Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и задачи геральдики



Слово геральдика происходит от средневекового лат. Herold - глашатай, в обязанности которого входило описывать герб рыцаря, участвующего в турнире. Геральдика (иначе гербоведение) - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы, как специфический источник. Но средневековыми герольдами не только описывались гербы, но и вырабатывались особые правила, позволяющие и “ прочитать ” герб, и составить его, пользуясь соответствующими приемами. Т.о., в понятие “геральдика” вводится и момент изучения герба, и правила его составления. Поэтому, существует такое ее определение: геральдика - это дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и развития, а также - наука о составлении герба, предусматривающая систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах герба и в соответствии с этими знаниями - его художественное воплощение.

Современная научная геральдика включает в себя три раздела - собственно гербоведение, символику и эмблематику. Все они имеют свой предмет исследования.

Основным предметом собственно геральдического исследования является герб. Слово это славянского происхождения, оно соответствует польскому herb (erb и irb на других славянских наречиях), в переводе означает “ наследство ”, что определяет одну из основных сторон герба. Герб – это отличительный знак отдельных лиц, фамилий, родов, государств, учреждений и т.д. Гербы имели также различные средневековые ремесленные корпорации (цеха, гильдии и пр.). Гербы составлялись по общепринятым правилам, что позволяло прочесть заложенную в них информацию. П.П. Винклер давал такое определение герба: “Гербом называется символическое изображение, составленное на основании точных законов и утвержденное верховной властью”. Герб состоит из комплекса символов и эмблем.

Основной предмет исследования символики - символы - условные знаки, имеющие определенную условную форму, и отражающие в этой абстрактной форме то или иное понятие, связанное у человека с получением определенных знаний. Символы существовали у разных народов с древнейших времен. Они рождались в результате познания человеком окружающего мира. Классические символы наиболее древние - это условные знаки для обозначения светил, планет, звезд, стихий, а также человека, его жизни, смерти, пола. Они имеют разные вариации у разных народов, но, тем не менее, понятны даже на ранних стадиях развития человека, когда еще нет языковых контактов, и знание, переданное через знак, более доступно пониманию и запоминанию, чем чужой язык. Существуют еще прикладные символы - условные знаки, которые возникли при развитии наук и искусств для обозначения разных специальных понятий в этих отраслях знания (напр., математические символы - плюс, минус, квадратный корень, интеграл и т.д.; знаки Зодиака, астрономические символы, музыкальные символы и т.д.).

Символы обычно олицетворяют высокие абстрактные понятия, которые невозможно кратко описать или сформулировать словами. Это затруднение и заставляет людей изображать такие понятия через знак-символ, сам по себе может ничего и не значащий, но легко связываемый всеми именно с данными абстрактными понятиями. Поэтому символы легко усваиваются целыми идейными течениями и движениями, имеющими зачастую довольно пестрый национальный и социальный состав, но объединяющимися вокруг как будто ничего особенного не обозначающего знака. Так, христианство выбрало себе в качестве эмблемы крест, ислам - полумесяц, фашизм - свастику и т.д. Крест и свастика - древнейшие символы солнца, полумесяц - луны.

Характерная особенность символа - его неизменность: возникнув однажды, он остается без изменений.

В современном языке понятие “символ” часто смешивается с понятием символического изображения, которое для краткости тоже именуют “символ”. Но если символ - абстракция знания, то символическое изображение наоборот - его предельная конкретизация, поскольку каждое символическое изображение строго соответствует определенному объекту, который оно символизирует. Напр., Эйфелева башня - символическое изображение Парижа, Белый дом - символическое изображение президентской власти США, Капитолий - символическое изображение конгресса, законодательной власти США. Символ является “ вечным ”, неизменным, а символические изображения исторически непостоянны, они возникают стихийно, и далеко не всегда имеют международное признание. Так, в начале своего существования Эйфелева башня считалась не "символом", а позором Парижа, его символическими изображениями были Нотр-Дам или Лувр. А в будущем у Парижа может возникнуть совершенно иное символическое изображение, более отвечающее духу времени. Т.о., временность, непрочность исторического существования - это важная отличительная черта символических изображений, отличающая их от символов.

