Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры – моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия. Эта разновидность игр называется имитационными играми (в науке, в производстве и высшей школе - деловыми). Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление, создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества.
Истоки деловой игры (ДИ) восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполняющим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры – военная игра, зародившаяся в 17 веке. «Потешные полки» юного Петра и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.
Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом.
В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться начиная с 60-х годов. В настоящее время они используются в институтах повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных.
Сущность и принципы деловой игры представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени (экзаменационная сессия, перспективный план развития предприятия и т.д.). Деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она имитирует предметный контекст-обстановку условной практики и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Т.о., в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте – на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности. В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающие в себе учебный и профессиональный элементы.
В процессе деловой игры осваиваются:
- нормы профессиональных действий;
- нормы социальных действий; т.е. отношений в коллективе производственников. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотносятся свои интересы с партнерскими и таки образом через взаимодействие с коллективом познавая себя.
Принципы разработки проведения деловой игры по А.А.Вербицкого:
- принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;
- принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;
- принцип совместной деятельности;
принцип диалогического общении;
- принцип двуплановости;
- принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности [82 с, 193].
Принципы организации учебных ДИ:
- принцип имитационного моделирования ситуации:
- принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;
- принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
- принцип диалогического общения;
- принцип двуплановости игровой учебной деятельности [82, с. 185-193].
Структура деловой игры. В силу отсутствия единой концепции деловой игры разработчики исходят из собственного эмпирического опыта, соображений здравого смысла или заимствуют отдельные структурные элементы ДИ у других авторов.
Структура по А.А.Вербицкому состоит из 1) имитационной модели – прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе. 2) игровую модель – задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью, где имитационная модель воплощается в таких структурных компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель состоит из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры.
Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей – обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Например (ИПК, ФПК),
1 этап – информационно-теоретический – операции: 1) вводная беседа; 2) исходная информация о ДИ.
2 этап – организационный – операции: 1) трехступенчатые выборы двух лекторов и двух экспертов; 2) ознакомление с ролями в 3 этапа.
3 этап – чтение и оценка лекции – операции: 1) чтение 1 лекции, оценка 1-й лекции, 3) чтение 2-й лекции, 4) оценка 2-й лекции.
4 этап – заключительная дискуссия – операция: 1) обсуждение в группах. 2) выступление лекторов, 3) выступление преподавателя, 4) выступление преподавателя – руководителя игры.
Советы и рекомендации разработчикам и пользователям ДИ.
1) Использовать ДИ только там, где необходимо – это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени пространстве.
2) Подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами и реакцию другого преподавателя, которая может быть неадекватной.
3) Нужны предметная и социальная компетентность участников, поэтому необходимо начать с анализа производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Формировать культуру дискуссии.
4) Структурные компоненты ДИ должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.
5) Игра строится на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры, что требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.
6) Режим работы для студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.
7) В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд[39]
Помимо моделирования производственных ситуаций можно моделировать предметное и социальное содержания осваиваемой профессиональной деятельности в инженерных деловых играх. Инженерные деловые игры могут стать целым классом учебных игр в техническом вузе. Их использование в учебном процессе позволяет задать предметный и социальный контексты профессиональной деятельности уже на первом курсе, определить условия развития теоретического и практического мышления инженера, его способности работать в коллективе, инициативы, ответственности. В числе общеинженерных умений можно отметить анализ профессиональных ситуаций, целеполагание, выбор оптимального решения технических задач, их вариантов, обработку и оформление данных, анализ и оценку достигнутых результатов., что способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности инженера новой формации, удовлетворяющей требованиям времени.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2039 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!