Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материалы для чтения



4.3.1

Вебер М.. Смысл "свободы от оценки" в социоло­гической и экономической науке // Избранные произведения. — М., 1990. — С.566 — 567, 600. "При вынесении оценок в области практической политики (сле­довательно, также экономики и социальной политики) в той мере, в какой речь идет о том, чтобы вывести из них директивы для практических ценных действий, эмпирическая наука может своими средствами определить только следующее: 1) необходимые для этого средства, 2) неизбежные побочные результаты предпринятых дейст­вий и 3) обусловленную этим конкуренцию между возможными различными оценками и их практические последствия. Средствами философских наук можно, помимо этого, выявить "смысл" таких оценок, то есть их конечную смысловую структуру и их смысловые следствия; другими словами, указать на их место в ряду всех воз­можных "последних" ценностей и провести границу в сфере их смысловой значимости. Даже ответы на такие, казалось бы, простые вопросы, как, например, в какой степени цель оправдывает неиз­бежные для ее достижения средства, или до какого предела следует мириться с побочными результатами наших действий, возникаю­щими независимо от нашего желания, или как устранить конфликты в преднамеренных или неизбежных целях, сталкивающихся при их конкретной реализации, — все это дело выбора или компромисса. Нет никаких научных (рациональных или эмпирических) методов, которые могут дать нам решение проблем такого рода, и менее всего может претендовать на то, чтобы избавить человека от подобного выбора, наша строго эмпирическая наука, и поэтому ей не следует создавать видимость того, будто это в ее власти" [c.566|.

"Здесь мы, конечно, не будем развивать, ни тем более защищать ни эту, ни какую-либо иную ценностную позицию. Достаточно лишь напомнить, что непосредственная обязанность профессио­нальных "мыслителей" состоит прежде всего в том, чтобы сохранять трезвость перед лицом господствующих идеалов, какими бы вели­чественными они ни казались, сохранять способность "плыть про­тив течения", если в этом окажется необходимость. "Немецкие идеи 1914 г." были продуктом литературы. Социализм будущего — фраза, необходимая для рационализации экономики путем сочетания про-


СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

цесса дальнейшей бюрократизации администрации, осуществляе­мой союзами целевого назначения с помощью заинтересованных лиц. Если патриоты из различных ведомств по вопросам экономи­ческой политики в своем фанатическом увлечении этими чисто 1ехническими мерами предпочитают вместо объективного изучения их целесообразности (в значительной степени основанной на трез-пых соображениях финансовой политики) взывать к освещению своих взглядов не только немецкой философией, но даже религией (что в настоящее время постоянно происходит), то это просто отвра­тительная безвкусица со стороны преисполненных своей важности литераторов" [C.600J.

4.3.1

Миллс Р. Интеллектуальное мастерство // Социоло­гические исследования. — 1994. — № 4. — С.112.

"Думаю, мой читатель согласится, что он должен излагать языком настолько ясным и простым, насколько это позволяет предмет изу­чения и его мышление. Но, как он, возможно, заметил, в социаль­ных науках преобладает полисиллабический стиль. Я полагаю, что те, кто использует его, тем не менее верят, что имитируют "физиче­скую науку", не осознавая, что подобный стиль здесь не нужен. Тяжеловесный язык возникает из необходимости обсуждать методо­логию, уточнять понятия и методы. Другая причина — неправиль­ные представления о том, что такое академический образ ученого.

В академических кругах гех, кто стремится излагать свои мысли изящно и ясно, презрительно называют "литератор" или "журна­лист". Академический ученый, разделяющий бытующие в его среде стереотипы, не может думать иначе. Его карьера и престиж зависят от степени согласия с ними. Получив кличку "журналист" ученый чувствует, что к нему относятся иначе — как к человеку недостой­ному, поверхностному. Ему приходится усваивать язык и тяжело­весную манеру говорить как пропуск в закрытое сообщество ака­демических ученых

На самом деле писать означает претендовать на внимание чита­теля. Часто авторы задают себе вопрос: кто я такой и вправе ли я требовать внимания других? Стало быть писать означает и опреде­ленную уверенность в своем положении, в статусе...

Мы должны развести два способа изложения материала — глубоко личный и обезличенный, имперсональный. Первый присущ писа­телям, второй — ученым. Я уверен, -что если в тексте нет вообра­жения, присущего живой человеческой речи, это плохой текст. Ответ на третий вопрос не совсем прост. Граница между цветистым мно­гословием и глубоким содержанием речи весьма относительна. Уче­ный всегда должен помнить, что он пишет не для одного себя, а для аудитории. Он должен заинтересовать ее. Являясь членом академи-


РАЗДЕЛ 4


 

ческого сообщества, социолог не должен забывать, что он еще пред­ставитель великой языковой культуры" [с 112].

4.1.1

Гилденс Э. Соииология // Социологические иссле­дования. — 1994. — № 2. — С.129 — 130, 138.