Основным предметом исследования эмблематики являются эмблемы. Как вспомогательная историческая дисциплина, эмблематика изучает происхождение и историю эмблем. Эмблематика имеет важное значение в изучении не только геральдики, но и сфрагистики, нумизматики, вексиллологии. Эмблема в определенной степени - противоположность символу, хотя это тоже условное изображение какого-то понятия. Во-первых, эмблема - это не абстрактный знак, а вполне конкретное изображение фигур, тематический диапазон которых чрезвычайно широк, но относительно их должно существовать международное согласие или традиция насчет формы или вида их изображения. Т.е., эмблема должна иметь эталонное изображение, и должна обладать международной или общенациональной узнаваемостью. Во-вторых - эмблема - это нарисованная идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которых зашифровано их условное традиционное значение. Это значение должно быть понятно в масштабах всего мира, либо целой страны, либо в масштабе более узкой географической или общественной социальной общности. Например, изображение солнца - эмблема света, жизни, а отсюда - счастья и богатства во всем мире. Роза - эмблема любви в Европе, Америке, на Ближнем и Среднем Востоке, но не является такой эмблемой на дальнем Востоке, в Океании, в Африке. Еще более узкое значение имеет змея, которая в Азии - эмблема мудрости, а в Европе, и особенно в католических странах Латинской Америки, - эмблема зла и коварства. Есть эмблемы и с еще более узким географическим ареалом распространения, имеющие значение лишь для одного народа или узкой этнической группы. Например, в Японии карп - эмблема силы и целеустремленности, а в других странах мира к этой рыбе относятся лишь как гастрономическому объекту. Нередко эмблемы, изображающие известные по всему миру растения или животных, олицетворяют совершенно различные и даже противоположные понятия. Так, репейник, национальная эмблема шотландцев, в России означает никчемность (“лопух!”); черепаха - эмблема медлительности в России, служит эмблемой мудрости в странах Африки; заяц - эмблема трусости у русских, считался эмблемой хитрости и даже храбрости, находчивости у негров США. Иногда несоответствия в трактовке эмблем у разных народов приводят к политическим неприятностям. Поэтому политические деятели обязательно должны знать традиции других стран и, в частности, эмблематику.

Т.к. эмблематика использует для создания эмблем самые обычные, реальные объекты, в середине XVIII в. установилось общеевропейское, а в XIX в. международное правило: для отличия эмблемы от простого рисунка давать изображения в условно-стилизованном виде. Международных канонов для этого нет, но стилизация должна чувствоваться настолько ясно, чтобы, взглянув на изображение, любой человек в любой стране мог понять, что он имеет дело с эмблемой, а не с реальным рисунком.

Основной задачей геральдики, как вспомогательной исторической дисциплины является определение принадлежности гербов. Историк постоянно встречается с описаниями или изображениями гербов на самых разных предметах материальной культуры: это рукописи и книги, монеты и печати, оружие, утварь, одежда, памятники архитектуры и пр. Для человека, не знакомого с геральдикой, герб, остается загадкой. Но даже если исследователь умеет правильно прочесть герб, он зачастую не может справиться со всей информацией, заложенной в гербе, понять, почему он помещен на том или ином предмете, как соотносится с другими гербами, какую роль играл в происходивших в то время событиях и т.д. Необходимость знакомства историка с геральдикой вызвана, прежде всего, нуждой в повышении информативной отдачи источника. Историку или искусствоведу, работающему с памятниками материальной культуры, геральдика может оказать большую помощь в определении времени и места происхождения предмета, а иногда и в личностной атрибутации материала. Это самое главное, традиционное применение знания геральдики.

Но гербы не только часть тех или иных исторических источников, они сами по себе своеобразный источник по многим отраслям исторического знания. Геральдика дает богатый материал по политической истории, фиксируя союзы, территориальные притязания, династические браки, а также по демографическим процессам в среде господствующего класса. Геральдические материалы могут быть привлечены при исследованиях в области истории общественного сознания, социальной психологии, при воссоздании психологической атмосферы эпохи.

В советский период геральдику, как и многие другие дисциплины, признали “буржуазной наукой” и практически забыли. Это привело к тому, что новые советские государственные городские гербы создавались с нарушением законов геральдики. Например, государственные гербы принято изображать на французском щите, но гербы союзных республик были вписаны в круглые щиты, которые по законам геральдики считаются женскими. А герб СССР вообще не имеет щита - главного несущего элемента в геральдике, без которого герб, по сути, не является гербом. В настоящее время разрабатываются и принимаются новые гербы городов, областей, национальных территорий и т.д., и долг историков принимать активное участие в их обсуждении, чтобы избежать геральдических ошибок.

Геральдика тесно связана с целым рядом смежных вспомогательных исторических дисциплин. В частности, гербы, принадлежавшие классу феодалов, формировались как родовые. Они передавали историю данного рода и его происхождение. Поэтому геральдика неразрывно связана с генеалогией. Поскольку гербы нередко помещаются на печатях, а нередко история возникновения герба тесно связана с печатями, геральдика соотносится со сфрагистикой. Причем эта связь настолько велика, что часто трудно разделить эти две вспомогательные исторические дисциплины. Сфрагистика и геральдика связаны с нумизматикой, т.к. на монетах нередко можно встретить изображение гербов.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 7683 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...