![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
История первая рассказывает о социологическом изучении работы "приемщиц", занятых в сфере бытового обслуживания. Работа проводилась по заказу Министерства бытового обслуживания СССР в связи с жалобами населения на низкое качество обслуживания. Тщательное изучение жалоб, опросы клиентов, анкетирование работников отрасли позволили рекомендовать администрации внедрить конкурсную систему отбора и трудоустройства приемщиц заказов, поскольку дефицита кадров на эти должности не наблюдалось. Не прошедших конкурс собирались уволить как "отработанный ресурс''. При этом не учитывались следующие обстоятельства: в процессе изучения не было обнаружено лиц, профессионально непригодных к работе приемщиц. Однако было выявлено, что для всех работающих здесь критическим пределом был срок работы шесть лет, после чего у большинства из них развивались различные формы неврозов. Практические рекомендации о конкурсе и избавлении от "отработанного ресурса" устраивали администрацию, но были бесчеловечны по отношению к работницам. А ведь характер рекомендаций мог быть иным: можно было определить, что сделать, чтобы уменьшить нервные нагрузки работниц, улучшить условия их работы с тем, чтобы ликвидировать столь раннее нервное истощение и улучшить тем самым состояние обслуживания.
История вторая относится к изучению работы начальников отделов и секторов крупного научного подразделения предприятия с целью определения соответствия их занимаемой должности. В результате исследования произошли такие кадровые перестановки руководителей среднего звена, в процессе которых были убраны творческие, ищущие люди, плохо адаптируемые к условиям жестких организационных структур. Как следствие этого повысилась "управляемость"
_________ СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ____________
разделения, но резко понизился его научный творческий по-тенциал, проявлена антигуманность по отношению к умным работникам.
Социолог, описывающий данные истории, делает следующее заключение: "Допустим, руководящему работнику можно простить социологическое невежество... Но социолог (не по диплому — по должности) обязан занять профессиональную позицию, которая, между прочим, предполагает не только установку на "технологичность" знания, практическую полноценность, но и гуманитарный подход к любой проблеме"21. Таким образом, антигуманность социальной инженерии (даже той ее разновидности, которая связана с управленческой деятельностью и направлена на повышение эффективности работы администрации) не есть изначально присущее ей качество. Характеристика ее с этой точки зрения (гуманна — антигуманна) обусловлена различием вариантов ее осуществления. Что касается "технологичности" социальной инженерии (стандартизации, простоты, надежности), то она (технологичность) не означает непременно подход к людям как к "неодушевленным предметам". Гуманистичность тоже может быть технологичной, то есть предполагает использование некоторых стандартных и надежных приемов ее обеспечения.
Перейдем далее к тем аргументам, которые выдвигает Карл Поппер в защиту социальной инженерии, выступая одновременно против радикально-критических прожектов, называемых им "историцизмом" и "пророчеством". Прежде всего обратим внимание на то, что К.Поппер не сводит социальную инженерию к социологии "малых дел" — преобразованию конкретных ситуаций, изменению состояния дел в отдельных фирмах и организациях. Для него социальная инженерия — это целенаправленное изменение социальных институтов, основанное на знании законов исторического развития и предсказании возможных результатов преобразований. У К.Поп-пера, как и у других социологов, отношение к социальной инженерии определяется методологической позицией. Его позиция — антисциентистская и антипозитивистская. В основе попперовской методологии не только признание эмпирического характера социологической науки, но и настаивание на теоретической ее природе. "Говоря, что социология является теоретической дисциплиной, мы имеем в виду, что
РАЗДЕЛ 4
она призвана объяснять и предсказывать события с помощью теорий или универсальных законов (которые она пытается открыть). Называя ее эмпирической, мы хотим сказать, что она опирается на опыт; что события, которые она объясняет или предсказывает, — это наблюдаемые факты, и что та или иная теория принимается или отвергается на основании наблюдения"22.