"Социология — дисциплина с удивительно неоднозначной репу­тацией. У многих она ассоциируется с подстрекательством к вос­станию, со стимулом к бунту. Даже если у них весьма смутное представление о предмете социологии, они тем не менее связывают ее с какими-то подрывными действиями, с назойливыми требо­ваниями обросших волосами, воинствующе настроенных студентов. Существует и противоположная, возможно более распространенная точка зрения в среде тех, кто непосредственно сталкивался с социо­логией как предметом в школе или университете. Согласно этой точке зрения, социология — скучная и бесполезная дисциплина. Изучающие ее скорее умрут с тоски, чем побегут на баррикады. Такая социология отдает академической сухостью, хотя она и не столь точна, как естественные науки, которым пытаются уподоблять социологию представители некоторых ее направлений.

Я тяготею скорее к первой точке зрения, чем ко второй. При этом я совершенно не отождествляю социологию с бездумными напад­ками на общепринятые нормы поведения, хотя и считаю, что социо­логия с необходимостью носит подрывной характер. С моей точки зрения, подрывной или критический характер социологии не под­разумевает (или не должен подразумевать), что в интеллектуальном отношении она является чем-то предосудительным. Ведь крити­ческий характер социологии определяется как раз тем, что она зани­мается (во всяком случае должна заниматься) наиболее насущными для нас проблемами, проблемами, лежащими в основе коренных противоречий и конфликтов всего общества.

Независимо от того, нравятся нам или нет протестующие студен­ты или какие-либо другие радикальные группы, между потребнос­тями, толкающими их на действия, и социологическим пониманием ими общества прослеживаются определенные связи. Социальные потрясения не являются (или являются крайне редко) результатом подстрекательства социологов. Именно социологическое сознание в подлинном смысле слова неизбежно высвечивает те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное об­щество. Каждый из нас в определенной мере сознает их, однако изучение социологии придает им большую отчетливость в нашем сознании. Таким образом, социология не должна оставаться чисто академической дисциплиной, если под "академичностью" понима­ется беспристрастность и безучастность научных знаний, прохо­дящих исключительно в стенах университетов" [с.129 — 130].


СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

"Критикуя представление о том, что социология подобна естест­венным наукам, я подчеркнул, что социальные процессы не управ­ляются неизменными законами. Как индивиды, мы не обречены на пассивное подчинение силам, действующим с непреложностью за­конов природы. Это означает, что мы должны быть готовы рассмат­ривать альтернативные варианты будущего, потенциально открытые для нас. В своем третьем смысле социологическое воображение тож­дественно задаче социологии способствовать критике существую­щих форм общества" [с. 138].

4.1.1


Смелзер Н. Социология. 37, 38 — 39.


М., 1994.


С.35 —


"Социологические знания проникают в широкие слои общества многими путями. Во-первых, растущее число специалистов приме­няют свою социологическую подготовку в таких правительственных учреждениях, как, например, Бюро переписи населения (Bureau of the Census), а также в организациях, имеющих дело со злоупотреб­лениями алкоголем и наркотиками.

Во-вторых, методы, разработанные социологами и другими об­ществоведами, изучаются и используются различными специалис­тами. Яркий пример — опросы общественного мнения. Разработан­ные и примененные главным образом социологами и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и политического прогнозирования.

Помимо уже рассмотренных областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает пос­тупление обширной информации, которая важна для принятия ре­шений в социальной политике. Например, если бы Министерство здравоохранения и социального обеспечения США решало вопрос о распространении литературы, способствующей снижению числа внебрачных детей, социологическое исследование представило бы информацию о группах населения, в которых отмечается самый высокий уровень незаконнорожденности, о том, в какой мере дойдет до них эта кампания, об эффективности распространения литерату­ры о контроле рождаемости. Наконец, социологическое исследо­вание может помочь определить результаты мер социальной поли­тики после их реализации. Например, социологи дали оценку ре­зультатов программы "Умственное развитие", предназначенной для оказания помощи детям из бедных семей перед их поступлением в школу.

Изучение этой программы показало, что она повышала коэф­фициент умственного развития у детей Правда, дальнейшие иссле­дования обнаружили, что через пару Лет эти дети перестали выде­ляться среди других по данному показателю. Но зато, становясь


РАЗДЕЛ 4

подростками, они реже отставали в учебе, чаще заканчивали сред­нюю школу и проявляли большее стремление получить высшее об­разование, чем дети, не охваченные программой "Умственное раз­витие" (Браун, Гротберг, 1980). Такой вид исследования называется оценочным, он получил довольно широкое распространение за по­следние 15 — 20 лет" [с.36 — 37].

