Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

The Wind Through the Keyhole / Ветер сквозь замочную скважину 7 страница



Заметим, что хотя подобные стремления и благородны, тем не менее они не реальны, утопичны — общество не может «ката­пультироваться» в прошлое культурно-историческое простран-

ство, возвратиться к изжитым состояниям. С большей степенью ве­роятности можно предположить, что человечество перейдет к бо­лее высокому уровню общественной организации, сохранив при этом положительные достижения европейской цивилизации, об­ратив их результаты на сохранение и «очеловечивание» человека. В ней будет преодолена современная разомкнутость культуры (о которой не без основания в свое время говорил английский писа­тель Ч.Сноу) на культуру научно-техническую, направленную на развитие науки и промышленного производства и культуру гума-; нитарную, ориентированную на совершенствование человека. Не­избежно должна произойти гуманитаризация технической сферы культуры, в результате чего образуется единая культура с «че­ловеческим лицом».

Таким образом, совершаемый современным человечеством пе­реход к новой социокультурной общности должен стать перехо­дом его от техногенной к антропогенной цивилизации. В этой свя­зи можно согласиться с КЛеви-Стросом, который в свое время за­метил, что XXI век должен стать веком гуманитарной культуры. Переход от техногенной к гуманитарной цивилизации диктуется и необходимостью выжить не только духовно, восстановив утра­ченные культурные ценности, но и сохранив себя как биологичес­кий вид.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете культурный прогресс?

2. Что является основой и критерием культурного прогресса в учении просветителей?

3. Как объясняет неизбежность культурного прогресса марк­сизм? На чем основывается его оптимизм при решении этого воп­роса?

4- Есть ли основания усомниться в возможности существо­вания культурного прогресса?

5- Охарактеризуйте ряд научных точек зрения на культур­ное будущее человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЖДУТ РАЗРЕШЕНИЯ

Уже в начале нашего столетия (1920 г.) прозвучали идеи фантастической антиутопии Е.Замятина «Мы» как пре­дупреждение о возможных последствиях технического прогресса, где человек перестает быть самодовлеющей ценностью. В компьютерном обществе, созданном воображением писателя, решены все материальные проблемы людей, создано математичес­ки выверенное их счастье, правда, за счет упразднения личной сво­боды и вытеснения из сознания человеческого начала — эмоций, чувств, переживаний, способности любить. Еще не ведая, а лишь пред­чувствуя будущее, ЕЗамятин пытался предупредить человечество о том, какие опасности его ждут, если в условиях «сверхгосударства» восторжествует технократизм и наука лишится нравственной осно­вы, а культура утратит свое гуманное начало.

В наше время, когда становится очевидным, что достигнут пре­дел культурного прогресса в его традиционных формах и челове­чество должно искать альтернативные пути решения проблемы сво­его жизнеобеспечения, когда ярко проявился двойственный харак­тер порожденного культурой технического прогресса, возникает необходимость осмыслить роль культуры в жизни общества и по­нять перспективы и тенденции ее развития. Обречено л и общество идти к своей неминуемой катастрофе или у него есть альтернати­ва? Отказаться ли ему от таких культурных завоеваний, как разви­тая наука, техника, промышленное производство и искать спасе­ние в обращении к экологически чистым ремесленным техноло­гиям, ограничив свои жизненные потребности или, напротив, на­учно-технический прогресс способен решить те проблемы, кото­рые он сам и породил? Есть ли альтернатива технократическому мышлению?

Сложившаяся социокультурная ситуация ставит перед культу­рологией жизненно важные вопросы, которые требуют своего раз­решения.

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ

1 Тайлор Э. Первобытная культура. — М., 1989 — С. 26.

1 Гегель Г. Наука логики. Т.1. — М., 1970. — С. 95.

^Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984. — С.

29-30. л Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект

социологии искусства. — Л., 1980. — С. 44.

5 Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 354.