При этом К.Поппер различает два вида предсказаний и соответственно — двоякую практичность. Первый вид он называет "пророчеством". (Например, предсказание о приближении тайфуна. Оно является практически важным, так как дает людям возможность вовремя укрыться.) Относительно второго вида предсказаний К.Поппер пишет следующее: в противоположность пророчествам предсказания второго рода мы можем охарактеризовать как технологические, поскольку они образуют основу для инженерии. Они, так сказать, конструктивны, поскольку уведомляют нас о шагах, которые мы можем предпринять, если хотим добиться определенных результатов23. (Например, в случае тайфуна предложить конкретную конструкцию убежища, которое может людей от него защитить.) Однако социально-инженерная деятельность, технологичная по самой своей природе, может быть только частичной, основанной на практическом применении частичной технологии. При этом она охватывает социальную деятельность различного рода — как частную, так и государственную, связана с целенаправленным изменением различных социальных образований: небольших магазинов, страховых компаний, школ, системы образования, органов охраны правопорядка, церкви, суда и пр. "Частичный" технолог, или инженер, понимает,что лишь немногие социальные институты были спроектированы сознательно, тогда как огромное большинство просто "выросли", будучи непреднамеренными результатами человеческих действий24.
"Полное переустройство" общества, по мнению К.Поп-пера, невозможно из-за нетехнологичности таких попыток. Стремление осуществить переустройство, достичь конечную цель К.Поппер называет утопической инженерией и доказывает, что это худший случай манипуляторства. В осуществление авантюристических проектов (типа "централизованного планирования и государственного переустройства") вовлекаются большие массы людей, целые народы, которые стано-
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
иится марионетками в руках безответственных политиков, культивирующих на самом деле тоталитарные режимы.
Проблема технологичности преобразования социальных институтов общества, социально-инженерного характера)гих преобразований является одной из важнейших проблем, с решением которых сталкивается социология в переломные периоды развития общества, в периоды социальных кризисов. Соображения К.Поппера, направленные в защиту частичной (технологически обоснованной) социальной инженерии и его аргументы против авантюризма "утопической социальной инженерии" имеют в эти периоды особую ценность. Трудно, например, согласиться с тем, что принятие решений, изменяющих подчас судьбы планеты и тысяч людей, лишь на основе интуиции или учета "общих закономерностей", благих пожеланий — более гуманная акция, чем осуществление мероприятий (естественно, обусловленных определенными социальными приоритетами), которым предшествуют исследование конкретных механизмов и зависимостей, строгий расчет и измерение, составляющие основу любой инженерной деятельности.
4.3. Социология и власть. Гражданская позиция социолога
4.3.1. Кому и чему социологи служат. Политика и социология
К числу важных вопросов, которые возникают в связи с признанием активной роли социологии в обществе, относятся следующие: во-первых, на кого социология оказывает воздействие, кто проигрывает и кто выигрывает от социологической активности; во-вторых, какими способами, по каким каналам это воздействие осуществляется. Частично ответы на jth вопросы содержались и в предыдущих разделах, касающихся функций социологии, профессионализации социологической деятельности, понимания характера социально-инженерной деятельности социолога и т.д. Поставленные вопросы лишь конкретизируют общие вопросы о природе и назначении социологии как науки. И тем не менее на них следует остановиться подробнее.
РАЗДЕЛ 4
Попробуем ответить на первый вопрос. Считая, что ответ на него необходим для осмысления социологической деятельности, американский социолог Герберт Ганс разъясняет его содержание следующим образом: необходимо оценить, "что и зачем мы делаем для страны в целом и для каждого из слоев общества. Нам необходимо знать, кому мы помогаем, а кому наносим вред намеренно или неумышленно, чтобы определить, что не следует делать во имя лучшего общества, хотя понимание "лучшего", конечно, может быть различным"25. Воздействие на общество (страну) осуществляется в двух направлениях: во-первых, через представителей власти, принимающих решения и готовых считаться с выводами и заключениями, которые делаются социологами. Во-вторых, социология, популяризируя результаты своей деятельности, оказывает влияние на общественное (в частности политическое) сознание, воздействуя практически на все основные группы населения. Ясно, что характер этого воздействия различен. Различны и точки зрения по поводу того, что следует, а чего не следует делать социологу. Представители социально-критического направления считают, что всякое участие в подготовке и осуществлении социальных программ, проводимых властными структурами, означает, что "исследователь встает на сторону власти, разделяет ее взгляд на мир и становится ее профессиональным защитником и проводником"26. Отказ от участия в выработке и проведении социальной политики ("частной социальной инженерии" в терминологии К.Поп-пера) считается характерной чертой современной общественной науки.
