Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субъект прогрессивных общественных учений



Человек знания не может позволить себе быть статичным

Карлос Кастанеда

► Люди и учения

Кто в современном буржуазном обществе – субъект, создающий протестные общественные учения, развивающий таковые и активно пользующийся ими?

Идея написания данной книги явилась прямым следствием вопросов и расхожих мнений на общественные темы, исходивших от разнообразнейших людей. Среди них – часто банальные - «За кого голосовать на выборах?/Зачем вообще голосовать, ищи дурака!/Зачем мне вообще это все нужно, лучше буду пытаться выжить и обогатиться, на остальных наплевать!», «Что делать, если я поддерживаю политическое/общественное движение, а оно терпит крах?», «Кто же во всем виноват?/Я понял – во всем виноваты … (Ваш вариант)». Постановка подобных вопросов человеком указывает на его потенциальную общественную активность.

Буржуазное общество формирует в основном иных людей (среди всех классов), которые не способны задаваться вопросами, выходящими за рамки: «Каким образом подобрать под себя еще материальных богатств, да поскорее, и чтобы больше, чем у соседа?!»

► Сказка – ложь, да в ней – намек

Далее, чтобы не погружаться скачком в сухую теорию психологии по нашему вопросу, предлагаю лирическое отступление, после которого продолжим исследование уже на научном уровне.

Давайте рассмотрим небольшое «открытие» моего собственного деда по поводу стратификации людей. Ветеран-ударник шахтерского труда, он давно является еще и поэтом-любителем, написал множество стихотворений под псевдонимом Георгий Мариупольский. В большинстве его стихотворений заложен политический смысл.

Мировоззренческая система деда совершенно ненаучна, однако она исходит из подмеченного действительно явления:

Все люди, как правило, двух типов:

порядочный и негодяй.

Один для всех желает счастья,

другой – себе лишь строит рай.

Ниже я кратко опишу содержание дедовой религиозной системы. Обратите внимание не на нелепые мистические подробности, а на суть выявленного наблюдением разделения психологии личностей.

По твердому убеждению деда, население Земли можно поделить на три равновеликие доли: порядочные, негодяи, заблудшие. Перевоспитать порядочных или негодяев невозможно. Дальнейший путь человечества зависит от того, к какой из сторон примкнет оставшаяся треть людей – заблудшие. Принадлежность к одной из борющихся сторон определяется не религией, не политической идеологией, не национальностью, а только наличием либо отсутствием стремления помочь ближнему, выполнением заповеди «относись к другому так, как хочешь, чтобы к тебе относились», «желанием счастья для всех, а не для себя». Число 666 обозначает 2/3 населения: одну из борющихся сторон и примкнувших к ней заблудших. После приобретения такого перевеса стороной порядочных, треть населения земли (негодяи) должна быть истреблена или уйти в небытие постепенно. Аргументирована необходимость радикальной развязки тем, что негодяи не подлежат перевоспитанию. Порядочные после «апокалипсиса» будут воспитывать новые поколения порядочных, и вражда в мире прекратится.

Предлагаемое политическое устройство основано на разновидности социалистических принципов: вознаграждение каждого по труду, полное обеспечение достатка трудящимся и тем, кто не может трудиться за счет общественных средств, все средства производства в распоряжении государства как представителя интересов трудящихся, равноправие и дружба представителей всех национальностей, кооперативный процесс производства и распределения доходов. Система Георгия – из разряда утопического социализма. Такой взгляд на перспективы истории сформировался под влиянием христианства и анархического учения Льва Толстого.

При современном уровне знаний описанная система может быть охарактеризована как религиозная сказка. Но из фантастической, ненаучной системы мы получили некоторую наводящую мысль: у многих из нас в различной степени присутствует желание помочь ближнему, помочь обществу, быть хозяином собственной судьбы, но у некоторых людей все это напрочь отсутствует.

Это разделение не дано высшими силами, не зависит от генетических признаков. Почему одни желают человеческого благополучия, а другие – нет? Начнем с того, кто таков человек.

► Психология личности

Общественное сознание всегда определяется общественным бытием, т.к. оно – особое отражение этого бытия. Как это происходит с ребенком, когда из него формируется социальный человек?

Фундамент человеческой личности закладывается в первые годы жизни ребенка его родителями. Родители, отчасти сознательно, отчасти неосознанно, не понимая сути и механизмов происходящего, совершают над ребенком манипуляции по формированию человека. В освоении ребенком предметного мира при помощи родителей повторяется в сжатом виде весь путь становления человека разумного, выделения его из дикой природы (например, обучение пользоваться ложкой – орудием).

Физиологические особенности ребенка при человеческом воспитании позволяют произойти его «превращению» в человека разумного, т.к. сформировались они на пути «превращения» наших далеких предков в человека разумного.

Сравним деятельность и психику человека с деятельностью и психикой других биологических видов. Все виды, кроме человека, подстраиваются под окружающую среду путем слепой биологической эволюции. Среди миллионов растений или животных одного вида происходят случайные мутации в половых клетках (ошибки копирования ДНК, например, под действием гамма-излучения). Если у одной особи, развившейся из мутантной клетки, изменение дает преимущество по выживаемости, то выживает именно эта особь, и дает потомство. Менее успешные особи проигрывают в борьбе и исчезают (гибнут, не дают потомство). Так появляются новые виды, исчезают старые, происходят ветвления, формы жизни становятся сложнее и совершеннее. Отдельный организм взаимодействует с внешней средой развившимися в ходе эволюции органами (зубами, клыками и т.п.).

Человек при помощи орудий коллективно преобразовывает окружающую среду в своих целях, тем самым преобразовывая самого себя. Он создает орудия из этой среды, с их помощью далее изменяет ее, направляет стихийные силы в свою пользу. Человек в своей практике замечает за явлениями их законы. В этом процессе развивается человеческое, сознательное восприятия мира и восприятие себя самого.

