боевые задания отряд Махно получал от большевистского руководства Красной Армии. Однако со стороны большевиков поступала недостаточная для выполнения заданий материальная поддержка, а передаваемые комиссарами решения хозяйственных вопросов часто не были выгодны крестьянам (в ближайшей перспективе). Крестьяне хотели широкой автономии для решения основных вопросов исключительно в свою пользу, но это не согласовалось с мерами большевиков, направленными на выживание страны в целом и на победу в борьбе с поработителями. Анархическая община желала выбирать, в каких военных операциях участвовать, желала решать экономические вопросы независимо от передаваемых «красными» комиссарами установок. Неповиновение анархистов стратегическим решениям грозило крахом общему делу всех борцов за освобождение трудящихся России.
Нестор Махно, возглавляемый им вооруженный отряд и крестьянские общины Приазовья также не могли пойти на уступки, т.к. давно ожидали абсолютного самоуправства, а не структурного контроля со стороны государства, направленного на благополучие лишь в относительно далекой перспективе. Крестьяне боялись краха своих хозяйств, нищеты и голода, которые могли быть вызваны возможным неумелым управлением отдаленной от регионов верхушкой централизованной власти или значительной потребностью в продовольствии других областей страны.
Кроме всего этого, и теоретики, и полководцы анархистов опасались бюрократизации советского государства и дальнейшего отступничества от идеи бесклассового общества, возвращения к структурной диктатуре буржуазии или какого-либо нового класса эксплуататоров. Трудовой народ жаждал широкого самоуправления и экономических решений, выгодных непосредственно им самим, причем сиюминутно.
В спокойной ситуации советская власть могла бы позволить создать в украинских степях экспериментальную экономическую зону с высоким уровнем автономии. Эта зона и показала бы возможность или невозможность анархо-коммунистических общин, какими их представляли себе анархисты отрядов Махно.
Однако военная и экономическая обстановка были критическими, а отряды анархистов при таком слабом подчинении новой власти вполне могли переродиться в банды разбойников. Теория исторического материализма решает вопрос победы над буржуазией и реализуемости бесклассового общества в пользу социализма, поэтому лидеры большевиков были вынуждены принять решение либо подчинить воле партии трудящихся анархическую республику, либо ликвидировать ее.
В начале 1921 года отряд Махно окончательно перестал руководствоваться приказами большевиков. Такое поведение угрожало поражением трудового народа со стороны контрреволюционеров и западноевропейских оккупантов, а в результате целостности и свободе Советских Республик, поэтому Красная Армия вынуждена была ликвидировать вооруженные формирования анархистов.
Определенную роль в таком решении проблемы анархизма сыграли поспешность и максимализм одного из лидеров большевиков Льва Троцкого, издававшего ответственные указы. Иной руководитель, возможно, выбрал бы компромиссное решение или хитроумный ультиматум на время конфликтной ситуации. Но таких грамотных революционеров как Троцкий было мало, поэтому ему доверялись важные решения. А может быть, иного выхода и не было, и для победы революции нужен был именно такой человек. Так или иначе, было принято жесткое решение по ликвидации анархистской угрозы в степях Приазовья.
В сложившейся ситуации Ленин вынужден был признать необходимость борьбы с анархистами. Он понимал, что придется идти на определенные жертвы для спасения дела революции в целом. Промедление и чрезмерная гуманность могли закончиться необратимым поражением трудящихся. В дальнейшем он лично контролировал ход ликвидации отряда Махно. К тому времени анархисты потеряли и поддержку крестьянского населения.
Сложная военная и экономическая ситуация не позволила опробовать в Советском Союзе анархические идеи на практике. Для предотвращения спекуляций антисоветских сил на анархической идее и недопущения дестабилизации неокрепших республик, все связанное с анархизмом было намеренно предано забвению. Под анархизмом в средствах массовой информации и в быту стали понимать нигилизм, безнравственность, хулиганство и организованную преступность. Территория Гуляйпольского района стала полноценной частью УССР, контролируемой советами трудящихся. Нестор Махно эмигрировал во Францию, где умер от костного туберкулеза.