Такую позицию вряд ли можно считать оправданной. Во-первых, потому, что гуманистичность социологии, как уже отмечалось, неверно связывать с разоблачительной ее ролью. Гуманистичность должна быть конструктивной. Это значит, что социологические знания должны доводиться до уровня технологии и воплотиться в программы и проекты, реализация которых окажет практическое воздействие на жизнь людей, в соответствии с провозглашаемыми гуманными принципами. В настоящее время все это практически невозможно без взаимодействия социологов с властными структурами.
Опыт взаимодействия социологов с властными структурами при подготовке и осуществлении государственных прог-
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
|ымм не столь большой. В американской учебной литературе указывается на то, что вехой в этом отношении явились 60-е юды (напомним, что именно в эти годы в СЩА значительно расширились масштабы чтения курсов по прикладной социологии в учебных заведениях — см. 4.1.2). "Первой ласточкой, возвестившей о новых взаимоотношениях социальных паук вообще, социологии в частности, с государственной политикой была отмена Верховным судом США закона о сегрегации, принятого в 1896 году и определяющего раздельное обучение черных и белых. Значительную роль в том, что это решение было принято, сыграли социальные науки. Это послужило толчком для новых взаимоотношений социологии и других социальных наук с государственной политикой: роль зтих наук в ее осуществлении постоянно возрастала. К 80-м годам правительство уже тратило около 1,8 биллиона долларов в год на социально-научные исследования. 60% из них расходовались Департаментом здоровья, образования и благосостояния"27.
Разумеется, взаимоотношения социологии и государственной политики даже в такой стране, как США, где в наибольшей степени развита прикладная социология, не следует идеализировать, ибо и здесь "социальная наука остается недоиспользованным национальным ресурсом"28.
Что касается отечественной социологии, то ее воздействие на государственную политику и прежде (в бывшем СССР) и сейчас (в независимой Украине) еще менее значимо. В 1986 году на расширенном пленуме Советской социологической ассоциации обращалось внимание на то, что практически невозможно назвать крупное управленческое решение, затрагивающее насущные интересы многих слоев и групп, к подготовке которого привлекались бы социологи. Масштабные решения, оказавшиеся впоследствии несостоятельными (вытеснение личных подсобных хозяйств, преобразование колхозов в совхозы, разделение сельских населенных пунктов на "перспективные" и "неперспективные" и многие другие), принимались без социологической экспертизы. Практически не привлекались социологи к проектированию, постановке, контролю и обобщению социально-экономических экспериментов. И это тогда, когда у отечественных социологов уже было "что сказать" практикам. Но о социологических реко-
РАЗДЕЛ4
мендациях подчас вспоминали лишь через 10 — 20 лет после; их появления29.
Причины невостребованности или недовостребованности социологии складываются из многих факторов, но главный из них состоит в том, что интересы страны и ее граждан, с одной стороны, и интересы властных структур, с другой, в значительной степени не совпадают. Это, как оказалось, характерно практически для любого общества. "Социальные запросы" общества, которые, как принято считать, не только оказывают сильнейшее воздействие на социологию, но обусловливают и ее отдачу, способность общества воспринять и использовать социологическое знание, оборачиваются запросами властвующей верхушки. Вот почему особый интерес к социологии проявляется в период избирательных кампаний и то лишь тогда, когда избиратели имеют возможность осуществлять выбор. Прислушиваются к тем ее (социологии) рекомендациям, которые необходимо учесть для сохранения имеющейся власти, своего выживания. Однако всяческое устранение социологов от выработки и осуществления государственных программ, особенно игнорирование социальной политики, чревато серьезными отрицательными последствиями и для граждан государства, и для социологии, так как самоустранение может рассматриваться как свидетельство беспомощности социологии, ее несостоятельности либо безразличия к нуждам граждан.