"10. Социологическое знание оказывает воздействие на общество следующим образом:

а) люди с социологической подготовкой работают в правительст­
венных органах и частных организациях;

б) методы, разработанные социологами, применяются в других
областях общественной деятельности;

в) работы социологов могут изменять отношение людей к общест­
венным явлениям, а также представляют информацию для принятия
решений по вопросам социальной политики;

г) социологическое исследование помогает оценить действенность
(воздействие) существующей социальной политики" [с 38 — 39J.

4.1.3

Государственный стандарт по специальности
"Социология"// Социологические исследования. —
1993. — № 7. — С.152 — 153.

"По разделу "Требования к уровню подготовленности лиц, за­вершивших обучение по программе "Социология", внимание меж­дународной экспертной комиссии было сосредоточено на знаниях, умениях и навыках, которые должен получить студент по дисцип­лине "Социология".

Среди них выделены следующие:

— знание истории формирования предмета социологии, отличия
его от предмета других дисциплин;

— знание основных функций социологии, главных целей при­
менения социологического знания;

— представление об обществе как сложной системе социально-
культурных связей и отношений;

— умение охарактеризовать социологический подход к понима­
нию культуры, выделение составляющих культуры, обьяснение того,
как она регулирует поведение индивидов в группах и обществе;

— обьяснение того, что такое личность, характеристика основных
факторов, формирующих личность в процессе социализации, опи­
сание механизма социализации, формирования самосознания;

— знание основных гипов механизмов в социально-культурной
регуляции поведения и социального контроля: социальные идеалы,
ценности, смысл действий, нормы, образцы поведения; \


СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

определение понятия социального статуса и социальной роли
индивида, различие предписанных и достигаемых ролей, представ-
[ение процесса ролевого научения, ролевого конфликта;

— описание механизма социальных отклонений, различие куль-
|урно-осуждаемых и культурно-одобряемых отклонений, объясне­
ние их особенностей;

— представление об основных типах социальных связей, опреде­
ление сущности социального действия и социальных отношений;

— определение понятия "социальный институт", перечисление
видов и функций социальных институтов, объяснение механизмов
институционализации на примере формирования любого социаль­
ного института;

— научное представление о том, что такое социальная общность,
чем обусловлена специфика особых интересов общности и как свя­
заны ее особые интересы с интересами более крупных общностей,
частью которых она является;

— знание основных закономерностей, источников возникнове­
ния и развития массовых движений и их типология;

— умение определить и проанализировать понятие "гражданское
общество" в огличие от понятия "государство";

— объяснение гого, что такое "социальная культура" и "социаль­
ная стратификация", знание основных элементов социальной струк­
туры;

— представление об отношениях неравенства в обществе как ос­
нове социальной стратификации, выделение и описание основных
страт современного российского общества;

— понимание природы социальных групп, знание их класси­
фикации;

— характеристика содержания понятия "организация", понима­
ние ее целей, структуры, механизмов функционирования и изме­
нения;

— характеристика содержания, форм и источников социального
контроля;

— определение понятия "социальный процесс", выделение ос­
новных видов процессов: дифференциации, интеграции, мобиль­
ности, социального конфликта; умение проанализировать конкрет­
ные процессы, например: изменение миграционных потоков, фор­
мирование новых экономических и политических структур, изме­
нения в системе ценностей, динамику преступности;

— объяснение природы и функции механизма протекания со­
циального конфликта, сущности, природы и значения социального
консенсуса;

— характеристика функции социальных коммуникаций, состав­
ляющих процесс коммуникации, коммуникационных сетей, средств
коммуникации, объяснение механизма обратной связи.


РАЗДЕЛ 4

Наиболее удачным подразделом данного раздела международной экспертной комиссией признаны и навыки по методике и технике социологических исследований.

Среди них:

— знание основных принципов построения программы социс.
логического исследования;

— знание основных методов получения социологических данньв
анкетного опроса, экспертного опроса, интервью, изучения д
ментов, наблюдения, социометрии и социального эксперимента;

— умение составить простейший опросник в соответствии со '
стандартными требованиями;

— умение сформировать простейшую случайную и квотную вы­
борки;

— умение использовать основные методы количественного ана­
лиза документов;

— умение использовать основные методы и приемы анализа пер­
вичной социологической информации;

— умение работать с социальной статистикой: знание источников
информации, умение ими пользоваться.

В государственном стандарте определен минимальный объем учебной нагрузки по программе "Социология" [с. 152 — 153].

4.2.2

Типовые положения о службе социального развития предприятия, организации, министерства // Социо­логические исследования. — 1986. — № 3. — С.91 — 94. "1. Общие положения.

1.1. Целью службы социального развития является разработка и
реализация мероприятий, обеспечивающих всемерное использова­
ние социально-психологических факторов повышения эффектив­
ности производства, совершенствование управления социальными
процессами в трудовых коллективах, развитие творческой актив­
ности трудящихся.