В Западной Европе изначально преобладали движения, основанные на эволюционном анархизме. Бедственное положение трудящихся, вызванное экономическими кризисами, в 1864 году привело к появлению первой массовой международной организации рабочего класса – Первого Интернационала (Международного товарищества трудящихся). Организация была учреждена в Лондоне. В работе съездов Интернационала значительную роль играли теории Прудона, Бакунина и Маркса. После раскола в 1872 году появлялись также Анархический, Второй, Третий и в 1938 г. – Четвертый Интернационал. К их роли в историческом процессе мы еще вернемся. Анархические движения европейских стран со времен Первого Интернационала представляли собой объединения рабочих, осуществлявших экономистские и реформистские выступления.
С тех пор мало что изменилось: как и в середине XIX в., сейчас в странах Евросоюза происходят забастовки, митинги, погромы. Социальное положение европейских трудящихся за 150 лет борьбы анархических и социалистических движений несколько улучшилось, но корень всех бед остался прежним, на смену голоду и болезням пришли новые проблемы, за решение которых в пользу человека продолжают выступать анархисты.
Каждое анархическое учение повлияло на формирование современных видов анархизма, и получило в них свое продолжение. Сейчас нельзя говорить об анархизме, как о целостном политическом движении. Деление на революционное и эволюционное направление лишь обострилось. Перечислим поэтому все формы анархизма, существующие в мире на сегодняшний день.
Анархические учения, «не отрицающие капитализм»
Анархо-индивидуализм – одно из течений анархизма, группа анархических учений, заявляющих, что человек и его воля приоритетны перед любыми коллективами, обществами, традициями и идеологическими системами. Это течение происходит из труда Штирнера «Единственный и Его собственность». Новое общество представляется бесконфликтным, базирующимся на приоритете личности мелких собственников, вступивших во взаимный договор по вопросам самоуправления без государственных органов власти. Современные анархо-индивидуалисты редко объединяются в какие-либо организации, что обусловлено самой основой их учения. Они могут участвовать в уличных протестах и издании анархической литературы.
Анархизм свободного рынка – направление индивидуалистического анархизма, в котором государственная монополия на применение силы должна быть заменена рыночной конкуренцией частных организаций. Частные коммерческие организации должны предлагать услуги безопасности и правосудия без централизованного государственного контроля. Такие изменения общественного строя несущественны, т.к. и сегодня собственники корпораций используют централизованную государственную власть в своих интересах, а средние и мелкие собственники смиряются со своим ущемленным положением. Тем не менее, это можно назвать анархизмом, поскольку отрицается необходимость в государстве.
Агоризм – революционный тип анархизма свободного рынка, в соответствии с которым все отношения между людьми строятся на добровольном обмене без участия государства, в результате чего государство уничтожается за ненадобностью. Этот тип анархизма имеет тот же недостаток, что и рыночный анархизм в целом: из-за конкуренции на неконтролируемом государством рынке возникают монополии, вновь узурпирующие власть в государственной или иной форме.
Анархо-капитализм – эволюционный тип анархизма свободного рынка, использующий просветительский метод и реформизм. Анархо-капиталисты могут образовывать политические партии для легального влияния на государственную власть, а также признавать эффективными представительские советы. От коммунистических видов анархизма анархо-капитализм отличается тем, что не борется намеренно против современной частной собственности и власти капитала. Этот аспект, как и в случае с агоризмом, может вести к успешному противостоянию государственной системы желаемым анархическим изменениям из-за ее подчиненности интересам капитала. Элементы анархо-капитализма присутствуют в Швейцарии, где множество кантонов имеют значительную автономию, при этом сохраняя капиталистическую экономику.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2122 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!