Подводя итоги выяснения взаимоотношения представителей власти и социологов, можно сослаться на характеристику трех типов взаимоотношения социологии и политики, которую дает американский социолог Э.Шилз: "Первый — "манипулятивный" — характеризуется сотрудничеством с властями." социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведением. Второй — "критический" — тип политической ориентации имеет место, когда социологи отказываются от сотрудничества с властями, занимают аналитическую позицию по отношению к проводимой в обществе политике. Третий — "согласительный" — тип ориентации означает использование социологии для трансформации взаимоотношения власти и субъекта с целью их сближения"30. Характерно, что именно «согласительный», а не «критический» тип взаимо-
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
отношения Э.Шилз связывает с гуманистической функцией социологии.
Влияние социологии на общественную жизнь не сводится к воздействию на властные структуры. Социология посредством распространения социологических знаний воздействует па все слои общества, давая им ориентиры, помогая разобраться в сложных проблемах изменяющегося общества, определяя возможные варианты деятельности, соответствующие реальным условиям и выявленным тенденциям. В обыденное сознание проникают не только социологическое знание, социологическое толкование происходящих событий и процессов. Далеко за пределы профессионального социологического сообщества проникает социологический стиль мышления. Последний состоит в умении (как выразился один из известных современных социологов Питер Бергер) видеть "человека в обществе и общество в человеке", понимать, как в единый узел завязываются индивидуальное и общественное, как образуется взаимопереплетение качественно различных событий, происходящих в обществе.
В данном случае реализуется не только просветительская, но и идеологическая функция социологии, ибо социологическая информация по самой своей сути (будучи актуальной, затрагивающей насущные интересы и потребности людей) является одновременно ориентирующей, мобилизующей, воспитательной. Эту особенность социологического знания не следует недооценивать, а потому социолог должен относиться к распространению и популяризации социологической информации с чрезвычайной осторожностью и ответственностью. Тем не менее социолог в силу особенности своей деятельности не может оставаться в "башне из слоновой кости". Более того, он должен стремиться оказывать максимальное воздействие на других — такое мнение в настоящее время бытует среди социологов.
Каким образом осуществляется это влияние, какие каналы воздействия социологии (если учитывать опыт ее развития во многих странах) на общественную жизнь в настоящее время используются? Прежде всего, конечно, следует указать на значимость социологического образования. Масштабы и уровень его развития — основная база для активного вторжения социологических знаний и соответствующего стиля мышления в различные сферы общественной жизни. Социологиче-
РАЗДЕЛ 4
ское образование в настоящее время осуществляется не только при подготовке социологов-профессионалов. Курсы социологии в различных странах читаются для овладевающих многими смежными профессиями в высших и средних специальных учебных заведениях и даже в школах. В Украине с 1992 года курс социологии в качестве обязательного введен во все высшие учебные заведения, она читается при подготовке специалистов всех профилей.
Другим каналом распространения социологических знаний является сотрудничество социологов-профессионалов с социологами-непрофессионалами. Последние — многочисленные группы либо "индивидуалы", которым приходится заниматься обследованиями, предполагающими использование социологических подходов и методов. Такая необходимость может возникнуть при выполнении основной работы у специалистов различного профиля — учителей, врачей, администраторов, а также при выполнении различной общественной работы. Социологам не следует избегать сотрудничества с "непрофессионалами" и по возможности оказывать им консультационную и методическую помощь. Для популяризации социологических знаний важное значение имеют различные средства массовой информации, издательская база. Популяризация предполагает использование языка, понятного широкому кругу неспециалистов, простым людям, для которых язык социологических категорий недоступен. Освоение социологических категорий, как уже отмечалось (см. 3.2.1), необходимо для осуществления социологической деятельности, для контактов с коллегами, социологами-профессионалами. Социологическая деятельность, однако, предполагает способность выразить содержание социологических категорий на общедоступном языке.
