![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Россия- земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские государства и страны. Очень ошибутся те, кто вздумает прилагать к ней европейские воззрения и и на основании их судить о ней. Но так мало Россию знает наше просвещенное общество, что такого рода суждения слышишь часто. Помилуйте, говорят многие, неужели вы думаете, что Россия идет каким-то своим путем? На это ответ простой: нельзя не думать того, что знаешь, что такого на самом деле.
Как занимателен и важен самобытный путь России до совращения ее (хотя отчасти) на путь западный и до подрожания Западу! Как любопытны обстоятельства и последствия этого совращения, и, наконец, как занимательно и важно современное состояние России, вследствие предыдущего переворота, и современное ее отношение к Западу!
История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь- то, в самом начале, разделяются эти пути русский и западноевропейской до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к западной. Но это начало прежде всего обратим свое внимание.
Все европейские державы основаны завоеванием. Вражда есть начало их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной, и насильственно утвердилась у покоренных народов. Один народ, или,. лучше, одна дружина завоевывает наро, и образуется государство, в основе которого лежит вражда, не покидающая его все течения истории.(Если там и была тишина, как явление- в основе лежала вражда).
Русское государств, напротив, было основано не завоеванием, а добровольным призванием власти. Поэ ому не вражда, а мир и согласие есть его начало. Власть явилась у нас желанною, не враждебною, но защитною и утвердилась с согласия народного. На Западе власть явилась как грубая сила, одолела и утвердилась без воли и убеждения покоренного народа. В России народ сознал и понял необходимость государственной власти на земле, и власть явилась, как званый гость, по воле и убеждению народа.
Таким образом рабское чувство покоренного легло в основании западного государства; свободное чувство разумно и добровольно призвавшего власть легло в основании государства русского. Раб бунтует против власти, им непонимаемой, без воли его на него наложенной и его непонимающей. Человек свободный не бунтует против власти, им понятной и добровольно призванной.
Итак, в основании государства западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европою, и определяют историю той и другой.
Пути совершенно разные, разные до такой степени, что никогда не могут сойтись между собою, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях. Запад, из состояния рабства переходя в состояние бунта, принимает бунт за свободу, хвалится ею и видит рабство в России. Россия же постоянно хранит у себя призванную ею самою власть, хранит ее добровольно, свободно, и поэтому в бунтовщике видит только раба с другой стороны, который так же унижается перед новым идолом бунта, как перед старым идолом власти; ибо бунтовать может только раб, а свободный человек не бунтует.
Но пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос веры. Благодать сошла на Русь. Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма. Страшно в таком деле говорить свое мнение; но если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, дался и ложный путь веры — первый Руси, второй Западу.
Ясно стало для русского народа, что истинная свобода только там, иде же дух господень.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!