1.2. Основные задачи службы социального развития:

— выявление и использование социальных резервов роста про­
изводительности труда и интенсификации производства;

— изучение социологических и психологических проблем орга­
низации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и ме­
тодов их решения;

— организация работы по управлению социальным развитием
трудовых коллективов;

— организационно-методическое обеспечение, координация раз­
работки и реализации планов, целевых комплексных программ со­
циального развития;

— улучшение форм и методов воспитательной работы.


________ СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ____________

1.3. Служба социального развития отрасли состоит из соответст-
мующих функциональных структурных подразделений производст-
иенных и научно-производственных объединений, комбинатов,
iростов, предприятий, организаций, научно-исследовательских уч­
реждений, министерств и ведомств.

В состав подразделений службы социального развития (отделов, ннбораторий, бюро, секторов, групп) включаются социологи, пси­хологи, специалисты по профориентации, организации и управ-иению производством.

1.4. Структура и штаты подразделений службы социального раз-
пития утверждаются в установленном порядке руководителем пред­
приятия, организации, министерства (в пределах установленной
численности и фонда заработной платы).

1.5. В объединениях и на предприятиях с численностью свыше 25
гыс. работающих может вводиться должность главного социолога
(на правах главного специалиста), которому подчиняется служба
социального развития.

В объединениях и на предприятиях с численностью менее 25 тыс. человек служба социального развития — отдел, лаборатория, бюро, сектор, группа — подчиняется непосредственно руководителю объединения, предприятия или его заместителю.

Исследования социальных проблем трудовых коллективов на предприятиях могут осуществляться совместно с научными учреж­дениями, вузами и базовыми предприятиями на основании хоздо­говоров и договоров о творческом содружестве, а также путем соз­дания рабочих групп с привлечением специалистов-консультантов по социальным вопросам.

1.6. В аппарате министерства подразделение социального раз­
вития обеспечивает проведение единой социальной политики в от­
расли, координацию деятельности объединений, предприятий и ор­
ганизаций в данном направлении работы

Научно-методическое обеспечение деятельности служб социаль­ного развития предприятий и организаций, изучение и распростра­нение передового опыта возлагается на одну из отраслевых научно-исследовательских организаций.

1.7 Служба социального развития осуществляет работу совместно с другими функциональными и производственными подразделения­ми, а также общественными организациями при широком участии трудовых коллективов.

1.8. В своей деятельности служба социального развития руковод­ствуется решениями... правительства, законодательными актами, нормативный и методическими материалами, постановлениями и разъяснениями... руководящими материалами министерства (ведом­ства), а также настоящим положением.



РАЗДЕЛ 4


1.9. На основе настоящего Типового положения предприятия, организации, министерства утверждают соответствующие положе­ния о службах социального развития.

2. Функции служб социального развития

2.1. Службой социального развития на предприятиях и в орга­низациях осуществляются следующие функции:

2.1.1. В области планирования и управления социальным раз­
витием трудовых коллективов:

— анализ уровня социального развития трудовых коллективов,
подготовка предложений к проектам годовых, пятилетних и долго­
срочных планов, целевых комплексных программ социального раз­
вития трудовых коллективов;

— изучение социальных аспектов научно-технического прогрес­
са; разработка мероприятий по преодолению социальной неодно­
родности труда, социально-психологическому обеспечению внед­
рения робототехники и гибких автоматизированных производств,
сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного
ручного труда;

— проведение социологических и социально-психологических
исследований; анализ и прогнозирование развития социальных про­
цессов; подготовка предложений по учету социально-психологи­
ческих факторов в организации производства и быта;

— пропаганда социологических и психологических знаний, орга­
низация учебы руководителей основам промышленной социологии
и психологии; обобщение и внедрение передового опыта по управ­
лению социальным развитием трудовых коллективов;

— участие в организации и проведении экспериментов и разра­
ботке предложений по социально-психологическим аспектам совер­
шенствования хозяйственного механизма;

— участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции
объектов производственного и непроизводственного назначения в
части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

2.1.2. В области совершенствования социальной структуры и ста­
билизации трудовых коллективов:

— прогнозирование социальных процессов в связи с намечен­
ными программами технического перевооружения производства,
анализ изменений и разработка предложений по совершенствова­
нию социальной структуры кадров;

— изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреп­
лению кадров и стабилизации трудовых коллективов; осуществление
социально-психологического обеспечения профориентации, проф-
подбора, профобучения, расстановки, производственной адаптации,
профессионального и должностного продвижения кадров с учетом
индивидуально-психологических особенностей работников; участие
в формировании резерва руководителей среднего и низового звеньев
управления.


i



СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

2.1.3. В области внедрения прогрессивных форм организации тру­
да — участие в:

— разработке и внедрении мероприятий по повышению удовлет­
воренности трудом, обеспечению престижности профессий, усиле­
нию творческого характера труда;

— формировании структуры и состава бригад и подрядных кол­
лективов;

— аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в
соответствие с социальными требованиями;

— подготовке мероприятий по оздоровлению и созданию без­
опасных и благоприятных условий и повышению культуры труда,
улучшению условий труда и производственного быта женщин;

— разработке предложений по повышению качества нормиро­
вания труда, действенности моральных и материальных стимулов к
труду с целью достижения высоких конечных результатов.