6 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. — М., 1990. —

С. 18

ПРИМЕЧАНИЯ К РАЗДЕЛУ I

' Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. — М., 1990. —

С. 18 1 Руссо Ж-Ж. О естественном состоянии// Руссо Ж-Ж Трактаты.

-М., 1969.— С. 418. 5 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. —

С.219.

А Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976.-С. 200.

5 Кассирер Э. Философия символических форм// Культурология.

XXвек.-М, 1995. -С. 185.

6 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского

дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб., 1994. С. 7.

7 Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих

систем»// Труды по знаковым системам. Вып. III. — Тарту, 1967. -С. 145.

8 Моль А., Фукс В., Каслер М. Искусство и ЭВМ. — М., 1975. — С. 50.

9 Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989- С. 375.

10 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. — М., 1990. С.

96.

1' Фрейд 3. Психология бессознательного. — С. 377-378. 12 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. — С. 103. 15 Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов. — С. 206. >: и Фромм Э. Бегство от свободы — М., 1995. — С. 21.

15 Фромм Э. Указ. соч. — С. 231-

16 Зиммель Г Философия культуры// Зиммель Г. Избранное в 2-х

томах. Т. 1. — М., 1996. С.481.

17 Зиммель Г. Указ. соч. — С. 489.

18 Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. -- М., 1992. —

С. 7,9- • ■■ ■■;• -

19 Хейзинга Й. Указ соч. — С. 149.

20 Там же. -С. 238.

21 Там же. — С. 259.

11 Ницше Ф. Сочинения в 2-х т, Т. 1. — М., 1990. — С. 308, 575.

li Ницше Ф. Указ. соч. — С. 431.

2/1 Введение в культурологию. — М., 1995.

25 Культурология. — Ростов на Дону, 1995-

26 Соколов Э.В. Культура и личность. — Л., 1972 — С. 99 - 159.

27 См., например. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и

этнография// Этнознаковые функции культуры. — М., 1991; Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетическая функция культуры — М., 1979; Мамонтов СП. Основы культурологии — М., 1996; Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М.,1997; Культурология. — М., 1997.

гн Маркс К, Энгельс Ф. Соч. — Т.4. — С. 47.

29 Джонсон Р.А. Глубинные аспекты мужской психологии. Современная психология: Теория и практика. — М., 1996. — С.

•V1 Ф.Ницше. Сумерки богов. — М, 1990. — С 287.

■" Каган М.С. Мир общения. — М.,1988. — С. 241.

32 Кон И.С. Социология личности. — М., 1967. — С. 189.

" Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.,

1971.-С. 178.

м Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990. — С. 111 -112. ■" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 12. — С. 737. •* Шуман Р Избранные статьи. — М., 1956. —С. 274 - 275.

ПРИМЕЧАНИЯ К РАЗДЕЛУ II

1 Вико Дж Основания новой науки об общей природе наций. — Л.,

1940-С. 44.

2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991 — С 87. * Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. Т. 2. — М, 1988. — С. 410.

11 Данилевский Н.Я. Указ. соч. — С. 87. "> Там же. — С. 69-

6 Там же,-С. 397.

7 Там же. — С. 488.

к Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993. — С. 109.,

9 Там же. — С. 1б9.,;••

10 Там же. -С. 166. "Там же. — С. 131.

12 Там же. -С. 565.

11 Там же. -С. 263,308. '" Там же. — С. 500.

1 s Диалог историков. Преписка АЛойнби и Н.Конрада// Конрад Н.И.

Избранные труды. — М, 1974. — С. 270. 1(1 Тойнби А.Дж Постижение истории. — М., 1991.— С. 28. 17 Там же. -С. 356.

221s

18 Там же. — С. 125. ■'■ С ■ Щ "<-■ j fvj%. "

19 Там же. — С. 227. " '-- -,-■ " >■< '

20 Там же. -С. 259.

21 Там же. — С. 480.