Эту способность социолог должен развивать в себе. Как пишет, например, Райт Миллс, социолог должен уметь излагать свои мысли изящно и ясно. Он считает, что язык социологии сформировался тогда, когда эта наука пользовалась наименьшим уважением среди других, даже аналитических, дисциплин. Этим определяется усложненность, тяжеловесность социологического языка. Авторитет социологии только выиграет, если социолог будет помнить, что "писать означает претендовать на внимание читателя". Р.Миллс дает следующий совет социологам: "для того, чтобы преодолеть академи-
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Иескую прозу, вам надо прежде всего преодолеть академическую позу"31.
Не у всех в одинаковой степени это получается. Поэтому особую ценность имеют работы так называемых социологов-публицистов, которые умеют совместить высокое профессиональное мастерство с развитой способностью популяризации. К таким социологам в западной литературе относят обычно Дэвида Рисмена. Как свидетельствует опыт популяризации социологической информации, наибольший эффект (и с наименьшими издержками, состоящими в ее искажении) достигается тогда, когда социолог популяризирует "свою" информацию, то есть ту, которую он добыл сам или принимал активное участие в ее получении. Привлечение к популяризации социологической информации других, не связанных непосредственно с проведенной социологической работой, людей (особенно если требуется интерпретация либо комментарий) желательно лишь при условии соответствующей проверки и контроля со стороны социолога.
Эти два направления воздействия: а) на властные структуры с целью осуществления социально-инженерной деятельности; б) "на всех" — для популяризации социологических знаний и просвещения, — неразрывно связаны друг с другом и в значительной степени смыкаются. Действительно, реализация социальных проектов и использование социальных технологий, как правило, предполагают участие в этом тех людей, которые являются в данном случае объектом воздействия. Их подготовленность к проектируемым преобразованиям, осознание их необходимости и полезности существенно повлияют на реализацию проекта. Например, если целесообразность введения новых форм организации труда (замена, например, индивидуальных форм коллективными, бригадными формами) не осознана рабочими, а выгода от такого новшества (и для предприятия (фирмы) и для самих рабочих) не доведена до сознания руководства и рядовых работников, го осуществление проекта такой реорганизации (даже если он будет достаточно технологичен) натолкнется на серьезные препятствия.
Это тем более относится к осуществлению крупных государственных проектов, к проведению масштабных социальных реформ. При этом эффективность реализации социальных проектов будет тем больше, чем в большей степени не-
РАЗДЕЛ 4
обходимость их осуществления становится фактом обыденного сознания, воспринята "здравым смыслом". Популяризация социологических знаний среди управляющего персонала, представителей властных структур позволит избежать либо смягчить проявление технократического управления. Правило, которое должно быть усвоено руководителями различного уровня и разумность которого подтверждается многообразными социологическими данными, состоит в следующем: нельзя осуществлять преобразование, затрагивающее насущные интересы людей, без учета того, как эти преобразования будут ими восприняты.
4.3.2. Этика социологической деятельности. Профессиональный кодекс социолога
В различных учебниках социологии, издаваемых за рубежом, как правило, содержится раздел, посвященный этике социологического исследования. Целесообразно, однако, ставить вопрос шире и рассмотреть проблему этики любой социологической деятельности, которая, как отмечалось ранее (см. 4.1 и 4.2), не сводится к социологическому исследованию. Что касается последнего, то нравственная норма, которой социолог должен руководствоваться, состоит прежде всего в объективности (непредвзятости). Этому, впрочем, должен следовать любой исследователь.
Для социологов важно также соблюдать строгую конфиденциальность — сохранять в тайне ту информацию, которая может повредить людям, находящимся в роли обследуемых. Для иллюстрации данного правила обычно ссылаются на изучение различного рода противоправного поведения — гомосексуализма, наркомании, проституции и др. Ясно, что работу исследователя нельзя отождествлять с работой следователя, хотя существует некоторое сходство в их работе. В одном из учебников социологии рассказывается, например, об изобретательных способах проведения исследования гомосексуалистов. Исследователю, с одной стороны, удалось охарактеризовать семейную жизнь изучаемых, не выдавая их тайны ни близким, ни полиции. С другой стороны, в результате проведенного исследования удалось привлечь внимание общественного мнения к факту несправедливой оценки поведения гомосексуалистов, доказать, что их поведение не является
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
общественно опасным и не должно быть уголовно наказуемым32.
