Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции культуры



Среди основных функций культуры называют:

· Производство новых знаний, норм, ценностей[91]. Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире, самом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. В современную эпоху развития общество находится в прямой зависимости от производства знаний, которое превращается в особую разновидность индустрии.

Новые отрасли труда, такие, как химия, автоматика, электроника, базируются в первую очередь на знаниях, а не на производственном опыте, игравшем первостепенную роль в старых отраслях. Индустрия знаний, производящая и потребляющая информацию, а не товары и услуги, охватывает в наиболее развитых индустриальных странах огромную часть национального производства. Так, в США в 1986 г. информационная сфера так или иначе охватывала 63% всех работающих. В 60-70-х гг. объем научной информации удваивался каждые 5-7 лет, в 80-х – каждые 20 месяцев, а с начала 90-х годов этот ритм стал ежегодным. Информационный взрыв оказывает глубокое воздействие на функционирование всего общества. Ситуация информационного взрыва требует радикальных изменений в способах хранения, систематизации и накапливания информации.

· Накопление, хранение, распространение (трансляция) знания, норм, ценностей. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от поколения к поколению, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами. Достижения микрокомпьютерной технологии позволили за 30 лет закодировать в электронные программы значительную часть того научного задела и информации, которую накопило человечество за предшествующие века своего существования.

Все компоненты культуры – ценности, знания, нормы и обычаи – в той или иной степени несут в себе функцию преемственности, осуществляя связь текущей деятельности и поведения с предшествующими образцами. В научной литературе принято называть традицией этот механизм воспроизводства культурной деятельности (а также и социальных или политических институтов), при котором эта деятельность повторяет прошлые образцы и признается нормативной в силу их наличия в прошлом. Зачастую можно также встретить и распространение термина традиции на сами нормы и социальные установления, которые таким образом воспроизводятся (национальные, религиозные и прочие традиции).

Культура репрессирует действия, направленные на достижение личных целей и поощряет действия, способствующие поддержанию социального целого. Но в одних культурах достижение личных целей допускается в большем объеме, а в других – в меньшем. В действиях традиционного типа цель есть, но она существует скрыто, она является элементом не структуры целей данного человека, совершающего действие, а структуры целей данной культуры в целом.

Любая культура обеспечивает совместную жизнь индивидов, налаживает коллективные действия, соотносит потребности и цели индивидов, строит модели взаимодействия по разным поводам. На основе культуры традиционного типа вырабатывается модель, в которой действия всех людей продуманы, соотнесены друг с другом, распределены по их значимости, закреплены в эталонах. Человеку остается только выполнять их последовательно. Человек осмысливает свои действия через культуру. Изменить действие можно только изменив эталоны, что означает ввести в культуру новый элемент.

· Целеполагание.

Культура фиксирует цели, перспективы и проекты человеческой деятельности, выясняет соотношение цель – средство, чтобы сосредоточить затрачиваемые усилия на достижение поставленной цели при разумном использовании возможных средств. Если действие индивида ориентировано на средства, адекватные для достижения поставленной цели, то такое действие М. Вебер назвал целерациональным. В действиях рационального типа человеку представлено на выбор много способов достижения определенного результата, и сама форма результата может варьироваться. От человека требуется только, чтобы при постановке целей и выборе средств достижения он соблюдал определенные принципы, которые оформляются в два вида: ограничительные и положительные, то есть человеку указывается, каких целей он не должен ставить и каких средств не выбирать, или ему предоставляются готовые способы действий, ведущие к определенным целям.

Выделяя тип действия, ориентированного на ценность (ценностнорациональное), М. Вебер подчеркивал, что оно определяется «через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую буквально собственную ценность определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха[92]». Такое действие основано на соответствии требованиям и заповедям, в соблюдении которых индивид видит свой долг и которым он придает особое жизненное (или сверхжизненное) значение. Пренебрегая конкретными обстоятельствами, преодолевая повседневные аффективные состояния, человек стремится к осуществлению более высоких или предельных ценностей, представляющих как желанное воплощение добра, истины, красоты, справедливости, порядка, богатства в противоположность злу, лжи, безобразию, несправедливости, беспорядку. Ценностная ориентация может привести человека к противоречию с сиюминутными интересами или заставить его не обращать внимание на негативные последствия во имя высшего долга и принципа.

· Коммуникативная.

Воспитание индивида, согласование действий или поддержание общности в целом невозможны без наличия различных форм культурной коммуникации. Культура обеспечивает иную форму общения – через систему коммуникаций, как обмен информацией посредством символов и образов. Без коммуникаций невозможны никакие формы отношений и деятельности. Даже принадлежа к одному обществу, нации или производственному объединению, люди в то же время разоб­щены. Их разделяют время, пространство, условия бытия или деятельности, а также социальные, возрастные, культурные и даже индивидуальные различия. Характер этой разобщенности все время меняется в зависимости от организации труда, социального, политического, психологического состояния общества или конкретной среды. Поэтому необходима постоянная, устойчивая, разносторон­няя и мобильная система коммуникаций, поддерживающая прием­лемую степень единства и дифференцированности общественного бытия.

Функции коммуникации настолько же разнообразны, насколь­ко различна жизнь общества. Конечно, исходная функция ком­муникации - взаимопонимание между участниками общего дела.

Таким образом, через коммуникацию культура осуществляет следующие задачи: а) интеграция общества и социальных групп; б) внутренняя дифференциация общества и групп; в) отделение общества и различных групп друг от друга и их общения.

Как полагал Т. Парсонс, важней­шим условием интеграции системы взаимодействия является при­сущая всем членам общества основа нормативного порядка, т.е. общая культура. Эта основа должна быть нормативной, чтобы кон­тролировать разрушительный потенциал самостоятельности каж­дой из единиц и направлять самостоятельные действия так, что­бы они усиливали друг друга, тем самым способствовали и усиле­нию самостоятельности системы в целом или составляющих ее единиц.

· Как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная или игровая культура, действующая в отведенной для нее сфере. Игра – существенный и специфический вид культурной деятельности, в которой, как часто полагают, человек выступает свободным от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Игра вместе с тем предстает как особая форма культурной деятельности, оказывающая влияние на многие стороны социальной регуляции. Элементы игры неизменно используются в таких важных регулирующих или социализирующих сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...