22 Диалог историков. Переписка АТойнби и Н.Конрада// Конрад

Н.И. Избранные труды. — С. 271. 21 Сорокин ПА Человек. Цивилизация. Общество. — М, 1992. — С.

188.

2" Ясперс К Смысл и назначение истории. — М., 1991 — С. 38.. "Тамже.-С. 33. ">п

2(1 Ницше Ф. Рождение трагедии из-духа музыки// Ницше Ф.

Сочинения. В 2-х т. Т. 1. — М., 1990. — С. 134. 27Ясперс К Указ. соч. — С, 82.

28 Маркс К, Энгельс Ф. - Соч. Т. 39. - С. 175.

29 Маркс К, Энгельс Ф. — Соч. Т. 12. — С. 736.,: w Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 44..,■ \' ^'Тамже.-С. 32. м 7* "' 32 Мережковский Д.С. Акрополь. — М., 1991. — С. 173- >) -I •" Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992, —С. 16. к

м Там же. —С. 4 36..: i:.>

" Ильин И А Собр. Соч. В 10 т. Т. 1. — М., 1993-— С. 285.

* Там же.-С. 28&!>«

17 Бердяев НА Кризис искусства. — М., 1991. — С. 18.

№ Бердяев НА Новое средневековье. — М, 1991 — С. 79- ""'' ■""">

w Эшби У.Р. Схема усиления мыслительных способностей//

Автоматы. — М, 1956. — С. 281 — 282. /|П Тоффлер А Столкновение с будущим//Иностранная литература,

1972. №З.С. 232. "'Там же. -С. 248. "2Ортега-и-ГассетХ. Восстание масс//Ортега-и-ГассетХ. Эстетика.

Философия культуры. — М., 1991- — С. 310, 313.,, ч,.,-н^,

«Тамже.-С. 314. -г,,.....\.,ч«,,

лл Франк С.Л. Указ. Соч. — С. 30.,,>. #,,, V:.',п,|?,:;.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ

ЛИТЕРАТУРА К ВВЕДЕНИЮ

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американ­ской этнографии. — М., 1979-

2. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода// Античная культура и современная наука. — М, 1985.

3. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.

4. Культура, культурология и образование (материалы «кругло­го стопа»)// Вопросы философии. — 1997. — № 2.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология — М., 1985.

6. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знаний/ / Культурология. XX век. — М., 1995.

7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М., 1983.

8. Проблемы философии культуры. — М., 1984.

9- Токарев С.А. История русской этнографии. — М, 1966.

10. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.

11. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура//Общественные науки и современность. — 1997. — №2.

12. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, ре­шения. — М,1991 -

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I

1. Антонов В.И. Символизация в контексте социокультурных процессов// Вестник Московского университета. Сер. Социоло­гия и политология. — 1997. — № 4.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. I - II. — М., 1994.

3. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы// Культурология. XX век. — М., 1995.

4. Культурология/ отв. редактор ААРадугин. — М, 1997.

5. Лотман ЮМ. Избранные статьи. В 3-х тт. — Таллин, 1992 — 1993.

6. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Гл. 1.// Ю.МЛотман и тартурско-московская семиотическая школа — М 1994.

7. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973-

8. Психоанализ и культура. — М., 1995

9. Семиотика. — М., 1983-

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989

11. Психология сексуальности. — Минск, 1993

12. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995-

13 Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.

14. Этнознаковые функции культуры. — М., 1994.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ II

1. Бердяев НА. Новое средневековье. — М., 1991

2. Бердяев НА Кризис искусства. — М., 1990.

3 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991 ухГ-, 4. Кризис современной цивилизации: Выбор пути. — М., 1992.

5. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность// Политические исследования. — 1993. — № 3

6. Сербенко К, Соколов А. Кризис культуры как историчес­кий феномен// Философские науки. — 1990. — № 7.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

8. Тойнби А.Дж Постижение истории. — М., 1991-

9. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. — М.-СПб., 1995.

а ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ

И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ^ \,

* -f '■■ >

Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М., 1993- "&;■&•■

Велик А.А. Культурология. М., 1998.

Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов/ Под

ред.

ЕВ. Попова. — М., 1995.

Введение в культурологию/ Под ред. В. Сапрыкина. - М., 1995. Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. Гуркин А.Б. и др. Культурология. - СПб., 1993.? Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для

вузов. — М., 1997.

Зеленов Л.А. и др. Культурология. - Нижний Новгород, 1993-,. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1997.

Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. ■'

■ Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб., 1995. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие

для вузов/ Под ред. А.Н. Марковой. — М., 1995. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учеб­ных заведений/Науч. редактор Г.В. Драч. Ростов-на-Дону, 1998.

Культурология/ Отв. ред. А.А. Радугин. — М., 1997. Культурология/ Под ред. В.Ф. Мамонова. - Челябинск, 1994. Культурология. История и теория культуры/ Под ред. В.И. Доб­рыниной. — М., 1993-

Культурология. Основы теории и истории культуры/ Под ре­дакцией И.Ф.Кефели. - СПб., 1996.

Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Рос­тов-на-Дону, 1997. Культурология сегодня. - М., 1993

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. - Минск, 1998. Мамонтов СП. Основы культурологии. — М., 1996. Немеровская Л.З. Культурология. История и теория культуры. -

М., 1992.

Пигалев А.И. Культурология. - Волгоград, 1998. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 1997. Пономарева Г.М., Немеровская Л.З., Тюляева Т.И. Основы культурологии (Учебное пособие для учащихся 10-11

кл.)-М.,1998. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М., 1996.

Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994-

Соколов Э.В. Культурология. - М., 1994.

Словарь современных культурологических терминов/ Соста­витель В.Руднев. - СПб., 1998.

Философия культуры. - Самара., 1997.

Философский энциклопедический словарь. — М., 1997.

Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. Ро­стов-на-Дону, 199о.

Энциклопедический словарь по культурологии. — М., 1997.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ТЕМА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Многообразие подходов в изучении культуры (частнонаучные и общенаучные) и специфика культурологического знания.

Предмет культурологии. Дискуссии о предмете культурологи­ческих исследований.

Культурология в системе социально-гуманитарного знания. Взаимосвязь и соотношение культурологии с культуроведческими дисциплинами — историей культуры, историей художественной культуры, философией культуры, социологией искусства, искусст­вознанием и эстетикой.

Методология культурологических исследований. Диалогичес­кая природа культуры (М.М.Бахтин, Ю.МЛотман) и особенности ее изучения.

ТЕМА 2. ИСТОКИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Элементы культурологического знания в античной филосо­фии. Социальная роль культуры в учении киников (кинические парадоксы). Их теория и практика максимального опрощения образа жизни как проявления негативного отношения к культу­ре. Проблемы культуры в политическом учении Платона, в этике и эстетике Аристотеля.

Культурологические проблемы в европейской социальной и философской мысли. Идея культурного развития и культурного прогресса в просветительской традиции. Роль романтиков в раз­работке вопросов культурологии. Интерпретация ими культуры как ценности, как преобразующего начала человека и мира. Ро­мантизм о типологии культур (взаимосвязь типа культуры с наци­ональным характером) и культурном диалоге.

Вклад, внесенный в развитие культурологии европейской эт­нографической наукой (школа «эволюционистов», школы «соци­альной антропологии» и «культурной антропологии», «структур­ная антропология» К.Леви-Строса). Значение учения Л.Уайта в

становлении культурологии и в вычленении предмета ее исследо­ваний.

Развитие культурологии в русле отечественной этнографии и философии.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ

Существующее множество научных подходов в исследовании культуры как результат сложности и многогранности исследуемо­го явления.

Критический анализ исследований проблемы человека и культуры в психоаналитических теориях. Вопросы развития и исторической типологии культуры в учениях Д.Вико, Г.Гегеля, КМаркса и Ф.Энгельса, Н.ЯДанилевского, О.Шпенглера, АДТой-нби, КЯсперса, Ю.МЛотмана, Ю.В.Яковца.