К этике социологического исследования относят также вопросы, которые приходится решать социологу при организации исследования, в ходе его проведения: как быть, если люди отказываются участвовать в проводимых экспериментах, отвечать на поставленные вопросы. При характеристике этики социологического исследования отвечают и на такие вопросы: если субъекты социологического исследования не осознают истинной цели наблюдателя, является ли это вторжением в их частную жизнь и в какой степени оправдано это вторжение?
Действительно, ряд проблем возникает в связи с тем, что источником социологической информации является сам человек. И сохранение его достоинства, уважение к его праву не давать компрометирующую информацию либо сообщать сведения, которые он хотел бы держать в тайне, является законом социолога. Это, кстати, одно из различий деятельности социолога-исследователя и юриста-следователя. Во многих случаях деликатность социолога, его контактность становятся необходимым условием получения информации.
Но существует и более сложная проблема, аналогичная тем, на которые ссылались, когда речь шла о социально-инженерной деятельности (см. 4.2.2). В прикладных исследованиях часто возникает вопрос, на который не всегда можно дать однозначный ответ: может ли социолог давать заказчику (в качестве которого, как правило, выступает либо представитель власти, либо управленец какого-либо уровня) информацию, которая повредит людям, усложнит их положение (их уволят, переведут на другую работу, наконец, закроют предприятие и т.д.)? Должен ли социолог исходить из интересов "дела", которому вроде бы служит чиновник, давший заказ, или долг социолога — исходить из интересов людей, которые обследовались? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Многое зависит от способа "подачи" информации, ее интерпретации и осмысливания (сошлемся на примеры, которые приводились ранее — см. 4.2.2). Ясно, что категорически неприемлемы всякие попытки фальсификации информации, если даже при этом руководствовались "благими" побуждениями, "гуманистическими" идеалами. Тем не менее заповедью "не навреди" не в меньшей степени, чем
РАЗДЕЛ 4
![]() | ![]() |
врач, должен руководствоваться и социолог. Дать точные рецепты, как в каждом конкретном случае следовать этой заповеди, практически невозможно. Это может подсказать нравственная интуиция, которая у социолога должна быть развита.
Если прислушаться, однако, к классикам социологии, которые умели размышлять и сочетать гражданский долг с высоким уровнем профессионализма, то интересна п этом плане позиция Макса Вебера. Он считал, что деятельность в области социологии неразрывно связана с этикой, хотя сама социология не может служить нравственным руководством, ибо ее задача — давать непредвзятое знание. Однако социолог должен придерживаться особой этики, которую М.Вебер называл "этикой ответственности". Суть ее состоит в том, что необходимо предвидеть последствия своей деятельности. Этот принцип М.Вебер распространял и на преподавательскую работу. Он считал, что единственной специфической добродетелью, которую следует воспитывать в студентах, является "интеллектуальная честность". Этим он не хогел сказать, что следует готовить "чистых специалистов" в самом прямом смысле этого выражения. Он хотел подчеркнуть лишь, что следует разделять одно и другое — профессионализм и нравственный долг, ибо последнее связано с глубоко личными жизненными решениями, "к которым каждый человек должен прийти сам" и которые он должен обрести "в собственной совести"33.
Итак, практическая оценка должна быть отделена от самого знания, для получения которого необходимо проявить "интеллектуальную честность". Социология не является нравственным руководством, но сам социолог должен руководствоваться в своей деятельности нравственными принципами, что является делом его совести. Но откуда социолог берет эти принципы, как формируется его нравственная позиция? Решающую роль в этом, по мнению М.Вебера, играет философия. Именно она позволяет оценить смысл социологической деятельности, сформировать способность предвидеть ее результаты. Мы опять-таки пришли к тому, с чего начинали знакомство с социологией, выясняя ее связи с другими областями знания и, в частности, с философией (см. 1.2.2): к признанию значимости философии для социологии. Для практической деятельности в области социологии важно
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!