Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие сведения. "натюрморт" - от французского nature morte означает "мертвая натура"



"Натюрморт" - от французского nature morte означает "мертвая натура". В художественном творчестве натюрморт является одним из самостоятельных жанров, в котором воплощаются в образную форму различные окружающие нас предметы и вещи, воплощенные в произведениях графики и особенно в живописи. Его эстетическая значимость определяется не только мастерством передачи материальности и фактуры предметов, но и красотой их, характером форм, выражающих определенные эмоциональные настроения. Это может быть радость, грусть, печаль, в зависимости от поставленной задачи и от характера постановки, а также самих предметов, их смыслового значения.

В учебных постановках чаще всего ставятся чисто учебные задачи, направленные, как правило, на усвоение элементарной грамоты рисунка и приемов перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов, выявления объемных форм светотенью и, главное, на обучение целостному видению группы предметов в их тоновом и композиционном единстве. Изображение натюрморта в учебном задании, по существу, является базой для перехода к серьезному изучению основных положений реалистического рисунка.

В процессе работы над рисунком натюрморта студенты приобретают специальные практические навыки, развивают глазомер, учатся воспринимать пропорции, улавливать тончайшие светотональные градации и вырабатывают необходимое качество для рисовальщика - способность видеть предметы цельно. Этот тип учебных постановок служит, с одной стороны, закреплению знаний по изучению конструктивного строения форм и решения объема средствами линейно-воздушной перспективы, полученных при рисовании композиции из гипсовых геометрических тел, с другой стороны, является следующей ступенью на пути к овладению тональным рисунком.

В качестве постановочного материала для первого задания обычно служат предметы быта нейтрального цвета с четко выраженной геометрической формой. Обращая внимание на форму этих геометрических тел, необходимо правильно передать линейно-конструктивные изображения этих предметов.

Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела (шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида) составляют основу строения любых сложных форм. Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, кувшин представляет собой шар, сочетающийся с цилиндром или конусом. Здесь нижний корпус есть шар, а горловина - цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки (рис. 1). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях (рис. 1).

Рис. 1 – Конструктивные основы бытовых предметов, представленные простыми геометрическими телами вращения

Рекомендуется при подготовке к рисунку композиции из бытовых предметов предварительно сделать ряд упражнений на конструктивный рисунок отдельностоящих предметов быта, постепенно переходя от простых односложных предметов к сложным, многообъемным (рис. 2).

Рис. 2 – Конструктивные основы и рисунки ряда предметов быта

В конструктивном рисунке бытовых предметов нельзя ограничиваться только внешними контурами или каркасом фигур, – необходимо еще и анализировать форму и конструкцию предмета путем изображения ряда сечений (горизонтальных и вертикальных), выполняющих вспомогательную роль для лучшего понимания объекта.

Процесс рисования натюрморта– это сложный комплекс мыслительных и практических действий художника, В отличие от фотографического способа получения изображения рисунок выполняется постепенно. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным, то есть мы воспринимаем все качества предмета (цвет, форму, пропорции, материал) как единое целое. Возникает вопрос, каким образом совместить целостное видение натуры с последовательностью ее воспроизведения. Вполне естественно, что сразу все качества предмета изобразить невозможно, в то же время поэтапное ведение рисунка как бы противоречит зрительному восприятию. Чтобы преодолеть это противоречие, работу над рисунком надо расчленить на такие этапы, которые не нарушали бы принципа рисования от общего к частному.

«Порядок» в рисовании натюрморта заключается в соблюдении последовательности процесса работы от начальной стадии рисунка до его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает возможность сознательно строить рисунок на каждой его стадии.

При выполнении конструктивного рисунка натюрморта количество этапов и их сущность полностью соответствует содержанию этапов в конструктивном рисунке композиции из геометрических фигур.

Однако, рисовать натюрморт будет несколько сложнее, т.к. усложняется форма предметов, и здесь рисовальщику приходится аналитически работать, обобщая форму сложных предметов быта, сводя их форму к составной форме из совокупности простых геометрических тел. Кроме того, в натюрморте появляется новый тип объекта – драпировка.

У начинающих рисовальщиков рисование драпировки вызывает определенные трудности, связанные с невозможностью представить форму драпировки в виде сложной формы с элементами поверхностей от простых геометрических тел. Здесь важна индивидуальная аналитическая работа.

Внимательно рассмотрев любую драпировку, можно обнаружить в многообразии ее складок простые геометрические элементы – как правило большинство складок драпировки представляют собой цилиндрические или конические валики – т.е. элементы геометрических тел вращения – цилиндра и конуса. Соответственно, задача изображения этих складок сводится к изображению конструкции цилиндрических или конических поверхностей, а распределение светотени на поверхности этих складок соответствует светотени на цилиндре и конусе. При этом складки драпировки касаются или огибают те поверхности, на которые она наброшена.

Таким образом, учитывая вышесказанное, задача конструктивного изображения драпировки не представляется такой уж сложной. Главное, не переходить к пустому и бездумному срисовыванию линий складок, а постоянно анализировать и изображать конструкцию. При этом рекомендуется при изображении протяженных складок или богатом рельефе складок драпировки, рисовать вспомогательные сечения – поперечные сечения складок, которые и дадут нам ощущение того, как материал находится в пространстве, даст нам почувствовать его тектонику.

Последовательность конструктивного рисунка натюрморта из бытовых предметов изображена на рисунках 3 – 7. Описание сущности этапов указано в общих положениях к работе №7 «Конструктивный рисунок композиции из геометрических тел». Примеры ученических работ приведены в приложении.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 853 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...