Проблемы творчества и культуры в «философии жизни» и в учении НАБердяева. Духовность и культура в философской сис­теме СЛ.Франка, ИАИльина и Н.А.Бердяева. Социологические теории культуры И.Г.Гердера, А.Н.Уайтхеда и П.А.Сорокина. Игро­вые концепции культуры Г.Спенсера, Ф.Шиллера и Й.Хейзинги.

Культура как система знаний, совокупность текстов и их пони­мание (А.Моль, Ю.МЛотман, Р.Барт, Х.-Г.Гадамер). Символические теории культуры Э.Кассирера, СЛангер и Ю.М.Лотмана.

Культурологические теории, обосновывающие место России в мировом культурном сообществе (западники, славянофилы, ев­разийцы).

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Специфические особенности категорий культурологии.

Категория «культура». Исторический аспект представлений о культуре. Множество современных определений культуры как отражение сложности и многогранности культурного феноме­на. Частнонаучные и общенаучные дефиниции культуры. Особен­ности культурологического подхода в осмыслении культуры.

Сущность категории «цивилизация». Вопрос о содержании ка­тегории «цивилизация» и ее взаимосвязь с категорией «культура» в различных научных школах и концепциях ученых (Н.Я.Дани­левский, О.Шпенглер, Н.АБердяев, М.Вебер, АД.Тойнби, А.Тоф-флер).

Содержание категорий «менталитет» и «ментальность». Соот­ношение «менталитета» с «мировоззрением», «идеологией», «ха­рактером народа», «душой народа», «архетипом». Влияние мента­литета на активно-творческий потенциал личности и выражение его в художественной деятельности. Взаимосвязь менталитета и образа жизни.

Категория «культурная картина мира». Ее обусловленность менталитетом. Соотношение культурной картины мира с науч­ной, художественной и религиозной картинами мира. Культур­ная картина мира как образ историко-культурной эпохи.

Категории культурологии как средство самовыражения и ос­мысления культурно-исторических эпох. Методологическое зна­чение категорий культурологии.

ТЕМА 5. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ: -' 1,' v ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сущность морфологического анализа культуры. Проблема мор­фологического основания культуры. Различные точки зрения на ее строение (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, В.Е.Давидович, ЮАЖданов).

Природное, антропологическое и социальное бытие культу­ры. Решение проблемы соотношения природного и культурного начал в человеке в античной традиции, в средневековой и рёнес-сансной мысли. Руссоистская, неоруссоистская, фрейдистская и современная интерпретация этой проблемы.

ТЕМА 6. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ: >А СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ i?4 ^

Генезис и совершенствование культуры как ответ на возника­ющие потребности зарождающегося и развивающегося обще­ства. Система социальных функций, выполняемых культурой. Содержание основных функций культуры.

Взаимосвязь функции и структуры (закон функциональной системы). Формирование системы институтов культуры как не­обходимое условие выполнения культурой своей социальной роли. Особенности основных структурно-функциональных сфер культуры (преобразовательная, познавательная, нормативная, коммуникативная, семиотическая, социализации индивида).

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Методологические принципы построения типологии культу-ц ры. Объективная обусловленность выбора различных классифи­кационных оснований в создании «типологической карты» куль­туры. Региональная специфика культуры, отношение к культур­ной традиции, форма взаимосвязи социума с природой, способ производства, религиозные верования, менталитет, место чело­века в культурной картине мира (натурцентризм, антропоцент­ризм, теоцентризм), историческая стадия культуры как возмож­ные типологические основания. Критический анализ европоцен­тризма, африканоцентризма и эгалитаризма как направлений в типологических учениях.