2.1.4. В области развития трудовой и социальной активности ра­
ботников:

— разработка и внедрение мероприятий по повышению социаль­
ной роли личности, созданию благоприятного социально-психоло­
гического климата в трудовых коллективах; проведение психологи­
ческих консультаций для трудящихся по производственным и быто­
вым вопросам;

— подготовка предложений по повышению роли и значения на­
ставничества;

— разработка социальных мер по укреплению трудовой и про­
изводственной дисциплины и повышению ответственности за вы­
полнение плановых заданий;

— разработка совместно с соответствующими структурными под­
разделениями предложений по созданию условий для роста культур­
но-технического и профессионального уровня трудящихся, развития
их творческой инициативы, рационализации и изобретательства,
участия в управлении производством;

— участие в определении наиболее эффективных форм и методов
организации социалистического соревнования и использование со­
циально-психологических факторов повышения его эффективности.

2.1.5. В области социального обслуживания:

— разработка предложений по совершенствованию и развитию
социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетво­
рения социально-культурных и бытовых потребностей трудящихся;
участие в разработке предложений по улучшению распределения и
использования средств фонда социально-культурных мероприятий
и жилищного строительства;

— анализ организации досуга и разработка предложений по улуч­
шению использования свободного времени, обеспечению более бла­
гоприятных условий отдыха работников и членов их семей, а также
ветеранов труда и пенсионеров;


РАЗДЕЛ 4

— разработка предложений по развитию бытовых, санаторно-
оздоровительных, культурно-просветительных и других видов об­
служивания на предприятиях, в организациях, министерствах.

2.2. Службой социального развития министерства осуществляют­ся следующие функции:

— постановка целей и задач деятельности подразделений службы '
социального развития отрасли;

— организация социологической и психологической работы в
отрасли;

— контроль и координация деятельности служб социального раз­
вития на предприятиях и в организациях;

— организация работы по прогнозированию социального раз­
вития отрасли;

— обеспечение разработки и контроля за реализацией планов
социального развития отрасли;

— повышение квалификации работников подразделений со­
циального развития;

— организация систематической учебы хозяйственных руководи­
телей по вопросам теории и практики повышения эффективности
использования социально-психологических факторов на предприя­
тиях и в организациях отрасли.

2.2.1. Службой социального развития научно-исследовательской организации, обеспечивающей научно-методическое руководство деятельностью соответствующих служб предприятий и организаций в отрасли, осуществляются следующие функции.

— разработка предложений по формированию и совершенство­
ванию систем организации и управления социальным развитием
трудовых коллективов;

— методическая помощь в разработке программ и планов со­
циального развития и анализ хода их реализации;

— обобщение и распространение передового опыта решения со­
циально-психологических проблем в объединениях и на предприя­
тиях;

— разработка программ, координация и проведение социологи­
ческих и психологических исследований;

— научно-методическое обеспечение деятельности служб со­
циального развития предприятий, организаций;

— организация научно-практических семинаров, конференций по
вопросам социального развития трудовых коллективов" (с.91 — 92J.

4.2.3

Поппер К. Нишета историиизма // Вопросы фило­софии. — 1992. — № 8. — С.73 — 74, 26 — 28.

"С точки зрения прагматической ценности науки значимость научных предсказаний достаточно ясна. Однако не всегда сознава-


СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

лось, что в науке можно отличать два вида предсказаний и соответ­ственно — двоякую практичность. Мы можем предсказать (а) при­ближение тайфуна — это практически чрезвычайно важное предска-)ание, поскольку оно дает людям возможность вовремя укрыться; но мы можем предсказать и (б): если мы хотим, чтобы то или иное укрытие выдержало напор стихии, оно должно быть сконструирова­но вполне определенным образом, например, должно иметь с север­ной стороны железобетонный контрфорс.

Очевидно, что два эти вида предсказаний очень разные, хотя оба они важны и являют собой осуществление вековой человеческой мечты. В первом случае нам сообщают о событии, предотвратить которое мы не в силах. Я буду называть такое предсказание "проро­чеством". Его практическая ценность в том, что оно предупреждает нас о событии, чтобы мы могли уклониться от него или встретить его подготовленными (возможно, с помощью предсказаний другого вида).

В противоположность пророчествам, предсказания второго рода мы можем охарактеризовать как технологические, поскольку они образуют основу для инженерии. Они, так сказать, конструктивны, поскольку уведомляют нас о шагах, которые мы можем предпринять, если хотим добиться определенных результатов. Почти вся физика (за исключением астрономии и метеорологии) занята предсказа­ниями, которые с практической точки зрения можно считать техно­логическими. Различие этих двух видов предсказания примерно со­ответствует большей или меньшей значимости для науки роли про­думанного эксперимента и просто терпеливого наблюдения. Ти­пичные экспериментальные науки могут давать технологические предсказания, тогда как науки, обращающиеся главным образом к неэкспериментальным наблюдениям, порождают пророчества.

