Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы правового положения личности в зарубежных странах



Между обществом и государством, с одной стороны, и личностью – с другой, складываются определенные правовые отношения и связи. Совокупность этих правовых отношений и связей, охватываемых всеми отраслями правовой системы государства, и есть правовое положение личности, фундаментом которого, в свою очередь, являются основы правового положения личности, регулируемые не всеми отраслями права, а только – одной отраслью права – конституционным правом.

Основы правового положения личности закрепляются, прежде всего, в конституциях зарубежных стран, а также и иных конституционно-правовых актах (законах о гражданстве, статусе иностранных граждан и др.).

Прежде всего, понятие конституционно-правового статуса личности связано с определенным правовым состоянием, характеризующимся комплексом прав, свобод и обязанностей применительно к человеку и гражданину. Как известно, дуалистическое понятие «права человека и гражданина» получило широкое распространение во многих странах под влиянием французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Понятие «права человека и гражданина» отражает двойственность гражданского общества и политического общества, поэтому права личности рассматриваются в их двойном аспекте: как права человека (индивида, лица) и как права гражданина. Так, каждый человек, как член гражданского общества, обладает рядом прав и равноправен в их осуществлении с другими членами гражданского общества. Но как гражданин, т.е. член политического общества, он может обладать еще большими правами, т.к. максимум прав предоставляется конституциями и законодательством именно гражданину данного государства. Следовательно, человек рассматривается как член гражданского общества, а гражданин – как член политического общества. Поэтому права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории данного государства, права гражданина – только гражданам.

Вместе с тем перечни прав человека и перечни прав гражданина не совпадают целиком и полностью в конституциях различных стран. Дело в том, что отнесение тех или иных прав и свобод к правам человека и правам гражданина определяется целым рядом цивилизационных, политических и иных факторов (традициями, политической и правовой культурой общества, обстоятельствами принятия конституции, позицией законодателя и т.п.). Например, свобода передвижения по Конституции Испании – это право человека, а по Конституции Испании – это право гражданина.

Основы правового положения личности включают в себя следующие элементы:

1) основные принципы правового положения личности, как фундаментальные, руководящие начала, лежащие в основе правового статуса человека и гражданина (гуманизм, равноправие граждан; гарантированность прав и свобод);

2) гражданство, как конституционно-правовой институт, закрепляющий взаимоотношения между государством с одной стороны и личностью – с другой посредством их правовой связи. В зависимости от характера правовой связи государства и личности выделяют три особых конституционно-правового статуса личности (гражданин; иностранец; лицо без гражданства (апатрид);

3) конституционно-правовой институт прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

4) гарантии прав и свобод личности.

Современный конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах складывался постепенно на протяжении многих веков. При рабовладельческом строе рабы квалифицировались в праве в качестве «говорящей вещи», в средние века существовало крепостное право, когда помещики могли продавать крепостных крестьян и семьями, и поодиночке. Даже отцы-основатели США сохранили в принятой ими Конституции положение о рабстве.

В настоящее время идея прав человека утвердилась в конституционном праве практически всех стран мира, включая и конституционное законодательство государств с авторитарным политическим режимом. Положения о неотъемлемых правах человека, как высшей ценности государства закреплены во многих современных конституциях, включая и Конституцию Республики Казахстан.

Истоки современного понимания правового статуса личности, прав и свобод человека и гражданина тесно связаны с двумя основными направлениями юридической мысли - естественно-правовым и позитивистским:

- естественно-правовые теории рассматривают права человека как неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека;

- позитивистское направление рассматривает права человека, как категорию, установленную государством. Определяющим для правового статуса личности является факт наличия в нормативном правовом акте конкретных прав и свобод.

Конечно, все люди наделены определенными прирожденными и неотъемлемыми правами и свободами, которые не могут быть проигнорированы ни при каких обстоятельствах. Однако необходима позитивизация прав человека посредством принятия конкретных правовых актов, которые бы закрепили основные права и свободы человека. Именно в конституциях и иных правовых актах уясняются значение и объем конкретных прав и свобод человека, содержание коррелирующих этим правам обязанностей, а также уточняются допустимые пределы их ограничений. Тем самым основные права и свободы человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретают юридическую форму и становятся важнейшим институтом отрасли конституционного права.

Перечисленные в конституции основные права и свободы человека рассматриваются как обладающие верховенством по отношению к обычным правам, закрепленным в текущем законодательстве. Это является основанием для того, чтобы признать юридическими ничтожными любой нормативный правовой акт, административные или иные действия государственных органов, которые нарушают права и свободы личности, закрепленные конституцией.

В современной правовой литературе и политической практике выделяют четыре различных подхода к вопросам конституционно-правового статуса личности, прав человека.

Либеральная (в своей основе западная) концепция прав человека исходит из естественных, прирожденных, неотчуждаемых прав человека и закрепления в законодательстве правовых принципов, норм и институтов, которые обеспечивают автономию личности, ее свободное развитие.

Социалистическая (марксистско-ленинская) концепция правового статуса личности основана на приоритете коллектива (общества, класса, объединения и т.п.) по отношению к личности, на ограничении прав личности общественными интересами.

Мусульманская модель правового статуса личности основана на положении о том, что человек не волен распоряжаться собой, его действия предопределены повелениями Аллаха. Акцент в правовом регулировании переносится не на права личности, а на ее обязанности перед Аллахом, перед Уммой (общиной правоверных мусульман).

Родоплеменная модель правового статуса личности рассматривает человека как неотделимую «клеточку» племени (рода), права которого могут реализоваться только в коллективе. И даже те права, которые по обычному праву принадлежат только индивиду, могут реализоваться им только в границах племени, среди соплеменников.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 7353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...