Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы перспективы



Перспектива (от латинского «perspicere») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть» – это научная вспомогательная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием.

Различают несколько видов перспективы: линейную, воздушную, измерительную и т. д.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения. Линейная перспектива включает в себя наблюдательную. Линейная перспектива изучает законы построения предметов на плоскости, наблюдательная дает свод правил для рисования с натуры. Поэтому их зачастую рассматривают вместе.

Основные законы наблюдательной перспективы:

1. Одинаковые по величине предметы имеют на перспективном рисунке разные величины в зависимости от того, насколько ближе или дальше от зрителя они находятся. Размер предмета, расположенного ближе к зрителю, будет больше, чем размер такого же предмета, расположенного дальше от зрителя.

2. Параллельные линии, уходящие от зрителя, сближаются и сходятся в одной точке, называемой точкой схода. Горизонтальные параллельные линии имеют точку схода на линии горизонта.

3. Вертикальные линии на перспективном рисунке остаются вертикальными и параллельными друг другу, за исключением тех особых случаев, когда для них предусматривается дополнительная точка схода.

Указанные законы четко прослеживаются на наиболее характерном примере для понимания перспективы – рисунке уходящих вдаль железнодорожных путей (рис. 2)

Рис. 2 – Перспективное изображение железной дороги

Очень важно знать не только теорию перспективы, но и приемы ее построения, а также ясно представлять себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).

Наибольшие трудности у начинающих рисовальщиков, как правило, вызывает определение положения линии горизонта в пространстве и на плоскости листа и определение точек схода.

Линия горизонта в натуре всегда совпадает с линией уровня глаз наблюдателя. Словом, где глаза, там и горизонт (рис. 3). Точки схода горизонтальных линий, непараллельных картинной плоскости (плоскости лица наблюдателя), всегда расположены на линии горизонта (рис. 3). Положение их на линии горизонта зависит от ракурса (угла поворота) предметов относительно наблюдателя.

Рис. 3 – Положение линии горизонта и точек схода

Теоретические знания о перспективе и умение применять их на практике необходимы студенту при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис. 4). Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.

Рис. 4 – Примеры перспективного изображения некоторых предметов и объектов

Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис. 5, а геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении. На рис. 5, б показано правильное перспективное изображение этих же тел.

а б
Рис. 5 – Изображение геометрических тел в перспективе: а – неправильное; б – правильное

Существует фронтальная и угловая перспектива. Вид перспективы определяется пространственным положением объекта к наблюдателю.

Если объект фронтальной плоскостью параллелен наблюдателю (плоскость предмета перпендикулярна лучу зрения) или большинство изображаемых на рисунке плоскостей параллельны картине (т.е. фронтальны), то в этом случае все удаляющиеся от наблюдателя горизонтальные линии объекта или геометрического тела будут сходиться в одной точке схода на линии горизонта (рис. 6, а). Такой вид перспективы называется фронтальная перспектива или перспектива с одной точкой схода.

Если же на картине изображаемые вертикальные плоскости расположены по отношению к картине под случайным углом или геометрический объект (скажем, куб) стоит углом к зрителю, то в этом случае наблюдается угловая перспектива, которая характеризуется наличием двух точек схода на линии горизонта – левой и правой, в каждую из которых будут сходиться группа параллельных в пространстве ребер куба, удаляющихся от зрителя соответственно влево или вправо (рис. 6, б). Если на картине находится в угловой перспективе несколько объектов (кубов) непараллельных друг другу, то в этом случае, на линии горизонта будет много точек схода – по две (девая и правая) для каждого объекта (рис. 7)

Каждый вид перспективы имеет свои особенности и в построении, и в изобразительной передаче предметов. Фронтальная перспектива проще в исполнении, но в ней имеются заметные искажения, особенно в крайних частях картины, что сильно ограничивает ее изобразительные возможности. Угловая перспектива сложнее, однако, в ней меньше заметны искажения, поэтому именно этот вид перспективы чаще используется в академическом рисунке.

Следует сказать, что в наблюдательной перспективе перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.

а б
 
Рис. 6 – Виды перспективы: а – фронтальная; б – угловая.

Рис. 7 – Угловая перспектива группы непараллельных друг другу кубов





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...