Концепция культурно-исторических эпох ДВико — одна из первых научных попыток типологического анализа культуры. Особенности типологического осмысления культуры в философ­ской системе Г.Гегеля. Проблемы культурной типологии в учени­ях Н.ЯДанилевского, О.Шпенглера, Ф.Ницше, М.Вебера, АДТойн-би, К.Ясперса, ПА.Сорокина, А.Тоффлера. Вопросы типологии культуры в социально-политческом учении КМаркса и Ф.Энгель­са. Проблемы типологии культур в современной отечественной культурологии (М.С.Каган, Ю.МЛотман, Э.С.Маркарян, Ю.В.Яко-

вец).

Неоднородность культуры внутри единой цивилизации и про­блемы ее типологической дифференциации. Культура и субкуль­тура, культура и контркультура, культура городская и сельская, официальная и народная, элитарная и массовая, эзотерическая и экзотерическая, сакральная и светская — типологические фор­мы бытования культуры.

ТЕМА 8. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ *1

Проблемы динамики культуры в учении античных историков.

Идея циклического развития культурной истории человече­ства и ее обоснования. «Линейные» теории динамики культуры.

Объективные закономерности культурно-исторического раз­вития. Детерминанты динамики культуры. Относительная само­стоятельность процесса культурного развития человечества. Аб­солютизация уникальности процесса развития отдельных куль­тур в «циклических» учениях и идея единства культурной исто­рии человечества. «Спиралевидный» характер направленности развития мировой культуры.

Преемственность, традиция и новаторство в культурном раз­витии. Взаимосвязь культур и диалог между ними как необходи­мое усчовие их существования и развития.

ТЕМА 9. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Проблема закономерности культурного кризиса в обществен­ном развитии. Причины и характер кризисных эпох в культур­ной истории человечества.

Кризис европейской культуры второй половины XIX — XX вв. и формы его проявления. Обоснование причин и сущности куль­турного кризиса, видение перспектив культурного развития Евро­пы в социально-политических и культурологических теориях (Ф.Ницше, марксизм, О.Шпенглер, АШвейцер, ИАИльин, СЛ.Франк, НАБердяев, Х.Ортега-и-Гассет, АТоффлер, Л.Мэмфорд).

Осмысление кризисного состояния европейской культуры в художественном творчестве. Экспрессионизм, сюрреализм, дада­изм, театр абсурда как выражение мироощущения художествен­ной интеллигенции XX столетия.

Проявление кризиса в современной российской культуре. Слияние в ней проблем европейского декаданса культуры и ее собственных проблем.

ТЕМА 10. ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ

Вопрос о направленности (прогресс, регресс) культурного развития человечества в античной научной традиции, в средне­вековой и ренессансной мысли. Культурный прогресс как непре­рывное, бесконечное интеллектуальное совершенсгвование че­ловечества в учении просветителей. Критика просветительской идеи прогресса культуры.

Проблема критерия культурного прогресса и современные представления о культурной истории человечества. Культурные модели будущего в учении современных футурологов.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА СЕМИНАРА: 'А КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Особенности культурологического знания. Раз-

личные точки зрения на проблему предмета куль­турологии.

2. Культурология в системе научных знаний о куль-

туре.

3. Проблема метода в культурологических исследо-

ваниях.

ЛИТЕРАТУРА

Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического под­хода// Античная культура и современная наука. — М, 1985.

Баткин Л.М. Два способа изучать культуру// Вопросы филосо­фии. 1986. № 12.

Введение в культурологию / Отв. редактор Е.В.Попов. — М.,

1995. Разд. 1. Гл. 1.

Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1994. Гл. 2.

Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные взаимосвязи// Гуманитарий, Ежегодник, № 1,

СПб., 1995.

Культура, культурология и образование (материалы «кругло­го стола»)// Вопросы философии. 1997. № 2.

Культурология / Отв. редактор ААРадугин. — М., 1997. Разд. 1. Гл. 1.

Культурология / Под науч. ред. Г.ВДрача. — Ростов-на-Дону, 1998. Разд. 1.§1.

