Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, потому что найти её, осуществить



Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, потому что найти её, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты.

Иван Ефремов [1]

Общественные учения и практические движения порождаются объективными историческими обстоятельствами. Направлены они на повышение человеческой свободы в сфере общественных отношений. Но в любом классовом обществе – свободы не для всех.

В классовом обществе осуществима значительная свобода не всяких людей, а определенных социальных классов за счет несвободы других.

В коммунистическом бесклассовом обществе свобода развития каждого должна стать условием свободного развития всех.

Свобода человека – это познание необходимости, т.е. объективных обстоятельств, и на этом основании обретение власти над обстоятельствами, постановка и осуществление разумных целей.

Нельзя не зависеть от объективных законов, но познав их, можно направить их в пользу человека. Но как, если изменить или уничтожить объективные силы никто и ничто не может? Человек, зная необходимости, противопоставляет их друг другу, и так достигает своих целей. Одним камнем древний человек бил по другому – получал орудие. Силу гравитации нельзя «убрать», но мы противопоставляем ей реактивную или аэродинамическую силы – и в небо поднимаются ракеты и самолеты. Мы ставим ветрогенераторы, и вольные ветры степей дают нам электроэнергию.

Не зная необходимости, не подчиняя ее себе, человек остается рабом, как бы он себя не утешал. Это касается и отношений человека с природой, и общественных отношений.

Общественные проблемы, даже, казалось бы, слишком «глобальные» и «далекие», касаются любого из нас, независимо от степени нашей заинтересованности в их понимании.

Страдая от отсутствия знаний об обществе, люди обвиняют потом кого и что угодно, но только не свою политическую неграмотность, пассивность и систему давным-давно устаревших отношений.

***

Предпосылки к написанию книги рождались в общении со студентами и преподавателями в ВУЗах, на предприятиях, во время сталкерских прогулок, семинаров и социальных акций. Я был разочарован в своей юношеской идеализации мудрости ученых. Как говорится, «свою голову на плечах» иметь надо. Чаще всего налицо несостоятельность или намеренная лживость речей буржуазных «корифеев» общественных наук. В философских и общественных знаниях в большинстве своем слабы и работники физического труда, и руководители, и великие физики.

***

«Нейтральной» общественной науки не бывает. В классовом обществе она всегда идеологически окрашена. Также она либо верно отражает объективную реальность и приносит пользу, либо искажает ее (прибегая к фальсификациям, эпигонизму, эклектицизму) и приносит вред (угнетаемому классу), а также выступает реакционной силой в развитии общества.

ВНИМАНИЕ! Каждое учение мы рассмотрим преимущественно так, как его преподносят сторонники. На страницах книги будут «говорить» ярые «проповедники» описываемых учений. Это, мягко говоря, не лучший вариант работы с подобными материалами. Иной, подробный критический разбор упоминаемых в книге учений сегодня остро необходим, и он занял бы объем в несколько томов. Но в познании целесообразно идти от простого к сложному. В данной книге преследуется как раз цель только некритического ознакомления.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 504 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...