Я хочу быть понятым в том смысле, что все науки, или даже все научные предсказания, в основе своей практичны — что они обяза­тельно являются либо пророческими, либо технологическими и не могут быть ничем иным. Я хочу только привлечь внимание к тому, что есть два рода предсказаний и, соответственно, два рода наук. Выбрав термины "пророческий" и "технологический", я, конечно, хочу намекнуть на те черты, которые важны с прагматической точки зрения; я не имею в виду то, что прагматическая точка зрения обязательно преобладает над другими, ни то, что научный интерес ограничивается прагматически важными пророчествами и техно­логическими предсказаниями" [с.73].

"Некоторым историцистам идея социальной инженерии, плани­рования и построения институтов — возможно, с целью приоста­новки, контроля или ускорения наступающего социального раз­вития — кажется приемлемой. Другим же это кажется почти невоз­можным предприятием, либо не учитывающим того факта, что по-


РАЗДЕЛ 4

литическое планирование, как и всякая социальная деятельность, должно подчиняться верховной власти исторических сил" [с.74].

"Несмотря на нежелательные ассоциации, связанные с термином "инженерия", я все же буду использовать термин "частичная со­циальная инженерия" для описания практического применения ре­зультатов частичной технологии. Этот термин полезен, поскольку он обозначает социальные деятельности — как частную, так и госу­дарственную, — в которых, для осуществления какого-то замысла или конечной цели, люди сознательно используют все технологичес­кое знание, какое им только доступно. Частичная социальная инже­нерия напоминает физическую инженерию, поскольку обе они вы­носят конечные цели за пределы технологии. (Все, что технология может сказать о целях, касается их совместимости друг с другом или осуществимости.) Это отличает ее от историцизма, который считает, что цели человеческой деятельности зависят от исторических сил и входят поэтому в его компетенцию" [с.26 — 27].

"Характерный для "частичного" инженера подход состоит в сле­дующем. Даже если он и лелеет некоторые идеалы в отношении общества "в целом", — возможно, идеал всеобщего благоденст-- вия, — он все же не верит в метод полного переустройства общества. Какими бы ни были его конечные цели, он пытается достичь их с помошью мелких поправок и постепенных улучшений. У него могут быть разные цели, например: накопление богатства и власти опре­деленными индивидами или группами, или распределение богатства и власти, или защита определенных прав индивидов или групп и т.д. Таким образом, государственная, или политическая, социальная ин­женерия может иметь самые разные тенденции — как тоталитарные, так и либеральные. (Примеры далеко идущих либеральных программ частичного реформирования можно найти в книге Липпманна в главе "Повестка дня либерализма".) Подобно Сократу "частичный" инженер знает, как мало он знает. Он знает, что мы можем учиться только на своих ошибках. Поэтому он пойдет по своему пути шаг за шагом, тщательно сравнивая ожидаемые результаты с достигну­тыми и всегда настороженно ожидая неизбежных нежелательных последствий любой реформы; и он будет уклоняться от сложных и обширных реформ, в которых он не мог бы разобраться в причинах и следствиях и понять свои собственные действия.

Такая "частичная починка" не согласуется с политическим тем­пераментом многих "активистов". Их программу, которая тоже счи­тается программой "социальной инженерии", можно назвать "хо-листской", или "утопической" инженерией.

Холистская, или утопическая, социальная инженерия, в отличие от частичной, носит всегда не "частный", а "государственный" ха-. рактер. Ее цель — перестроить "общество в целом" в соответствии; с определенным планом или проектом; она нацелена на "захват,


СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

ключевых позиций", на распространение "власти Государства... до тех пор, пока Государство почти отождествится с обществом", она нацелена, следовательно, на то, чтобы контролировать с ключевых позиций исторические силы, которые создают будущее развиваю­щегося общества: то есть либо задерживать это развитие, либо пред­видеть его ход и приспосабливать к нему общество" [с.28].

4.3.1

Штомпка П. Много социологии для одного мира ("Большая теория" и теоретический плюрализм) // Социологические исследования. — 1991. — № 2. — С.21 — 22.

"Представление о теоретике и теоретика о себе vis-a-vis с общест­вом определяется тремя вопросами:

a) К кому теоретик адресуется?

b) Насколько компетентно?

c) С каким запасом знаний?