Левит С.Я. Культурология как интегративная область знаний// Культурология. XX век. М, 1995.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М,

1983.

Флиер А.Я. Современная культурология: Объект, предмет, структура// Общественные науки и современность, 1997. № 2.

щ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Частнонаучные знания о культуре: аспект, сфера исследова-

ний и специфика полученных научных сведений.

— Особенности философского и культурологического знаний

о культуре.

— Проблема предмета культурологических исследованией.

— Взаимосвязь и соотношение культурологии с науками, изу-

чающими культуру.

— Проблема методов культурологических исследований.

ТЕМА СЕМИНАРА: ИСТОКИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

' 1. «Культура и общество» как одна из основных про­блем культурологии в античной натурфилософс­кой традиции.

2. Идеи культурологии в европейской этнографии и

культурфилософии.

3. Зарождение и развитие культурологического зна-

ния в отечественной этнографии и философии. i'f'

ЛИТЕРАТУРА

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американс­кой этнографии — М., 1979-

Аристотель. Никомахова этика. Книга вторая// Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. — М, 1983

Аристотель. Об искусстве поэзии. — М, 1957.

Боровикова В.Г. Изучение истории культуры в США: Направ­ления и проблемы// Теоретическая культурология и проблемы истории отечественной культуры. — Брянск, 1992.

Гердер И.Г Избранные сочинения. — М.-Л., 1959.

Европейский романтизм. — М., 1973.

Ерасов Б,С. Социальная культурология — М., 1997.

Леви-Строс К. Структурная антрополгия. — М., 1985.

Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы — СПб., 1996.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М, 1983.

233 Платон. Государство. Книга четвертая// Собрание сочинений в

4-х т. Т. 3.-М.,'1994.

Платон. Горгий. Критика теории естественного права как ос­нова софистической риторики// Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. — М, 1994.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М, 1978.

Токарев С.А. История русской этнографии.— М., 1966.

Философия культуры. — СПб., 1998. Ггл. 3, 5,6,13.

Этнологическая наука за рубежом. Проблемы, поиски, реше­ния. - М., 1991.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

— Содержание понятий «катарсис» и «калокагатия». Отраже-X ■■' ние в них одной из проблем культурологии.

— Проблемы культурологии в этнографической школе эволю-

ционистов.

— Культура как средство адаптативной деятельности человека

в учении Б.Малиновского.

— Роль «социальной антропологии» и «культурной антропо-

логии» в становлении культурологии. * — Развитие идей культурологии в истории европейской фи-

■■■>v.-.j ЛОСОфСКОЙ МЫСЛИ. •'

— Идеи культурологии в отечественной этнографии.

■ — Становление культурологии в отечественной философии;,

ОСНОВНЫЕ

ТЕМА СЕМИНАРА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ

ЗАНЯТИЕ 1

1. Проблемы исторической типологии и динамики

культуры в циклических теориях Д.Вико, Н.Я.Да­нилевского, О.Шпенглера, А.Д.Тойнби, П.А.Соро­кина.. -„---

2. Человек и культура в фрейдизме и неофрейдизме.

3. Закономерности развития культуры в концепци-

ях марксизма, К.Ясперса, Ю.МЛотмана и Ю.В.Я-ковца.

ЛИТЕРАТУРА

.. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. — Д 1940.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

Лотман Ю.М. Ибранные статьи в 3-х т. — Таллин, 1992—1993

Психоанализ и культура. — М, 1995.

Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. — М. 1993.

Сорокин П.А. Социокультурная динамика// Сорокин П.А. Че­ловек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Сумерки богов. — М., 1990.

Тойнби АД Постижение истории. — М., 1991.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989-

Фрейд 3. Недовольство в культуре//Философские науки, 1989. № 1. 1 Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993-

Яковец Ю.В. История цивилизаций. — М., 1995. t Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Взаимосвязь культуры и религии в учении Н.А.Бер­дяева, С.Л.Франка и И.А.Ильина.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...