Предметам человеческой культуры, с которыми учится обращаться ребенок, присваиваются выработанные этой культурой названия – слова. Человеческое мышление возможно только словами, и никак иначе. Сознание в человеческой деятельности является определяющей формой психики (при наличии наряду с нею инстинктов и интеллекта).

Психика отражает объективную реальность, данную в ощущениях. Высшая, человеческая форма психики – сознание – качественно отлична от животной психики, и отражает реальность в виде предметов-слов. Наиболее психически развитые животные воспринимают предметы как наборы их биологически значимых свойств или даже по биологически значимым взаимоотношениям предметов. Но только сознание человека отражает предметную действительность безотносительно к ее непосредственной биологической значимости. Ученый-психолог А.Н. Леонтьев дал такое определение: «Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства» [51]. Обезьяна может при помощи предоставленной ей палки достать банан, и способна на более сложные интеллектуальные решения. Но палку она воспринимает только как сиюминутное биологически значимое средство. Использовав палку, обезьяна выбросит ее, и не изготовит ее самостоятельно впрок. Психика наших домашних животных не фиксирует такие предметы, как книги, часы, музыкальные инструменты и т.п., если они не имеют для них биологической значимости.

Человек – продукт производственной деятельности и совокупность общественных отношений. Он противопоставляет себя природе, ставит между собой и природой орудие. Личность отдельного человека формируется в его практике освоения человеческого способа жизни с учетом воспитания и обстоятельств, которые являются наследием от всей прошедшей истории. Получающиеся в результате коренные структуры сознания образовывают личность неповторимую, и в то же время неотделимую от общества и достижений цивилизации. Какие это структуры, следует конкретизировать.

Как уже было сказано, первые годы жизни в обществе (родители, братья и сестры, освоение первых предметов культуры) из человека биологического делают человека разумного. Следующие несколько лет (детсад, школа) завершают построение личности, которая в норме проходит стадии эгоиста-догматика, скептика, объективного человека. Это еще не означает осознанного и полного диалектико-материалистического мышления. Его человек может освоить, особым образом отрицая свое ранее развитое метафизическое мышление. Большинство людей на всю жизнь остаются преимущественно «метафизиками».

У взрослого человека происходит лишь корректировка сознания в соответствии с текущим общественным бытием, но «ядро» личности остается практически неизменным на всю жизнь. Это «ядро» - мотивы, их иерархия и сложные внутренние отношения (в различных ситуациях первостепенность общего или частного, честных поступков или нечестных, сострадания или жестокости).

На протяжении жизни мотивы в основном могут лишь наполняться все новым содержанием – определенной деятельностью. Например, можно стремиться творить добро, руководствуясь религиозной этикой, затем разобраться в сути религии, и далее действовать в русле того же мотива, но уже согласно не с религиозным, а с диалектико-материалистическим мировоззрением.

Грубо говоря, деятельность состоит из действий, направленных на достижение целей, которые мы ставим перед собой на основании наших мотивов, соотношений между ними, текущих обстоятельств. Такова сущность человека, его сознания и личности.

► Подведем итоги

Как видим, сильнейшие предпосылки «человека знания» (соответствующие мотивы) каждый из нас формирует лишь в раннем детстве. Но это не значит, что сознание взрослого человека – гранитный камень. Напротив, оно пребывает в вечном движении, как и все на свете.

«Негодяй» (человек с болезненно глубокой первостепенностью эгоистических мотивов) может быть сообразительным и умелым в той отрасли, которая приносит ему личную материальную наживу. Однако вполне естественно, что его никогда серьезно не заинтересуют общественные проблемы, связанные с этим вопросы самосовершенствования.

Фридрих Ницше (1844-1900) обращал внимание на то, что подавляющее большинство мизантропов скрывается под масками гуманистов и либералов. Кризис капитализма, сопровождающийся обострением классовой борьбы, срывает маску овечки с морды волка, и тогда либеральные буржуа «вдруг» становятся самыми настоящими фашистами, или потакают фашистам, или сотрудничают с ними, уступая дорогу для расправы над восставшими массами.

«Порядочным» можно назвать того, кто желает блага для всех, как для самого себя, а может и больше, такой человек энергично черпает все знания, позволяющие сделать мир лучше, его любопытство не знает границ. Любопытство без эгоистической выгоды, на благо общества – внешнее проявление «порядочного». Порядочный человек – «человек знания». Это не обязательно знаток коммунистической теории, инженер строитель светлого будущего, или что-то в этом роде. Порядочным, человеком знания, может оказаться старушка, встреченная нами на хуторе среди глухих лесов, не знающая грамоты. Но она даст чистой воды, укажет наилучшую тропинку, она изучала лечебные травы и народные приметы, чтобы по-своему помогать людям. Может это быть и незаметный рабочий-труженик, и герой-защитник Отечества, и вождь, выражающий свей работой волю трудового народа, и ученый, ищущий не прибыли и славы, а способы улучшения жизни человечества.

Бывает, что люди с гуманистическими мотивами могут действовать неэффективно и даже причинить больше негатива, нежели блага обществу, ненамеренно сделав ошибочный шаг. Цели перед этим шагом исключительно благие, но недостаток знаний, опыта, может быть, отсутствие диалектико-материалистического мышления сводят все на «нет» или даже в «минус».

Военный поход немецких эмигрантов против прусской армии с целью импорта буржуазной революции из Франции был осуществлен вопреки предупреждениям Маркса. Эти люди пошли на смерть в порыве возвышенных чувств и погибли с честью. Но жертва их была напрасной. Трагедия вызвала только горечь и ярость у их выживших товарищей.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 709 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...