В своей пророческой книге "Социологическое воображение" Р.Миллс проводит различие между двумя моделями социологии именно по ответам на эти три вопроса. Итак, в элитарной модели аудиторию или стержневую референтную группу социолог видит в политической элите, принимающих решение деятелях, лидерах, со­ветниках, управляющих и т.п. Социолог принимает на себя роль эксперта, советника, решающего выявленные проблемы и предо­ставляющего как фактический материал, так и социотехнические директивы, позволяющие эффективно управлять членами общества. В популистской модели аудитория или основная референтная груп­па социолога состоит из простых людей, рядовых членов общества. К ним обращаются с образовательными и просветительскими наме­рениями, снабжая их идеями, представлениями, образами, помога­ющими действовать в различных ситуациях социальной действи­тельности. Одним словом, обе модели Миллса относятся к приклад­ной социологии, хотя они при этом разительно отличаются.

Но, похоже, он забыл еще об одной возможности. Его типологию можно распространить и на третью модель, которую назовем ака­демической. Здесь социолог обращается с результатами исследо­ваний к своим коллегам, другим социологам. Упор делается на побе­ду своих положений и утверждений за счет ошеломляющей эруди­ции, оригинальных взглядов, новых концепций, неортодоксальных подтекстов. Эту роль, как правило, и предпочитают "большие тео­ретики". Эта модель содержит большой разрушительный потенциал. В крайних, но не таких уж и редких случаях теоретики могут быть прочитаны и поняты только небольшой группой специалистов того же профиля. И случается, их слава строится только на простом факте, что никто не понимает их путанную прозу и извилистое


РАЗДЕЛ 4

мышление, однако не хочет в этом признаться даже себе, поэтому и придумывает: "в их словах что-то есть". Здесь мы достигаем пре­делов "чистой науки", такой чистой, что из нее часто вообще вы­чищена вся наука. А все, что остается, это интеллектуальные забавы, игра со словами, свирепые, хотя и не всегда блестящие, наскоки. Я думаю, каждый может найти примеры того, что я имею в виду.

Но если идеи об отраженном и посредническом характере теории по отношению к здравому смыслу, о чем шла речь выше, спра­ведливы, тогда и "большие теоретики" также являются, хочешь — не хочешь, прикладными социологами в том смысле, который при­давал этому Р.Миллс.

Будучи социологом, трудно, практически невозможно спрятаться в башню из слоновой кости. Уже теории сами по себе вызывают изменения: они непосредственно влияют на социальное сознание, оставляют свой отпечаток на здравом смысле и таким образом изме­няют социальную практику людей, которые действуют во имя убеж­дений, и теоретических в том числе. Помимо академических кругов, теоретик сталкивается с потребностями другой аудитории: простых людей, членов общества, действующих на социальных подмостках. Им нужны ориентиры, лучшее понимание окружающих условий, поиск выхода из лабиринта изменяющейся социальной жизни. И "большие теории", если они хороши, должны отвечать на эти во­просы: показывать возможности, вероятные последствия, варианты, перспективы деятельности людей.

Таким образом, я предлагаю в профессии социолога-теоретика видеть двойную роль, состоящую из двух взаимодополняющих час­тей. Теоретик должен обращаться одновременно к двум аудиториям. Во-первых, к другим теоретикам, ученым коллегам с целью про­верить, улучшить, обогатить результаты, концепции, модели, гипо­тезы посредством сравнительных механизмов так называемого орга­низованного скептицизма, взаимной критики, обмена мнениями. Связи такого рода осуществляются обычным, узаконенным в науке способом (книги, журналы, конференции и т.п.).

Но существует и другая аудитория, которой нельзя пренебре­гать, — простые люди, к которым надо обращаться с образователь­ными и просветительскими целями, показывая им, что привносят социологические теории в их собственную социальную ситуацию. В периоды перемен это означает признание причастности теории к определению:

а) диапазона возможностей, предпочтительностей, вероятностей,
открывающегося участникам событий на данном историческом пе­
рекрестке;

б) альтернативных сценариев будущих процессов, связанных с
каждым из выбранных решений;


СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

в) расчета вероятных потерь по каждому из альтернативных ва­
риантов, включая побочные эффекты, долговременные последст­
вия, скрытые функции, возможный эффект бумеранга;

г) специфики того, что абсолютно недостижимо, неосуществимо
при данных обстоятельствах, каков предел действительно возмож­
ного, а с чем придется примириться. Это как раз то, что выше было
названо теоретической социологией выбора.

Такие ориентированные на потребности реальной жизни направ­ления должны придерживаться курса, который позволит им дойти до широкой аудитории неспециалистов. В обращении к этой ауди­тории необходим другой стиль, другой язык, другие средства (науч­ная публицистика, масс-медиа, широкие дискусии и т.п.)" [с.21 — 22].

4.3.2

Сорокин П. Дальняя дорога. – М., 1992.- С.245 — 246, 247 — 248.

"Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, — это знание, это чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакей­ствующую ни перед кем, не склоняющую покорно главу перед чем бы то ни было; науку, точную, как проверенный компас, безоши­бочно указывающую, где Истина и где Заблуждение. Берите ее в максимально большом количестве. Без нее вам не выбраться на широкий путь истории. Но не берите суррогатов науки, тех ловко подделанных под нее псевдознаний, заблуждений, то "буржуазных", то "пролетарских", которые в изобилии преподносят вам тьмы фаль­сификаторов. Опыт и логика — вот те реактивы, которые помогут вам отличить одно от другого. Иных судей здесь нет. Вашим девизом в этом отношении должен служить завет Карлейля: "Истина! хотя бы небеса раздавили меня за нее! Ни малейшей фальши! хотя бы за отступничество сулили все блаженства рая!".

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду — тяжелому, упорному, умственному и физическому. Времена "сладкого ничегонеделанья" — dolce far ni-ente — кончились. Мир — не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек — не мешок для переваривания пищи и пус­того прожигания жизни, а прежде всего — творец и созидатель.

История не терпела и в прошлом праздных тунеядцев: рано или поздно она сбрасывала их в кучу ненужных отбросов Тем более не терпит она их теперь и особенно среди нас: "не трудящийся да не ест", — таков ее жестокий и безусловный ультиматум. Дорога пред­стоит бесконечно тяжелая. Только знание и труд, вместе взятые, могут преодолеть ее. Каждое из этих сокровищ, порознь взятое, — знание без труда или труд, неумелый и слепой, — не спасут нас.


РАЗДЕЛ 4

Но мало и этого. Нужно запастись вам еще и другими ценнос­тями. В ряду их на первом месте стоит то, что я называю рели­гиозным отношением к жизни. Мир не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо и прежде всего всякий чело­век — луч божественного, неприкосновенная святыня. Homo homini deus (а не lupus) est — вот что должно служить нашим девизом. Нарушение его, а тем более замена его противоположным заветом, заветом зверской борьбы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти и насилия не проходило никогда даром ни для победителя, ни для побежденных. Оправдалось это и в наши годы. Что выиграло человечество от войны? Что пожинаем мы от своей ненависти и кровавого пира? Ничего, кроме жатвы смерти, горя и океана страданий. Распиная других, мы распинаем себя. Так слу­чилось теперь, так было и в прошлом. Пора это усвоить. Пора усвоить и другое: одно насилие никогда не ускоряет движение к далеким вершинам идеального. Вместо ускорения оно лишь замед­ляет его" |с.245 - 246].

"Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях... Ина­че вы будете иметь ту вакханалию зверства, хищничества, мошен­ничества, взяточничества, обмана, лжи, спекуляции, бессовестно­сти, тот "шакализм", в котором мы сейчас захлебываемся и задыха­емся...

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей — быть может, весьма несуразной — точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это одно из тягчайших испытаний. Но надеюсь, что "Сим победиши". Хочу верить и всем сердцем желаю вам пол­ного успеха" [с.247 — 248].


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

К разделу 1

' Философская энциклопедия: В 5-ти т. — М., 1964. — Т.З. — С.562.

2 Потебня А.А. Мысль и язык. — Одесса. — 1922. — С.165.

3 Фейнмановские лекции по физике. — М., 1967. — Вып.1. — С.55.

4 Философская энциклопедия: В 5-ти т. — М., 1964. — Т.З. — С.562.

5 Там же.

6 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М, 1986. —
С.450.

7 Розов М.А. Методологические особенности гуманитарного познания //
Проблема гуманитарного познания. — Новосибирск, 1986. — С.43.

8 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С.284.

9 Там же. — С.292.

1() Баткин Л.М. Итальянские гуманисты. Стиль жизни, стиль мышления. — М., 1978. - С.53.

11 Смелзер Н. Социология. — М., 1994. — С.14.

12 Там же. — С.16.

13 Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. — М., 1985.

14 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С.297.

15 Фирсов Б.М., Киселев И.Г. Структуры повседневной жизни русских
крестьян конца XIX века (опыт этно-социологического изучения) //
Социологические исследования. — 1992. — № 4.

lf> Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. — М., 1980. — С.207.

17 Розов М.А. Методологические особенности гуманитарного познания //
Проблемы гуманитарного познания. — Новосибирск, 1986. — С.40 — 41.

18 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С.362.

'9 Федотова В.Г. Истина и правда повседневности // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1985. — С. 179.

20 Козлова Н.Н. К анализу общественного сознания // Философские нау­
ки. — 1984. — № 4; Бутенко И.А. Социальные познания и мир повсед­
невности. — М., 1987; Дубинин И.Н., Гуслякова Л.Т. Динамика обы­
денного сознания. — Минск, 1985; Пукшанский Б.Я. Обыденное знание:
опыт философского осмысления. — Л., 1987 и др.

21 Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические иссле­
дования.— 1988. — № 2.

22 Новые направления в социологической теории. — М., 1978.

23 Аутвейт У. Реализм и социальная наука // Социологос. Социология.
Антропология. Метафизика. — М., 1991. — Вып.1. Общество и сферы
смысла. — С. 150.

24 Там же. — С. 152.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...